Три сюиты на третий день Рождества

Три сюиты на третий день Рождества

Московскую публику удивить трудно, особенно посетителей концертов, проводимых в консерватории имени П.И.Чайковского. Однако слушатели, пришедшие в Рахманиновский зал 9 января на благотворительный концерт, были потрясены. Они наградили дуэт восторженными, переходящими в овацию, аплодисментами. Пресса также отметила небывалый успех знаменитых артистов.
Программа интернационального ансамбля, фортепианного дуэта москвича Александра Кобрина и парижанина Фредерика Д'Ориа–Николя, названная «HERITAGE», что означает «наследие, наследство» в переводе с французского, явилась в третий день Рождества как чудо сопричастности бессмертному гению русского искусства.
В этот вечер в переполненном зале не было случайных посетителей, собрались представители культурной духовной элиты, желая послушать сложнейшую, глубокую по содержанию, редко исполняемую программу из трех крупных сочинений С.В.Рахманинова. Все знали имена всемирно прославленных музыкантов и ожидали получить большое эстетическое удовольствие. Но впечатление, произведенное ансамблем, превзошло все ожидания.
В старинном зале с его прекрасной акустикой публика будто ощутила соприкосновение с живой душой композитора, выраженной в звуках его творений. Технически совершенный дуэт с первых нот повел аудиторию за собой в мир, над которым не властны время и исторические коллизии. Мастера фортепианного искусства, тонко владеющие динамикой, властно организовывающие ритмику, продемонстрировали пример ансамблевого слияния сильных индивидуальностей в единый инструмент для передачи композиторского замысла. Два великолепных концертных рояля под чуткими пальцами обоих маэстро заменили собой большой, богатый тембрами оркестр, будто управляемый незримой дирижерской палочкой.
Единство ансамбля двух звезд фортепианного искусства, живущих столь далеко друг от друга, объясняется не только сходством характера дарования и художественных вкусов. Оба музыканта в юности получили крепкую «Гнесинскую» школу фортепианной игры у профессора, заслуженного работника культуры Российской Федерации Татьяны Абрамовны Зеликман, воспитавшей многих звезд фортепианного исполнительства. Единство истоков искусства обоих пианистов обусловило возможность их полного художественного взаимопонимания, единство туше и приемов педализации, характер мелкой техники, пластику и синхронность. Даже сценический облик дуэта был пронизан токами единства. Внешне строгий, классический стиль ансамбля оттенялся гармонично подобранными, красивыми юными партнершами, осуществляющими важную функцию: перелистывание нот.
В целом ансамбль выглядел в своей интерпретации рахманиновского наследия как высоко профессиональный, синхронный, детально отточенный, концептуальный и вдохновенный.
Концерт состоял из двух отделений. Программа начиналась Первой сюитой для двух фортепиано, вобравшей в себя всю светлую одухотворенность раннего рахманиновского творчества с ее сияющим Пасхальным финалом. Далее шла Вторая сюита. В ней музыканты развернули мощь и глубину, свойственную сочинениям зрелого периода. Второе отделение завершило экспозицию наследия Сергея Васильевича интерпретацией его последнего опуса: были исполнены «Симфонические танцы» — сложнейшее, философское, яркое и загадочное произведение, подводящее итог творческих исканий и жизненного пути великого композитора.
Личность творца этих масштабных дуэтных полотен незаурядна, как и его искусство. Сергей Васильевич Рахманинов заключил в свои опусы высокий смысл, чувство высшей любви, сопричастности судьбе России. В его музыке бьет набат, звучит и поет вселенский звон, словно собраны воедино голоса всех колоколов, умолкнувших тогда в бескрайней отчизне. Композитор, вынужденный покинуть горячо любимую Россию, никогда не переставал думать о родине, тосковать, переживая вместе с великой страной ее тяжелые времена. Находясь в эмиграции, в годы Великой Отечественной войны Рахманинов дает в США несколько концертов, чтобы послать весь денежный сбор в фонд Красной армии.
Поэтому знаменательно и символично привлечение искусства Сергея Васильевича к благотворительной акции, проводимой в наши дни Российским детским фондом – первой в России общественной организацией в защиту детства, более четверти века во главе с известным писателем, академиком Альбертом Лихановым оказывающей многостороннюю помощь нуждающимся детям.
В настоящий момент очень многие российские дети остро нуждаются в поддержке. Наверняка чуткий Рахманинов, будь он жив, лично поддержал бы начинания Фонда. И на этот раз все средства, полученные от проведения концерта рахманиновских произведений, на высочайшем уровне исполненных в носящем его имя зале, были перечислены в Российский детский фонд, в поддержку детей, пострадавших от наводнения.
Поэтому перед выходом пианистов на сцене выступил с благодарственной речью заместитель председателя Российского детского фонда Дмитрий Лиханов. Теплые слова, адресованные аудитории, тронули публику. Сидевшие в зале ощутили единство, сопричастность доброму делу защиты больных и социально незащищенных детей, опекаемых Российским детским фондом. Отдельная благодарность адресовалась ректору Московской Государственной Консерватории имени П.И. Чайковского, профессору А.С. Соколову, а также организациям, способствовавшим проведению благотворительного концерта — авиакомпании «Трансаэро», артистическому агентству Fondamenta (Франция) и, разумеется, самому дуэту пианистов.
Все участники получили памятные дипломы и незабываемые впечатления от этого, поистине чудесного, вечера.
За кулисами пианистов ждала теплая, долгожданная встреча с их лучшими друзьями, в числе которых была профессор Татьяна Зеликман.
Отвечая на вопросы прессы, преподающий в Нью-Йорке Александр Кобрин отметил положительные перемены, происшедшие в Москве и пожелал чаще посещать концерты фортепианной музыки. Его партнер, концертирующий парижанин Фредерик Д'Ориа-Николя, также отметил, насколько в лучшую сторону изменилась столица со времен его последнего визита в Москву. В 2005 году дуэт выступал в Рахманиновском зале, но это происходило в рамках конкурсного прослушивания и не носило столь уникальный характер. Оба музыканта пожелали россиянам успехов в наступившем году. В их творческих планах – новые интерпретации шедевров из наследия русских композиторов, в том числе Сергея Васильевича Рахманинова.


Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская