"О доблестях, о подвигах, о славе..." / Людмила Духовная (Баку)

"О доблестях, о подвигах, о славе..." / Людмила Духовная (Баку)
В Бакинском Русском драматическом театре отметили юбилей народной артистки Людмилы Семеновны Духовной. Желающих попасть на театрализованное представление под названием «Театральный роман Людмилы Духовной» оказалось так много, что руководство театра раздумывало — не сыграть ли этот вечер дважды? Если учесть, что актриса полвека на сцене, а среди ее поклонников не только люди ее поколения, но и тинэйджеры, то легко можно представить, какой ажиотаж развернулся вокруг этого события!
Действие театрализованного представления, придуманного автором Владимиром Неверовым, как детективное расследование под названием «Театральный роман Людмилы Духовной» (в самом названии вечера уже содержалась разгадка интриги, но зрителям это оказалось не столь важно), перемежается вполне органично вплетающимися видео и фото инсталляциями, которые не вносят ясность в сюжетную интригу. Поэтому зритель все время мучается в догадках – в чем секрет многолетнего постоянства и верности актрисы?
Она живет в этом городе с рождения, ее знают многие бакинцы и часто здороваются на улице даже незнакомые люди. Следователь-детектив Мабуд Магеррамов, друг юности, подключает к «расследованию» официальных лиц, пришедших с поздравлением, и неофициальных тоже. Поэтому, когда на сцене появлялся очередной персонаж из реальной жизни, то есть из зала, ведущий воодушевлялся, ожидая, что свет на истину наконец прольется. Но все было тщетно, поэтому вслед за героями из реальности на сцене появлялись персонажи из многочисленных сценических историй, прожитых героиней: Мальволио, Клеопатра, Джульетта. Однако и это не вносило ясности в расследование!
Ведущий, теряя терпение, пытался «давить» на подследственную, требуя, наконец, признаться : во имя кого она совершала подвиги, совершенствуясь 24 часа в сутки «без устали и перерыва на обед?»; доблестно отстаивая право быть первой; взбежав на вершину успеха , с кем хотела делиться славой? Но от этого ситуация запутывалась еще больше. И тогда в эту напряженную мизансцену очень органично вплелись виртуальные монологи коллег-друзей из разных стран мира, а еще – виртуозы-нагаристы, которыми на несколько минут стали трое ее внуков, приславших видеопоздравление из Москвы.
Однако дознание продолжается и сыщик Мабуд вынимает из «дела народной артистки Духовной» факт за фактом. Эти факты оживают образами сыгранных героинь, являя залу то Джульетту, то Клеопатру, то Мальволио, то Каролину, то Мавру Тарасовну… Оказывается, их так много, что некоторые не выдерживают и сквозь толщу веков бросают примадонне бакинской русской сцены вызов! Точнее – претензию: как посмела уравняться?
Клеопатра в исполнении молодой актрисы театра Хаджар Агаевой является не одна. Вместе с ней – ее телохранители. Клеопатра возмущена: как осмелилась актриса уравнять себя с царицей? Однако, под грузом фактов, свидетельствующих о точности воссозданного характера, Клеопатра меняет гнев на милость. Ведь только благодаря царице сцены, она – царица Египта – была возвращена из небытия, а значит жизнь ее продлена во времени. Удаляясь, царица Клеопатра благословляет царицу-предшественницу на дальнейшие сценические подвиги. Интрига по воле автора достигает своего апогея, когда на экране является мультяшный Мальволио, исполняющий свою арию голосом Духовной. Хоть и речитативом, однако звучит так, что ни у кого не возникает сомнений: это исполняет мужчина! И тут же на сцене появляются представители театральных династий – Олег Амирбеков и Теймур Рагимов. У каждого — своя ария: объяснение в любви и желание работать с примой. Но тут врывается на сцену некто третий ! Он тоже с арией, и тоже претендует (Эльшад Муртузов). Возникает трио-поединок. Сыщик Мабуд в ужасе, предполагая, что детективное расследование может завершиться криминалом! Но, к удовольствию зрителей и самого сыщика, все завершается благополучно: примадонна убеждена в их профессиональной состоятельности и обещает им партнерство на сцене. Кажется, история этого расследования движется к своему логическому завершению, но тут сама виновница торжества вносит дополнительную интригу, сообщив о том, что у нее есть тайна, которую уже невозможно скрывать ни от назойливых журналистов, ни от коллег. И, почти как Отрадина, героиня пьесы А.Н.Островского «Без вины виноватые», радостно сообщает, что у нее есть сын.
Что и говорить, Людмиле Духовной удалось ввести в заблуждение всех. В том числе и коллег. И только когда она сообщила, что это – ее любимый зять Максим, муж единственной дочери Фати, зал взорвался одобрительными аплодисментами. А потом… Сыщик Мабуд очередной раз взмолился, прося о помощи или хотя бы легкой подсказке, и Духовная уступила: «Так и быть, – изрекла звезда, — я тебе подскажу!». И прочитала стихи Беллы Ахмадулиной «Взойти на сцену». Прочитала так, как может только она: проникновенно, анализируя, почти с трагическим надрывом, жертвенность и восторг профессии, определяющей смысл и радость жизни. И все, в том числе и измученный поисками сыщик, поняли, что тот самый возлюбленный, тот самый любовник, тот самый единственный и неповторимый, это – его Величество Театр! Тот, который казнил и миловал, поднимал на трон и возводил на эшафот, растворял в суете сует и поднимал над мелочностью жизненных проблем, напоминая: жизнь прожить – не поле перейти! А потому, когда не было ролей, она не впадала в депрессию, а наоборот – шла к людям, к публике, зрителю. И сценой становились музейные залы, палаты в госпитале, актовые залы школ, концертный зал в помещении бывшей кирхи. Шла и читала стихи людям, которым поэтическое слово было важно, как откровение. Поэму Анны Ахматовой «Реквием» она читала так, что слушатели плакали навзрыд. Потом были циклы стихов Ахмадулиной, Пастернака, Маяковского. Она шла с ними к своему зрителю, принося с собой не только сердце, но и театр. Театр одного актера, который поэтической строкой брал в плен и уже не отпускал никогда. Ее голос – глубокий, страстный, завораживал слушателя, влюблял, обещая продолжение чуда, ощущения интеллектуального родства и эмоционального восторга.
Поэтому цветы, принесенные любящими зрителями на спектакль под названием «Театральный роман Людмилы Духовной», заняли всю гримерную. Цветы лежали на столике, на диване и даже на полу, потому что их просто некуда было положить. А потом она щедро одарила ими весь женский состав театрального закулисья, выражая благодарность за многолетнее сотрудничество и профессиональную преданность их общему делу.

Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская