Выбор Анны Варпаховской

Выбор Анны Варпаховской

 

Есть разные пути сохранения культуры и степени участия в ее бытовании. Каждый выбирает свой путь. Кто-то, оказавшись в вольной или невольной эмиграции, продолжает внутреннюю борьбу со всем, что оставил здесь. Кто-то с течением времени осознает глубину утраченного и всеми силами стремится восполнить, напитать памятью прошлого окружающую бытовую и культурную среду. Кто-то начинает проповедовать впитанную с материнским молоком ауру былого и увлекает, заражает ею тех, кто оказывается рядом, пусть и воспитан он, она, они в совершенно иных традициях…
Каждый выбирает свой путь.
Актриса Московского драматического театра им.К.С.Станиславского, начинавшая на этой сцене свой путь ярко и броско, Анна Варпаховская, дочь выдающегося режиссера Леонида Викторовича Варпаховского, давно живет в Канаде, где она создала театр имени своего отца. Этот небольшой коллектив, спектакли в котором ставит ученик Варпаховского, режиссер Григорий Зискин, гастролирует по Америке, Канаде, Израилю и снискал популярность, но Анна Варпаховская стремится к большему: теснейшим образом связана ее деятельность с теми театрами, в которых работал после реабилитации ее отец – Московским драматическим театром им.К.С.Станиславского, в репертуаре которого два спектакля совместного производства – «Бабье лето» А.Менчела и «Спасибо, Марго!» Валерия Мухарьямова; и Национальным русским драматическим театром имени Леси Украинки в Киеве, где Анна Варпаховская играет четыре спектакля.
Артистов в эту своеобразную антрепризу (хотя, строго говоря, никакой антрепризой эти спектакли не являются!) приглашает она сама. Чаще всего становится не только вдохновителем, но и сценографом, и художником по костюмам, и музыкальным оформителем, не говоря уже о том, что финансово участвует в создании спектаклей.
И в этом видится не только трепетное сохранение памяти о режиссере Леониде Викторовиче Варпаховском, чьи спектакли становились легендой, и о человеке, как и многие из его поколения пострадавшем за свое дворянское происхождение, за то, что был верным учеником В.Э.Мейерхольда, за то, что просто попал в жернова сталинской эпохи – могло бы быть иначе, и вряд ли кто-нибудь осудил бы дочь «врагов народа» (с матерью Анны Варпаховский познакомился, когда они вместе ставили в лагерном театре «Травиату») за неистребимое чувство обиды и гнева по отношению к стране, так жестоко обошедшейся с ее самыми близкими людьми.
Но случилось иначе – Анна Варпаховская стала приглашать в спектакли своего театра артистов из России: тех, с кем работала в Москве, с кем встречалась на киносъемках, чье дарование оценила и хотела «поделиться» своим восхищением с жителями далеких стран. И – играть эти спектакли здесь, для своих (язык не повернется сказать – «бывших» соотечественников), потому что именно в соединении, слиянии, единомыслии артистов разных театров видит она смысл и суть подлинного искусства, которому служит верой и правдой.
Анна Варпаховская настолько плотно занята в спектаклях, идущих в Киеве и Москве, что у себя дома, в Канаде, не бывает иногда по полгода. Но это не смущает актрису – она хотела бы еще сотрудничать с Магаданским музыкально-драматическим театром, где ее родители работали отнюдь не по зову комсомольских сердец, но привили этому суровому краю понимание театральной культуры.
Но это – перспективы, говорить о которых пока еще рано.
А пока – совсем недавняя премьера в Театре им.К.С.Станиславского, спектакль Григория Зискина по пьесе Валерия Мухарьямова «Спасибо, Марго!»
На стадии переговоров о будущем спектакле художественный руководитель театра Валерий Белякович сказал мне: «Актрис такого поразительного обаяния сегодня в нашем театре просто не бывает. Она – уникум». И эти слова опытного и прозорливого режиссера постоянно вспоминались мне во время спектакля.
На первый взгляд, пьеса кажется незатейливой и в чем-то даже анекдотичной: ну не станем же мы искать какую бы то ни было серьезную подоплеку в импульсивных поступках безмозглой дамочки «бальзаковского возраста», обеспокоенной только одним – своим одиночеством и необходимостью как можно скорее найти очередного (кажется, четвертого по счету) обеспеченного мужа. Ради этого она является в дом своей подруги, у которой увела когда-то мужа, недавно умершего, упрашивает ее взять к себе «на постой» на две недели брата мужа, Леву Соловейчика, приехавшего в Америку из Конотопа и отличающегося какими-то, на ее взгляд, психическими отклонениями: он все вокруг исписывает цифрами, все время что-то считает, не участвует в жизни и ни с кем не общается. Леве она сообщает, что привезла его в психиатрическую клинику, где за ним будет обеспечен надлежащий уход, пока она будет строить свою личную жизнь.
Подруга (ее играет актриса Театра им.К.С.Станиславского Людмила Лушина) ошарашена. Тем более что Марго не теряет времени даром и, неожиданно встретив у нее в доме явно надеющегося построить с Лизой семью миллионера Марка (Александр Дик из Театра Российской Армии играет его очень смешно), пытается и его обольстить.
А дальше начинается откровенная чехарда – Марго исчезает на полгода, за которые Лиза успевает влюбиться в Леву Соловейчика (замечательно сыгранного артистом Театра им.К.С.Станиславского Юрием Дувановым), Лева делает математическое открытие, о котором сообщают все газеты, а Марго возвращается, разочарованная в своем недолгом браке с неожиданно найденным сыном, который был рожден ею между вторым и третьим мужем от какого-то китайца. Теперь она хочет оставить у Лизы сына…
А тем временем миллионер Марк, поняв, наконец, что с Лизой ничего у него не сложится, вспоминает Марго, тоскует по женщине, о которой говорит: «Прелесть, какая дура!..» – и эти слова абсолютно точно соответствуют образу, созданному Анной Варпаховской. Она играет блистательно – на тонкой грани комедии и фарса, ни на один миг «не перебирая» в своих эмоциях: воркующие интонации, крадущаяся походка мелкими шажками, обворожительная улыбка – и град глупостей, слетающих с языка. В ней органично живет та простота, про которую говорят, что она – хуже воровства. И все, что делает и произносит эта Марго, – невероятно смешно, без грана пошлости, и даже ее предельные цинизм и эгоизм вызывают улыбку.
А в результате… в результате все счастливы, словно в доброй сказке.
Кое-кто может посетовать: зачем нам сегодня такой театр? Мы привыкли к жестокости, к жизни как она есть, без прикрас и оправданий, к агрессивности и непониманию людей. Да, такое сегодня не внове; скорее, театр, пробуждающий «чувства добрые», становится экзотикой. Но не стоит ли задуматься после этой непритязательной пьесы о том, как мы бываем жалки и смешны своими непомерными амбициями, своим стремлением прыгнуть выше головы? Когда Марк, узнав об открытии Левы Соловейчика, спрашивает у Марго: «А вы были в курсе, чем он занимается?» и слышит в ответ безапелляционное и даже возмущенное: «А кто, по-вашему, делал ему все расчеты?!» – становится не просто смешно, а грустно. Что греха таить, ведь мы тоже склонны преувеличивать, мягко говоря, свою роль в истории. И никакие уроки не в состоянии излечить нас…
А урок, который преподает нам русская актриса, живущая между Москвой, Киевом и Канадой, очень и очень важен сразу по нескольким причинам – по творческому горению, у которого нет границ; по умению бережно сохранять память, не забывая не только о корнях, но и о школе; по высокому благородству прощения, которое далеко не каждому дано…
Спасибо, Анна Леонидовна!..
 
P.S. Сегодня этот спектакль увидеть нельзя — весь репертуар Театра им.К.С.Станиславского больше не существует. Как и сам театр...

Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская