"Нести Россию в своем сердце..." V Международный кинофестиваль "Русское Зарубежье"

"Нести Россию в своем сердце..." V Международный кинофестиваль "Русское Зарубежье"

 

Под торжественные звуки фанфар, при переполненном зале Дома Русского Зарубежья им. А.И.Солженицына закрылся V Международный кинофестиваль «Русское Зарубежье», учрежденный группой энтузиастов в лице его инициатора и президента Сергея Зайцева, директора ДРЗ Виктора Москвина, генерального продюсера Филиппа Кудряшова и поддержанный различными государственными и общественными организациями. Фестиваль уже пятый год демонстрирует фильмы, касающиеся русской эмиграции. Темы лент напрямую или опосредованно связаны с судьбами людей, вынесенных из России волнами трагического века: от самого первого девятого вала революции и гражданской войны, до нынешней, казалось бы, куда более тихой, но грозящей стать столь же масштабной. С судьбами тех 30 миллионов бывших наших сограждан, оказавшихся иностранцами поневоле, отечества не покидая – после распада империи: русской диаспорой в бывших республиках и в новых странах на политической карте мира.

Лишь недавно – каких-нибудь 20 лет назад — разговор о русских изгнанниках приобрел новые интонации: «предатели родины» и «отщепенцы», какими их представляла советская пропаганда, обрели черты конкретных людей, соотечественников, подчас — обездоленных, лишенных не только крова, но и вынужденных заново учиться жить вне привычного уклада. И все же нашедших силы, чтобы сохранить вдали от отчизны то, что составляет суть русского человека – культуру, язык, особость иррационального мышления, для которого главной ценностью по-прежнему остается духовность. И эти дары – такие необходимые в эпоху перемен, растерянности и распространения идей прагматизма — возвратить нам. Не случайно главный приз фестиваля – выполненный в бронзе «Философский пароход», созданный художником Галиной Шилиной: изображение корабля, до отказа заполненного фигурками людей, интеллектуальной элиты российского общества, так мешавшей большевикам создавать новую генерацию подданных. Изгнанные из родного отечества, в своем долгом плавании во времени и пространстве они не только сберегли наследие русской культуры, они продолжали творить и созидать на чужбине, подчас заняв там, по словам Виктора Москвина, «очень видную и заметную, а во многих областях и ведущую роль».

«Философский пароход» — это и эмблема, под которой за семь дней фестиваля прошло 5 игровых и 14 документальных картин из 9 стран мира, созданных и нашими соотечественниками, живущими в России, и теми, кто волею судеб оказался за ее пределами. Это – и фильмы иностранных режиссеров, коснувшихся темы русского зарубежья, тех, чьими учителями являлись представители русской школы.

Один из этих учителей, равно значимый как для России, так и Америки – Михаил Чехов. Не случайно еще одна награда фестиваля – медаль его имени, выполненная Игорем Хамраевым по мотивам одного из рисунков серии Николая Ремизова «Психологический жест Михаила Чехова», на реверсе которой выгравированы слова Михаила Александровича: «... сущность нашей профессии состоит в том, чтобы отдавать — отдавать постоянно... ничего не сохраняя для себя». Награда, которой были удостоены Джоанна Мерлин из Нью-Йорка — последняя прямая ученица Чехова, до сих пор преподающая технику актерского мастерства по его уникальному методу, народный артист СССР Владимир Этуш, народные артисты России Никита Михалков, Сергей Юрский и Николай Караченцов, лауреат Государственной премии СССР, знаменитый фронтовой кинооператор Владислав Микоша (посмертно), французская актриса Марина Влади, выдающийся итальянский кинодраматург Тонино Гуэрра, актриса, лауреат премии «Оскар» Хелен Миррен и известный французский художник русского происхождения Кирилл Арнштам. На нынешнем фестивале этой медалью «За выдающиеся достижения в области кинематографии и театрального искусства» были награждены Галина Вишневская, в представлениях не нуждающаяся, и сербский композитор Горан Брегович, чья музыка к фильмам Эмиля Кустурицы – на слуху у многих.

Прологом фестиваля стал небольшой ролик «Русский Голливуд» Елизаветы Трусевич, с кадрами из фильмов, в которых запечатлены знаменитые актеры — выходцы из России– Тамир Амиров и Ольга Успенская, Лили Кедрова и Алла Назимова, Юл Бриннер и Натали Вуд, Анна Штерн и, конечно же, великий Михаила Чехов.

Вторая лента рассказывала о судьбе Александра Дранкова, человека, которому мы обязаны кинохроникой, запечатлевшей Николая II и Льва Толстого, заседания Госдумы и события 1905 года, сражения Первой Мировой. Российскому кинематографисту, создавшему кинофабрику и выпустившему пусть и несовершенные, но первые отечественные игровые ленты вроде «Понизовой вольницы». В эмиграции он попытался продолжить работу в кино, но Голливуд оказался занят более удачливыми конкурентами, и Дранков закончил карьеру в безвестности и нищете.

По-разному складывалась жизнь русских эмигрантов. Блистательная карьера Александра Алексеева – художника, аниматора, изобретателя уникального игольчатого экрана – тому пример. Его анимационные фильмы, снятые по произведениям Гоголя, признаны шедеврами мирового искусства. Сам Орсон Уэллс пригласил Алексеева принять участие в создании пролога и эпилога к фильму «Процесс». Этот «русский француз» известен всему миру, праздновавшему в этом году 110-летие его рождения, но на исторической родине о его произведениях знает лишь узкий круг специалистов. Кинофестиваль взял на себя благородную миссию познакомить нашу публику с творчеством великого мастера, посвятив ему одну из главных программ фестиваля. Это было тем более интересно, что в это же время в Москве проходила его выставка, а материал об Александре Алексееве был опубликован в № 3(23) журнала «Иные берега».

На вечере, посвященном Алексееву, который был не только великим аниматором, и автором «игольчатого экрана» — своего рода предтечей растрового метода компьютерной графики, когда даже намека на компьютеры еще не было, но и редкого по силе выразительности, экспрессии и поэтики художника-графика, выступили родные художника, киноведы, изучавшие различные аспекты его творчества. О нем с экрана поведал друживший с ним Михаил Шемякин – как всегда – увлекательно и живо. И с нескрываемым восхищением рассказал фильм Елены Чавчавадзе и Галины Огурной.

Вообще, организаторы фестиваля, осознавая трудность задачи, своей главной целью полагали идею просветительства через показ лент самых разнообразных по стилю и жанрам и повествующих обо всех сторонах жизни русских всех поколений из разных стран. Программу свою выстроили, исходя из этого принципа: каждый день был объединен какой-либо общей темой, будь то – наши в Сербии, Америке или Франции, представители известных семейств – рода Романовых или купцов Елисеевых или обосновавшиеся в провинциальных городках зарубежья простые смертные со своими тихими радостями и печалями, жизнь русских в Прибалтике. Конечно, при подобном принципе отбора далеко не все фильмы равнозначны по своему художественному уровню и глубине содержания. Но ведь от подобных огрехов не избавлены и крупные кинофорумы, где работает большой коллектив. Главное, что небольшая команда ДРЗ во главе с Сергеем Зайцевым и Филиппом Кудряшовым, взявшая на себя этот огромный труд, основную свою задачу выполнила, доказав, что интерес к этой теме растет год от года, собирая полные залы.

ДРЗ им.А.И.Солженицына ввел еще одно новшество, мало свойственное подобным мероприятиям: творческие вечера, предоставившие возможность непосредственного общения с представителями русских диаспор, возможность услышать ту русскую речь, что еще сохранила отзвуки культивируемого столетиями русского языка, речь, на которой изъяснялась интеллигенция времен Чехова и Бунина. Так, фильм о Чураевке — поселении русских, переехавших из Харбина в Америку, «Толкай телегу к звездам…», представлял Николай Сикорский, сын великого изобретателя, конструктора первых вертолетов Игоря Сикорского. А в один из вечеров публика услышала старинные романсы в исполнении Ксении Мейснер, живущей в Австралии, представительницы рода обрусевших еще в старину прибалтийских немцев, многие из которых, были подвергнуты репрессиям, иные — расстреляны. Ее родители, обосновавшиеся поначалу в Таллинне, вынуждены были покинуть Эстонию и после долгих скитаний осели в Аделаиде, сохранив и передав детям любовь к традициям, музыке и языку.

Сербский день, кроме теплых встреч, сопровождался концертными номерами национального ансамбля и открытием выставки «Толстой и Достоевский в сербской культуре».

Были встречи и с уехавшими лишь недавно режиссерами Александром Мариным, представлявшим на фестивале Канаду, и Екатериной Еременко, гражданкой Германии.

И все же главным оставалось кино. Конечно, каждый из фильмов достоин отдельного разговора, но сдержусь и ограничусь лишь теми, что были удостоены наград фестиваля.

Специальными дипломами жюри во главе с народной артисткой России Валентиной Теличкиной отметило режиссера Павла Мирзоева за документальную ленту «Эмка Мандель с Колборн Роуд, 28» о нескольких трудных днях из жизни замечательного поэта Наума Коржавина, режиссера Жиля Вюиссо и продюсера Александра Меженского за фильм «Николай Романов. Обретенная Россия», где старейший представитель царской династии откровенно рассказывает о судьбе своей семьи и о себе вне отчизны, о сохранении традиций и неистребимой тяге к культуре исторической родины. Был отмечен и автор игрового фильма «Степи» — американский кинорежиссер Роб Нильссон, создавший непростую для восприятия, «антиголливудскую», как сформулировал он сам, ленту о безрадостных днях одинокой женщины, в детстве пережившей и украинский голодомор, и фашистскую оккупацию, о ее скитаниях на чужбине, о безнадежном отчаянии и надежде на преодоление чувства безысходности.

Специальными призами был награжден молодой и мужественный уроженец Таллинна Олег Беседин, в одночасье объявленный «врагом Эстонии» только за то, что осмелился высказаться в своих документальных лентах о том, что сейчас происходит в этой стране. В частности, представленный им на фестивале фильм «Бронзовый апрель глазами русских» — это рассказ о «Бронзовом солдате» – памятнике советскому Воину-освободителю в Таллинне, по решению властей перенесенному на военное кладбище, и острых дискуссий, развернувшихся из-за этого, протестах русских эстонцев, в результате приведших к гибели Дмитрия Ганина.

В этой же номинации призом фестиваля был отмечен игровой фильм «Белая графиня», созданный воистину интернациональной бригадой кинематографистов: американским режиссером Джеймсом Айвори, сценаристом-японцем Кадзуо Исигуро, продюсерами из США, Германии, Китая, Великобритании и блистательным ансамблем во главе с актерским кланом Редгрейв, три представительницы которого — Наташа Ричардсон, ее мать Ванесса и тетя Линн Редгрейв и в фильме составляют семью — влачащих убогое существование в Шанхае накануне японской оккупации графинь Белинских. В нашем представлении, вероятно, именно так и должны были выглядеть русские аристократки – с гордой осанкой, исполненные чувства собственного достоинства, неистребимого даже в изгнании, но не избавленные, несмотря на все страдания и лишения, от ханжеского высокомерия и чуть уловимого во внешних проявлениях чванства, несколько нелепого в тех условиях, в которых они оказались. В любовном дуэте с Наташей Ричардсон, трагически погибшей вскоре после съемок, главную роль – ослепшего американского дипломата, влюбленного в русскую графиню, зарабатывающую на жизнь танцовщицей-жиголеттой, сыграл обаятельный и загадочный Рейф Файнс.

Главные награды были распределены между документальным фильмом «Отец Михаил. История одной семьи» Галины Огурной и Елены Чавчавадзе и игровым – «Разговор перед лицом молчания», созданным по мотивам поэмы И.Бродского «Горбунов и Горчаков» фактически – дебютантами в кино сорежиссерами Александрой Равенских и Владимиром Макарихиным, актером Юрием Кореневым и композитором Павлом Маркеловым.

Первый из них – о поиске смыслов в трагедии ХХ века, о возвращении, данный через размышления протоиерея Михаила Осоргина из парижского предместья Кламар, потомка древнего рода, никогда не видевшего погибшего на Соловках отца. Матери его удалось бежать. И вот теперь, накануне объединения русских православных церквей зарубежья и метрополии, он совершает путешествие туда, где был расстрелян отец.

Второй фильм сложен для восприятия не только потому, что сама специфика стихотворного текста в сочетании с сюрреализмом кадра непривычна для зрителя, что сюжета в традиционном понимании здесь нет, что диалог двух персонажей, исполняемых одним актером, предполагает множественность смыслов и толкований – то ли два соседа по палате в сумасшедшем доме, вынужденных к общению, то ли две противоположных ипостаси одной личности. «Смерть есть молчание, жизнь — диалог», — так Бродский сформулировал здесь образ бытия, вынесенный им из собственного мучительного опыта пребывания в лечебнице и в разговорах оспаривая мнение, что психушка, куда власти испокон веков отправляли инакомыслящих, лучше тюрьмы.

Удивительно, но именно этот фильм – с его неровным, нервным ритмом, с диссонансами тяжелых музыкальных аккордов, почти целиком построенный на крупных планах, восходящих к трагической графике экспрессионистов, вызвал в зале бурные аплодисменты зрителей.

Вообще, публика этого кинофестиваля — особая. Она не толпится у дверей в ожидании, когда подкатит к красной дорожке (которой, впрочем, здесь нет) сверкающий лимузин, не демонстрирует друг другу модные тренды сезона. Она проста и естественна, образована и интеллигентна, что ощущаешь, наблюдая, с какой вдумчивой деликатностью слушает выступающих на сцене, с каким участливым и одухотворенным вниманием смотрит на мелькающие кадры экрана. А потом, спустившись в фойе, становишься свидетелем стихийных обсуждений незнакомых между собой людей только что просмотренных фильмов, изумляясь, с каким редким для наших времен неподдельным интересом к мнению собеседника, с каким уважением друг к другу они дискутируют, проявляя при этом недюжинные знания и глубину восприятия. И это живое участие дает понимание, зачем, для кого существует ДРЗ и этот фестиваль, больших доходов не приносящий. Он – для избранных. Не тех «хозяев жизни», что мелькают на обложках глянцевых журналов быстротечных СМИ, не тех, кто определяет состоятельность состоянием банковских счетов, а тех, кто без громких слов исповедует истинный патриотизм, кто тихо и с достоинством несет груз ответственности за Отчизну, независимо от того, переживает ли на родине все ее трудности и беды или «несет Россию в своем сердце» вдали от земли предков.

— Долго, 70 лет мы не думали, что мы будем с вами, русскими, говорить, не думали, что вы нас помните – а теперь это видно, что вы хотите знать ваших русских, — сказал растроганный теплом встречи Николай Игоревич Сикорский.

Наводя мосты между малознакомой Россией, разбросанной бурями столетия по всем континентам планеты и той, что, отделенная от мира железным занавесом, прошедшая, как сквозь дантовы круги, испытания, выпавшие на ее долю, все же сохранила толику сокровищ национальной культуры и в отдельных своих представителях — сокровища русской души, фестиваль бескорыстно и самоотверженно служит большому и важному делу.

И еще одна черта, которая делает этот неброский на фоне распиаренных событий, почти камерный фестиваль – событием социально значимым: стремление восполнить наши знания о нас самих, как о нации, страница за страницей открывая малоизвестные материалы, собирая по всему миру уникальную хронику, рассказывая языком кино о судьбах соотечественников, тем самым восстанавливая подробности практически неизвестного ландшафта, что зовется Русским Зарубежьем, без которого история народа не полна.

И пусть что-то получилось не так, как задумывалось, не на все хватило времени, сил или средств и не все показанные картины отличал равноценный профессиональный уровень, хочется верить, что год от года популярность фестиваля, его востребованность будут только расти, а Дому Русского Зарубежья всегда хватит радушия, чтобы предоставить своим друзьям и единомышленникам кров и приют.

 

 


Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская