Не надо убивать коростель

Не надо убивать коростель
Армянский театр показывает в Литве Тургенева на русском языке
 
 
В Друскининкае (Литва) прошел международный театральный фестиваль. Но в данном случае речь пойдет не о нем. Литовский музей театра, музыки и кино предложил одному из армянских коллективов, участнику фестиваля, показать пьесу И.С.Тургенева «Месяц в деревне» на своей сцене. Предложение показалось режиссеру — народному артисту Армении Ваге Шахвердяну, художественному руководителю «Артистического содружества», заманчивым, но практически мало или плохо реализуемым с организационной точки зрения. Поскольку назвать театральной сценой кусок пространства, прикрепленный к стене, шириной не больше 2 метров и длиной около 5, можно только при большой любви к театру.
Режиссер, зайдя в зал и внимательно окинув взглядом все детали интерьера, встал в центре, поднял вверх руку с собранными в щепоть (по армянской привычке) пальцами, потом вдруг резко разжал, как будто выпускал из ладони на головы будущих зрителей янтарную пыль, и уверенно выдохнул: «Сыграем и здесь». Актеры были смущены не меньше, и на общем энтузиазме спектакль за час до прихода зрителей был отрепетирован с нахождением многих неожиданных и интересных ходов.
Удивление зрителя начиналось уже с момента вхождения в зал. Казалось, попадаешь в склеп либо… во дворец бракосочетания. Вся сцена усыпана цветочными искусственными бутонами, в углу скамья, стилизованная под XIX век, вся завалена пошленькими диванными подушками, достаточно приличных размеров, по углам стоят стулья, как потом выяснилось, для актеров, чтобы они не маячили перед зрителями, уходя со сцены. Они вообще не покидали зрительный зал, для каждого из них был свой стульчик, и никакой суеты, толкотни и мельтешения, каждый знал свое место. Еще одна деталь – шляпы: вычурные, элегантные и не очень, они примостились горой в одном углу сцены и молча лежали, ожидая своего часа, точнее, мгновения.
По мере просмотра спектакля зал погружался в несколько иной мир, столь далекий и прекрасный, и вместе с тем близкий и понятный. Все решение спектакля было выстроено от женщины к женщине, от мужчины к женщине – переплетение судеб, лиц, возрастов, чувств. Герои отражаются друг в друге, поскольку в равной степени чувствуют себя оскорбленными: молодые не могут смириться с тем, что слишком молоды, а те, у кого за плечами опыт и возраст, не хотят стареть, и потому с удвоенной силой пытаются любить.
Каждая деталь интерьера, странного и вычурного, начинает работать на общий смысл постановки. Искусственные цветы как увядшие чувства и погубленная страсть, которая еще и любовью-то не успела стать, подушки как иллюзия семейного уюта и теплоты дома, а потому, когда Аркадий Ислаев (Юрий Игитханян) убеждается в неверности своей жены, он с неистовством швыряет эти подушки по сцене, разметая иллюзию в прах. В то же время, когда герои уверяют друг друга в кажущейся искренности и глубине своих чувств, они подкладывают подушки под себя, садясь на них, как бы создавая зону несуществующего комфорта.
Весь спектакль пронизан желанием любить и отчаянной болью. Перед зрителем не просто разыгрывается трагедия ломающихся у них на глазах судеб. Мы становимся невольными свидетелями запретного, того, что пытаются всегда скрыть от посторонних глаз или, по крайней мере, облечь в приличную форму. Две женских истерики – беспредельных, на изломе физических и духовных сил, болезненных даже для зрителя. Одной заканчивается первый акт: на коленях, не задумываясь над тем, как она выглядит со стороны, ползает, раздирая в клочья свои чувства, Наталья Петровна (Марианна Мхитарян). Ей кажется, что она слишком стара, и молодой учитель ее сына Алексей Беляев (Ашот Матевосян) не может ответить взаимностью на ее чувства. Но истинность чувств Натальи Петровны сразу ставится под сомнение, поскольку за несколько минут до своего искусственно-искреннего надрыва она признавалась в любви Михаилу Ракитину (заслуженный артист Армении Роберт Акопян), и тот поверил и позволил вырваться наружу чувствам к жене лучшего друга, которые ему удавалось подавлять долгие годы.
Второй акт начинается с истерики Верочки, воспитанницы Натальи Петровны (Яна Габриелян), светлой и милой девочки, которая целый час порхала по сцене, поскольку «на ощупь» влюблялась, и эта любовь казалась ей взаимной. А сейчас, когда она осознает, что чувства ее возлюбленного принадлежат не ей, Верочка превращается в подбитую коростель.
Рефрен спектакля: «Не надо убивать коростель». Необычайно интересная режиссерская находка: Наталья Петровна дарит учителю новый пиджак, он набрасывает его на плечи таким образом, что рукава оказываются пустыми, и Вера, на пике мощного выброса своих первых, а потому неимоверно сильных и настоящих чувств, просовывает руки в рукава, и, размахивая ими, как подбитая птица, в экстазе боли и отчаяния, сливается телесно и душевно с человеком, которого она столь глубоко и проникновенно любит. Пиджак тот песочного цвета в мелкую клетку – самая популярная расцветка оперения коростели.
И в этот момент без ложного пафоса зрители в зале переживают собственную боль утраты первой любви, настолько силен накал страстей на сцене, и никто из актеров не стесняется вживаться в роль по-настоящему, без позы, пошлости и морализирования. Бесподобно грациозна Анна Семеновна (Евгения Мкртумян), которая нежится в своем кажущемся комфорте, хватается за любовь сына, видит, как невестка готова в любой момент изменить мужу, но вместе с тем продолжает с наслаждением менять шляпки и играть в карты.
Пародийна, иронична и одновременно беззащитно жалка Лизавета Богдановна, экономка (Лия Сарксян), реплики которой практически все построены на строчках из русских романсов. Она пытается казаться счастливой и довольной, а на самом деле одинока — и все. Одиночество — ее естественное и нормальное состояние, как и для Игнатия Шпигельского, пронырливого доктора (заслуженный артист Армении Карен Джангиров), который везде и во всем хочет урвать свою выгоду, но так же безнадежно и обреченно одинок. Как все герои пьесы. Как все зрители в зале и вне его.
Спектакль получился пронзительно экзистенциальным. Тургенев через столетия заговорил с нашими современниками об их страхах и проблемах, о боли и отчаянии и об истории неразделенной любви, которая у каждого своя. В спектакле много музыки, что делает общую атмосферу необыкновенно изящной и легкой в противовес разыгрывающимся трагедиям любви и жизни. Актеры, сыгравшие пьесу — из разных коллективов, а оттого подвиг режиссера, объединившего чужих, по сути, людей в ансамбль, вызывает уважение. В постановке принимали участие актеры Национального академического театра имени Г.Сундукяна, Государственного русского драматического театра имени К.С.Станиславского, экспериментального театра «Гой», ереванской консерватории имени Комитаса. Постановка убедила, что для талантливых и влюбленных в театр людей нет ничего невозможного, и проблем со светом, звуком и сценой в принципе не существует. Кстати, режиссер Ваге Шахвердян был чрезвычайно доволен своими вынужденными сценическими находками и даже решил использовать их и впредь. После спектакля зрители благодарили всех за искренность, глубину и любовь к русскому языку.
 
 

Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская
24 октября 2012

Дорогие друзья!

Приносим свои извинения в связи с задержкой публикаций на сайте в связи с техническим сбоем.

Мы делаем всё возможное!

15 марта 2010

15 марта пришла весть горькая и страшная — не стало Татьяны Владимировны Загорской, изумительного художника-дизайнера, отличавшегося безукоризненным вкусом, любовью к своему делу, высоким профессионализмом.

На протяжении долгих лет Татьяна Владимировна делала журнал «Страстной бульвар, 10» и делала его с таким пониманием, с таким тонким знанием специфики этого издания, с такой щедрой изобретательностью, что номер от номера становился все более строгим, изящным, привлекательным.

В сентябре 2009 года Татьяна Владимировна перенесла тяжелую операцию и вынуждена была отказаться от работы над «Страстным бульваром», но у нее оставалось еще ее любимое детище — журнал «Иные берега», который она придумала от первой до последней страницы и наполнила его своей высокой культурой, своим щедрым и светлым даром. Каждый читатель журнала отмечал его неповторимое художественное содержание, его стиль и изысканность.

Без Татьяны Владимировны очень трудно представить себе нашу работу, она навсегда останется не только в наших сердцах, но и на страницах журнала, который Татьяна Загорская делала до последнего дня с любовью и надеждой на то, что впереди у нас общее и большое будущее...

Вечная ей память и наша любовь!

25 декабря 2009

Дорогие друзья!
С наступающим Новым Годом и Рождеством!
Позвольте пожелать вам, мои дорогие коллеги, здоровья и благополучия! Радости, которое всегда приносит вдохновенное творчество!
Мы сильны, потому что мы вместе, потому что наше театральное товарищество основано на вере друг в друга. Давайте никогда не терять этой веры, веры в себя и в свое будущее.
Для всех нас наступающий 2010 год — это год особенный, это год А. П. Чехова. И, как говорила чеховская героиня, мы будем жить, будем много трудиться, и мы будем счастливы в своем служении Театру, нашему прекрасному Союзу.
Будьте счастливы, мои родные, с Новым Годом!
Искренне Ваш, Александр Калягин

***
Праздничный бонус:
Новый год в картинке
Главные проекты-2010 в картинке
Сборник Юбилеи-2010 в формате PDF

27 октября 2008

Дорогие друзья, теперь на нашем сайте опубликованы все номера журнала!
К сожалению, архивные выпуски доступны только в формате PDF. Но мы
надеемся, что этот факт не умалит в ваших глазах ценности самих
текстов. Ссылку на PDF-файл вы найдете в Слове редактора, предваряющем
каждый номер. Приятного и полезного вам чтения!