Миры "Соотечественников"

Миры "Соотечественников"
Недавно прочитал статью об одном крупном театральном фестивале N, в которой автор традиционно рассуждала о двух путях развития театра как такового и конкретного фестиваля в частности. Говоря о противостоянии русского психологического театра и театра «современного», «острого», «реагирующего на вызов времени», она привела поэтическое сравнение: «прозрачное хрустальное озеро с пологим мягким берегом – против несущейся по острым камням горной реки». Мне мигом представилась эта картина, особенно тот момент, когда режиссер «нового театра», стоящий на берегу, хватает зрителей (стариков, детей, женщин) и сбрасывает их в бурлящий поток с отвесной скалы, бормоча себе под нос какие-то слова про актуальность. Сравнение автора хорошее, тем более что не так давно мне довелось окунуться в «прозрачное озеро» другого фестиваля – в середине марта в Саранске прошел VIII Международный фестиваль русских драматических театров «Соотечественники».
Традиция. В своих вступительных письмах глава администрации Саранска Петр Тултаев и министр культуры и туризма Республики Мордовия Владимир Шарапов говорили о том, насколько важным для города стал этот фестиваль, уже превратившийся в добрую традицию каждый год принимать в Саранске театральные коллективы из России и зарубежья. Многие театры за последние восемь лет стали друзьями города и Государственного русского драматического театра Республики Мордовия, на сцене которого фестиваль вырос и окреп. Слова «принимать гостей» или «принимать друзей» привычны для многих театральных фестивалей нашей страны и ближнего зарубежья. Причина в том, что одной из особенностей русского психологического театра является его отношение к зрителю, попытка принять его, погрузить в мир спектакля. Каждый из этих миров непохож друг на друга, среди них есть пустые и неуютные, есть роскошные и причудливые, есть тонкие, с едва различимой музыкой, есть и совершенно иные. Но традицией стало подавать зрителю руку, приглашая его в мир спектакля, а не бить по голове отталкивающими ритмическими, музыкальными и изобразительными отрывками-клипами модного постдраматического театра. «Погружение в прозрачное озеро» и его «пологий берег» – не что иное, как уважение к зрителю. Хоть вода может быть и непривычно холодной, обжигающей кожу.
Именно такой «обжигающий» спектакль представили на открытии хозяева фестиваля – Русский драматический театр Республики Мордовия. «Ночь ошибок» Оливера Голдсмита поставила молодой режиссер, ученица Сергея Женовача Урсула Макарова, недавно пришедшая в театр и принесшая с собой невероятное количество энергии и планов. Уделив много внимания внешней стороне спектакля, его форме, она заразила сначала актеров – Сергея Адушкина, Ирину Абросимову, Марину Рангаеву, Владимира Буралкина, Оксану Сизову и многих других. А вслед за ними и зрителей необычной для этого театра пластикой, танцами, музыкой, красками костюмов и прочее. Изящная английская комедия положений XVIII века превратилась в незабываемый карнавал.
Если первый спектакль обжигал, то второй принес освежающую прохладу. Одесский академический русский драматический театр привез на фестиваль «Дядю Ваню» А.П.Чехова в постановке Леонида Хейфеца – возможно, один из лучших спектаклей фестиваля. Негромкое и очень проникновенное повествование об одиночестве каждого. Не только Войницкого (Юрий Невгамонный), но и доктора Астрова (Сергей Поляков), профессора Серебрякова (Анатолий Антонюк), его жены Елены Андреевны (Ирина Надеждина), дочери Сони (Светлана Горчинская), приживальщика Вафли (Михаил Дроботов), Марии Васильевны (Валентина Прокофьева), няни Марины (Наталья Дубровская) и даже работника Ефима (Юрий Ющенко).
Спектакль Павлодарского областного драматического театра им. А.П.Чехова (Казахстан) погрузил нас в мир меняющегося Петербурга. Постановка Олега Белинского «Без слез, без жизни, без любви…» по роману И.А.Гончарова «Обыкновенная история» началась с первого впечатления от созданного на сцене Петербурга: поворачивающийся мост, проецирующиеся на задник фотографии (художник-постановщик Александр Михацкий) и случайные на первый взгляд прохожие – из этого складывается атмосфера города. Два главных героя – умудренный опытом Петр Иванович Адуев (великолепная работа Рамиля Шарипова) и его романтически настроенный племянник Александр (Дмитрий Доморощенов), приехавший в город из деревни, чтобы посвятить Отчизне «души прекрасные порывы». Знакомая «обыкновенная история» омертвения души молодого романтика приобрела в спектакле иной вид, отчасти потому, что Дмитрий Доморощенов совсем недавно ввелся на эту роль, и из-за своей индивидуальности пока не освоил той отправной точки искренности, с которой начинал свой путь его персонаж. Но, чем больше менялся Александр, тем ближе он становился для исполнителя. Мир этого спектакля не только мир большого города, «прокрутившего» как в мясорубке душу героя. Это еще и мир литературы и текста (режиссер не воспользовался известной инсценировкой Виктора Розова, а написал ее сам), в отдельных сценах побеждающий театральность и замечательную игру актеров.
С тем же миром литературы, но уже другого уровня столкнулись зрители спектакля «Мартышка» по пьесе Андрея Зинчука Датско-российского театра «Диалог» в постановке Аллы Зориной. Несовершенная пьеса рассказывает о днях одиночества немолодой, известной некогда актрисы (Татьяна Дербенева-Якобсен), живущей в доме ветеранов сцены. Ее называют Примадонна. Здесь она доживает свой век и вдруг встречается с юной девушкой по прозвищу Мартышка (Дарья Молокова-Эльгаарт) и понимает, что судьба подарила ей шанс встречи с самой собой в молодости. Спектакль оказался словно растушеванным кистью режиссера и лишенным событий и конфликта. Однако, несмотря на то, что он фактически превратился в исповедь главной героини, удивительный голос и игра Татьяны Дербеневой-Якобсен стали настоящим подарком для саранских зрителей.
Неожиданным стал спектакль Гомельского областного драматического театра «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьера Бомарше. Режиссер спектакля, художественный руководитель театра Виктор Чепелев исполнил и одну из главных ролей – графа Альмавива. Режиссер пригласил нас в практически пустое пространство, в котором с первой сцены разворачивалась легкая и непринужденная музыкальная комедия. Однако за всем этим скрывалось очень необычное решение главного героя в исполнении Андрея Бордухаева. Его Фигаро не энергичный и неунывающий человек, создающий вокруг себя хитросплетении интриг с целью жениться-таки на своей невесте Сюзане (Анна Барташевич) и оставить хозяина-графа в дураках. Его Фигаро современнее – он немного устал от постоянной беготни, знает себе цену и обладает способностью скорее не создавать интриги, а быстро находиться в сложной ситуации. На фоне такого Фигаро сам граф Альмавива выходит на первый план и, как это ни удивительно, становится центром спектакля, заставляя зрителей не только искренне смеяться над ним, но и совершенно искренне сочувствовать.
Настоящим подарком на этом фестивале стал для меня спектакль Московского областного театра драмы и комедии (город Ногинск) «Приглашение в замок» по пьесе знаменитого французского драматурга Жана Ануя в постановке Натальи Людсковой. Крайне редко случается так, что спектакль, по мере своего развития и движения к финалу, раскрывается все больше и больше, каждый раз разворачивая перед зрителем новый мир. Первый – мир легкой комедии, череды забавных и нелепых сцен, мир основной сюжетной линии, основанной на классической истории о двух братьях близнецах Орасе и Фредерике (обе роли блистательно исполнил Александр Мишин). Второй – тонкие намеки автора на исключительную театральность всего происходящего в замке. Так Орас становится «режиссером» всех происходящих событий, прекрасная Изабелла (Елена Пашкова), приглашенная им в замок для розыгрыша, – «ведущей актрисой». Преданный дворецкий Жозюэ (Федор Казаков) больше всего похож на «помощника режиссера», а властная тетушка близнецов – госпожа Демерморт (великолепная Надежда Гуртовенко), конечно же, «директор» этого «театра». Третий мир – мир самих актеров, выходивших на сцену саранского театра, их способность играть в «верхнем регистре», в очень высоком ритме, не теряя мелочей, тонкостей и оценок – лишнее доказательство прекрасной труппы. И это не предел. Вторые, третьи, десятые планы множатся благодаря тому, что режиссер вместе с артистами, с одной стороны, искренне и театрально, а с другой – очень точно передали мир гениального драматурга Жана Ануя.
 
***
 
В насыщенной программе фестиваля нашлось место для очень разных спектаклей. Какие-то оказались более удачными, какие-то – менее (как, например, спектакль «Ночь с…» по пьесе Александра Марданя Приднестровского государственного театра драмы и комедии им. Н.С.Аронецкой). Нашлось место и для отдельного экспериментального фестиваля под названием «С правом на ошибку», участниками которого стали спектакли, поставленные артистами, пробующими себя в режиссуре. Фестиваль «Соотечественники» развивается и расширяет свои границы. Каждый год он щедро дарит городу новые впечатления от театров со всей страны и из-за рубежа. А объединяет их всех то самое «прозрачное хрустальное озеро» – русский психологический театр, который может быть очень разным, может иметь какие-то недостатки, но который способен быть современным, не забывая об уважительном отношении к своему прошлому и к своим зрителям.
 
P.S. Кстати, тот крупный театральный фестиваль N, с которого я начал, «бросился в реку». Видимо, предлагая его зрителям последовать за ним. И пусть читатель простит невольную аналогию, мне сразу вспомнился театральный анекдот: в каком-то театре играли «Грозу» Островского. В финальной сцене актриса, исполнявшая роль Катерины, должна была спрыгнуть с помоста и мягко приземлиться на маты, но на один из спектаклей монтировщики почему-то вместо матов поставили батут… Семь раз не принимала Волга Катерину…
 

Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская
24 октября 2012

Дорогие друзья!

Приносим свои извинения в связи с задержкой публикаций на сайте в связи с техническим сбоем.

Мы делаем всё возможное!

15 марта 2010

15 марта пришла весть горькая и страшная — не стало Татьяны Владимировны Загорской, изумительного художника-дизайнера, отличавшегося безукоризненным вкусом, любовью к своему делу, высоким профессионализмом.

На протяжении долгих лет Татьяна Владимировна делала журнал «Страстной бульвар, 10» и делала его с таким пониманием, с таким тонким знанием специфики этого издания, с такой щедрой изобретательностью, что номер от номера становился все более строгим, изящным, привлекательным.

В сентябре 2009 года Татьяна Владимировна перенесла тяжелую операцию и вынуждена была отказаться от работы над «Страстным бульваром», но у нее оставалось еще ее любимое детище — журнал «Иные берега», который она придумала от первой до последней страницы и наполнила его своей высокой культурой, своим щедрым и светлым даром. Каждый читатель журнала отмечал его неповторимое художественное содержание, его стиль и изысканность.

Без Татьяны Владимировны очень трудно представить себе нашу работу, она навсегда останется не только в наших сердцах, но и на страницах журнала, который Татьяна Загорская делала до последнего дня с любовью и надеждой на то, что впереди у нас общее и большое будущее...

Вечная ей память и наша любовь!

25 декабря 2009

Дорогие друзья!
С наступающим Новым Годом и Рождеством!
Позвольте пожелать вам, мои дорогие коллеги, здоровья и благополучия! Радости, которое всегда приносит вдохновенное творчество!
Мы сильны, потому что мы вместе, потому что наше театральное товарищество основано на вере друг в друга. Давайте никогда не терять этой веры, веры в себя и в свое будущее.
Для всех нас наступающий 2010 год — это год особенный, это год А. П. Чехова. И, как говорила чеховская героиня, мы будем жить, будем много трудиться, и мы будем счастливы в своем служении Театру, нашему прекрасному Союзу.
Будьте счастливы, мои родные, с Новым Годом!
Искренне Ваш, Александр Калягин

***
Праздничный бонус:
Новый год в картинке
Главные проекты-2010 в картинке
Сборник Юбилеи-2010 в формате PDF

27 октября 2008

Дорогие друзья, теперь на нашем сайте опубликованы все номера журнала!
К сожалению, архивные выпуски доступны только в формате PDF. Но мы
надеемся, что этот факт не умалит в ваших глазах ценности самих
текстов. Ссылку на PDF-файл вы найдете в Слове редактора, предваряющем
каждый номер. Приятного и полезного вам чтения!