Житель иных стихий

Житель иных стихий

10 марта 2010 года исполнилось 100 лет со дня рождения режиссера и педагога Арона-Леонида Эммануиловича Лурье. Он родился в Одессе, образование получил в Минске и Москве, ставил спектакли на сценах театров России, Казахстана, Литвы и Израиля. Спектакли, поставленные им, были единодушно признаны прессой значительным явлением театральной культуры СССР. После репатриации режиссера в Израиль в 1972 году имя Леонида Лурье власти цинично вычеркнули из истории театра. А сколько больших трудов позади!— безо всякого преувеличения. Искусствоведа Ирину Юкову, угрожая карьере, вынудили переписать диссертацию, так как там значительное место уделялось творчеству Леонида Лурье. Полностью был уничтожен иконографический материал и вся подборка рецензий о его спектаклях...

К юбилею — 50-ти летию Русского драматического театра Литвы, летом 1996 года, по инициативе художника Михаила Перцова и актера Артема Иноземцева, я начал воссоздавать архив режиссера Лурье – тщательно собирая и систематизируя сохранившийся материал. Занимаясь делом, в котором ни в коей мере не чувствовал себя специалистом, я тем не менее стремился ощутить ту атмосферу, увидеть картину режиссерских исканий. Объединив архивные исследования, интервью актеров и такие важные материалы, как протоколы худсоветов и партийных собраний, удалось весьма основательно документировать репертуар. К сожалению, до сих пор целиком не прочерчена историческая ретроспектива, остался неохваченным период фронтового театра и ГОСЕТ. На то есть причина: архивы и рецензии тех лет частично утрачены.

Теперь продолжу с начала…

Путь к сцене Леонид Лурье начал в 1931 году. Прежде чем стать режиссером, он занимался актерским мастерством в театральной студии при еврейском театре на идиш – «БЕЛГОСЕТ» в Минске. Театром и студией руководил народный артист БССР Мойше-Арн Рафальский (сценический псевдоним Михаил Рафальский) – соратник Соломона Михайловича Михоэлса. В студии «БелГОСЕТа» преподавали на тот момент В. Головчинер, Ф.Аронес, Б.Норд.

В 1936 году Лурье поступил на факультет режиссуры в ГИТИС им. Луначарского, где занимался в мастерской у режиссера и педагога МХАТ Николая Михайловича Горчакова. Дебют режиссера Леонида Лурье состоялся 21 мая 1941 года премьерой спектакля «Учитель» по пьесе С. Герасимова, а 25 мая состоялась еще одна премьера, спектакль «Фельдмаршал Кутузов» по пьесе В. Соловьева. Эти спектакли показывались накануне войны на сцене театра Революции в рамках гастролей Горьковского областного театра драмы в Москве.

В первые дни войны, 4 июля 1941 года Леонид Лурье получает диплом по специальности режиссер драматического театра и отправляется в Горький. В это время Лурье сотрудничает с режиссером Николаем Ивановичем Собольщиковым-Самариным. Имя этого крупного театрального деятеля в будущем будет стоять рядом с именем Леонида Лурье на одной афише по его инсценировке Лурье поставит на сцене Вильнюсского русского драматического театра спектакль «Дворянское гнездо». Во время войны, с 1942 по 1945 год Леонид Лурье работает основным режиссером Горьковского драматического театра им. В.П.Чкалова. Сегодня нам знаком не весь репертуар этого фронтового театра. Но в семье Леонида Лурье сохранились афиши времен Второй мировой войны, где указано, что в сезон 1942-43 года Леонид Лурье ставит пьесу «Слуга двух господ» Карло Гольдони. Во время войны играть спектакль о любви с улыбкой? Да, видимо зритель тогда, как никогда, нуждался в любви. Ведь что же еще могло помочь человеку в то время. Вспомним — сама пьеса написана в традициях средневекового карнавала, театра масок дель'арте с одной стороны, а с другой — в традициях реалистического театра. Этот шедевр итальянского театра, предлагает невероятное изобилие возможностей для работы актера. Осенью 44-го фронтовой театр им. В.Чкалова прибывает в Томск, к его труппе присоединяются артисты, вернувшиеся из Кемерово и из Нарымского окружного театра. Воссозданный областной театр открылся накануне Победы 30 апреля 1945 года спектаклем «Давным-давно» по пьесе Гладкова. На афише указано: восстановление пьесы — режиссер Л.Э.Лурье.

Осенью 45-го на режиссерской ярмарке в Москве С.М.Михоэлс приглашает Л. Лурье в ГОСЕТ, на должность режиссера-ассистента и преподавателя актерского мастерства в московском государственном еврейском театральном училище (МГЕТУ, директор М.Беленький).В 1946 году Лурье ассистирует Михоэлсу в постановке спектакля «Фрейлехс».

Спектакль представлял собой инсценировку еврейской свадьбы. Это был смех, перемешанный со слезами, спектакль показывал, что человеческое и светлое не может быть погублено в людях. Мария Ефимовна Котлярова, любимая ученица Александры Азарх-Грановской, игравшая во «Фрейлехс», вспоминает: «…Начало спектакля было посвящено памяти погибших. Звучит печальный реквием, в абсолютной темноте открывается занавес. Перед невидимым вторым занавесом грустным желтым пламенем горят семь свечей – минора. И только суровые глаза, горящие во мраке,… то были шесть молодых актрис, играющих мальчиков-служек, помощников двух «бадхенов», сопровождающих весь спектакль. Реквием прерывается фанфарами. На фоне фанфар вихрем влетает первый «бадхен» – Вениамин Зускин – свадебный дух. «Что вы делаете? Гасите свечи, задуйте грусть! Посмотрите! Полон зал, нас пришли посмотреть, послушать слова бодрящие, утешающие. Сейчас же смените траурное одеяние! Жизнь продолжается!» Своим платком он гасит свечи. Мы – служки – за кулисами снимали свои черные, мрачные халаты и выбегали в танце, в праздничных костюмах, какие были на бадхенах».

В 1948 году, после гибели Соломона Михоэлса, Лурье уезжает из Москвы в Караганду (Казахская ССР), работать главным режиссером Карагандинского объединенного драматического театра.В 1952 году он был назначен главным режиссером Псковского областного драматического театра.В Пскове Леонид Лурье (впервые после Вс. Мейерхольда) возобновляет постановку спектакля «Баня» — сатирическую пьесу Маяковского, более двадцати лет не игравшуюся на советской сцене. Премьера состоялась 24 апреля 1953 года. Обсуждение спектакля состоялось на гастролях Псковского театра в Ленинграде 11 мая 1953 года.

На спектакль специально приезжала Лиля Юрьевна Брик с мужем, составителем и редактором трех полных собраний сочинений Маяковского — Василием Абгаровичем Катаняном. Спектакль имел большой успех и в Ленинграде, и в Пскове, и в Риге. Роль изобретателя Чудакова исполнял артист Юрий Пресняков.

В августе 1955 года Псковский театр с большим успехом гастролировал в Вильнюсе с постановками Лурье. Художественное руководство Русского драматического театра, возглавляемое Виктором Головчинером, приглашает режиссера Лурье на работу в свой театр.

1 декабря 1956 года Леонид Лурье выпускает на сцене Русского драматического свой первый в Литве спектакль «Дворянское гнездо» по И.С. Тургеневу. Инсценировка Н.И.Собольщикова-Самарина, художник Е.Д.Пыжов.

В ролях: Марфа Тимофеевна – О.М.Холина, О.П.Кузьмина. В роли Лизы блистали М.П.Миронайте, и А.А.Ильина, в роли Лаврецкого — Л.В.Иванов, Я.И.Янин. В центральной газете «Советская Литва» от 20 декабря 1956 года выходит рецензия на спектакль «Дворянское гнездо». Автор статьи Е.Никитин пишет: «Что же привлекло театр к постановке «Дворянского гнезда»? Нам думается, что не только попытка разнообразить репертуар, но и те большие философские и нравственные проблемы, которые поднимает в романе И.С.Тургенев. Основная драматическая коллизия спектакля «Дворянское гнездо» — конфликт между потребностью личного счастья и чувством долга— ярко раскрывается писателем в образах Лизы Калитиной и Федора Ивановича Лаврецкого, тесно переплетается в романе с проблемой так называемого «лишнего человека». В 1958 году Государственный Академический театр драмы Литовской ССР приглашает Леонида Лурье на постановку спектакля «Мария Стюарт» по Шиллеру. В заглавной роли — Л.Купстайте, в роли Элизабет — А.Леймонтайте, граф Кент — А. Кернагис. Премьера состоялась весной 1958 года и имела широкий резонанс. 30 марта в газете «Komjaunimo Tiesa» вышла рецензия на спектакль. Рецензент отмечает: «В Государственном академическом театре драмы этот спектакль засверкал новыми красками, раскрывая перед зрителем мысли Шиллера и взаимоотношения господствующих слоев того времени. В этом большая заслуга актеров, которые отлично справились с задачей. Большую роль сыграло и режиссерское решение постановки... Большой объем пьесы не позволил исполнить ее всю целиком. Хорошо, что купюры в ней сделаны очень осторожно, они не нарушают основной мысли пьесы. Режиссер Л. Лурье свободно обращался с текстом Шиллера, отлично поняв основное в нем. Постановка спектакля «Мария Стюарт» в нашем театре — большой подарок зрителю. Надо надеяться, что это не последняя жемчужина в репертуаре театра». Ко дню театра в 1959 году Л. Лурье выпускает свой новый шедевр – спектакль «Кукольный дом» Г.Ибсена с Моникой Миронайте в заглавной роли.

Театральный критик Ирина Юкова особое внимание уделяет этой большой актрисе: «Большое мастерство раскрывает перед нами актриса в этой очень трудной роли. Об этом говорят и глубина трактовки образа, и безупречный пластический рисунок». Раскрытие образов пьесы Г.Ибсена режиссером-постановщиком критик оценивает очень высоко: «Судьба Норы — «куколки-жены», женщины, на первый взгляд хрупкой, но поднявшейся до понимания лживости и лицемерия окружающего ее общества, сумевшей восстать против его жизненного уклада, — эта судьба раскрыта театром в постановке, осуществленной режиссером Л.Э.Лурье с большим драматизмом и силой». Спектакль «Кукольный дом» много гастролировал. Вот какую оценку мне удалось найти в Тульской прессе за подписью К. Петровского: «Умение театра прочитать классику глазами современника, раскрыть ее действенное значение для наших дней наиболее полно проявилось в постановке «Кукольного дома». Спектакль, поставленный Л. Лурье, разоблачает фальшь, мишуру мещанской семейной жизни, торгашеские устои мира, продажность и лицемерие морали».В Вильнюсском русском драматическом театре Леонид Лурье прослужил 16 театральных сезонов и осуществил постановку 33-х спектаклей. Интересный факт: важным театральным событием Ленинграда 63-го года стали гастроли Вильнюсского театра со спектаклями «Идиот» по роману Ф.М.Достоевского и «Клоп» В.Маяковского. Автор инсценировки и режиссер-постановщик спектакля «Идиот» Л. Лурье, художник И.Иванов. В ролях: Мышкин – Ю.Пресняков, Настасья Филипповна – М.Миронайте, Рогожин – А.Иноземцев. На спектакли шли актеры БДТ. В обсуждении спектаклей принимали участие ведущие театральные критики, в числе которых — Константин Лазаревич Рудницкий. Театральный критик Ирена Алексайте о Ленинградских гастролях пишет в своей статье «Театр, жизнь, современность» в газете «Советская Литва» от 10 июля 1963 года следующее: «О том, что театру под силу большие творческие задачи, ярко, по-моему, свидетельствует несомненно лучший спектакль прошедшего сезона — «Идиот». Это постановка, в которой все творцы спектакля — режиссер, актеры и художник — нашли общий язык, единый стиль, воплощая на сцене одно из наиболее сложных произведений Достоевского. В постановке ярко прочерчен режиссерский замысел. Мне кажется, что при большой схожести инсценировок Г. Товстоногова и Л. Лурье, последняя имеет ряд новых идейных мотивов, которые являются, на мой взгляд, свежими и остросовременными. В центре обеих инсценировок— образ Мышкина, на котором сконцентрировано главное внимание постановщиков и на котором лежит основная идейная нагрузка обоих спектаклей — БДТ и Вильнюсского драмтеатра. И тот факт, что мы можем сегодня сравнивать Мышкина — Ю.Преснякова с талантливым исполнителем этой же роли И.Смоктуновским говорит о большом достижении не только актера Ю.Преснякова, но и всего коллектива театра».В августе 1956 года во дворце Профсоюзов были созданы кружки еврейской художественной самодеятельности – драматический, танцевальный кружок, хор, струнный оркестр. В программке говорится: «В 1958 году еврейский драматический кружок возглавил Леонид Эммануилович Лурье. В труппе состояло примерно 20 человек, среди которых были Ю.Кац, Г.Шарвштейн, Т.Горелик, Корбас , М. и С.Канович, С.Беккер и многие другие. В 1965 году драматический коллектив повышает свой статус — получает звание Народного еврейского театра. Коллектив выступает в Вильнюсе, успешно и много гастролирует по Советскому Союзу. В Литовской ССР — это Каунас, Шяуляй, Друскининкай, Паланга, в РСФСР – Москва, Ленинград, в Латвийской ССР — Рига, в Эстонской ССР — Таллинн, в Белорусской ССР — Минск, Витебск, Бобруйск, Гродно, Гомель, в Молдавской ССР — Кишинев». После 1968 года гастроли еврейских коллективов за пределы Литовской ССР были запрещены. Это был единственный в Советском Союзе Еврейский театр, игравший на идише. Деятельность театра способствовала сохранению духа идишской культуры, языка, еврейского самосознания, «идишкайта», и вошла в легенду, в историю еврейского народного театра в Вильнюсе, которую невозможно переоценить. Идиш как разговорный язык евреев Центральной и Северной Европы сложился в основном в XVI веке. В XIX веке усилиями крупных еврейских писателей идиш оформился как литературный язык, стал языком высокой поэзии и прозы евреев Западной и Восточной Европы. На идише были написаны произведения Исаака Башевис-Зингера (лауреат Нобелевской премии), Шолом-Алейхема, Переца Маркиша, Менделе Мойхер-Сфорима и других авторов. На сцене Вильнюсского народного театра Лурье восстановил по режиссерским экспликациям Соломона Михоэлса знаменитый спектакль «Фрейлехс» З.Шнеера-Окуня. Заметим, что С.М.Михоэлс считал главными мысль и философскую основу актерской игры, а основным инструментом актера – язык. В марте 1965 года в ВТО был проведен вечер, посвященный 75-летию Михоэлса. Это был особый вечер и по содержанию (достаточно сказать, что на нем выступили Ю.А.Завадский, А.Г.Тышлер, И.С.Козловский, П.А.Марков), и по царящей на нем атмосфере.

Леонид Лурье надеется утвердить на основе любительского театра — профессиональный еврейский театр. Передо мной письмо Леонида Лурье к Анастасии Потоцкой – вдове Соломона Михоэлса: «Дорогая Анастасия Павловна ! Меня очень растрогало Ваше письмо. В нем звучит сердечная боль по ушедшему. Видимо настоящее — это и прошедшее и будущее – мы никогда не умеем жить настоящим. Я счастлив тем, что сумел доставить Вам хоть заочную радость своим заочным трудом. Спектакль («Фрейлехс» — С.Т.) прошел здесь свыше 30 раз, – для Вильнюса с его ограниченным еврейским населением это колоссально. Я рад приезду Нины, тому, что она ощутила живое дыхание зрительного зала. Мне очень жаль, что не было Вас и Талочки, тогда уж я был бы вознагражден за все мои труды… Моя мечта, создать еврейский профессиональный театр, и хочется верить, что мне это удастся. Мне хочется вернуть народу хоть частицу его культуры… Ваш Леня». Премьерой возрожденного Вильнюсского еврейского театра должен был стать мюзикл Дж.Бока и Дж.Стейна «Скрипач на крыше». В 1971 году работа над спектаклем «Скрипач на крыше» близится к завершению, но многие из актеров народного театра, участники хора, танцоры, на которых Леонид Лурье рассчитывает в создании вильнюсского еврейского профессионального театра, репатриируются в Израиль. В 1972 г. режиссер Лурье завершил постановку «Скрипача на крыше». Это был последний успешный спектакль в творчестве выдающегося режиссера Леонида Лурье. 23 января 1973 года Леонид Лурье с семьей репатриировался в Израиль. В Израиле в 1974 году он создает театральный ансамбль «Идитрон», играющий на идиш. В репертуаре театра две постановки — знаменитый спектакль«Фрейлехс» — в память о последнем спектакле С. Михоэлса и «Десятая Заповедь» — опера-памфлет, первая еврейская революционная оперетта (пьеса Аврахама Гольдфадена).

Газета «Давар» от 29 июля 1974 года (автор статьи А. Садуми) сообщает: «Когда поднимется занавес 30 июля на спектакле «Фрейлехс» в театре «Габима», то будет это большим днем для известного еврейского режиссера из Советского Союза Арона (Леонида) Лурье и главным образом будет осуществлена его мечта — создать в Израиле стационарный театр на идиш, на серьезном профессиональном уровне». В труппу входили репатрианты из Советского Союза. В творческий коллектив театра «Идитрон» входит Мордехай Сакциер — еврейский писатель, автор книг и стихов на идиш — автор сценической обработки пьесы Гольдфадена «Десятая Заповедь» и автор песен израильского мюзикла «Фрейлехс». С театром сотрудничал художник Цфания Кипнис. Это был праздничный театр, просуществовавший всего два сезона (1974-1975г.г). Приведу солва театроведа Златы Зарецкой: «История идиш в Израиле странная – трагическая и прекрасная. Иврит был знаком патриотизма, мечты о свободе».

Может быть, в этой языковой коллизии и кроется причина гибели и театра «Идитрон» и театрального режиссера и педагога Леонида Лурье? В последние годы жизни с 1975 по 1983 год опытнейший театральный мастер, яркий режиссер и педагог Леонид Эммануилович Лурье в израильском театре востребован не был.

Режиссер без театра, житель иной стихии Леонид Лурье трагически уходит из жизни в возрасте 73 лет, 7 января 1983 года в Тель-Авиве.

Похоронен на Хулонском кладбище.

P.S. В государстве Израиль, куда режиссер приехал с семьей, созданный им театр «Идитрон», с молчаливого согласия властей в 1975 году, в угоду политике, был лишен государственных субсидий. Имя большого художника бесстыдно демонизировалось местными проходимцами от искусства. В прессе был опубликован уничижающий достоинство человека пасквиль. До сих пор никто не понес ответственности перед законом за эти злодеяния против личности. Остается лишь процитировать Александра Пушкина:

«Беда стране, где раб и льстец;

Одни приближены к престолу,

А небом избранный певец

Молчит, потупя очи долу...»

Имя режиссера Леонида Лурье — легенда, и как подобает быть легенде, находится на хрупкой грани памяти и документа. Сегодня мы с большим уважением и любовью говорим о нем. 


Фотогалерея


Комментарии

Елизавета Лавинская, 25 октября 2011

Замечательный, интереснейший материал! Спасибо огромное, Сергей!

Юрий Нечипоренко, 27 октября 2011

Полностью согласен с Елизаветой!

Leonid, 27 октября 2011

Молодец, Серега!Надо сказать, наш театр - Русский Драматический Литвы -неисчерпаемый источник всяческих тем!О чем я - ты понимаешь!Какие люди, какие годы...Вот и воспой, дабы не предать забвению!Есть такая опасность "ноне"...Молоток!

Eduardas , 27 октября 2011

Spasibo za statju.Eto neobhodimo znat i ponimat ,cto neprosto bylo vsegda.

Александр Гельман, 25 декабря 2012

 Сергей, большое спасибо за все. что Вы делаете, чтобы сохранить в  истории театра имя замечательного человека и режисеера. Даже я., человек не чуждый театру, едва слышал его имя. Обнимаю Вас, с наступающим 2013-м! 

Павел в Москве.

 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская