Легендарный Севастополь - город на семи холмах

Легендарный Севастополь - город на семи холмах
Черное море. Севастополь. Солнце, крымский воздух, чайки, корабли. И — театр. Тем более, что город на семи холмах (и Севастополь, оказывается, тоже) ко всем своим достоинствам еще имеет и давние театральные традиции.
Еще вчера эти черноморские берега были «иными», где сохранялась и чтилась русская культура, но сегодня они снова стали русскими берегами.
1911 год. Сентябрь. На яхте «Штандарт» в Севастополь прибывает царская семья, которая будет ожидать здесь окончания строительства летней резиденции — Ливадийского дворца. Император Николай ІІ с семьей посещает Малахов курган, музей Севастопольской Обороны (ныне Музей Черноморского Флота), Панораму, гуляет по Приморскому бульвару, где открывается новый театр «Ренессанс». Газета «Крымский вестник» тогда сообщала: «Вопрос о сооружении постоянного театра в Севастополе возник не внезапно, мечту об этом у нас лелеют давным-давно. В самом деле, Севастополь испокон века считается театральным городом. В артистическом мире наш город всегда пользовался хорошей репутацией, и лучшие артистические товарищества в своих маршрутах по провинции ставили Севастополь на первом месте. Но, несмотря на это, стационарного здания театра в Севастополе не было. Население вынуждено было довольствоваться посещением театра только в летнее время и всю зиму испытывало мучительный театральный голод…»
Во время Крымской войны капитальное здание театра в Севастополе было разрушено и восстановлено только полвека спустя.
Слово «ренессанс» означает «возрождение», а для севастопольцев — возрождение зимних театральных сезонов. Сначала гастролеры из столиц, затем и собственная постоянная труппа пользовались большим успехом. Театральные программы высылали морякам в письмах, портреты актеров расходились большими тиражами, газеты пестрели рецензиями.
В бурные годы революции и Гражданской войны Севастополь стал прибежищем интеллигенции рухнувшей империи. В 1919 г. со сцены «Ренессанса» пел ариэтки «Печальный Пьеро» Александр Вертинский. Остались и воспоминания Фаины Раневской о том, как на заре своей карьеры она успешно играла роль «гранд-кокет» в Севастополе.
В ноябре 1920 г. власть в городе перешла в руки Революционного комитета, который вынес постановление о национализации всех зрелищных предприятий города и зачислении их в подотдел искусств отдела народного образования, возглавляемого в те годы Леонидом Собиновым — великим русским тенором, волею судеб оказавшимся в Крыму. И театр «Ренессанс» был переименован в театр имени Анатолия Луначарского, а в качестве подсобного помещения ему было отдано деревянное здание городского театра. И чем, спросите вы, нам интересно подсобное помещение? А тем, что в выстроенном в 1884 г. антрепренером С. Томским здании летнего театра проходили летние гастроли столичных и зарубежных театральных трупп, здесь блистали В. Комиссаржевская, М. Савина, Ф. Шаляпин, братья Адельгейм, М. Блюменталь-Тамарина, П. Орленев и другие знаменитости. Именно здесь весной 1900 г. прошли первые гастроли Московского художественного театра под руководством К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, а в 1903 г. приезжал со своей труппой Вс. Мейерхольд.
Большое влияние на развитие театрального искусства города оказали приезжавшие на гастроли корифеи украинской сцены — М. Старицкий, П. Саксаганский, М. Кропивницкий, Н. Садовский, И. Карпенко-Карый, М. Заньковецкая.
Так что Севастополь по праву носит звание города театрального. Сегодня здесь работает пять театральных коллективов — Драматический театр Черноморского Флота Российской Федерации им. Б. Лавренева, Севастопольский академический русский драматический театр им. А. В. Луначарского, Севастопольский театр для детей и молодежи «На Большой Морской», Севастопольский академический театр танца под управлением В. Елизарова и Античный театр в Национальном заповеднике «Херсонес Таврический», где показывают спектакли Театр им. Б. Лавренева и Театр им. А. Луначарского. Одним словом, досуг можно организовывать ежевечерне, а по выходным— и ежеутренне.
Да и репертуар удивляет своей серьезностью и основательностью. Здесь идут спектакли по произведениям Н. Гоголя, М. Булгакова, М. Горького, А. Чехова, А. Пушкина, Е. Шварца, Ф. Достоевского, У. Шекспира, О. Уайльда, М. Лермонтова, Г. Горина, Ж.-Б. Мольера, Э. Ростана, М. Дьярфаша, Аристофана, Еврипида и многих других.
Из того, что мне посчастливилось увидеть в последнее время, сто́ит зрительского внимания ни много ни мало — одиннадцать постановок. Поверьте, что это очень серьезная заявка, если учесть, что здесь проживает около 400 000 человек, спектакли украшают репертуар всего несколько сезонов, а потом остаются только на фото и видео (если об этом заранее позаботились). Так что репертуар постоянно обновляется с учетом корректировки на курортность местности, что, к нашему удовольствию, не снижает его художественной планки.
Спектакли, конечно же, смотрелись избирательно, дабы свести к минимуму возможность разочарования.
Формирование будущих эстетических предпочтений человека начинается в детском возрасте, поэтому так важно, чтобы ребенка привели в «правильный» театр и чтобы он увидел чудо-спектакль и навсегда полюбил Театр. И в Севастополе такой «правильный» театр есть — это Севастопольский театр для детей и молодежи «На Большой Морской». Инициаторами его создания были супруги Виктор и Людмила Оршанские. Это счастливое театральное событие произошло в 1988 г. И, к слову скажу, до сих пор — это единственный детский театр в Крыму. Первой постановкой был спектакль Б. Юнгер «Улыбнись, малыш», и с тех пор все знают, что этот театр начинается не с вешалки, а с улыбки! Здесь в свое время работали выпускники 2-й и 3-й Школы-студии МХАТ, ученики первого поколения артистов, знавших Константина Сергеевича Станиславского, — Евгений Батурин и Роман Ромбер, которые и установили планку критериев, по которым театр существует до сих пор теперь уже под художественным руководством заслуженного деятеля искусств Украины Людмилы Оршанской.
Основу репертуара составляют, конечно же, спектакли для самых маленьких, но большое значение имеет репертуар для взрослых: «Васса Железнова» М. Горького, «Кроткая» Ф. Достоевского, «Чичиков» Н. Гоголя, «Красавец мужчина» А. Островского, «Эти свободные бабочки» Л. Герша, «Дама с собачкой» А. Чехова и другие.
Драма «Васса Железнова» — одна из последних премьер. К творчеству Горького театры сегодня обращаются довольно редко, хотя он, как показывает время, очень современен. История Вассы и ее семьи — вечная история взаимоотношений отцов (читай — матерей) и детей. А если учесть, что речь идет о событиях в богатом доме, то на лицо — история о «золотой молодежи». Сто лет назад вроде как и мир был другим, и нравы, и устои общественные, но людям пороки были не чужды и человеческая природа ничуть не изменилась, а потому до сих и не побороли мы ни пьянство, ни похоть, ни страсть к наживе, ни желания урвать побольше, ни беспощадных законов бизнеса (если не ты, то тебя) и т. д. Меняются только декорации. И за то, что автор сценической версии и режиссер-постановщик Семен Лосев «не ломал» автора пьесы, сохранив его стилистику, и поселил героев в привычной им обстановке, не перемещая, следуя современной театральной моде, во времени и пространстве (художник-постановщик — Татьяна Карасева), огромное спасибо. Получился очень острый и, главное, зримый респект из прошлого, демонстрирующий печальные последствия вседозволенности и человеческой безнаказанности (но при этом никто не отменял Божью кару)! Апеллируя к нашему разуму и сердцу, авторы спектакля и исполнители расставили четкие метки, что такое хорошо и что такое плохо. Вот только плохого намного больше, а хорошего мало и ему так неуютно в этом мире. Оно (добро и надежда, что этот мир все-таки не обречен) в образе младшей дочери Вассы Людочки в исполнении Екатерины Александриной пытается зацепиться какими-то росточками, но их безжалостно обрывают.
На сцене — интерьер большого дома с достатком, где никто ни в чем себе не отказывает и все живут в пресыщении и праздности. Все. Кроме несгибаемой железной Вассы. Она — стержень семьи и ее фундамент. Но вот парадокс: ее стремление обеспечить будущее детей, уберечь их от зла — злом же и оборачивается. И в первую очередь против нее самой. Благополучия нет и не может быть в этом доме: муж (Александр Костелов) растлевает малолетних (за что взят под стражу), брат Прохор (засл. арт. АР Крым Олег Флеер) — тунеядец и пьяница, не брезгующий служанками и доводящий их до петли, старшая дочь (Юлия Грушун) составляет компанию родному дяде и в выпивке, и в кутежах. И только один светлый человечек — Людочка, вызывает зрительское сочувствие.
И в семье, и в ее окружении все какие-то недолюди: и секретарша Вассы Анна (Елена Воронцова) — тень хозяйки, услужливая до отвращения, расчетливая и дальновидная особа, не гнушающаяся ничем, и чета Мельниковых: старший (Виктор Куклин) и младший (Валерий Александрин), да и невестка Рашель (Наталья Митичкина) — та еще заботливая мать! И все преследуют свои меркантильные цели, не беря в расчет ничего человеческого.
В этом спектакле все настолько филигранно «подогнано», рассчитано и в актерском плане, и в режиссерской концепции что, разбирая отдельно составляющие, можно упустить самое главное.
Лично для меня этот спектакль о безбожии, а проблемы отцов и детей, пороки человеческие, которые никогда не будут искоренены, это — второй план. Ни в одном поступке героев, ни в одной их мысли нет Бога. И если тайком Васса и перекрестится на черный силуэт маленькой маковки, это больше похоже на самоуспокоение, нежели на искреннюю веру. Обуглившиеся крест и маковка — не отражение ли наших обуглившихся и безжизненных душ, душ без веры и надежды?
Вторым удивившим и порадовавшим спектаклем в этом театре был «Чичиков», поставленный по поэме Николая Гоголя «Мертвые души» Людмилой Оршанской. Для меня подобные постановки сродни чуду, когда не предполагаешь, чего ожидать в следующую секунду, что из чего вдруг «родится» и во что превратится.
«Чичиков» — большая театральная удача. Спектакли такого высокого художественного уровня, четкой режиссерской мысли и стильной сценографии, в котором нет ни одной лишней сцены, интонации и даже жеста, появляются очень редко.
Людмиле Оршанской удалось удивительно точно воссоздать атмосферу и фантасмагоричность целого гоголевского литературного мира. Временами казалось, что перед нами не только герои «Мертвых душ», но все гоголевские персонажи из всех его произведений вместе взятых!
В «Чичикове» сценография Татьяны Карасевой стала еще одним действующим лицом. Подвижная черная раздвигающаяся секция-трансформер на авансцене позволила режиссеру строить многоуровневые мизансцены, показывать «фокусы» с неожиданным появлением персонажей и их исчезновениями, а главные символы чиновничьей России — мундир и позолоченный двуглавый орел — постоянно трансформировались то в обеденный, то в игровой, то в чиновничий столы. И только к финалу явились во всей своей красе, тяжело нависая над всеми нами. Вот и еще один респект из века девятнадцатого веку двадцать первому. А ничего-то и не меняется, господа. Разве что декорации.
Начинается спектакль с воспоминаний Чичикова, как ему родители наказывали учиться: «Учись, Павлуша, учись». Вот и выучился, стал уважаемым и образованным человеком. И додумался-таки как разбогатеть. Олег Флеер играет Чичикова виртуозно. Флеер-Чичиков — мастер переубеждения, идущий на все ради заполучения вожделенных мертвых душ. Он к каждому находит подход: выдерживает неудержимые лобызания Манилова (Матвей Черненко), изыскивает в себе терпение переубедить Коробочку (засл. арт. Украины Жанна Терлецкая), которая встречает его в… коробочке, вернее, в сундуке с пышными подушками. А сколько ему стоило сил выдержать натиск бешеного темперамента Собакевича (Александр Безродный)! Даже игра в шашки превращается в настоящую битву, требующую неимоверных физических сил: вместо доски – расстеленное Чичиковым и Ноздревым на полу огромное одеяло в клетку, а вместо шашек – бутылки из-под шампанского!
 А какая колоритная чета Собакевичей! Супруга Феодулия Ивановна в исполнении Людмилы Глазуновой очень похожа на мудрую сову, точна в оценках, колоритна внешне и уходит на аплодисментах.
Нельзя обойти вниманием и образ Плюшкина в исполнении Виктора Куклина. Создали до отвращения омерзительный персонаж-скрягу. Здесь уместно упомянуть, что режиссер интересно вмонтировала историю о капитане Копейкине (В. Богомолов), которую постановщики, как правило, обходят своим вниманием. И когда Копейкин разбрасывает крошки для птиц, а Плюшкин их собирает, в очередной раз понимаешь, как все в этом мире взаимосвязано.
Без пластического решения Ирины Плескачевой спектакль, наверное, не был бы таким идеальным. И сцена бала, и финал, когда герои появляются и исчезают за черными ставками с увеличительными стеклами, показывают нам уродливость своей сущности. Ну, чисто уродцы. Без преувеличения, кунсткамера. Да, впрочем, на сцене было только одно человеческое обличье — Чичиков, а все остальные в каких-то несуразных париках, сделанных из каких-то тряпок и обрезков, лишающих героев индивидуальности и внешней красоты. А значит, и внутренней.
Вывод печален: мы никогда не победим взяточничество, коррупцию, бюрократизм и… свою природу, господа. И это факт.
А какие чудесные сказки в ТБМ!
Увлекательная история-игра «Здравствуй, Красная Шапочка» поставлена по пьесе С. Ефремова и С. Когана заслуженным деятелем искусств АРК Ольгой Ясинской. Казалось бы, сколько мы уже видели-перевидели этих самых Красных Шапочек, а вот все равно детвора, даже искушенная всякими заграничными мультфильмами, компьютерными играми и шоу, искренне удивляется. Родители, не забывайте, что обыкновенная настольная игра вашего детства может увлечь малышей куда больше. Вот в такую игру и предложили сыграть главные герои — Сказочник (Виктор Куклин), Красная Шапочка (Екатерина Скрибцова) и Заяц (Игорь Петров), отправляясь наперегонки с Волком (Матвей Черненко) к бабушке (Анастасия Овчинникова). Это спектакль-игра, в котором артисты не просто рассказывают историю, а в процессе путешествия, бросая кубики, преодолевают со зрителями своеобразную полосу препятствий, чтобы прийти к бабушке раньше Волка.
Музыкальный хоровод по мотивам русских сказок «Сказочки на лавочке» ― это три любимейшие сказки, «Репка», «Колобок» и «Маша и медведь». Автор инсценировки, режиссер-постановщик и хореограф Ирина Плескачева объединила эти истории Маланьей-болтуньей (Елена Воронцова). Вот уж поистине кого не переболтаешь, не переслушаешь. Да все так гладко рассказывает, да с шутками-прибаутками, да с поучениями уму-разуму. Спектакль изобретательный и в костюмах, и в пластическом и музыкальном оформлении. Он по-детски задорен и по-взрослому поучителен.
Уверена: если театр умеет ставить сказки, значит, для него нет неразрешимых художественных задач, потому что дети — самый сложный, непредсказуемый и не прощающий ошибок зритель, очень тонко чувствующий фальшь. И на Большой Морской не фальшивят, а потому дети приходят по много раз на одно и то же представление и всегда с цветами. Кстати, ни в одном другом севастопольском театре не видела такого количества цветов даже на премьерных показах.
Что еще удивило в этом театре — креативный и интерактивный подход к работе с малышами. Например, в каждой программке на детский спектакль обязательно прилагаются раскраски, чтобы ребенок смог еще раз повторить пройденный материал. И крохи это делают с огромным удовольствием.
* * *
В Севастопольский академический русский драматический театр им. А.Луначарского всегда прихожу в предвкушении зрелища. Художественный руководитель, заслуженный деятель искусств Украины, России и АРК Владимир Магар ставит спектакли широко, масштабно, не скупится на дорогостоящие декорации. А потому его театр — это театр яркой формы, который удивляет и навсегда берет в плен, а каждый спектакль становится событием и праздником. «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова не стала исключением.
Тандем режиссера Владимира Магара и народного художника России Бориса Бланка — это знак качества. «Кабала святош» поставлена в их лучших традициях с размахом, ярко, сочно, костюмировано, музыкально, пластично, с невероятными декорациями. На сцене сразу два театра — Театр Булгакова и Театр Мольера.
Подняв Людовика Великого (Александр Порываев) и архиепископа города Парижа (засл. арт. АРК Николай Филиппов) на котурны, режиссер тем самым разделил мир «плебеев» и высшей знати, а также протянул связующую нить между театром античным и современным. Вторая была протянута между веком семнадцатым, мольеровским, и двадцатым, булгаковским, присутствием на сцене двух великих драматургов — Михаила Булгакова (засл. арт. Украины Виталий Таганов) и Жана-Батиста Поклена де Мольера (засл. арт. Украины Андрей Бронников). А вот с веком двадцать первым связал век семнадцатый Людовик Великий, позволив себе расслабиться, снять котурны, ярко-красный парик и… закурить современную сигарету. И даже не хочется возмутиться такой вольностью. Это ведь Театр, условия существования которого мы принимаем. Зритель не подглядывает в замочную скважину или через четвертую несуществующую стену. Актеры знают, что за ними наблюдают (причем, со всех сторон, поскольку на сцене выстроен еще один зрительный зал, где постоянно присутствуют зрители-персонажи). Тут играют в Театр с его преувеличениями, гиперболами и метафорами, кривляньями и перевоплощениями. Здесь разыгрывают истории. А мы обманываться рады.
Не изменил себе Владимир Магар и в музыкальной комедии «Голубка», поставленной по пьесе Миклоша Дьярфаша «Проснись и пой». Сразу оговорюсь, что от первоисточника мало что осталось. Разве что легкость и музыкальность. И какое счастье, что в Театре им. А. Луначарского актеры умеют петь! Надо отдать должное — ни одна музыкальная композиция не прозвучала под фонограмму — только вживую, от песен Юрия Антонова, «В краю магнолий плещет море», «Тумбалалайки» до композиций  «Money» группы «АББА», «Московских окон» и «Я встретил девушку».
Спектакль, конечно же, о любви и ее превратностях, о мудрости и жизненном опыте. Здесь не решают глобальных проблем, а просто живут, поют и любят. Не забудьте взять с собой ручку и листок бумаги, чтобы записать некоторые афоризмы, например: «Старым человек становится тогда, когда ему в голову начинают приходить мудрые мысли» или «Некоторые делают своих детей старыми вместо того, чтобы стать молодыми». А как вам такая мысль: «Если бы французы видели, как мы их коньячок да нашим борщиком, да еще тортиком, они бы снова на нас пошли войной», или такая: «Вы так хорошо выглядите, что вам все время хочется пожелать здоровья». По-родному звучит, по-одесски.
Но вернемся к классике. На малой сцене в этом же театре рекомендую посмотреть «Анекдот, рассказанный помещиком Лидиным», поставленный по нескольким произведениям Александра Пушкина Натальей Слепченко. Ироничный, шутливый, в духе пушкинского юмора и его неистового романтизма. Актеры обыгрывают тему роковой, но счастливой случайности, произошедшей с графом Нулиным. Случайности ли? Бесконечная российская дорога, дилижанс, случайные знакомства, постоялые дворы и… скука. А если вы молоды и в вас бурлит кровь? Конечно, может быть флирт. Но только легкий, в рамках приличий. А если он перерастет в нечто большее? Вот в этом-то и шутка Александра Сергеевича.
В спектакле занят засл. арт. Украины Анатолий Бобер (автор, ямщик) и молодые артисты театра. Постановка легкая и стильная и в художественном (Наталья Лось), и в музыкальном плане, а камерность малой сцены придает ей некоторую интимность. Кажется, что эту историю рассказывают только нам и по большому секрету, проявляя тем самым огромное доверие. Ведь мы же больше никому не расскажем, поскольку такие истории нужно хранить в тайне.
И еще немного классики. Речь пойдет об очень неоднозначном спектакле «Городничий». Владимир Магар предложил свою оригинальную сценическую версию известной пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор». Настолько оригинальную, что либо ее принимают безоговорочно, либо не принимают вообще.
Действие спектакля происходит в 1970-х годах в советской стране. Зрелище настолько же фантастическое, насколько и реальное. Именно так: фантастический реализм. Абсурд? Да. Но как гоголевский текст органично ложится на советскую эпоху чиновничьего застоя. Главный герой столичный щеголь (Александр Порываев) в клетчатых штанах, в ботинках на толстой подошве и в смешной детской панамке ставит на уши провинциальный городок. И тут можно усомниться: он действительно настолько простодушен или все-таки хитер? И в какой бы глуши ни жили эти чиновники, они живут по правилам: получают продуктовые наборы, правда, в авоськах, по праздникам надевают вышиванки (надо полагать, что действие происходит в каком-то небольшом украинском городке), а Городничий (засл. арт. Украины Сергей Санаев) сродни, извините, Сталину, создавшему культ своей личности. В первый раз мы слышим новость о пренеприятнейшем известии от него по громкоговорителю, с которым вся толпа чиновников и разговаривает. Чинопочитание во всей своей красе. Тут же в питейном заведении «Сивый мерин» — все атрибуты советских столовых с огромными алюминиевыми кастрюлями, мисками и ложками. И такими же хамоватыми раздатчиками.
Совершенно не коробит, когда Городничий поет песню «Родина моя» Давида Тухманова и Роберта Рождественского, дуэт Хлестакова и Марьи Антоновны (Елена Василевич) исполняет популярную в 1970-х гг. французскую песню «Се Си Бон», а сводный хор — «То березка, то рябина…». Это наши песни. И пели мы их так же искренне. Высшее начальство и самых дорогих гостей мы встречали с караваями, сочиняли анекдоты про дефицит, проводили антиалкогольную кампанию (это отражено в художественном оформлении Бориса Бланка), действительно любили Родину и верили в светлое будущее. И как респект из века нашего в век Гоголя (или наоборот!) звучит песня «Прекрасное далеко» Евгения Крылатова и Юрия Энтина. Вот, оно уже наступило. Но намного ли оно прекрасней?
* * *
Есть в Севастополе и уникальный театр — античный в заповеднике «Херсонес таврический».
Он насчитывает около двух с половиной тысяч лет.
В V в. до н. э. Херсонес мало чем отличался от других колоний, разбросанных по Черному и Средиземному морям. И все же в 1950-х гг. на раскопках храма обнаружили древний театрон, потом фундамент древней скены, орхестру и жертвенник.
Впервые идея выйти на древнюю сцену принадлежит тогдашнему режиссеру Театра им.А.В. Луначарского В. Петрову. В конце 1980-х гг. были опробованы и отработаны принципы работы на ней. Несколько лет в связи с непростым положением русского театра в Украине площадка не работала. И только благодаря энтузиастам мы сегодня имеем возможность увидеть античный театр, где сама природа представляет шикарные декорации, «развешивая» на небе то безоблачную синь, то стаи облаков, то черные грозовые тучи, сверкающие молниями. А шум моря и ветер? А воздух? И чтобы не нарушать природной гармонии, здесь используют небольшую подсветку и несложную звуковую аппаратуру в постановках пьес Софокла, Еврипида, Аристофана, исторических драм Гумилева.
Все три спектакля, о которых пойдет речь, поставлены засл. арт. Украины Евгением Журавкиным. Одна из последних премьер ‒ трагедия любви и комедия ревности «Что позволено Юпитеру…» поставлена по мотивам пьесы древнеримского комедиографа Плавта «Амфитрион» и более поздней обработки этого же сюжета французским комедиографом Мольером. Это единственный дошедший до нас пример пародии на сюжет старинного мифа о том, как Юпитер (Владимир Крючков) явился к Алкмене (Елена Василевич), приняв облик ее мужа Амфитриона (Илья Спинов). Поскольку сопровождавший Юпитера Меркурий (Андрей Бронников) принял облик Созия (Евгений Журавкин), раба Амфитриона, присутствием на сцене двух двойников создается великолепный фарс.
Гомерическая трагедия «Троянская война окончена!»по произведениям Еврипида в репертуаре уже девять лет и до сих пор она пользуется неизменным успехом у публики. Всем известно, что первой жертвой Троянской войны стало самолюбие спартанского царя Менелая, покинутого Еленой. А вот о последней жертве мы практически не знаем ничего. А ею была дочь Приама и Гекубы (Ирина Демидкина) Поликсена (Светлана Глинка). Когда ахейцы после взятия Трои намеревались вернуться домой, над могилой Ахилла появилась тень, потребовавшая принесения ему в жертву Поликсены. И она гордо подставила себя под удар и умерла с достоинством. Поздняя версия, о которой идет речь в постановке, объясняла гибель Поликсены романтично: влюбленный в Поликсену Ахилл был коварно убит, придя безоружным для переговоров о свадьбе, и после смерти он зовет к себе нареченную.
И еще один спектакль, о котором хотелось бы сказать пару слов, это «Облака»Аристофана. Поучительный сюжет для тех, кто любит одалживать деньги, но не любит их отдавать. Сюжетная канва проста: у главного героя Стрепсиада (Евгений Журавкин) есть сын Федипид (Владимир Крючков), который тянется за знатью, увлекается скачками и разоряет отца долгами. И вдруг Стрепсиад услышал, что в Афинах появились новые мудрецы, для которых Облака стали новыми всемогущими богами.
Так как же отделаться от кредиторов? «Проще простого, — говорит Сократ (Алексей Красноженюк), — они тебя в суд, а ты клянись Зевсом, что ничего у них не брал; Зевса-то давно уже нету, вот тебе ничего и не будет за ложную клятву». Стрепсиад с сыном рады, потому что именно так и отделались от долгов, но все равно в этой жизни надо за все платить. Стрепсиад побранился с сыном: не сошлись во взглядах на стихи Еврипида. Сын, недолго думая, хватает палку и колотит отца. Отец в ужасе: «Нет такого закона — отцов колотить!» А сын приговаривает: «Захотим — возьмем и заведем! Это по уговору бить отцов нельзя, а по природе — почему нет?» Тут только старик понимает, в какую попал беду и взывает к Облакам: «Куда вы завлекли меня?» Облака отвечают: «А помнишь Эсхилово слово: на страданьях учимся!» Наученный горьким опытом, Стрепсиад хватает факел и бежит расправляться с Сократом и поджигать его «мыслильню». Вот такая нравоучительная история.
Все три спектакля поставлены в одной стилистике. Их неизменные атрибуты— огонь (что можно себе позволить только на открытой площадке) и дым— делают действо «натуральным» и эффектным. Рассказанные истории поучительны, остроумны, с огромным количеством актерских вольностей, например, исполнители могут попросить у зрителя деньги, чтобы отдать долг, или пригласить желающего взлететь в небо. Иногда кажется, что актеры создают спектакль по ходу пьесы, а не повторяют заученные тексты.
Так что в Севастополь можно ездить не только отдыхать, но и за яркими театральными впечатлениями. До встречи!
 

Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская
24 октября 2012

Дорогие друзья!

Приносим свои извинения в связи с задержкой публикаций на сайте в связи с техническим сбоем.

Мы делаем всё возможное!

15 марта 2010

15 марта пришла весть горькая и страшная — не стало Татьяны Владимировны Загорской, изумительного художника-дизайнера, отличавшегося безукоризненным вкусом, любовью к своему делу, высоким профессионализмом.

На протяжении долгих лет Татьяна Владимировна делала журнал «Страстной бульвар, 10» и делала его с таким пониманием, с таким тонким знанием специфики этого издания, с такой щедрой изобретательностью, что номер от номера становился все более строгим, изящным, привлекательным.

В сентябре 2009 года Татьяна Владимировна перенесла тяжелую операцию и вынуждена была отказаться от работы над «Страстным бульваром», но у нее оставалось еще ее любимое детище — журнал «Иные берега», который она придумала от первой до последней страницы и наполнила его своей высокой культурой, своим щедрым и светлым даром. Каждый читатель журнала отмечал его неповторимое художественное содержание, его стиль и изысканность.

Без Татьяны Владимировны очень трудно представить себе нашу работу, она навсегда останется не только в наших сердцах, но и на страницах журнала, который Татьяна Загорская делала до последнего дня с любовью и надеждой на то, что впереди у нас общее и большое будущее...

Вечная ей память и наша любовь!

25 декабря 2009

Дорогие друзья!
С наступающим Новым Годом и Рождеством!
Позвольте пожелать вам, мои дорогие коллеги, здоровья и благополучия! Радости, которое всегда приносит вдохновенное творчество!
Мы сильны, потому что мы вместе, потому что наше театральное товарищество основано на вере друг в друга. Давайте никогда не терять этой веры, веры в себя и в свое будущее.
Для всех нас наступающий 2010 год — это год особенный, это год А. П. Чехова. И, как говорила чеховская героиня, мы будем жить, будем много трудиться, и мы будем счастливы в своем служении Театру, нашему прекрасному Союзу.
Будьте счастливы, мои родные, с Новым Годом!
Искренне Ваш, Александр Калягин

***
Праздничный бонус:
Новый год в картинке
Главные проекты-2010 в картинке
Сборник Юбилеи-2010 в формате PDF

27 октября 2008

Дорогие друзья, теперь на нашем сайте опубликованы все номера журнала!
К сожалению, архивные выпуски доступны только в формате PDF. Но мы
надеемся, что этот факт не умалит в ваших глазах ценности самих
текстов. Ссылку на PDF-файл вы найдете в Слове редактора, предваряющем
каждый номер. Приятного и полезного вам чтения!