Возвращение Легенды: Русские Балеты полковника де Базиля

Возвращение Легенды: Русские Балеты полковника де Базиля
 
История русских балетных трупп за рубежом в первой половине ХХ века (1910-1950 гг.) полна неизвестных страниц и открытий. В силу ряда причин эта история была скрыта от нас границами, временем, обстоятельствами. И сегодня мы начинаем открывать ее для себя в зарубежных архивах, находя свидетельства величия Русского Балета за рубежом и его неизвестные страницы. Одним из таких открытий является судьба Василия Григорьевича Воскресенского, известного во всем мире под псевдонимом colonel W. de Basil (полковник де Базиль) и созданной им балетной труппы в 1932-1952 гг.
Родился Василий Григорьевич в 1888 г. в Ковно (Каунас).
О военной биографии Василия Воскресенского было известно, что он в 16 лет добровольцем принял участие в Русско-Японской войне 1904-1905 гг., служил в конном отряде генерала Павла Мищенко в Маньчжурии. Другие данные свидетельствуют о том, что он 22 ноября 1914 г. был выпущен из запаса Тифлисским уездным воинским начальником, у которого состоял на учете, и был призван на фронт в чине прапорщика. В составе корпуса генерала Николая Баратова был направлен в 1915 г. в Персию. Там 8 января 1917 г. был назначен командиром «партизанской сотни» для действий в тылу турецко-германских войск. В середине 1918 г. уже в чине есаула принимал участие в защите Баку и Северного Кавказа в должности Главно-уполномоченного по военно-морским делам в отряде у генерала Лазаря Бичерахова. В конце ноября в результате операции, которой командовал В.Г. Воскресенский, оставшиеся силы генерала Бичерахова на нескольких кораблях были ночью переправлены из Порт-Петровска (ныне Махачкала) в Баку, оказавшись таким образом в тылу у противника. После этого турецко-германские войска ушли с Кавказа и именно после этой операции, 25-30 ноября 1918 г., а не ранее, закончилась Первая Мировая война.
В это время Василий Воскресенский уже был произведен в полковники, а приказом № 324 от 14 декабря 1918 г. награжден Орденом Св. Георгия 4 степени и Георгиевским оружием. Отмечу, что 28 января 1917 г. он был уже награжден Аннинским оружием «За храбрость» (Орден Св. Анны 4 степени), а также награжден английским орденом Военный крест. Офицеров с такими наградами было очень мало в царской армии. Именно поэтому Василия Григорьевича Воскресенского по праву называют Героем Первой Мировой войны.
Полковником Василий Григорьевич пробыл мало времени, так как весной 1919 г. перебрался во Францию. И здесь начинаются новые страницы его биографии, которые связаны с возрождением Русского Балета за рубежом после смерти Сергея Дягилева в 1929 г. и Анны Павловой в 1931 г.
На первых порах Василий Григорьевич устроился водителем 8-тонного грузовика. Вскоре к нему приехала его вторая жена Нина Леонидова с его родственницей Викторией Еланской. Обе женщины учились танцам в студии у Е. Книппер-Рабенек в Москве. И в 1921 г. была организована первая группа, которая ездила по Франции, Швейцарии с концертами. В 1923 г. в коллектив вошли артисты классического балета Ольга Смирнова, Николай Триполитов и репертуар стал разнообразнее. Воскресенский принял псевдоним W. de Basil. Труппа стала называться «BALLETS RUSSES», dir. W. de Basil.
В 1925 г. де Базиль совместно с князем Алексеем Церетели и финансистом Ираклием Зоном в Париже создали театральное общество «Цербазон», которое организовывало гастроли артистов, в том числе Федора Шаляпина, а уже в 1930-1931 гг. де Базиль был одним из директоров созданной «Русской Оперы в Париже», где руководил и балетной труппой.
В 1930-1931 годах «Русская Опера в Париже» выступала в Опере Монте-Карло, руководителем которой был Рене Блюм. В течение 1931 г. Рене Блюм и де Базиль договорились и создали коллектив, который назвали «Les Ballets Russes de Monte Carlo» (Русские Балеты Монте-Карло).
С 1 января 1932 г. стал работать в нем Сергей Григорьев, а труппа приехала из Парижа 3 января и сразу же Джордж Баланчин приступил к постановке первого балета «Котильон», назначенного на 17 января – день национального праздника Монако. Затем стали готовить спектакли для открытия первого сезона, проходившего под патронажем Принцессы Монако Шарлотты, которое состоялось 12 апреля 1932 г. Были показаны балеты «Сильфиды», «Котильон», «Конкуренция».
Именно с этих балетов начинают путь к всемирной славе Русские Балеты полковника де Базиля, имевшие несколько названий, самыми важными из которых являются: «Ballets Russes de Monte Carlo» (Русские Балеты Монте-Карло), «Ballets Russes du Сol. W. de Basil» (Русские Балеты полковника де Базиля), «Covent Garden Ballet Russe» (Русский Балет Ковент Гардена), «Original Ballet Russe» (Оригинальный Русский Балет). С.Л. Григорьев называет их все вместе: «Оригинальный Русский Балет».
Часто пишут о разногласиях Р. Блюма и де Базиля. Приведу слова Сергея Григорьева, который был ближе всех к ним обоим, работая главным режиссером труппы: «Блюм не раз высказывал мысль, что его интересуют главным образом спектакли в Монте-Карло, и он видимо совсем не хотел заботиться и принимать участие в дальнейшей работе труппы вне его. Таким образом, все хлопоты о том, где, как и что будет делать труппа, падали на одного де Базиля, и этим создавалось неправильное распределение их труда и ответственности, которое они оба осознали и почувствовали. Тогда Блюм предложил де Базилю взять все дело в свои руки, уплатив ему, Блюму, сделанные затраты по постановке новых балетов. Де Базиль на это предложение согласился и между ними было заключено новое соглашение, по которому Р. Блюм предоставлял де Базилю контракт в Монте-Карло на зимние сезоны, сроком на три года с условием, что во время пребывания в нем труппы, он Р. Блюм, будет состоять в ней и именоваться художественным директором. Де Базиль на это не возражал и после подписания соглашения стал единственным ответственным директором и фактически владельцем труппы». Это принесло пользу труппе.
В составе Русских Балетов полковника де Базиля работали выдающиеся хореографы: Михаил Фокин, Леонид Мясин, Джордж Баланчин, Бронислава Нижинская, Борис Романов, которые служили и у С.П. Дягилева. Давид Лишин, Нина Вершинина, Ваня Псота, выросшие в труппе. Ставились балеты на музыку великих русских композиторов П.И. Чайковского, А.П. Бородина, А.С. Даргомыжского, Н.А. Римского-Корсакова, С.С. Прокофьева, С.В. Рахманинова, И.Ф. Стравинского, Н.Д. Набокова, а также великих зарубежных композиторов Й. Штрауса, Ж. Бизе, И. Брамса, И. Баха, Р. Шумана, Р. Вагнера. Оформление декораций и костюмов по эскизам выдающихся русских художников Л.С. Бакста, А.Н. Бенуа, И.Я. Билибина, К.А. Коровина, Н.С. Гончаровой, М.Ф. Ларионова, С.Ю. Судейкина, а также зарубежных художников К. Берара, Э. Бомона, А. Дерэна, Дж. Кирико и других.
Вначале ставились свои балеты и балеты, бывшие в репертуаре «Русской Оперы в Париже». В течение первых двух лет работы было поставлено 10 новых балетов и 7 восстановлены из репертуара «Русской Оперы в Париже». 
В 1933 году начали восстановление некоторых балетов из репертуара С.П. Дягилева, а с 1934 г., после приобретения в конце 1933 г. де Базилем и Л. Мясиным декораций и костюмов балетов С.П. Дягилева, стало возможным восстанавливать многие Дягилевские балеты. То, что они сохранились к 1950 г., большая заслуга Русских Балетов полковника де Базиля.
К заслугам труппы де Базиля следует отнести и создание новых балетных форм. В первую очередь балетных симфоний Л. Мясина: «Предзнаменования», «Хореартиум», «Фантастическая симфония»; балетов на национальные темы стран Латинской Америки В. Псота: «Было однажды», «Набег индейцев», «Остров деревьев сейба», «Яра» и Д. Лишина: «Каин и Авель».  
При формировании коллектива в 1931-1932 гг. в труппу были приняты несколько молодых балерин – выпускниц балетных студий Парижа: Матильды Кшесинской, Ольги Преображенской, Любови Егоровой. Именно курс на молодежь позволил внести яркие, свежие краски в исполнение балетов. Со временем эти молодые балерины выросли в ведущих балерин мира и первыми среди них стали Ирина Баронова, Тамара Туманова, Татьяна Рябушинская. Вот как пишет о поступлении в труппу Анна Волкова, которую называли «Последняя звезда Русского Балета в Австралии»: «Наши уроки пришла смотреть группа каких-то людей (де Базиль, Баланчин, Григорьев). Оказалось, что один из них был Колонель де Базиль, у которого была балетная труппа. Он предложил мне присоединиться к его балету на несколько недель в Лондоне». Всего в течение первого года было принято 12 молодых (13-15 лет) балерин. Де Базиль принял на работу в труппу и нескольких родителей (костюмерами, работниками сцены), чтобы они могли быть рядом со своими детьми и опекать остальных молодых участников, особенно во время зарубежных гастролей. Термин «беби-балерины» чаще применялся, когда говорили о И. Бароновой, Т. Тумановой и Т. Рябушинской. Интересно отметить, что эти три балерины по три раза работали в балетах де Базиля, уходя и возвращаясь обратно. Ирина Баронова в 1932-1939, ноябрь 1940-1941, 1946; Тамара Туманова в 1932, сентябрь 1933-1937, 1939-1941; Татьяна Рябушинская в 1932-1941, 1947, 1948.
На роли первых танцовщиков вначале были приняты Валентина Блинова и Леон Войциховский, танцевавшие у С.П. Дягилева. Из первого состава труппы, начавшей выступления 17 января 1932 г., назову тех, кто проработал с де Базилем более 10 лет: Ирина Баронова, Нина Вершинина, Мариан Ладре, Давид Лишин, Ольга Морозова, Лара Обыденная, Павел Петров, Татьяна Рябушинская, Роман Ясинский и Тамара Туманова (работала 9 лет). В балетах выступали также балерины Александра Данилова, Любовь Ростова, Тамара Григорьева, Татьяна Лескова, Анна Волкова, Татьяна Шамье, Татьяна Степанова, Тамара Чинарова, Нина Строганова, танцоры Эдуард Борованский, Владимир Докудовский, Антон Долин, Андрей Эглевский, Серж Лифарь, Юрий Зорич и многие другие, составившие славу Русского Балета за рубежом. Очень много артистов разных стан мира стали звездами первой величины в балетах де Базиля и затем создавали славу национальных балетов. Балерины Соно Осато, Хелен Кирсова, Вальрен Твиди, Мария Толчиеф, Розела Хайтауер, Нана Голнер. Танцоры Альберто Алонсо, Харакур Альжеранов, Кеннет МакКензи.
Многие из них, закончив выступления, создавали свои школы, студии, становились преподавателями, развивая национальные балеты, в том числе в странах, где о нем раньше не знали.
Говоря об обстановке в коллективе «Русские Балеты Монте-Карло», Юрий Зорич в своей книге «Магия русского балета» пишет: «В противоположность ситуации в труппе Иды Рубинштейн и в какой-то мере в труппе Дандре, в мой первый сезон в труппе де Базиля царила, как мне показалось, удивительная атмосфера равноправия. Каждый стремился работать с высшей степенью отдачи, с душой и жаром над воплощением образа в спектакле. Ведущие артисты могли танцевать в кордебалете, когда нужно было увеличить число исполнителей и придать большую выразительность групповым сценам». Позже он писал, что такой обстановки он не видел в других группах, в которых работал после ухода от де Базиля.
Можно представить себе, каким напряженным был график их работы, если знать, что в 1934 и 1940 гг. было дано по 354 спектакля, а в 1935 и 1936 гг. 321 и 323 спектакля соответственно. И это при переездах и отпусках!
Выдающимися выступлениями Русских Балетов полковника де Базиля можно назвать все турне по многим странам мира, которые были осуществлены «Ballets Russes de Monte Carlo» в 1932-1937, «Ballets Russes du Сol. W. de Basil» в 1937-1938, «Covent Garden Ballet Russe» в 1938-1939, «Original Ballet Russe» в 1940-1952.
Это 3 турне в Австралию в 1936-1937, 1938-1939, 1939-1940 гг.; 4 турне в Мексику в 1936, 1941, 1942, 1946 гг.; 8 турне в США в 1932, 1933, 1934, 1935, 1936, 1937, 1941-1942, 1946-1947 гг.; 9 турне в Англию в период с 1932 по 1939 и в 1947, а также в 1951 - январе 1952 г.; 6 лет выступлений в Латинской Америке с 1941 по 1946 гг.; 10 лет выступлений в Европе с 1932 по 1948 гг.; 5 турне в Испанию в 1933, 1934, 1935, 1936, 1948 гг.
Три турне в Австралию получили там название «Русские балеты: культурная революция в Австралии. 1936-1940». Из четырех турне в Мексику отмечу первое, когда балет де Базиля прибыл на открытие только что построенного «Дворца Изящных Искусств» – главного оперного театра не только Мексики, но и, пожалуй, всей Латинской Америки; а также, по просьбе муниципалитета Мехико, дал два спектакля на Арене для боя быков! Турне в США характерны посещением большого количества городов от Нью-Йорка до Сан-Франциско. По 80, 95, 120 городов посещали они во время этих турне. И, конечно, первое выступление в октябре 1935 г. на сцене «Метрополитен Опера», после чего они ежегодно давали в нем спектакли. В 1941 г. в американской печати их называли: «Балет № 1 в мире».
Об Англии особый разговор. Именно там они встретили самый теплый прием и уже со второго турне 1934 г. начали выступать в «Королевской Опере Ковент Гарден». Король Георг VI с королевой Елизаветой пришли на сцену, чтобы поздравить де Базиля и всех исполнителей и были встречены по русскому обычаю «хлебом-солью». Во время 5-летнего турне по Латинской Америке были созданы балеты на национальные темы. В Аргентине, где до него в театре «Колон» не выступали иностранные коллективы, де Базиль вначале добился права выступления в этом театре, а уже через 5 месяцев создал единый коллектив с труппой театра «Колон», поставил балет на аргентинскую тему, музыку аргентинского композитора, декорации и костюмы были изготовлены по рисункам аргентинского художника, а первая партия в балете была поручена аргентинской балерине. Это сразу обеспечило большой успех. Объединенная труппа выступала в театре «Колон» в течение 7 месяцев. Выступления в странах Латинской Америки помогли появлению национальных балетов в тех странах, где о нем раньше не слышали. Было много выступлений в парках, на открытых сценах, стадионах для простых жителей, не имевших возможности купить билеты в театры.
Ну и конечно, большое значение имели выступления в Испании, которые начались в 1933 г. по приглашению Правительства в театре «Лицео» в Барселоне. Здесь они получили небывалый прием и впервые почувствовали свою значимость. Отдельно следует сказать о турне 1948 г., которое продолжалось 7 месяцев и которым завершились выступления «Оригинального Русского Балета», как он тогда назывался, при жизни де Базиля. Коллектив де Базиля проехал всю Испанию и завершил свое выступление после Барселоны в Пальма де Мальорка 5 ноября 1948 г.
Хореограф Борис Романов в 1951 г. в статье «Завершение одной театральной карьеры» пишет о последней работе де Базиля с коллективом испанских народных танцев: «Майский визит его в Рим не был туристической прогулкой Он вез 250 испанских любите­лей танцевального искусства (в большинстве крестьян), с 42-мя типичными для каждой провинции крошечными оркестрами (по 3-4 человека в каждом) и давал своеобразные хореографические спектакли, так сказать, с артистами «от сохи». Де Базилю не в первый раз при­ходилось поражать художест­венными неожиданностями. В свое время на майских фести­валях во Флоренции он пора­зил Мясинской «Фантастичес­кой симфонией» Берлиоза и теперь «под зана­вес» своей жизни, вызвал жи­вой восторг привезенной им в Рим испанской кавалькадой под именем “СогоsyDanzasdeSpana“. Он показал их в Париже, Милане, Риме, Ливорно, других городах».
24 июля 1951 г. у де Базиля случился первый сердечный приступ; 27 июля второй, роковой. Отпевание состоялось в соборе Святого Александра Невского на улице Дарю. Друзья и коллеги собрались, чтобы отдать последний долг. Среди них были М. Кшесинская, Б. Кохно, Т. Рябушинская, Т. Туманова, Д. Лишин, С. Лифарь, С. Григорьев, В. Докудовский, Н. Строганова и многие другие. Был внесен венок, который можно назвать «Главным венком его жизни». На траурной ленте надпись: «От Ирины, Taни, Тамары и Давида». От Ирины Бароновой, Татьяны Рябушинской, Тамары Тумановой, выросших в его труппе из молоденьких девочек, начинающих свой путь к славе, в ведущих балерин мира, легенд мирового балета; и от Давида Лишина, начавшего в труппе ставить свои первые балеты и превратившегося в выдающегося хореографа (напр. «Франческа да Римини», «Выпускной бал», «Каин и Авель»).
Де Базиль был похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев де Буа. На его могильной плите надпись, которая отразила смысл всей его жизни: ДА ЗДРАВСТВУЕТЪ МАТУШКА РОССИЯ!
Русские Балеты полковника де Базиля просуществовали двадцать лет.
Последний спектакль был дан уже после смерти де Базиля 26 января 1952 г. в Лондоне.
Объединив вокруг себя русских хореографов, артистическую молодежь, де Базиль стал продолжателем Дягилевских дел, не дав им исчезнуть. Сергей Григорьев писал: «Де Базиль неустанно стремился к тому, чтобы вывести свой балет из узкого круга зрителей, в котором балет находился почти все время деятельности Сергея Дягилева, и заинтересовать им широкую публику. Его целью было, чтобы широкие массы публики полюбили балет, стали бы его ценить, чтобы он сделался для них необходимым зрелищем. Все или почти все современные деятели не отдают себе отчета, или просто не знают, что их теперешняя деятельность стала возможной только после повсеместной пропаганды балета, сделанной Оригинальным Русским Балетом и что очень многим они обязаны этому балету и его основателю и руководителю Colonel W. de Basil (полковнику де Базилю) и, конечно, первому Русскому Балету Сергея Павловича Дягилева».
Вот как оценивает достижения де Базиля старейший и влиятельнейший английский журнал «Обсервер»: «Театральный обозреватель журнала на днях напечатал статью, в которой высказывает, что после посещения Москвы и Петербурга в целях ознакомления с театральной жизнью современной России, он должен признать, что: «Русский Балет, созданный В.Г. де Базиль за границей, по сравнению с балетом СССР по своему блестящему составу и художественному оформлению и содержанию стоит неизмеримо выше и является настоящим перлом подлинного искусства России». Также высоко ставит заслуги Де Базиля в деле возрождения Русского искусства вся «большая пресса» Европы и Америки». («Часовой», № 135-136, октябрь 1934 г.)
С 1935 по 1941 гг. Русские Балеты полковника де Базиля признавались самой сильной и влиятельной труппой в мире (Балет № 1 в мире!). Началось и современное признание вклада де Базиля в развитие мирового балета. В 2003 г. он был награжден в Нью-Йорке посмертно Медалью В. Нижинского, а в 2013 г. Орденом С.П. Дягилева 1 степени «За Пользу Русской Культуре».
Соно Осато (японская балерина, работавшая в труппе де Базиля с 1934 по 1941 гг.) пишет: «И по сей день я чувствую благодарность, и любовь, и восхищение, когда я думаю о Василии Григорьевиче... Огромную работу, которую он сделал, и ожесточенное упорство духа, которое не покидало его, будет жить до тех пор, пока балет и его история живы».
Кеннет МакКензи (американский танцор, в труппе де Базиля с 1940 по 1947 гг.) говорил: «Да, он был гений. Ему надо памятник поставить в России за то, сколько он сделал для русского балета».
Михаил Мейлах, бравший интервью у многих балерин и танцоров труппы де Базиля, пишет, что «Василий Григорьевич Воскресенский – полковник де Базиль является одним из самых выдающихся деятелей Русского Балета ХХ века».
 

Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская
24 октября 2012

Дорогие друзья!

Приносим свои извинения в связи с задержкой публикаций на сайте в связи с техническим сбоем.

Мы делаем всё возможное!

15 марта 2010

15 марта пришла весть горькая и страшная — не стало Татьяны Владимировны Загорской, изумительного художника-дизайнера, отличавшегося безукоризненным вкусом, любовью к своему делу, высоким профессионализмом.

На протяжении долгих лет Татьяна Владимировна делала журнал «Страстной бульвар, 10» и делала его с таким пониманием, с таким тонким знанием специфики этого издания, с такой щедрой изобретательностью, что номер от номера становился все более строгим, изящным, привлекательным.

В сентябре 2009 года Татьяна Владимировна перенесла тяжелую операцию и вынуждена была отказаться от работы над «Страстным бульваром», но у нее оставалось еще ее любимое детище — журнал «Иные берега», который она придумала от первой до последней страницы и наполнила его своей высокой культурой, своим щедрым и светлым даром. Каждый читатель журнала отмечал его неповторимое художественное содержание, его стиль и изысканность.

Без Татьяны Владимировны очень трудно представить себе нашу работу, она навсегда останется не только в наших сердцах, но и на страницах журнала, который Татьяна Загорская делала до последнего дня с любовью и надеждой на то, что впереди у нас общее и большое будущее...

Вечная ей память и наша любовь!

25 декабря 2009

Дорогие друзья!
С наступающим Новым Годом и Рождеством!
Позвольте пожелать вам, мои дорогие коллеги, здоровья и благополучия! Радости, которое всегда приносит вдохновенное творчество!
Мы сильны, потому что мы вместе, потому что наше театральное товарищество основано на вере друг в друга. Давайте никогда не терять этой веры, веры в себя и в свое будущее.
Для всех нас наступающий 2010 год — это год особенный, это год А. П. Чехова. И, как говорила чеховская героиня, мы будем жить, будем много трудиться, и мы будем счастливы в своем служении Театру, нашему прекрасному Союзу.
Будьте счастливы, мои родные, с Новым Годом!
Искренне Ваш, Александр Калягин

***
Праздничный бонус:
Новый год в картинке
Главные проекты-2010 в картинке
Сборник Юбилеи-2010 в формате PDF

27 октября 2008

Дорогие друзья, теперь на нашем сайте опубликованы все номера журнала!
К сожалению, архивные выпуски доступны только в формате PDF. Но мы
надеемся, что этот факт не умалит в ваших глазах ценности самих
текстов. Ссылку на PDF-файл вы найдете в Слове редактора, предваряющем
каждый номер. Приятного и полезного вам чтения!