Два урока Михаила Резниковича

Два урока Михаила Резниковича
Вот уже во второй раз счастливый случай привел меня в зимний Киев — заснеженный, с редкими просветами голубого неба, нещедрым солнцем, но удивительно красивый и влекущий хотя бы немного побродить по заледеневшим улицам. Все-таки есть у этого города какая-то неповторимая аура, какая-то мистическая, влекущая к себе сила!..
И снова мой приезд был связан с премьерой Театра им.Леси Украинки, но на этот раз довелось увидеть еще два спектакля на Малой сцене театра, которые заставили о многом задуматься, глубоко пережить их эмоционально-событийный ряд…
Один из них поставлен тоже Михаилом Резниковичем, и о нем мне хотелось бы рассказать подробно. О втором же, «Бешеная кровь» Н.Эрпулата и Й.Хиллье, в режиссуре Аллы Рыбиковой и ее же переводе с немецкого, будет случай поговорить в следующий раз, потому что, на мой взгляд, спектакль этот не вписывается в эстетику Театра им.Леси Украинки, а в чем-то и разрушает ее. К сожалению, наша действительность и наша театральная реальность дают немало возможностей говорить о такого рода произведениях. Так что повод еще будет.
Но давайте по порядку.
Михаил Резникович поставил французскую комедию ХУШ века «Любовное безумие», принадлежащее перу не слишком популярного и в России, и в Украине Жана Франсуа Реньяра (перевод Михаила Донского). Об этом драматурге писал С.Мокульский (слова приведены в изящном и содержательном буклете к спектаклю): «В истории французской комедии Реньяр занимает место крупнейшего представителя развлекательной комедии положений. Глубокой принципиальности, философской глубине, крепкой буржуазной морали Мольера здесь противостоят игривая поверхностность, беспринципность и в некоторой степени имморализм, презрение к семье, браку и мещанским добродетелям, «философия» наслаждения и безотчетного веселья». Все это присутствует в спектакле Михаила Резниковича, но легко, стильно, по-настоящему театрально, без сокрытия того известного факта, что Реньяр был не только преемником, но и в каком-то смысле драматургом, без стеснения повторяющим Мольера.
Основательно переработав довольно банальную пьесу о престарелом опекуне, который решил жениться на своей юной воспитаннице, а она, влюбленная в молодого человека, блистательно сыграла безумие и, найдя подходящий момент, убежала из дома со своим кавалером, — Михаил Резникович поставил яркий, веселый, невероятно смешной музыкальный спектакль, в котором очень современно и живо звучат зонги на стихи Константина Бальмонта, Пьера Беранже, Поля Верлена, Франсуа Вийона, Николая Евреинова, Елизаветы Аскинази, Леонида Сороки. Этот неожиданный и весьма любопытный «коктейль» из поэзии всех времен и народов, положенный на великолепную музыку Юрия Шевченко, придает спектаклю «Любовное безумие» совершенно особый объем: тема любви, без которой в мире невозможно ничего, оказывается сильной и глубокой, не столько смешной, сколько по определению грустной, потому что рядом с влюбленными непременно окажется тот, чья любовь не понята, не разделена. И непременно настанет момент, когда нам захочется не смеяться над нелепым стариком, а посочувствовать ему – оставшемуся одиноким со своими иллюзиями на счастье и возвращение молодости…
Тем более что опекуна Альбера блистательно играет Борис Вознюк. Он проживает свой отрезок жизни на подмостках так серьезно, глубоко, естественно, что невозможно глаз оторвать от артиста: его сосредоточенность с самого начала до конца спектакля, его попытки вникнуть в происходящее и простодушие, заставляющее верить в самые невероятные события – сыграны не столько на уровне реплик, сколько пережиты внутри, наполняют особым смыслом паузы, мимику и жесты. Всеми силами старается Альбер разобраться в происходящем, постоянно уговаривая себя: «Меня не проведешь, я все предусмотрел…», но мы-то видим, как его одурачивают самыми примитивными приемами, и внезапно ловишь себя на щемящей жалости к этому человеку, живущему надеждой на новую жизнь, которой никогда не будет.
Борис Вознюк, как кажется, строит рисунок своей роли на одной краске, но сколько же полутонов и оттенков находит он внутри этой краски!.. И режиссер здесь артисту – надежный и верный союзник: Михаил Резникович предложил Борису Вознюку момент прекрасного раскрытия внутреннего ощущения персонажа – в какой-то момент артист выходит на авансцену и пафосно, ярко исполняет зонг на стихотворение К.Бальмонта: «Хочу быть дерзким! Хочу быть смелым!..»
Он повторит его в финале, когда окажется всеми покинутым, одиноким, но – не жалким, не потерянным. Потому что Альбер остался в этом жестоком мире таким же простодушным и наивным, каким «вошел» в реньяровскую пьесу, несмотря на печальный опыт, которым обогатился.
Альберу противостоит в спектакле группа веселых авантюристов (так и хочется сказать – банда), каждый из которых занимает свою собственную «нишу» в стихийно сложившемся заговоре.
Воспитанница Агата (Анна Артеменко), предстающая в первых сценах наивной и немного глуповатой девчонкой, поняв, что только игра в безумие может помочь ей соединиться с возлюбленным, становится неудержимо темпераментной, погружается в стихию игры, театра по самую макушку и, кажется, даже влюбленный в нее Эраст (Юрий Дяк) порой с нескрываемым испугом наблюдает за своей возлюбленной. Парочка слуг, Лизетта (Анна Гринчак) и Криспен (Андрей Пономаренко), восхитительно раскованны, нагловаты по отношению к своим хозяевам, заражены игровой, театральной стихией и заражают ею всех окружающих. Надо отдать должное артистам – в полете импровизации они остаются такими же стильными и яркими, как это задумано режиссером, ни на миг не «перебирая» в своих открытых эмоциях.
И, конечно же, необходимо сказать о дзанни – полноправных участниках всего происходящего, которые уже в самом начале как бы заявляют свои «предлагаемые обстоятельства»: «Нас режиссер об этом попросил…» Их выразительные танцы и пластические этюды (балетмейстеры Ольга Голдис и Максим Пекний), их действенное, живое участие в каждой сцене не позволяют считать эти десять персонажей просто хором – кажется, каждый характер если и не ярко индивидуализирован, то, несомненно, отмечен специфическими черточками самобытного характера.
Сочетание отличного текста, замечательной музыки, пластики, пения, хореографии, превосходных стихов, изысканной сценографии и костюмов Марии Левицкой (чего стоит одно сочетание Ватто и Матисса в оформлении сцены!) – все это свидетельствует о высокой культуре театра, присущей спектаклям Михаила Резниковича. И когда в финале герои уходят в некое неведомое пространство, минуя «изнаночные» стены то ли богатой усадьбы, то ли тюрьмы, а на сцену выбегает оставленный всеми Альбер, становится очень грустно, и слова игравшей в безумие Агаты: «Куда идет наш век? Куда мы все идем?..» — вспоминаются и воспринимаются уже в совершенно ином контексте.
Это и становится уроком непритязательной, веселой комедии, призванной развлечь нас и отвлечь от повседневных забот.
 
Спектакль Михаила Резниковича «Жирная свинья», поставленный год назад по пьесе современного американского драматурга Нила Лабюта (перевод Михаила Барского), идет на Малой сцене театра и адресован, в первую очередь, молодежи. Признаюсь честно, я не могу вспомнить случая, когда бы современная пьеса настолько глубоко задела меня, вызвав множество мыслей и эмоций.
«Человеческая комедия… без антракта… Пьеса, чтобы смеяться, но не очень…», — так определил театр жанр спектакля об очень толстой девушке, привыкшей к своим объемам и давно уже не обращающей внимания на шутки и издевательства, но однажды встретившей в пиццерии молодого человека, с которым они неожиданно поняли друг друга и потянулись друг к другу.
Об их встрече и расставании и повествует этот грустный, пронизанный музыкой и поэзией спектакль, но значительно сильнее и горше повествует он о том, что мы живем в страшном, по сути, плену непреодолимых условностей, ни на миг не забывая: жизнь наша проходит на глазах общества, и какими бы свободными и независимыми мы себя ни ощущали, это – лишь обман, иллюзия. Мы существуем с постоянной оглядкой: что скажут? что подумают? осудят или одобрят?.. И как же мучителен и труден путь к самому себе, процесс медленного освобождения от штампов общественного восприятия, общественного мнения. И как страшно, когда почти преодолев все это в себе, человек не выдерживает и поворачивает назад – к себе прежнему, зависимому, заштампованному, несвободному ни в чем…
«Жирная свинья» построена режиссером и сыграна артистами на откровенных театральных приемах: выходит милая, прелестная девушка Эллен с гитарой, садится прямо на сцену, поет, а потом прибегают какие-то молодые люди и девушки и «начиняют» ее свободную кофту и такие же свободные брюки баскетбольными мячами, и вот уже перед нами «жирная свинья», сыгранная Анной Гринчак сильно и очень темпераментно. И – первая встреча с Томом (Станислав Бобко играет очень интересно, точно передавая смену внутренних состояний своего героя), когда, ужаснувшись размерам девушки, он вдруг проявляет к ней интерес: она смотрит те же фильмы, что и он; она не стесняется своей полноты; она независима…
Каждая из их последующих встреч становится для Тома открытием другого мира, к которому он тянется искренне, как ребенок, понимая, насколько богаче, многоцветнее, щедрее этот мир. Но – признаться своему другу Картеру (Евгений Авдеенко) в неожиданно вспыхнувшем в нем чувстве Том не может: он боится, что известный «змей-искуситель» начнет его высмеивать, рассказывать всем об увлечении друга. А еще рядом пребывает Дженни (Елена Нещерет играет свою роль нервно, сильно), претендующая на чувства Тома и навязывающаяся ему со всей страстью девушки под тридцать, у которой, может быть, пропадает последний в жизни шанс выйти замуж…
Как противостоять всему этому? Как пройти до конца по дороге, указанной Эллен?
У Тома не достает на это сил, наступает момент, когда он сдается: «Я слабый и лучше не стану, я хочу плыть по течению», — говорит Том девушке в ответ на ее страстный монолог о том, что она готова сесть на любую диету, зашить себе желудок, только бы быть с ним вместе.
Они расстаются навсегда. Эллен, как это происходило несколько раз по ходу действия, берет в руки гитару, пытается петь, но не может. Звучат какие-то рваные, сумбурные аккорды, стихи кончились…
Я давно не видела такого зрительного зала, наполненного молодежью – притихшей, задумавшейся, может быть, понявшей, наконец, всю призрачность, иллюзорность своей так называемой свободы.
Даст Бог, осмысление этого спектакля Михаила Резниковича станет для них уроком важным и очень нужным.

Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская
24 октября 2012

Дорогие друзья!

Приносим свои извинения в связи с задержкой публикаций на сайте в связи с техническим сбоем.

Мы делаем всё возможное!

15 марта 2010

15 марта пришла весть горькая и страшная — не стало Татьяны Владимировны Загорской, изумительного художника-дизайнера, отличавшегося безукоризненным вкусом, любовью к своему делу, высоким профессионализмом.

На протяжении долгих лет Татьяна Владимировна делала журнал «Страстной бульвар, 10» и делала его с таким пониманием, с таким тонким знанием специфики этого издания, с такой щедрой изобретательностью, что номер от номера становился все более строгим, изящным, привлекательным.

В сентябре 2009 года Татьяна Владимировна перенесла тяжелую операцию и вынуждена была отказаться от работы над «Страстным бульваром», но у нее оставалось еще ее любимое детище — журнал «Иные берега», который она придумала от первой до последней страницы и наполнила его своей высокой культурой, своим щедрым и светлым даром. Каждый читатель журнала отмечал его неповторимое художественное содержание, его стиль и изысканность.

Без Татьяны Владимировны очень трудно представить себе нашу работу, она навсегда останется не только в наших сердцах, но и на страницах журнала, который Татьяна Загорская делала до последнего дня с любовью и надеждой на то, что впереди у нас общее и большое будущее...

Вечная ей память и наша любовь!

25 декабря 2009

Дорогие друзья!
С наступающим Новым Годом и Рождеством!
Позвольте пожелать вам, мои дорогие коллеги, здоровья и благополучия! Радости, которое всегда приносит вдохновенное творчество!
Мы сильны, потому что мы вместе, потому что наше театральное товарищество основано на вере друг в друга. Давайте никогда не терять этой веры, веры в себя и в свое будущее.
Для всех нас наступающий 2010 год — это год особенный, это год А. П. Чехова. И, как говорила чеховская героиня, мы будем жить, будем много трудиться, и мы будем счастливы в своем служении Театру, нашему прекрасному Союзу.
Будьте счастливы, мои родные, с Новым Годом!
Искренне Ваш, Александр Калягин

***
Праздничный бонус:
Новый год в картинке
Главные проекты-2010 в картинке
Сборник Юбилеи-2010 в формате PDF

27 октября 2008

Дорогие друзья, теперь на нашем сайте опубликованы все номера журнала!
К сожалению, архивные выпуски доступны только в формате PDF. Но мы
надеемся, что этот факт не умалит в ваших глазах ценности самих
текстов. Ссылку на PDF-файл вы найдете в Слове редактора, предваряющем
каждый номер. Приятного и полезного вам чтения!