Опровергая Киплинга

Опровергая Киплинга

Однажды Рустам Ибрагимбеков сказал, что жизнь каждого человека – это не написанный роман. Пока не написанный. Но стоит человеку взять в руки ручку, как человечество может обрести новый опыт под названием «жизнь».

Жизнь художника Ольги Гладковой тоже могла бы стать таким опытом для человечества, если бы она вдруг решила поделиться им с миром. Но она выбрала другой путь для откровения – изобразительное искусство. Не сразу да и не вдруг. Вдруг — это только в сказках и мифах. В жизни все несколько иначе.

У москвички Оли все было, как и у многих других. Детский сад, школа, вуз, замужество, дети. На первый взгляд, все довольно традиционно. А что? У всех, в принципе, так и было.

Почему-то когда видишь работы художника – думаешь, что у него в роду непременно были художники, или он родился с кисточкой в руке. Но на самом деле все бывает по-разному. Вот и у Ольги все было не так.

 

ДЕВОЧКА С КЛЮЧОМ НА ШЕЕ

Московские улицы и дворики помнят не одно поколение детей, выросших с ключом на шее. Это означало только одно: взрослые на работе, ребенок становится самостоятельным гораздо раньше. Бабушка работала, мама работала. К тому же мама занимала достаточно высокую должность, поэтому работала не 8 часов, а гораздо дольше. Так что большую часть суток Оля проводила одна или с бабушкой. А бабушка – это не только плюшки и ватрушки, это – гораздо больше. Книги, музыка, беседы, занятие спортом, уроки. Вот тогда-то Оля и увлеклась изучением языков. Для кого-то увлечение лингвистикой, возможно, казалось занятием скучным. Но только не для нее. Оля находила в этом и гармонию, и поэзию. Словом – постижение таинств чужого языка, его мелоса, звуковых модуляций, игры слов, нюансов построения фраз и предложений, привязанных к определенной географической точке, ее увлекало не меньше, чем профессора фонетики Генри Хиггинса в пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион». И это тоже стало процессом творческим. А творчество всегда предполагает состояние влюбленности в дело, которому служишь. И Оля, окончив Московский институт иностранных языков имени Мориса Тореза, стала замечательным педагогом. Профессиональное знание английского языка позволило ей преподавать в различных вузах Москвы, а позже и за границей.

 

«СЛЫШАТЬ» ПРОСТРАНСТВО

Мне все же интересно было понять природу причинно-следственных связей происшедшей душевной трансформации Ольги, сменившей лингвистику на изобразительное искусство, и я продолжала допытываться. Очень хотелось понять: почему преподаватель, любящий свою профессию, начинает всерьез изучать каноны изобразительного искусства? И не только теоретически, но и практически овладевать этим ремеслом? Да, именно ремеслом. Потому что, несмотря на то, что уже более 15 лет занимается живописью, очень осторожно относится к определению «художник» в связи с собственной персоной и работами. Ольга Гладкова чрезвычайно скромна. О том, что она – член Международной Федерации Художников и Творческого Союза Художников России, член Международного Художественного Фонда, в разговоре Ольга даже не упомянула. А между тем она более пяти лет принимает участие в различных выставках, в том числе - персональных в Швейцарии, России, Азербайджане. Мне кажется, вполне достаточно, чтобы считать это фактом подтверждения профессиональной и творческой принадлежности к людям искусства: художникам, композиторам, поэтам, к тем, кто умеет «слышать» пространство, устанавливая связь земного и горнего.Но чтобы «слышать», человеку нужны предпосылки к открытию особого слуха!

 

«ВОСПОМИНАНИЕ»: О ТВОРЧЕСТВЕ, О ДОМЕ И ЛЮБВИ

Ольга вспоминает картинку из детства, которая и навеяла сюжет ее работы под названием «Воспоминание». Детская память самая надежная. Она сохранила мамину любовь к рукоделию, когда, склонившись у ночной лампы, она вышивала гладью или крестиком скатерти, салфетки, наволочки, создавала сюжетные картинки. Или шила для дочери очередной наряд. В этом прикладном домашнем творчестве она проявляла столько изобретательности и фантазии, что наряды дочери выгодно отличались от всего того, что носили ее подружки! И может быть, именно в этот период в подсознание подрастающей девочки рукоделие и вошло, как искусство, дарящее красоту и хорошее настроение. Она вспоминает, как, проснувшись ночью, видит склоненную над вышивкой маму. Эти воспоминания, полные любви и нежности, запечатлены в ее картине. Мамы на картине нет. Но все, что в ней есть – и машинка, и утюг, и стул, и лоскутная штора – все это эмоциональное ощущение домашнего уюта, покоя, защищенности. И только керосиновая лампа не соответствует той реальности. Она – образ домашнего очага, маминого тепла и той любви, которую не принято было выражать словами.

 

«ЧЕЛОВЕК ПРЕДПОЛАГАЕТ, А БОГ РАСПОЛАГАЕТ»

Так часто говорила моя бабушка. И чем дольше я живу, тем чаще убеждаюсь в справедливости этой поговорки. Ну разве могла подумать и предположить успешная современная женщина, счастливая супруга и мама двоих детей, что в один прекрасный день, гуляя по Москве, увидит в витрине культурного центра «Ирида» чудесное живописное полотно, которое и заставило ее войти внутрь помещения. Оказалось, что это не выставочный салон, как она предполагала, а Московское объединение женщин-художниц. К тому же название «Ирида» показалось многообещающим. Ну, во-первых, Ирида – это богиня радуги, в честь которой и назван цветок ирис, за множество вариантов его окраски и химический элемент иридий, который тоже имеет множество цветов. Во-вторых, появилось ощущение, что именно здесь она найдет для себя что-то важное. Оказалось – себя. Ту, о которой не знала многие годы и которая жила в тайниках подсознания, выдавая себя редкими проявлениями авантюрного характера. К примеру – расписать самостоятельно детскую комнату. Так, как видела, чувствовала, понимала. Возня с красками доставляла удовольствие. И когда оказалось, что здесь можно учиться живописи – поняла, что эта прогулка по городу не была случайной. Но как могли посмотреть на состоявшуюся женщину, которая берет уроки по изобразительному искусству, люди ее окружения? Одним это, наверное, казалось блажью. Другим — удачно найденным хобби. А ей? Возможностью выразить свое отношение к себе и миру. А еще – проверить собственный запас прочности на умение терпеливо постигать азы нового, неведомого и непривычного. Кисточки, холсты, краски – казалось, они прибыли в ее жизнь из особого мира. Мира, который предназначен только для избранных. Впустит ли он ее? Откроется ли ей? Но у московской девочки с ключом на шее характер выработался еще в детстве. Она не привыкла оставлять все на половине пути, умела во всем доходить до самой сути. Пробовала разные техники, искала свой почерк. Начинала с акварели, позднее перешла на масло, почувствовав, что это ближе ей по темпераменту. Училась технике живописи у профессиональных художников и упорно занималась самообразованием — изучала русскую и европейскую живопись.


ОПРОВЕРГАЯ КИПЛИНГА

Когда-то Киплинг сказал, что Западу и Востоку не сойтись никогда. Но с тех пор это утверждение опровергалось неоднократно. В случае с Ольгой – тоже. Оказавшись в Баку в связи с долгосрочной командировкой мужа, она окунулась в культурную жизнь города. И вот уже третий год она в городе ветров с удовольствием изучаетазербайджанскую школу изобразительного искусства, народное творчество, постигает особенности национального менталитета. Но можно ли с уверенностью говорить о наличии такой школы, учитывая, что в советское время школа как будто бы была одна — советская? Ольга считает, что современное азербайджанское искусство, безусловно, восприняло лучшие достижения классической русской и советской живописи, но у нее есть и свои традиции, свои исторические корни, свои национальные особенности, которые присутствуют в работах великих художников Азербайджана недалекого прошлого и настоящего. Она с восхищением говорит о работах Саттара Бахлулзаде, Микаила Абдуллаева, Таира Салахова, Тогрула Нариманбекова, Азима Азимзаде, Аббаса Гусейна и многих других. Не упускает из виду и творчество начинающих художников. Ей интересно все, что происходит сегодня и происходило в XIX и XX веках в изобразительном искусстве Азербайджана. Прикладное искусство и ковроткачество, азербайджанская миниатюра и роспись по шелку (горячий и холодный батик), старинное зодчество и современная архитектура. Ольга считает, что проникновение в иную культуру, погружение в ее истоки может расширить сознание, обогатить творчески, профессионально, интеллектуально и духовно.

— Русские художники всегда уезжали в Европу — Италию, Францию и на Восток — на Кавказ, в Среднюю Азию, Индию, Тибет. Для них важно было проникнуться культурой другого народа, чтобы лучше понять этот мир, самих себя, чтобы получить не только эмоциональный, но и идейный, философский заряд на долгие годы. Так что это уже очень старая и добрая традиция!

Что касается ее самой, то, не теряя времени, она изучает все, что входит в круг интересов ее бакинского периода жизни, читает произведения азербайджанских писателей и поэтов, посещает художественные выставки, музеи, театры. Ничто так не помогает понять душу народа, как его культура и искусство.

— В Баку я чувствую себя очень комфортно и гармонично. Здесь с уважением относятся к русскому языку и русской культуре. Чем больше понимаю особенности всего национального – тем больше проникаюсь любовью к нему: искусству, обычаям, людям. Я и в себе открыла много восточных черт, о наличии которых даже не подозревала!Раньше я ощущала себя европейской женщиной. Оказалось, что и восточные ценности мне по-человечески понятны и близки. Сейчас я, как двуглавый орел на российском гербе, смотрю и на Запад, и на Восток. Это способствует рождению новых художественных идей и образов! Именно здесь я смогла позволить себе быть только художником. И этим я тоже счастлива!

Она пишет здесь много и активно. И большинство ее работ посвящено впечатлениям от страны и ее культуры. Картины «Ханская дочь», «Мастер», «Афтафа и гранаты», «Афтафа и чарыки» — результат проникновения в быт, искусство, жизнь, культуру народа. Юг дарит особые краски и ощущения. Ольга Гладкова уделяет большое внимание колористике своих произведений, их декоративности. Это то, что присуще азербайджанской современной миниатюре, искусству шебеке, ковроткачеству, искусству келагаи (шелковая шаль, выполненная в технике батика), внесенному ЮНЕСКО в категорию национального достояния. Декоративная деталь – это не просто выразительный прием, это – закодированная мысль, которая, как послание потомкам, направлена из настоящего в будущее, из прошлого в сегодняшний день. У художницы Ольги Гладковой хорошо получается соединить традиции русской школы живописи с восточной – «Ханская дочь», «Воспоминание», «Мулатка». Удивительным образом переплетаются в ее работах Запад и Восток, впрочем, как и ее жизнь в этом городе.

— Я сознательно не стремлюсь к абсолютному реализму. Но испытываю тягу к импрессионизму и декоративности. Живя в этой среде, я хочу писать работы на азербайджанскую тематику. Вернувшись в Москву, я, безусловно, в той или иной форме буду использовать свой азербайджанский опыт и не намерена терять связь с Азербайджаном и нашими бакинскими друзьями.

Ее работы получили высокую оценку народного художника СССР, России и Азебайджана, вице-президента Российской академии художеств Таира Салахова, народного художника Азербайджана, ректора национальной Академии художеств Омара Эльдарова, других известных деятелей культуры, представителей творческой элиты Азербайджана. В середине ноября в галерее «Баку», расположенной на территории Ичери Шегер (Старый Город) с большим успехом прошла персональная выставка художницы. Это культурное явление не осталось незамеченным на фоне общекультурной жизни города, вызвав большой интерес не только у специалистов, но и у любителей изобразительного искусства. Хочется верить, что работы, созданные художником Ольгой Гладковой в стране огней, смогут увидеть и оценить и в России.

 

Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская
24 октября 2012

Дорогие друзья!

Приносим свои извинения в связи с задержкой публикаций на сайте в связи с техническим сбоем.

Мы делаем всё возможное!

15 марта 2010

15 марта пришла весть горькая и страшная — не стало Татьяны Владимировны Загорской, изумительного художника-дизайнера, отличавшегося безукоризненным вкусом, любовью к своему делу, высоким профессионализмом.

На протяжении долгих лет Татьяна Владимировна делала журнал «Страстной бульвар, 10» и делала его с таким пониманием, с таким тонким знанием специфики этого издания, с такой щедрой изобретательностью, что номер от номера становился все более строгим, изящным, привлекательным.

В сентябре 2009 года Татьяна Владимировна перенесла тяжелую операцию и вынуждена была отказаться от работы над «Страстным бульваром», но у нее оставалось еще ее любимое детище — журнал «Иные берега», который она придумала от первой до последней страницы и наполнила его своей высокой культурой, своим щедрым и светлым даром. Каждый читатель журнала отмечал его неповторимое художественное содержание, его стиль и изысканность.

Без Татьяны Владимировны очень трудно представить себе нашу работу, она навсегда останется не только в наших сердцах, но и на страницах журнала, который Татьяна Загорская делала до последнего дня с любовью и надеждой на то, что впереди у нас общее и большое будущее...

Вечная ей память и наша любовь!

25 декабря 2009

Дорогие друзья!
С наступающим Новым Годом и Рождеством!
Позвольте пожелать вам, мои дорогие коллеги, здоровья и благополучия! Радости, которое всегда приносит вдохновенное творчество!
Мы сильны, потому что мы вместе, потому что наше театральное товарищество основано на вере друг в друга. Давайте никогда не терять этой веры, веры в себя и в свое будущее.
Для всех нас наступающий 2010 год — это год особенный, это год А. П. Чехова. И, как говорила чеховская героиня, мы будем жить, будем много трудиться, и мы будем счастливы в своем служении Театру, нашему прекрасному Союзу.
Будьте счастливы, мои родные, с Новым Годом!
Искренне Ваш, Александр Калягин

***
Праздничный бонус:
Новый год в картинке
Главные проекты-2010 в картинке
Сборник Юбилеи-2010 в формате PDF

27 октября 2008

Дорогие друзья, теперь на нашем сайте опубликованы все номера журнала!
К сожалению, архивные выпуски доступны только в формате PDF. Но мы
надеемся, что этот факт не умалит в ваших глазах ценности самих
текстов. Ссылку на PDF-файл вы найдете в Слове редактора, предваряющем
каждый номер. Приятного и полезного вам чтения!