Самая прекрасная поверхность на земле

Самая прекрасная поверхность на земле

О фотографе Миколе Гнисюке

Совершенно случайно, бродя по бескрайним просторам интернета, я наткнулась на объявление о том, что в Фотоцентре Союза журналистов проводится персональная выставка «Посещение» фотографа Миколы Гнисюка. Честно признаюсь, это имя мне ни о чем не говорило. Может быть, из-за моих не таких уж и многих лет, а может, и скорее всего, из-за некоторых пробелов в образовании. Но с недавнего времени на слова фотограф, фотография мой организм стал реагировать по-особенному. Уж очень мне нравится звук затвора, вспышки да и сама техника — фотоаппараты, пленки, штативы, объективы приводят меня в священный трепет.

Посетила я эту выставку. Сказать, что она потрясла меня — это не сказать ни о чем. Я была удивлена, поражена, очарована и одновременно расстроена тем, что на выставке практически не было посетителей и что здание самого Фотоцентра настолько непримечательно как снаружи, так и изнутри. Нет, не в таких «декорациях» должны выставляться фотографии такого Мастера. Насколько точно он ловил настроение человека, его взгляд, жест, улыбку... Олег Даль, Евгений Леонов, Наталья Гундарева, Вахтанг Кикабидзе, Инна Чурикова и еще многие и многие другие. Я скупила все, что было можно — буклет и документальный фильм «Фотограф», сделанный с большой любовью друзьями и женой, точнее уже вдовой Миколы Гнисюка Надеждой Майданской. Воспоминания друзей — фотохудожника Гунара Бинде, режиссера Отара Иоселиани, сценариста Юрия Клепикова, Андрона Кончаловского, Глеба Панфилова... запись последнего интервью самого Гнисюка... Посмотрела. Долго еще меня не отпускало чувство какой-то досады, что все так несправедливо. И как все-таки коротка жизнь... Этот человек, Микола Гнисюк, кроме того, что был автором более 650 обложек журнала «Советский экран», был заслуженным деятелем искусств РФ, членом Союза кинематографистов и Союза журналистов РФ, он был первым советским фотографом, кого пригласили на 60-ю премию вручения «Оскара».

Тяжело писать про фотографа. Ну родился, учился, женился... У каждого своя биография — плохая или хорошая. Единственное, что меня поразило, это то, что родившись в глухой украинской деревеньке, где очень тяжело было выбраться не только в люди, а просто выбраться — из чудовищной нищеты можно достичь таких высот. А все мама — копеечку за копеечкой, целый год она собирала деньги на подарок сыну. И наконец-то свершилось — новый фотоаппарат «Смена», стоивший немыслимое состояние для деревенского жителя — 21 рубль! И почему именно фотоаппарат? Можно было, на крайний случай, купить мальчишке велосипед.... Фотография — интернациональное искусство — не надо перевода, не надо лишних слов. Все на картинке. Удивительно, но Микола Гнисюк помнил всех, кого снимал, по именам и, как он сам говорил, «человек получается только тогда, когда я в него влюблен. Иногда, чувствую, что человек с душком, то быстрее его снимаю, прежде чем разлюбить...» По заверениям всех его друзей и коллег, Микола Гнисюк был необыкновенно тактичен, обладал «крестьянской интеллигентностью» и скорее всего это было определяющим качеством в общении с его героями. Мне кажется, такого сейчас нет, ну или встречается очень-очень редко. Сейчас, если ты не лезешь на глаза новоявленной «звезде», не заглядываешь в окна дома, и даже, что страшнее всего, не продаешь модному издательству снимки из реанимации или с места гибели звезды -то ты не фотограф. А то, что снимки качества... как бы это сказать помягче... никакого — это никого не волнует — главное сенсация. Вообще, мне кажется профессия фотографа, особенно фотографа-портретиста вымирает. Да, в новомодных глянцевых журналах куча разнообразных портретных фотографий. Но они мертвые. В них нет души, сердца — сплошной фотошоп. Актерам и актрисам с помощью этой замысловатой программы убирают лишние килограммы, лишние складочки, родинки, морщинки. Вместе с этими морщинками убирают судьбу. Ведь в каждой морщинке — жизнь: волнения, переживания, радость, грусть, опыт, в конце концов. Посмотрите на фотографию Евгения Леонова работы Миколы Гнисюка. Сколько в этом взгляде! Конечно же, в первую очередь, бросается в глаза большая усталость. Но это усталость не раздражающая, не вынужденная, как от нелюбимой работы, а усталость удовлетворенного человека, которому дай возможность начать жизнь сначала, — не стал бы ничего менять... Посмотрите, быть может, вы увидите что-то такое, что ускользнуло от моего взгляда.

Для меня очень важно, чтобы понять что-то о человеке, обязательно с ним пообщаться, хотя бы пару минут. К сожалению, мне никогда не удастся пообщаться с Миколой Гнисюком. Не удастся выведать у него пару профессиональных секретов. Год назад его не стало. И сейчас уже бессмысленно говорить о том, как и почему это случилось. Все... человека больше нет. Как хорошо, что есть такая возможность посмотреть видеопленку с его рассказами о детстве, о работе — самые лучшие воспоминания жизни. А большая удача — это увидеть все работы фотохудожника. Ведь, помимо звезд советского, а также мирового кинематографа, Микола Гнисюк создал целую серию фотографий под названием «Жители моей деревни». Эти люди не стремятся выглядеть эффектно, узнаваемо. Я так и представляю себе ситуацию, как Микола с фотоаппаратом подходит к какой-нибудь бабе Дуне и говорит ей: «Баб Дунь, а давай я тебя на память сфотографирую?!» — «Да ты что, милок, зачем же? Да я и не готова сейчас, и в хате у меня не прибрано....» Но профессионализм все равно дает о себе знать, мягко, ненавязчиво... ведь в глубине души этой бабе Дуне очень хочется сфотографироваться, чтобы послать карточку детям, внукам... Чтоб не забывали ее, писали письма... или хотя бы открытки ко дню рождения.

Его необыкновенная открытость, скромность и любовь к выбранной профессии так и проявляются в каждом его слове и взгляде с экрана телевизора. И сколько горечи в его высказывании о том, что негативы скорее всего так и останутся в закрытых коробках, хранящихся в Латвийском государственном архиве кинофотодокументов. Кстати говоря, он единственный не латыш, имеющий здесь свой фонд. «Боюсь, многие люди не увидят моих фотографий. Тысячи негативов хранятся в архиве — Таиланд, Вьетнам, Италия, Америка... Там столько людей, столько судеб. Боюсь, что так все и останется: в конвертах, в этих скрученных пленках...» Кстати, а почему именно Латвия? А потому что он прожил там практически всю свою жизнь. И опять же не без участия его мамы. За 17 килограммов меда она попросила военный оркестр, чудом попавший в их деревню, взять мальчишку в свой духовой оркестр. Она его спасала тогда... понял ли это мальчишка? И пошло-поехало... духовой оркестр, Рижское музыкальное училище, внезапная потеря сознания, запрет врачей на дальнейшее участие в музыкальной деятельности, а потом — Рижская киностудия, работа сначала в качестве проявщика кинопленки, ассистента оператора, а потом и оператора как такового...

А дальше — его величество случай.... Его пригласили поработать на картине Глеба Панфилова «Начало» с тогда еще мало кому известной актрисой Инной Чуриковой. Кто тогда знал, что этот практически незаметный украинский хлопец Микола станет самым первым фотокорреспондентом в жизни такой потрясающей актрисы, как Инна Михайловна. Можно было еще много чего рассказать об этом прекрасном фотографе, без сомнения прекрасном человеке — об этом не надо даже никого спрашивать — это видно по глазам на видеопленке, по его словам, по тому, как он общается с друзьями, по тому, что сам Роберт де Ниро открывал его персональную выставку в Лос Анджелесе (я уверена, что делал он это не ради денег), — но всех слов на земле не хватит, чтобы выразить мое уважение, восхищение и признательность такому замечательному мастеру.

«Самая прекрасная поверхность на земле — это человеческое лицо», — сказал Омар Хайям. И Николай Владимирович Гнисюк каждым нажатием затвора своего фотоаппарата доказывал нам всем истинность этого утверждения. И, мне кажется, у него это получилось лучше, чем у кого бы то ни было.


Фотогалерея


Комментарии

Марина, 28 января 2009

Замечательный материал, спасибо.

Редакция, 28 января 2009

Спасибо на добром слове. Автор.

Ярослав, 19 мая 2009

Здраствуйте!

Ну, про «Смену» та інтернаціональне мистецтво Ви поспішили, в його житті теж був Майстер)))
Ось, будь-ласка: http://www.kinokolo.ua/news/2905/

Редакция, 29 июня 2009

Ярослав, будьте добры по-русски, я поняла только слово "Майстер". Автор.

Роман, 06 июля 2009

Спасибо за материал, но к сожалению я позно узнал что это, мой бывшый сосед и умер. У меня сохранились его фото и досегоднешнього дня.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская