Анастасия Куракина: "Я рисую только русскими красками..."

Анастасия Куракина: "Я рисую только русскими красками..."

 

Недавно в Риме, в Культурном центре Эльзы Морантэ прошла выставка картин «Точки зрения» Анастасии Куракиной и Ольги Пешко. Итальянская пресса восторженно отозвалась о творчестве молодых художниц. Их работа с образами, материалами, стилем уже не в первый раз приятно удивляет местных арт-критиков. В Риме девушки не новички, они работают здесь давно и серьезно. Многие их картины уже давно проданы в частные коллекции и стали победителями международных конкурсов. Ольга Пешко, приехав в Рим из Минска, в 2012 году получила награду президента Италии Джорджо Наполетано за одну из своих работ. А москвичка Анастасия Куракина официально представляла современное российское искусство на выставке, (по случаю года Русской Культуры в Италии), организованной русским посольством в Италии и Русским Центром Науки и Культуры в Риме.
Для нас Рим — это прежде всего безумной красоты город. Это столица мировой культуры и оперы. На шедеврах итальянской живописи, архитектуры и скульптуры воспитано не одно поколение. Каждый раз приезжая в Рим, я постоянно открываю для себя новые места и не перестаю удивляться великолепию наследия эпох. Верно заметил Николай Васильевич Гоголь:«Влюбляешься в Рим очень медленно, понемногу — и уж на всю жизнь. Словом, вся Европа для того, чтобы смотреть, а Италия для того, чтобы жить». Конечно, в наше время не стоит тешиться иллюзиями о том, что перенаселенный и многонациональный древний город рад любому и «верит слезам». Но «безумство храбрых» всегда найдет заслуженное уважение и особое «итальянское» гостеприимство.
Анастасия Куракина одна из таких храбрецов. В юношестве прочитав книгу Роландо Кристофанелли «Дневник Микеланджело Неистового», о жизни великого творца Микеланджело Буонарроти, Настя решила выучить итальянский язык. Ее целью стало прочесть произведение в оригинале. Она начала самостоятельно заниматься каждый день после окончания занятий в Художественном лицее при Российской Академии Художеств. «Решив заниматься каким-либо делом, я должна довести его до конца, иначе я буду вынуждена признать, что самостоятельно выбросила на помойку часть собственной жизни». Каждый день она рисовала, учила и училась. Наблюдая за ее стараниями, Настин папа, художник-иконописец Сергей Куракин, автор знаменитой иконы Новорусской Богоматери, однажды спросил: «Если тебе предложат спокойную обеспеченную жизнь, но ты должна будешь бросить рисовать, что ты выберешь?» — «Я буду рисовать. Потому что жизнь для меня не имеет смысла без возможности поделиться с другими тем удивительным миром, каким его вижу я, и тем, что поражает меня в этой жизни и делает ее прекрасной», — серьезно ответила дочь. Таким образом, ближайшее будущее было предопределено, и Настя, собрав документы, успешно сдала экзамены и поступила в Римскую Академию Искусств.
«Рим для меня — это город моих богов. Это мой волшебный город. Дневник Микеланджело в оригинале я все же прочла и итальянский язык теперь для меня как родной. Я вообще очень изменилась за 6 лет жизни в Италии. Как ребенок, собирающийся научиться плавать, барахтается в воде, так и я, преодолевала жизненные трудности новой реальности. Мне было очень сложно одной в незнакомом городе, где все было новым и неизведанным. Но ведь это был мой выбор. Я должна была научиться: совершенствовать свое мастерство, заниматься выставками и готовить. О бабушкином супе теперь мне оставалось только мечтать», — смеясь, рассказывает Настя, сидя на диване в большой квартире около Ватикана. Эти уютные апартаменты Настя снимает вместе с подругами, итальянской красавицей Лаурой и русской красавицей Анной.
Кстати, с Настей я познакомилась именно благодаря Анне. В одну из моих поездок в Италию я познакомилась с Анной Грацианской арт-директором «Bottega Russa», организатором выставок русских художников в Риме. Анна живет в Италии уже более 7 лет и, закончив здесь Академию Изящных искусств, решила заниматься продвижением русского искусства. Анна постоянно в курсе всех конкурсов и выставок. О лучшей соседке Насте и мечтать не приходилось. Ведь только приехав в Рим, где только она ни жила.
«В Рим я приехала с небольшим школьным портфелем, где были лишь краски, документы и пара холстов для экзамена. Я ведь не знала смогу ли сразу найти именно то, что мне было нужно для моих занятий живописью. Для меня это было очень важно. Кстати, я до сих пор пользуюсь только русскими красками. Я так привыкла. Я люблю эти особые нюансы цвета, гамму оттенков... ведь здесь совершенно другая палитра. Знакомой итальянке я привезла книгу о Врубеле, она ради него выучила русский. Это был весь мой багаж.
В квартире, где я поселилась, жили двое неаполитанцев, и я просыпалась и засыпала под их песни. Это правда! Они постоянно пели, шутили и ели. Они научили меня готовить правильную пасту, ведь до этого я всегда ее слегка переваривала. Теперь я, как и все итальянцы, ем пасту строго «аль денте». В этой стране обед практически священен, но мой режим зависит только от вдохновения. Если я рисую, меня ничто не может отвлечь. А утреннему кофе и корнетто я предпочитаю свежевыжатый апельсиновый сок. А ведь в Италии завтрак — это практически священный ритуал, и все вопросы можно решить за чашечкой эспрессо, но вот последовательность не является итальянской национальной чертой, продолжения разговора можно ждать неделями, слушая бесконечные «потом» и «после». В любом случае итальянцы просто обожают Россию и очень тепло к нам относятся, они вообще очень добрые и душевные люди.
Конечно, я привезла и немного одежды, но приезжать в Италию со своими нарядами — это как идти в ресторан со своей едой. А чтобы понять других, нужно стать другой. Я хотела перемен. Иногда я чувствовала себя как Алиса из страны Чудес. В Москве у меня были определенные установки, привычки, условности, которые в силу разных обстоятельств я не могла изменить. Я должна была соблюдать придуманные не мной правила игры. В Риме этой необходимости больше не было. Я была свободна. Я стала рисовать портреты на заказ и могла спокойно покупать себе «волшебные» вещи и чувствовать себя превосходно. Правда, однажды «волшебство» не сработало.
После с неаполитанцами я переехала в общежитие при монастыре, в самом центре города, около Пантеона. Этот мощный храм всех богов, где похоронены великий Рафаэль и итальянские короли Умберто I и Виктор Эммануил Второй, стал моим духовным алтарем. Я приходила сюда просто покружиться под световым отверстием в куполе и подумать о жизни. Когда внутри Пантеона идет дождь или снег, мир вокруг становиться необыкновенно величественным и мелочи перестают отвлекать от главного — от искусства. В общем, соседство с Пантеоном меня счастливо устраивало, а вот, как оказалось, монашек мой экстравагантный, с их точки зрения, образ жизни, вовсе нет. Все проживающие у них студенты должны были соблюдать достаточно строгие правила, одним из которых было: не покидать здание после десяти вечера. Конечно, с моими выставками и рабочими ужинами соблюдать это иногда было совершенно невозможно. И, в конце концов, однажды вечером увидев меня выходящей из дверей в немыслимо «волшебных», на мой взгляд, бирюзовых бархатных туфельках с золотыми мысками, меня остановила настоятельница монастыря. Она уставилась на мои туфли так, что они готовы были расплавиться от одного ее взгляда. Я поняла, «наши вкусы и взгляды на жизнь сильно не совпадают», видимо, то же подумала и она, так как на следующий день мне «торжественно» предложили выселиться».
К тому времени картины Анастасии Куракиной уже активно покупали по всему миру. Ее графика висит дома у княгини Ирины Лобановой-Ростовской в Лондоне, среди работ Л.Бакста, М.Ларионова и А.Бенуа. Но одним из первых поклонников ее таланта стал профессор Академии Изобразительных Искусств, Андреа Воло, у которого она училась. Он не только купил картину, но и заказал два своих портрета. Настя рассказывает, что, забирая картину, он сказал: «У вас талант, свой стиль и фигуративное искусство, несомненно, будет востребовано и в будущем. А я просто обеспечу себе старость, приобретая Ваши полотна». Для нее это стало еще одной ступенькой к вере в собственные силы и признание точности выбранного пути.
Поддерживая в студентах их собственные стремления, принимая активное участие в развитии таланта и способностей каждого, в Академии разрабатывали чуть ли не индивидуальную программу обучения для каждого студента. Здесь изучают историю театра, мозаику, видео — арт и современное искусство, устраивая встречи с галеристами и знаменитыми художниками. Проводят занятия на выставках, в аукционных домах на месте изучая инсталляции, или например, значение цвета в разные эпохи в разных культурах. «Для меня авторитеты — это прежде всего Рембрандт, Вермеер, Микеланджело, Веласкес, Гойя, Босх, Брейгель… Я люблю их все больше и больше с каждым годом. Конечно, вкусу и пристрастиям свойственно меняться. И только время помогает понять истинность и настоящее значение того или иного творца. Это моя высота. Но для того, чтобы создать свой мир я должна смотреть в себя. И если раньше я только пользовалась заученными приемами и накопленными навыками, то теперь я все больше вырабатываю свои и стараюсь постоянно расширять их диапазон». Вскорое после начала учебы Анастасия стала победительницей сразу в нескольких конкурсах. В 2008 году, например, ее работа на тему Святого семейства получила первую премию.
Мир ее картин населен мистическими персонажами и существами, современниками с их страхами и тайнами, томными дивами и карнавальными масками. «Время течет легко, но становится тяжелее любого другого вещества, когда мы понимаем, что не можем его остановить», — это лишь название одной из работ Анастасии Куракиной. А на сколько вечных вопросов ей еще предстоит ответить в будущем! И она ищет ответы и свое вдохновение повсюду: путешествуя, в книгах, на выставках, на природе… Ей достаточно иногда лишь детали, мимолетного впечатления, чтобы наполнить его своими мыслями, чувствами и образами.
«Начиная рисовать картину, я чувствую себя немного растерянным фокусником, который, положив в шляпу кролика, сам не знает, что появится из этой шляпы чуть позже. Это очень волнующий процесс, иногда работа затягивается на месяца или даже годы или мучает и не дает спать в течение нескольких дней, но это и есть те самые моменты счастья, ради которых стоит жить. Это огромное, восхитительное чувство — понимать, что твои картины нравятся людям и приносят им радость».
 


Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская