Белорусский сезон

Белорусский сезон
2013 год принес Национальному академическому театру им. М. Горького событие поистине знаковое – участие в X Всероссийском театральном фестивале «Островский в Доме Островского», который проходил на сцене Государственного академического Малого театра России. Открывали фестиваль белорусские артисты спектаклем «Правда – хорошо, а счастье лучше» в постановке Аркадия Каца.
По словам главного режиссера НАДТ им. М. Горького, а с недавнего времени и его художественного руководителя Сергея Ковальчика, возможность сыграть на прославленной сцене – бесценный подарок к 80-летнему юбилею театра, который широко отмечался в 2012 году. И еще – очень важный знак для его творческой биографии.
Вообще в юбилейной истории одного из ведущих театров Республики Беларусь немало знаковых событий. Одновременно с его 80-летием здесь отметили 75-летние юбилеи народная артистка Беларуси, обладательница медали Франциска Скорины Белла Масумян и народный артист Беларуси режиссер Борис Луценко, который в течение многих лет был художественным руководителем театра и с чьим именем связаны периоды его творческого подъема. А «под занавес» уходящего года с успехом прошла премьера сказки «Волшебные кольца Альманзора» по пьесе Тамары Габбе в постановке Сергея Ковальчика. Сказочные приключения, над которыми работали художник Алла Сорокина, композитор Тимур Калиновский и балетмейстер Ольга Скворцова-Ковальская стали юбилейным подарком театра своим маленьким зрителям.
Я убежден, что свою публику нужно воспитывать с детства, – говорит Сергей Ковальчик. – И хотя с финансовой точки зрения нашему театру сказки ставить невыгодно, и даже два детских спектакля не покрывают расходов на один вечерний, значение сказки не в зарабатывании денег. Взявшись за постановку сказки Тамары Габбе, мы решили обойтись без притопов, прихлопов и заигрывания с залом, а говорить с детьми языком драматического театра. Мне, как режиссеру, было интересно, воспримет ли детская аудитория психологический театр, будет ли он им интересен? И убедился – да! Сказка «Волшебные кольца Альманзора» стала событием для театра. Событие, которое направлено в будущее.
Сергей Ковальчик подчеркивает, что «золотым сечением» репертуара Национального академического театра им. М. Горького как и прежде является русская классика. Сам он, придя сюда в 2008 году главным режиссером, начал с «Бега» М. Булгакова, затем поставил «Горе от ума» А. Грибоедова, а в настоящее время репетирует спектакль «Бесы. Постскриптум» по роману Ф.М. Достоевского в инсценировке белорусского драматурга Николая Рудковского. И все же особенностью 2013 года НАДТ им. М. Горького станет так называемый Белорусский сезон. Продолжая классическое направление в своем репертуаре, театр особое внимание обращает на белорусскую драматургию.
Мы не являемся белорусским национальным театром, но нам очень важно поддерживать и развивать драматургию Республики Беларусь,– поясняет художественный руководитель Национального академического театра им. М. Горького. – Важно ценить свою культуру, историю, потому что это основа основ. К тому же наша зрительская аудитория очень широкая – к нам идет и русский зритель, и белорусский, а темы, которые затрагивают национальные авторы, близки и понятны всем.
Отношения НАДТ им. М. Горького с белорусскими драматургами на протяжении многих лет были самыми тесными. Для этого достаточно заглянуть в театральную летопись. Официальная дата рождения театра – 1932 год, и вначале его репертуар основывался на русской и советской классике, чаще всего выполняя социальный заказ. Но уже в первые послевоенные годы, в 1950-м, режиссер В.Федоров делает попытку вернуться к белорусской драматургии и ставит пьесу Вячеслава Полесского «Песня наших сердец», а спустя три года возобновляет спектакль под новым названием «Что посеешь, то и пожнешь».
С 1956 года произведения белорусских авторов ставятся на театральных подмостках практически в каждом сезоне. В этом ряду одним из самых значимых и актуальных стал спектакль «Под одним небом» по одноименной пьесе Аркадия Мовзона, созданной им в 1962 году. Позднее режиссеры не единожды обращались к творчеству Мовзона: «Всего одна жизнь» (1969 год), «Билет в мягкий вагон» (1971 год) и др.
В 1980-е, когда известность театра перешагнула пределы не только Республики Беларусь, но и Советского Союза, внимание вновь обратилось к национальной драматургии, родились спектакли «Объявление в вечерней газете» и «Железная свадьба» по пьесам Е.Поповой и А.Новожилова. Настоящим событием 1990-х становится постановка произведения Я. Купалы «Раскiданага гнязда», причем, в оригинале, а в 2010-м в репертуаре театра новая яркая строка – «Пане Коханку». Спектакль по пьесе известного белорусского драматурга Андрея Курейчика поставил Сергей Ковальчик, и критики назвали тогда эту работу мощным полифоническим произведением. В прошлом году актеры Национального академического театра им. М. Горького имели уникальную возможность показать свою работу на арт-фестивале «Театр Уршули Радзивилл», сыграв спектакль «Пане Коханку» в знаменитом Несвижском замке, внесенном в список Всемирного наследия ЮНЕСКО («Иные берега» №3(27) 2012).
В нынешнем Белорусском сезоне Национального академического театра им.М.Горького события не менее интересные. Борис Луценко готовит постановку «Затюканного апостола» по пьесе народного писателя Беларуси Андрея Макаёнка, Сергей Ковальчик работает над спектаклем «Подводник» по пьесе Андрея Курейчика. И если в первом случае речь идет о достаточно известном произведении, которое с успехом шло на российских театральных подмостках, то пьеса Курейчика привлекает внимание еще и тем, что в ее основе реальный исторический факт: во время трагических событий 1961 года на атомной подводной лодке «К-19» решающую роль в ее спасении сыграл житель Беларуси. Чтобы устранить последствия аварии, он дважды зашел в отсек с ядерным реактором. Автор пьесы, а вслед за ним и режиссер, размышляют о людях, способных на подвиг, о своих земляках. К этому непростому диалогу во время Белорусского сезона, ставшего продолжением юбилейного, Национальный академический театр им.М.Горького приглашает своего зрителя.

Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская