«…Кино укрепляет связи, дарит мечты и надежды…»

«…Кино  укрепляет связи, дарит  мечты и надежды…»

Х Бакинский Международный  Кинофестиваль «Восток-Запад»

Завершил свою работу 10-й фестиваль фестивалей «Восток-Запад», стартовавший 1 июня. Открыл его Президент Бакинского Международного кинофестиваля Рустам Ибрагимбеков, который сказал, что границы не властны над киноискусством, а диалог цивилизаций — это необходимое условие для выживания человечества. Затем министр культуры и спорта Абульфаз Караев, поздравив гостей и участников с открытием, зачитал приветственную телеграмму Президента Ильгама Алиева, адресованную этому важному культурному форуму. Любимец бакинской публики, президент российского кинофестиваля «Ника» — Юлий Гусман, отмечая важность доброй традиции творческих встреч в Баку, сказал, что Рустаму Ибрагимбекову удалось создать в Азербайджане то, что не удавалось многим: не только собрать профессионалов разных стран, но объединить огромное пространство культурного опыта народов на маленьком пространстве человеческих сердец. А серебряная «Ника», врученная создателю этого фестиваля, его вдохновителю и гуманисту Рустаму Ибрагимбекову — это не просто поздравление с круглой, хоть и небольшой датой, но и способ выражения признания самого важного достижения: за эти годы множество людей, которые побывали в нашей стране впервые — влюбились в нее навсегда. И как добрые глашатаи, разъезжаясь по разным городам и странам, рассказывают правду о нашей земле и людях, живущих на ней. А ведь некоторые из приглашенных гостей, никогда не бывавших в Азербайджане, не всегда без опасений приезжали сюда! Легенды-страшилки шлейфом дурной славы катились вдогонку благородной идеи, мешая воплощению замечательной мечты о сохранении двух культур — восточной и западной. А значит — сохранения самобытной культуры города, формировавшейся веками. И только великое терпение и вера организаторов смогли дать такой потрясающий результат, как традиция. Традиция — объединять флаги разных стран под небом Азербайджана. А значит — создавать новые культурные и дружеские связи между людьми разных национальных культур, языков, вероисповеданий.

Кшиштоф Занусси — человек с мировым уровнем славы, чьи фильмы получали призы самых престижных фестивалей, сказал, что он — путешественник по складу своей души; в Азербайджане никогда не был, но то, что он увидел, ему очень нравится, и он счастлив, что дожил до этого дня. А потом сцена театра Музыкальной комедии, где и проходил этот замечательный вечер, была отдана детям из детского театра «Чирах», и они, на радость присутствующим, повели их по страничкам короткой фестивальной летописи.

В этом году фестиваль был представлен пятью фильмами России — «Артистка» Станислава Говорухина, «Груз 200» Алексея Балабанова, «Изгнание» Андрея Звягинцева, «Русская игра» Павла Чухрая, «Александр. Невская битва» Игоря Каленова. Затем — картина из Ирана «Вечные дети» (режиссер Пуран Дерашханде), из Кыргызстана — «Светлая прохлада» Эрнеста Абдыжапарова, из Литвы — «Монотонность» Юриса Пошкуса, из Польши — «Трюк» Анджея Якимовского, из Франции — «Жизнь в розовом цвете» Оливье Даана, из Эстонии — «Ласнамяэский бал» Вейко Оунпуу. Азербайджан был представлен картиной «Судьба государя» Рамиза Фаталиева и Фатхуллина Дильшада. Как известно, Бакинский Международный фестиваль — не конкурсный. Но призы по четырем номинациям — «За самый женственный образ», «За самый мужественный образ», «За самое гуманное послание человечеству» и «За вклад в мировой кинематограф» — вручаются. В этом году, помимо этих, добавился еще один — специальный. И вручало его Международное Молодежное жюри, которое впервые принимало участие в работе БМКФ. Членами жюри стали кинокритики — Антон Сидоренко (Минск, Белоруссия), Алия Молдалиева (Бишкек, Кыргызстан).

Антон Сидоренко:

— Цель работы нашего жюри — выбрать из общего количества представленных на БМКФ кинолент единственную, которая будет отвечать требованиям современного кино.

— И каковы эти требования?

— На фестивале фестивалей представлены картины, уже получившие признание. Наша задача — выбрать фильм, который был бы современным: по духу, художественной стилистике, необычности взгляда на проблему, раскрытию темы...

Алия Молдалиева:

— Я впервые в составе жюри. Очень рада, что именно здесь, в Азербайджане, начинаю учиться высказывать свое мнение, как специалист-профессионал. Это сложно. Это ответственно. Это интересно. У меня много вопросов, связанных с этим участием в фестивале. А ответы надо находить самой. Точнее — коллегиально. Мы — независимое жюри. У нас свой взгляд и свои оценочные критерии. Мне нравится, что нам никто из старших и очень опытных коллег не пытается навязывать свое мнение. Мне вообще нравится атмосфера кинофестиваля!

Впрочем, атмосфера, равно как и город, и бакинцы — нравились не только ей одной! И это понятно. Ведь не каждый день приезжает в Баку такое количество профессиональных кинокритиков, продюсеров, кинодраматургов, актеров и режиссеров, которым есть о чем поговорить, и о чем подумать. Поэтому фестиваль — это не только праздник, но еще и напряженная работа по поиску путей развития современного кино. Поэтому тема круглого стола в этом году звучала так: «Национальная кинематография и прокат: проблемы и перспективы». Разговор был конструктивным и интересным. А это — еще одно подтверждение необходимости подобного рода форумов. Именно там определяются и разрабатываются стратегические направления, происходит обмен опытом, завязываются творческо-дружественные связи. Интересным показался опыт киргизских кинематографистов, сумевших найти прокатную нишу на территории Европы. Ею оказалась система маленьких кинотеатров в сети «Арт-хауз», предназначенных для просмотров некоммерческих кинокартин, где и билеты не дорогие, и вместительность залов не очень велика, но, тем не менее фильмы прокатываются, собирают залы и оправдывают вложенные в прокат затраты. Очень интересным было выступление Евгения Зыкова — издателя любопытного по содержанию журнала «Весь прокат +» (Москва). Его журнал — это важная, нужная и полезная информация о том, что происходит в мировой индустрии кино. Это — изучение и анализ чужого, но полезного опыта по прокату кинопродукции, различных форм рекламы и т.д. В своем выступлении он, на примере России, затронул наиважнейшие вопросы о проблемах проката и создания конкурентоспособных фильмов. Многие проблемы, о которых говорилось за круглым столом, есть и у нас. О многих нерешенных — говорилось и на съезде кинематографистов Азербайджана, который прошел накануне открытия фестиваля фестивалей. С конструктивными предложениями и замечаниями по поводу организации процесса возрождения азербайджанского кино говорилось в докладе ведущего эксперта кино России — Елены Стишовой. Оказалось, что проблемы финансирования и проката отснятых картин — едва ли не самая большая проблема на постсоветском пространстве. Впрочем, как и само качество фильмов. Разговор об этом был продолжен и за круглым столом. Кшиштоф Занусси подчеркнул, что многие проблемы современных кинематографистов кроются в том, что они не могут ответить на вопрос: для чего человечеству нужно кино? Ведь если в 70-е годы оно предназначалось для продвинутой буржуазии, то сегодня — стало массовым и предназначается для мальчишек из предместий, которые и формируют мнение о том или ином фильме. Словом, разговор профессионалов коротким не был. И в качестве реальных примеров по уровню бюджетности фильмов, их проката и художественно-стилистических особенностей — приводились фильмы, привезенные на БМФК в этом году.

В рамках кинофестиваля бакинцам была предоставлена возможность увидеть ретроспективу фильмов Кшиштофа Занусси — «Персона нон грата» (Приз Польского кинофестиваля), «Камуфляж» (приз «Золотой лев», Венеция ), «Галопом в полную силу». Это картины, вошедшие в золотой фонд мирового кинематографа. И еще. В этом году впервые во время работы БМКФ были проведены мастер-классы Кшиштофа Занусси, Павла Финна, Алексея Бородина, Тофика Шахвердиева и Эрнеста Абдыжапарова. Похоже, новая форма общения мастеров со студенчеством (и не только с ним!) уже прижилась и стала любимой. Потому что на мастер-классы Занусси, которые проводились в зале Союза кинематографистов три дня подряд по 2 -2.5 часа ежедневно, пробиться было невозможно. Так же, как и на ретроспективный показ его фильмов. Не пустовал зал Союза кинематографистов и на встречах с другими мастерами кино. Эта новая форма творческих и профессиональных контактов, введенная в работу фестиваля Рустамом Ибрагимбековым, придала форуму кинематографистов особый колорит и как будто добавила глубины и смысла. Особенно радовались студенты киношколы Рустама Ибрагимбекова, которым выпал шанс не только познакомиться с работами мастеров кино, но и пообщаться с ними непосредственно, поделиться сокровенным, поразмышлять на темы профессии и общечеловеческих проблем, судеб кино прошлого и настоящего. Словом, фестиваль стал настоящим праздником творческих и профессиональных контактов, радостью культурного единения и узнавания друг друга. Но самой большой радостью он стал для тех, кто получил приглашение от пана Занусси приехать к нему в Польшу и какое-то время пожить в его доме, проходя ежедневный мастер-класс рядом с ним. Он практикует это давно и с удовольствием принимает небольшие группы студентов из разных стран (в том числе и СНГ), желающих обучаться тому, как создается, а не делается кино. Потому что голливудские стандартные приемы искусственного гламура — это не что иное, как трезвый расчет, связанный с понятием «сделать», но — не «создать» или «сотворить». А в самый последний день своего пребывания в Баку пан Занусси дал каждому пожелавшему студенту киношколы индивидуальный двадцатиминутный мастер-класс. После было очень приятно слышать похвальные слова из уст мэтра мирового кино в адрес наших молодых людей, которые имеют «такие интересные мысли в голове и такое желание узнавать новое». Приехавшая на фестиваль Мира Хавьярова очень высоко оценила потенциал БМКФ, который на десятом витке своего творческого подъема заявил о себе, как о жизнедеятельном и жизнеспособном форуме профессионалов, соединяющих своим искусством страны и народы.

Мира Хавьярова, кинодраматург (Чехия):

— Я так часто бываю на разных фестивалях, что почти не живу в Праге. Ваш фестиваль особенный. И не только потому, что Рустам умеет позаботиться обо всех приезжающих сюда, уделить каждому немножко своего внимания. Но еще и потому, что здесь могут встретиться люди разных народов и культур, разных мировоззрений. Встретиться и подружиться. Не на один день — на годы. А люди из Европы очень мало знают о такой стране как Азербайджан. И поэтому это так важно, что они сюда приезжают и все видят собственными глазами. Здесь идет взаимообмен культур: узнать вашу страну и традиции, показать свою. Я видела, какие у вас замечательные молодые люди: такие умные, такие тонкие и с каким интересом они общались с Кшиштофом. Рустам создал свою школу кино для этих детей (боже, каких умных!), а это очень хорошо и правильно. Уже через несколько лет они будут представлять культуру своей страны в Европе. Он из тех людей, кто так сильно любит свою родину, что хочет как можно больше сделать для нее. Но никогда не говорит об этом. Просто делает и все. Вот и этот фестиваль... Он, ведь, знаете, человек мира. Его везде знают. И он повсюду с гордостью говорит, что он — азербайджанец. Иногда один популярный в мире человек может очень много сделать для своей страны. Кино — важнейшее из искусств. Оно расширяет кругозор, укрепляет связи, дарит мечты и надежды на лучшее. И если политика разделяет народы, то культура — объединяет и разрушает все границы. Мне не важно, откуда этот человек и в какой храм он ходит. Но мне важно — как он думает и что чувствует по отношению к миру и тому, что в нем происходит. Особенность вашего фестиваля в том, что он имеет идейную направленность, которая заключается в морально-нравственных и духовных ценностях содержания картин.

Итак, фестиваль завершился... Это всегда немножко грустно, и немножко печально, потому что придется расставаться с теми, с кем успели подружиться. И в последний вечер, когда были подведены итоги и вручены все призы и дипломы, расставаться не хотелось никому. Латыши, эстонцы, киргизы, русские, грузины, белорусы, чехи, азербайджанцы, поляки... Фотографии на память, обмен телефонами, электронными адресами и... разговоры, разговоры, разговоры: о кино, о новых проектах, о возможности новых встреч. А еще — поздравления всем счастливым обладателям фестивальных наград. Ими в этом году стали: Кшиштоф Занусси в номинации «За вклад в Евразийское искусство» (Польша), Игорь Каленов — «За самый яркий дебют» («Александр. Невская битва», Россия), Фахреддин Манафов — «За самый мужественный образ» («Судьба государя», Азербайджан), Асема Токтобекова — «За самый женственный образ» («Светлая прохлада», Киргизия), фильм «Взрослые дети» (Иран) — «За самое гуманное послание человечеству». Специальный приз Международного Молодежного жюри — Анджею Якимовскому за создание фильма «Трюк» (Польша). Самому же создателю этого международного форума, к его величайшему изумлению и удовольствию коллег, помимо «Ники» был вручен специальный диплом — «За воплощение идеи и проведение десяти Международных кинофестивалей „Восток — Запад“».


Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская