Театральное чудо Друскининкая - VASARA

Театральное чудо Друскининкая - VASARA

Лето 2013 года для небольшого курортного города Литвы Друскининкая ознаменовалось невероятным по масштабам событием. Ровно 14 июля, в день взятия Бастилии, когда в Москве завершился Международный Чеховский фестиваль, Друскиникай дал начало другому театральному смотру, а именно Международному фестивалю «VASARA-2013». Почти на месяц, вплоть до 11 августа, когда состоялось закрытие и вручение премий лауреатам фестиваля, известный город-курорт стал центром театральной жизни почти всего постсоветского пространства. На театральный смотр, в конкурсную и внеконкурсную программы, были приглашены театры из России, Литвы, Белоруссии, Армении и Молдавии. Президентом фестиваля «VASARA-2013» стал художественный руководитель Театра имени Евг.Вахтангова, а по совместительству и Вильнюсского Малого театра, известный режиссер Римас Туминас.

«Всю жизнь мечтал стать президентом. Вот и случилось….
На самом деле, я очень рад, что удалось сделать такое грандиозное дело в Литве, на Родине. Для меня это очень важно. В Друскининкай было решено создать свой Международный театральный фестиваль, на который приглашены театры из России, стран Балтии и ближнего зарубежья. Такой смотр нужен обеим странам, он сблизит наши народы, поможет лучше узнать культуру друг друга», — в одном из интервью объяснил идею создания форума сам президент фестиваля.

В состав жюри вошли выдающиеся театральные деятели из разных стран — Народный артист СССР Регимантас Адомайтис, Заслуженная артистка Литвы Эгле Габренайте, театровед Людмила Грамыко, член Президиума Словацкой Академии Наук, профессор Дагмар Подмакова, лауреат Государственной премии СССР Владас Багдонас. Председателем жюри стал доктор искусствоведения, профессор Алексей Вадимович Бартошевич, один из наиболее уважаемых шекспироведов мира.

Разумеется, для таких городов-конгломератов, как, например, Москва, подобная публика частый гость, но тихий, санаторный Друскининкай на этот месяц буквально задышал театром и превратился в одну большую театральную гримерку. Каждое утро городские кафе и лобби отелей были забиты посетителями, обсуждавшими за завтраками и обедами увиденное накануне или читавшими произведения, которые им предстояло лицезреть тем же вечером на театральной сцене. Впрочем, надо отметить, что как таковых именно театральных сцен в городе нет. Тем не менее, мэр города Ричардас Малинаускас обещал в скором времени построить роскошную площадку, способную принять и театральные и Музыкальные фестивали (в Друскининкае уже много лет проходит международный музыкальный фестиваль имени философа, художника и композитора М.Чюрлениса, уроженца этих мест).

Свои сцены под нужды форума предоставили и специально переоборудовали два крупнейших курортных СПА-санатория – «Egle» и «SPA Vilnius SANA». Собственно, именно они, санатории, и выступили основными организаторами этого беспрецедентного для Литвы события. Одним из идейных вдохновителей и фактических создателей «VASARA-2013» является художественный руководитель фестиваля, театральный режиссер, кандидат психологических наук, профессор Олег Ефремов, ему в недавнем прошлом, говоря современным языком, пришла мысль создать новый имидж в свое время очень известному санаторному раю Друскининкай.

— Я помню, какой восторг вызывала путевка в Друскининкай. Сюда ехали со всего Советского Союза, нам в принципе тогда казалось, что Прибалтика — это самая настоящая заграница, что здесь все по-другому. С приходом нового времени, с открытием новых возможностей для путешествий по различным странам Литва, если так можно выразиться, перестала быть столь модным направлением, и я считаю, что абсолютно незаслуженно. Ощущение замершего времени, которого так не хватает в вечно беснующейся Москве, мне как режиссеру просто необходимо. Большинство замыслов моих будущих спектаклей у меня рождаются именно здесь. Как будто в Друскининкае все еще XIX век, только одежда поменялась, я не слышал даже, чтобы кто-нибудь здесь кричал. На всех приезжающих находит будто состояние благости. Тем не менее, чтобы развиваться, любому городу необходима молодежь, а они представители нового времени, нуждаются в новых впечатлениях. Мне было бы невероятно жаль, если Друскининкай вдруг наполнился бы кабаками и дискотеками, а потому, пару лет назад мне очень захотелось организовать здесь что-то изысканное, что собрало бы в один момент лучших представителей творческих профессий. Мы были уверены, что подобное событие будет горячо принято местной публикой, ведь Друскининкай славен не только санаториями и водами, но и своей культурной жизнью. Мы не ошиблись, почти все спектакли, а среди участников были не только известнейшие «Современник» или Вахтанговский театры, но и студенческие труппы, проходили при полных залах! Да что там говорить, Народный артист России Всеволод Шиловский, который прилетел в Друскининкай с женой на неделю отдохнуть, узнав о фестивале, провел с нами почти весь месяц.

Всеволод Николаевич надеется через год изменить статус и из почетного гостя стать уже полноправным участником фестиваля «VASARA-2014», привезя работу своих студентов.

«Мне нанесли колоссальный театральный удар, послали даже не в нокдаун, а в нокаут. Достойна всяческого уважения проделанная организаторами подготовительная работа, благодаря которой почти месяц курорт живет театральной жизнью. Аналогов этому фестивалю нет. Нет больше такого, чтобы кому-то в одно место удалось пригласить самые разные театры со всех концов нашего необъятного Отечества и прилегающих стран. Если фестиваль будет продолжаться, он может стать событием мирового значения».

Фестиваль состоял из трех частей. Открывался смотр так называемой «звездной неделей», на которой вне конкурса были представлены уже известные спектакли, давно снискавшие интерес публики. В основном репертуар составляли московские театры, так Театр имени Евг. Вахтангова привез «Медею» с Юлией Рутберг, а театр «На Малой Бронной» показал свой легендарный спектакль «Три высокие женщины» с блистательными Евгенией Симоновой, Зоей Кайдановской и Верой Бабичевой. В то же время в эту неделю вошли и два моноспектакля: по роману Владимира Кунина «Кыся», который является эпохальным для его исполнителя главной и собственно единственной роли Заслуженного артиста России Всеволода Чубенко. Второй спектакль актрисы Литовского драматического театра Бируте Мар «Любовник» по роману французской писательницы М.Дюрас.

Второй частью фестиваля стала конкурсная программа, на которую были представлены работы как режиссеров-дебютантов, так и уже зарекомендовавших себя мастеров. Тема фестиваля – «Классика и ХХI век». В разных жанровых формах конкурсанты представили сценическое прочтение хорошо известных и редко воплощаемых на сцене произведений Лессинга, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Пушкина, Тургенева, Мицкевича – так что палитра была на самый разный вкус.

Одной из наиболее нашумевших работ фестиваля стала «Эмилия Галотти» театра «Современник» в постановке Габриэлы Туминайте. Буквальное прочтение пьесы времен просветительства вряд ли вызвало бы интерес у аудитории и больше бы напоминало спектакль-музей. Поэтому Туминайте решила рассказать историю в виде фарса с элементами пародии, что, как показалось зрителям и членам жюри, удалось ей на славу. Молодая режиссер увезла из Друскининкая приз «За лучшую режиссуру», а ее спектакль еще дважды был отмечен наградами за сценографию (А. Яцовскис) и костюмы (Н. Иванчик). «Современник», доверивший свою сцену и актеров под постановку дебютантке, в очередной раз сделал правильный выбор.

Гран-при «VASARA-2013» увез Гродненский областной театр кукол (Беларусь) покоривший всех своим мистическим спектаклем по мотивам повести А.С.Пушкина и оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама». Режиссер-кукольник Олег Жюгжда поставил мистификацию, в которой сами великие поэт и композитор становятся героями действия, а весь спектакль развивается как их своеобразная творческая дуэль.

Русскому Драматическому театру Литвы, с формулировкой «За остроту анализа проблем современной действительности», достался приз в номинации «Современный взгляд на современную жизнь» за постановку «Метода Гренхольма» каталонского драматурга Жорди Галсерана. Автором спектакля является Агнюс Янкявичюс, один из ведущих молодых режиссеров Литвы.

Необходимо вспомнить и спектакль Оренбургского драматического театра «Очень простая история». Постановка была отмечена дважды — «Призом зрительских симпатий», а также одной из самых уважаемых на всех фестивалях мира наградой — «Специальным призом председателя жюри». Алексей Вадимович Бартошевич решил вручить ее Заслуженному артисту России Владимиру Бухарову за исполнение роли Соседа, в которой актер создал образ, полный жизненной правды и силы сострадания, что, надо сказать, давно уже перестало быть само собой разумеющимся явлением на мировых сценах.

«Одной из наиболее сложных проблем для устроителей фестивалей является отбор участников. С этой трудоемкой задачей организаторы «VASARA-2013» справились, на мой взгляд, успешно. Практически все конкурсные спектакли отличались высокой театральной культурой», — считает Бартошевич. — Роль этого фестиваля выходит за пределы театральной проблематики. Речь идет о естественном восстановлении тех глубоких и прочных связей, которые существовали между русской и литовской культурой».

Приз за «Лучший актерский ансамбль» достался театральной компании «Открытое пространство» за постановку спектакля «Любка» по повести Дины Рубиной. «Лучшая мужская роль» уехала в Минский театр «Ч» за работу Романа Подоляко («Дзяды»), а «Лучшая женская роль» осталась в Литве и перешла в руки артистки Вильнюсского Малого театра Агне Шатайте («Достоевский детям»). Московский театр «Школа драматического искусства», а вернее режиссер спектакля «Чудо со щеглом» — Александр Огарев получил приз за «Лучшее музыкальное оформление», благодаря яркой идее соединить поэзию Тарковского с музыкой Шуберта.

Третий и завершающей частью месячного театрального смотра стал показ студенческих работ. Как рассказала пресс-атташе фестиваля Наталия Ефремова, «это была внеконкурсная программа, целью которой мы ставили помочь студентам-выпускникам познакомить со своим творчеством не только режиссеров и маститых коллег, но, что самое важное – публику, причем публику международную. Хорошо зарекомендовать себя на подобном форуме — это большая удача для начинающих артистов. Впрочем, в этот раз, в силу дебюта самого фестиваля, количество студенческих спектаклей было ограничено, а в итоге один из коллективов даже не смог приехать. Гастроли — это не только непосредственно само выступление, но и переезды и расселение, что является очень трудоемкой задачей. Тем не менее, учитывая реакцию отдыхавшей в тот момент в Друскиникае публики, зритель не оставил молодых людей без внимания, можно сказать, что идея наша оправдалась и в следующем году мы приложим все силы, чтобы подобных работ стало больше».

Стоит добавить, что программа поддержки студентов на фестивале «VASARA» не ограничивалась исключительно выступлениями. Римас Владимирович Туминас организовал свою летнюю лабораторию, в которой давал мастер-классы начинающим режиссерам и актерам, а председатель Алексей Вадимович Бартошевич и некоторые члены жюри провели цикл лекций. Подобная практика, как заверяет Наталия Ефремова, будет продолжена и следующим летом.

«За основу лаборатории был взят Пушкин», — рассказал Туминас, недавно воплотивший на сцене Вахтанговского театра «Евгения Онегина». Разностороннему анализу был подвергнут «Граф Нулин». Кроме того, участники лаборатории смотрели и обсуждали фестивальные спектакли. Да и само по себе заинтересованное общение с коллегами по театральному цеху дорогого стоит. «На мой взгляд, лаборатория прошла на должном уровне и была полезна ее участникам», — подытожил Римас Владимирович.

«В преддверии новых заявок хочу отметить, что главный критерий отбора любого спектакля на наш фестиваль это не техническая сложность, а художественный уровень постановки», — заметила Наталия Ефремова.

В качестве подарка зрителям под самый занавес фестиваля был показан спектакль театра Российской Армии «Элинор и ее мужчины» в постановке Народного артиста России Александра Бурдонского, где на сцену вышла Народная артистка СССР Людмила Чурсина. Естественно, что не искушенная подобными визитами аудитория Друскиникая поставила организаторов фестиваля практически в тупик, потому как количество желавших попасть на представление вдвое превосходило возможности зрительного зала. Устроители вынуждены были пойти навстречу поклонникам Чурсиной, и в результате часть публики стояла в проходах весь спектакль, а это без малого три часа.

«Театр – это та область, которая позволяет поверить, что жизнь продолжается, что она бессмертна, поверить, что это может быть вечным. Всего этого, этой информации – так много, что ты должен быть достаточно сильным и умным, чтобы суметь из всего этого выбрать настоящее», — поделился своими мыслями в одном из интервью Римас Туминас.

 

 

 

 


Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская
24 октября 2012

Дорогие друзья!

Приносим свои извинения в связи с задержкой публикаций на сайте в связи с техническим сбоем.

Мы делаем всё возможное!

15 марта 2010

15 марта пришла весть горькая и страшная — не стало Татьяны Владимировны Загорской, изумительного художника-дизайнера, отличавшегося безукоризненным вкусом, любовью к своему делу, высоким профессионализмом.

На протяжении долгих лет Татьяна Владимировна делала журнал «Страстной бульвар, 10» и делала его с таким пониманием, с таким тонким знанием специфики этого издания, с такой щедрой изобретательностью, что номер от номера становился все более строгим, изящным, привлекательным.

В сентябре 2009 года Татьяна Владимировна перенесла тяжелую операцию и вынуждена была отказаться от работы над «Страстным бульваром», но у нее оставалось еще ее любимое детище — журнал «Иные берега», который она придумала от первой до последней страницы и наполнила его своей высокой культурой, своим щедрым и светлым даром. Каждый читатель журнала отмечал его неповторимое художественное содержание, его стиль и изысканность.

Без Татьяны Владимировны очень трудно представить себе нашу работу, она навсегда останется не только в наших сердцах, но и на страницах журнала, который Татьяна Загорская делала до последнего дня с любовью и надеждой на то, что впереди у нас общее и большое будущее...

Вечная ей память и наша любовь!

25 декабря 2009

Дорогие друзья!
С наступающим Новым Годом и Рождеством!
Позвольте пожелать вам, мои дорогие коллеги, здоровья и благополучия! Радости, которое всегда приносит вдохновенное творчество!
Мы сильны, потому что мы вместе, потому что наше театральное товарищество основано на вере друг в друга. Давайте никогда не терять этой веры, веры в себя и в свое будущее.
Для всех нас наступающий 2010 год — это год особенный, это год А. П. Чехова. И, как говорила чеховская героиня, мы будем жить, будем много трудиться, и мы будем счастливы в своем служении Театру, нашему прекрасному Союзу.
Будьте счастливы, мои родные, с Новым Годом!
Искренне Ваш, Александр Калягин

***
Праздничный бонус:
Новый год в картинке
Главные проекты-2010 в картинке
Сборник Юбилеи-2010 в формате PDF

27 октября 2008

Дорогие друзья, теперь на нашем сайте опубликованы все номера журнала!
К сожалению, архивные выпуски доступны только в формате PDF. Но мы
надеемся, что этот факт не умалит в ваших глазах ценности самих
текстов. Ссылку на PDF-файл вы найдете в Слове редактора, предваряющем
каждый номер. Приятного и полезного вам чтения!