Можно ли научить белорусов летать?

Можно ли научить белорусов летать?

В ноябре нынешнего года Национальному академическому театру им. М.Горького исполняется 80 лет. Один из ведущих театров Республики Беларусь, он давно уже стал неотъемлемой частью культурной жизни не только своей страны, но и России.

Мы счастливы тому, что остаемся вместе! Поздравляем!

Редакция журнала «Иные Берега»

 

31 июня и 1 июля 2012 года в Дворцовом ансамбле XVI – XIX вв. в г. Несвиже прошел Арт-фестиваль «Театр Уршули Радзивилл». Гости фестиваля имели возможность увидеть спектакль Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа «Леониды не вернутся на Землю» (драма по мотивам одноименного романа Владимира Короткевича), постановку Национального академического театра имени Янки Купалы «Похищение Европы, или Театр Уршули Радзивилл» и спектакль Минского областного драматического театра «Полонез на прощание...». Завершил фестиваль спектакль «Пане Коханку» Андрея Курейчика Национального академического драматического театра имени М. Горького в режиссуре Сергея Ковальчика. Спектакль, перенесенный с академической сцены в замковое пространство, обрел новое, природное дыхание. Герои пьесы Андрея Курейчика – герои знаковой для белорусов радзивилловской эпохи – ожили в своем родовом гнезде. Перед зрителями предстали фигуры белорусской истории – Станислав Кароль Радзивилл (именуемый в народе Пане Коханку, заслуженный артист Республики Беларусь Иван Мацкевич), его сестра Теофилия (народная артистка Беларуси Белла Масумян), Станислав Август Понятовский (Александр Суцковер) и другие.

Несвижский замок, в котором разворачивается действие спектакля, стал главной декорацией. Сценой служила часть парадного входа, главная терраса и балконы замка. У бокового входа расположилась группа нарядно одетых шляхтичей в старинных костюмах. Добавить к этому зрелищу рыцарей в блестящих доспехах с горящими факелами в руках, стоящих по углам сцены, свет узорных фонарей, освещающих парадный подъезд замка, прекрасную погоду без единой дождинки и бархатную летнюю несвижскую ночь -- кажется все так и было много лет назад, тут же на замковом дворе, когда настоящий Кароль Станислав Радзивилл бродил по этим залам и смотрел здесь «комедии и трагедии». 

Пространство замкового двора полностью превратилось в театральную сцену – действие происходило на балконах, в замке и его переходах, король со своей свитой выехал в настоящей карете. Герои появлялись неожиданно, они проходили по замковым коридорам и появлялись то тут, то там, замковые окна за зрителем были открыты и за ними слышно было карканье ворон. При этом эхо разносилось далеко за пределы замка… По двору катились смешные велосипеды. Иногда зрителя просто огорошивали звуками со всех сторон. Казалось, что замок ожил после стольких столетий и взволнованно дышит вместе с актерами.

Спектакль о могучем белорусском роде Радзивиллов на родной земле произвел фурор. Актерам помогало все – атмосфера, замок, даже воздух был другим, каким-то особенным… Финал каждой сцены сопровождался шквалом аплодисментов и бурной реакцией публики. А под занавес в ночном небе парил дельтаплан, мерцающий зеленым светом, доказывая тот факт, что Станислав Кароль Радзивилл все же достиг своей цели и научил белорусов летать. Полет стал реальностью, метафора внутренней свободы нашла свое воплощение в парившем в воздухе дельтаплане.

В основе сюжета – история приезда короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского к белорусскому магнату Станиславу Каролю Радзивиллу с просьбой о финансовой помощи. Пане Коханку – богатый несвижсий чудак, и причуды у него соответствующие: дороги зимой посыпаются солью (которая в то время была на вес золота), в фонтане вместо воды – шампанское, в карету запрягают медведей, а не лошадей. А сам он развлекается тем, что учит слуг летать… в прямом смысле этого слова, пытаясь показать, что они способны на большее, чем думают. За всей несерьезностью и иронией проступает тема человека, который искренне желает видеть свой народ сильным и процветающим. Глуповатый и надменный король, которому Радзивилл отказывает в деньгах, мстит магнату, обманывая молодую девушку Алесю (Вероника Пляшкевич), в которую влюблен Пане Коханку. Доверчивая героиня мечтает стать актрисой, и король приглашает ее якобы на работу в варшавский театр, но «роли» там оказываются только одного плана – «закулисные» – обслуживание важных персон. В смысловом пространстве спектакля ироничное отношение создателей к героям переплетается с весомыми высказываниями о современности.

Взгляд драматурга и режиссера на героев вообще ироничен. Они снимают налет серьезности с исторических героев, но не затушевывают глубины проблем, потому что им важно то, что происходит с человеком сегодня. Герои спектакля становятся поводом, чтобы обратить внимание зрителя на актуальность сегодняшнего дня, оставаясь на территории художественности и не скатываясь в откровенную публицистику.

Образ Станислава Радзивилла не лишен простых человеческих чувств. Он амбициозный и властный человек, который хотел бы управлять государством и который искренне любит свой народ (фраза о том, что белорусский язык — это не диалект, а самостоятельный язык, принадлежит именно ему). Не менее властной фигурой, чем Радзивилл, является и Понятовский. Александр Суцковер создает образ гордого, но немного трусливого короля, который очень боится выглядеть смешно в глазах других, потому пластика актера довольно резка, а интонация голоса чуть завышена.

Конфликт двух исторических персонажей стал попыткой осознания проблем белорусской действительности, ментальности и самоидентификации. Режиссер Сергей Ковальчик не дает готовых ответов и не морализирует. Он провоцирует зрителей на размышление о собственных корнях и осознании своей идентификации.

 


Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская
24 октября 2012

Дорогие друзья!

Приносим свои извинения в связи с задержкой публикаций на сайте в связи с техническим сбоем.

Мы делаем всё возможное!

15 марта 2010

15 марта пришла весть горькая и страшная — не стало Татьяны Владимировны Загорской, изумительного художника-дизайнера, отличавшегося безукоризненным вкусом, любовью к своему делу, высоким профессионализмом.

На протяжении долгих лет Татьяна Владимировна делала журнал «Страстной бульвар, 10» и делала его с таким пониманием, с таким тонким знанием специфики этого издания, с такой щедрой изобретательностью, что номер от номера становился все более строгим, изящным, привлекательным.

В сентябре 2009 года Татьяна Владимировна перенесла тяжелую операцию и вынуждена была отказаться от работы над «Страстным бульваром», но у нее оставалось еще ее любимое детище — журнал «Иные берега», который она придумала от первой до последней страницы и наполнила его своей высокой культурой, своим щедрым и светлым даром. Каждый читатель журнала отмечал его неповторимое художественное содержание, его стиль и изысканность.

Без Татьяны Владимировны очень трудно представить себе нашу работу, она навсегда останется не только в наших сердцах, но и на страницах журнала, который Татьяна Загорская делала до последнего дня с любовью и надеждой на то, что впереди у нас общее и большое будущее...

Вечная ей память и наша любовь!

25 декабря 2009

Дорогие друзья!
С наступающим Новым Годом и Рождеством!
Позвольте пожелать вам, мои дорогие коллеги, здоровья и благополучия! Радости, которое всегда приносит вдохновенное творчество!
Мы сильны, потому что мы вместе, потому что наше театральное товарищество основано на вере друг в друга. Давайте никогда не терять этой веры, веры в себя и в свое будущее.
Для всех нас наступающий 2010 год — это год особенный, это год А. П. Чехова. И, как говорила чеховская героиня, мы будем жить, будем много трудиться, и мы будем счастливы в своем служении Театру, нашему прекрасному Союзу.
Будьте счастливы, мои родные, с Новым Годом!
Искренне Ваш, Александр Калягин

***
Праздничный бонус:
Новый год в картинке
Главные проекты-2010 в картинке
Сборник Юбилеи-2010 в формате PDF

27 октября 2008

Дорогие друзья, теперь на нашем сайте опубликованы все номера журнала!
К сожалению, архивные выпуски доступны только в формате PDF. Но мы
надеемся, что этот факт не умалит в ваших глазах ценности самих
текстов. Ссылку на PDF-файл вы найдете в Слове редактора, предваряющем
каждый номер. Приятного и полезного вам чтения!