Отечество - в нас

Отечество - в нас
Когда в финале спектакля «Петля» Московского драматического театра «Модернъ» зазвучал романс «Мы Отечество не выбираем...», ошеломленные, наполненные полуторачасовым действом зрители вдруг встали. Подойдя к краю авансцены, артисты пели под негромкий аккомпанемент двух гитар о чужих городах и израненных душах, о тех, у кого за плечами лишь российская даль. В простых и пронзительных строчках, так гармонично вписанных в постановку одноименной пьесы Рустама Ибрагимбекова (режиссеры-постановщики — Светлана Врагова и автор пьесы) о жизни русских эмигрантов в Париже в начале 1930-х, обнажилась главная суть и сегодняшнего дня, раздираемого политическими интригами. Почти физически ощущались натянутая струной боль о прошлом полковника Субботина (Олег Царев), отчаяние дошедшего до последней черты ротмистра Коновалова (Станислав Сытник), а в зловещей колыбельной Распутина (Владимир Левашов) звучала неминуемость возмездия. Спектакль «Петля» стал и откровением, и пощечиной, чтобы отрезвить, встряхнуть, заставить оглянуться назад и попытаться хотя бы сейчас что-то исправить.
Все то время, что звучал романс, зрительный зал стоял. В диалоге — глаза в глаза — рождалось потрясающее чувство единения. «Мы Отечество не выбираем, потому что Отечество в нас...» Так завершался X Международный фестиваль русских драматических театров «Соотечественники» в городе Саранске Республики Мордовия.
Даже если на секунду представить, что «юбилейный» сценарий можно написать, такой финал срежиссировать невозможно. Потому что есть вещи, которые выходят за рамки придуманных сюжетов. А главное, оказываются сильнее самых сложных обстоятельств. Десять лет назад «Соотечественники» пришли в абсолютно не театральный город, встретивший первых участников настороженностью и полупустыми залами. Но для писателя и театрального критика Натальи Старосельской, с которой во многом и началась история этого фестиваля,сомнений не было. Потому что Саранск связан с двумя знаковыми для мировой культуры именами — философа Михаила Бахтина и скульптора Степана Эрьзи, и возникло ощущение, что два великих человека благословили это пространство.
Так и вышло. Саранск оказался «местом силы», которое взрастило брошенное в землю зерно. Город оказался готов к созданию новой театральной истории, и практически сразу фестиваль получил поддержку республиканского правительства. Во время открытия шестых по счету «Соотечественников» П.Н. Тултаев, в тот момент министр культуры Республики Мордовия сказал, что фестиваль стал не только важной частью жизни Саранска, но и серьезным импульсом к развитию других культурных направлений. Ведь вслед за «Соотечественниками» возникли другие творческие форумы – национальных и кукольных театров финно-угорских народов, классической музыки. Приветствуя участников десятого фестиваля, глава Республики Мордовия В.Д. Волков подчеркнул важность того, что Саранск вновь становится центром театрального искусства не только России, но и ближнего и дальнего зарубежья.
У «Соотечественников» надежные партнеры, в их числе еще Министерство иностранных дел РФ, Федеральное агентство по делам Содружества Независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, Союз театральных деятелей РФ. Но было бы неправдой сказать, что прошедшие десять лет оказались безоблачными, просто эти «внутренние» моменты, связанные либо с техническими накладками, либо с обострениями в международной политике, всегда оставались за кадром. И каждый год в марте, благодаря большой команде единомышленников во главе с директором «Соотечественников» Сергеем Игонькиным, начинался праздник театра – при любой погоде, независимо от обстоятельств.
Даже когда мир сотрясают конфликты, фестиваль продолжает свой путь. Он соединяет, примиряет, дает надежду. Он внутренне свободен, и это самое важное. Вот почему так созвучен «Соотечественникам» оказался спектакль «Мцыри» по мотивам поэмы М.Ю. Лермонтова Московского театра «Школа драматического искусства». Он тоже о внутренней свободе и сложнейших переплетениях в нашей жизни радости и потерь. Режиссер Константин Мишин наполнил 748 строк лермонтовской поэмы энергией событий внешних и тех, что происходят внутри персонажей. Три ипостаси главного героя — Мцыри поверженный (Константин Мишин), Мцыри, окрыленный надеждой (Евгений Поляков), Мцыри борьбы (Георгий Фетисов) — в отдельные моменты проживают исключительно свою историю, потом становятся единой плотью.
При всей щедрости фантазии, яркой театральности спектакль «Мцыри» тактилен, осязаем. Пламя свечей, зажженных задолго до начала спектакля, подрагивало от движений в зрительном зале. Старинные песнопения монахов (Константин Исаев, Антон Медведев, Игорь Бушуев, Сергей Куликов), казалось, рождались из глубин души и постепенно заполняли сцену. Изображения старинных фресок, вписанных художником-постановщиком Ольгой Васильевой (она же автор очень необычных и функциональных костюмов) в сценографическую картинку спектакля, становились объемными. Музыка Александра Маноцкова и стилизованные африканские песнопения Стефана Микуса соединялись со звуками льющейся воды, гулким ритмом бамбуковых палок, шуршанием песка, скрежетом металлических серпов.
Сквозь эти энергии прорастало завораживающее лермонтовское слово. Оно царило в каждом эпизоде «Мцыри», соединяясь с ярким языком пластики, который создали Ира Гонто и Константин Мишин. Работая в направлении «physical theatre», они соединили элементы классического и современного танца, боевых искусств, контактной импровизации. Хореографические картины настолько продуманны и точны, что невольно возникает сравнение с гравюрами, где каждый штрих имеет решающее значение. Следуя сложнейшей режиссерской партитуре, актеры провели по самым далеким лабиринтам памяти Мцыри, позволили испытать страх и отчаяние, подняться на вершины любви. Сцены внутренней борьбы главного героя в исполнении трех актеров, смертельная схватка с Барсом (Алан Кокаев), мистерии духов в исполнении Иры Гонто, Ольги Малининой, Варвары Мишиной, Ольги Хоревой, Алины Чернобровкиной и Светланы Найденовой – все это завораживало. Так же как и голос Светланы Найденовой, исполняющей романс на стихи Лермонтова «Горные вершины спят во тьме ночной», и музыка Александра Маноцкова, звучащая на открытых струнах виолончели Марии Гришиной.
«Школа драматического искусства» на фестивале «Соотечественники» побывала впервые. И кроме того, что саранский зритель познакомился с новым направлением в театральном искусстве, увидел новое прочтение поэмы Лермонтова, встреча стала важным символом и в судьбе фестиваля. Выяснилось, что возможность показать свой спектакль в Саранске для Константина Мишина стала делом глубоко личным. Потому что его корни — в Мордовии.
Актерам Тбилисского государственного академического русского драматического театра им. А.С. Грибоедова, первого профессионального коллектива на Кавказе и старейшего русского театра за пределами России в Саранске уже аплодировали. На одном из фестивалей они представляли «Кроткую» Ф.М. Достоевского. В этом году привезли «Холстомера. Историю лошади» — трагическую исповедь по мотивам повести Л.Н. Толстого, которой и открывались десятые «Соотечественники».
Спектакль начинался с запаха свежескошенной травы, погружая в мир лошадей и мир людей, где все строится по общим законам. В вихре скоротечной жизни, где все рядом — радость, любовь, потери, разочарование — проходит жизнь Холстомера. День сегодняшний, наполненный жестокими насмешками молодых животных, переплетается со сладостными воспоминаниями детства, юности, уже едва различимыми за дымкой времени. Практически сломленному старику в какой-то момент подставляет плечо он же сам, только еще в самом расцвете, и это спасает от окончательного падения. Автор инсценировки и режиссер-постановщик Автандил Варсимашвили сделал образ Холстомера триединым — жеребенок (Лаша Гургенидзе), молодой и сильный конь (Иванэ Курасбедиани), старый мерин (Валерий Харютченко). Здесь и две Вязопурихи — юная резвая кобылка (София Ломджария) и пожилая усталая лошадь (Людмила Артемова-Мгебришвили). В какой-то момент пары соединяются: к молодым, еще не ведающим страха потерь, прислоняются уже все пережившие старые лошади и словно бы становятся оберегами для этих хрупких ростков любви.
За все нужно платить, и если нет покаяния, включается механизм саморазрушения. Для князя Серпуховского (Аполлон Кублашвили) эта внутренняя борьба за сохранение чести проиграна. В то время как Холстомер, несмотря на всю свою немощь, подходит к последней черте великим мудрецом, способным сострадать и прощать. В этой невероятной по психологическому накалу постановке самостоятельными персонажами становятся музыка Зазы Коринтели, сценография Мириана Швелидзе, и отчетливо звучат христианские мотивы — каждый должен нести свой крест, каким бы тяжелым он ни был.
Спектакль Тбилисского театра, созданный совместно с Международным культурно-просветительским Союзом «Русский клуб», посвящен памяти Георгия Товстоногова и Евгения Лебедева, чей творческий путь начинался в Грузии. В 2013 году эта работа получила Гран-при XI Международного форума театрального искусства «Золотой Витязь» в Москве, а исполнитель главной роли Валерий Харютченко удостоен «Золотого диплома». Теперь рассказанная тбилиссцами история старой лошади в копилке сильных впечатлений и у театралов Саранска.
Как и «Отель двух миров» по пьесе Э.-Э. Шмитта (перевод с французского Елены Наумовой) Государственного академического русского театра драмы им. М.Ю. Лермонтова из города Алматы (Республика Казахстан), уже знакомого публике по замечательной комедии «Семейный портрет с посторонним» С. Лобозёрова. В новой работе режиссера Игоря Гонопольского звучит непростая тема, которую можно определить как существование между жизнью и смертью. Чтобы говорить об этом, не впадая в крайности, нужно иметь достаточную смелость и хорошее чувство юмора. Всем этим обладают и автор пьесы, и создатели спектакля. Загадочный отель, куда персонажи попадают на лифте и сталкиваются с уже прибывшими и с безмолвным персоналом, художник Сергей Мельцер сделал почти мультяшным. Здесь и мигающие огоньки, и странные звуки, сопровождающие всякий раз движение лифта. Даже костюм мага Раджапура больше похож на облачение звездочета. Только вот истории, которые мы постепенно узнаем от обитателей отеля, далеки от сказки. В жизни вечной уборщицы Мари (Наталья Долматова) не было и тени романтики, но она сумела сохранить в себе любовь и доброту. Обездвиженная болезнью Лора (Камилла Ермекова) не разучилась ценить радость каждого дня. В тончайшем рисунке ролей, которые создают актеры, проявляются разные, порой противоречивые характеры, и каждый по-своему бесценен – Жюльен Порталь Антона Митнёва, маг Раджапур Сергея Уфимцева, президент Дельбек Виталия Гришко. Предельно вежливые молодые люди в белых одеждах (Андрей Тарасов и Ирина Кельблер), принимающие гостей отеля и на все вопросы отвечающие лишь улыбкой, постепенно сбрасывают оболочку безликих андроидов и по-настоящему сопереживают постояльцам. Потому что наступает минута, когда за кем-то из них придет лифт. Он либо вернет обратно в привычный земной мир, либо увезет в неведомое пространство, откуда возврата нет.
Доктор С в исполнении Татьяны Банченко, пожалуй, самый загадочный персонаж спектакля. Абсолютно бесстрастная, поначалу она даже кажется бесполой. Но по мере того, как зарождается любовь между Жюльеном и Лорой, возникает совершенно другой образ – прекрасной, мудрой женщины, за сдержанностью которой скрывается искреннее сострадание и желание помочь. Но от нее, как выясняется, ничего не зависит. Отель – лишь краткая остановка, и сюда попадают люди, оказавшиеся между жизнью и смертью. У них есть возможность посмотреть на свою жизнь со стороны, принять ее или раскаяться, смириться с решением Всевышнего или попытаться оспорить его. Вот только удастся ли?...
Впрочем, оказаться в чистилище можно и на земле. Этим страшным, почти нереальным местом становится ночлежка в спектакле-мистерии Валерия Беляковича «На дне» по пьесе М. Горького, который он поставил на сцене Белгородского государственного академического драматического театра им. М.С. Щепкина. Музыкальное оформление, скупая сценография с рядами двухъярусных кроватей, особый хореографический рисунок создают образ чудовищного механизма, в котором крутятся в монотонном ритме человеческие жизни. Доминируют два цвета – черный и белый. Бесформенные одеяния обитателей дна, элегантная тройка Костылева, ажурная шаль Василисы, мундир Медведева высвечивают черноту ночлежки. Лишь красный платок Анны (Оксана Бгавина) – умирающей и потому уже нездешней, да серая шинель странника Луки (Иван Кириллов) выделяются на фоне этой бурлящей человеческой массы.
Здесь все заложники – сытые хозяева ночлежки, бесхребетный полицейский, уличная девица Настя (Надежда Пахоменко), юродствующий Васька Пепел (Дмитрий Гарнов), жестокая в своем недоверии Наташа (Вероника Васильева). Разница в том, что чета Костылевых давно уже продала свои души, а вот нищие ночлежники еще пытаются бороться за них. Актер (Игорь Ткачев) силится вспомнить свои сценические монологи, Барону (Виталий Бгавин) все еще снится Невский проспект, Насте – герой из французского романа, которого она ласково называет Гастошей. Но это очень больно, и потому все тонет в яростных криках и перебранках. И в тот момент, когда обезумевший от горя Клещ (Николай Ильдиряков), не выдержав, восклицает: «Здесь жизни не слышно!», появляется Лука. Это знак, шанс для всех вырваться на свободу, вернуть себе себя.
На первый взгляд, новый постоялец всего лишь наблюдатель, но в обманчивой немногословности странника, в его взгляде столько мощи, что даже краски темного дна становятся ярче. Все свои главные монологи жильцы этой преисподней произносят, стоя в круге света, обращаясь в зрительный зал. Они словно бы пытаются оправдаться. Барон откровенен, говоря о своей прежней богатой, но абсолютно никчемной жизни. Бубнов (Дмитрий Евграфов) доверчиво показывает руки, с которых давно уже отмылась краска, и плачет то ли по потерянной жене, то ли по пропитой жизни. Актер словно бы еще слышит звуки былых аплодисментов, но так и не может вспомнить любимое стихотворение. Все они, и Пепел, и Сатин (Виталий Стариков), – неразумные дети, которым нужна надежная рука. Лука не успел протянуть ее, или не сумел. Он лишь разворошил израненную плоть, и она взвыла, потому что единственный, кто может выслушать и научить добру, исчез. Но этот странный человек оставил им надежду, и теперь выбор за каждым.
О земной жизни, со всеми ее радостями и горестями, когда-то написал незатейливую, но очень добрую пьесу «Любовь и голуби» Владимир Гуркин, а благодаря одноименному фильму Владимира Меньшова она обрела всенародную славу. Браться за такой материал довольно рискованно, но Современный художественный театр из города Минска Республики Беларусь, которому в нынешнем сентябре исполнилось всего лишь одиннадцать лет, решился.
СХТ позиционирует себя как европейский театр, сочетающий традиции и новации современного театрального искусства, в его репертуаре Б. Брехт, В. Шекспир, Э.-Э. Шмитт, Т. Толстая, К. Драгунская, и было бы любопытно посмотреть эти театральные работы. Жаль, что спектакль Сергея Ковальчика «Любовь и голуби» не стал режиссерской удачей. Возможно, причина в «уставшей» пьесе, в неверных попытках актеров уйти от штампов в портретах своих персонажей. В поисках новых «красок» Виктория Ковальчик сделала свою Надю слишком крикливой и прямолинейной, Татьяна Булгакова превратила тетю Шуру в бравого солдата, но при этом не рассказала о главном – за что же она всю жизнь любит своего непутевого мужа? По той же причине исчезли истории бунтаря дяди Мити (Владимир Ушаков), старшей дочери Кузякиных Люды (Анастасия Ушакова). Положение спас главный герой этой истории Василий Кузякин. Актеру Сергею Савенкову удалось уберечь своего персонажа от излишней театральности. Он добрый и мудрый, а иногда творит настоящие чудеса. Рассказывает о голубях, и бумажные птицы в его руках вдруг становятся живыми, трепетными. Кажется, сейчас взмоют под колосники. И в такие минуты знакомая до последнего слова история действительно наполняется новыми красками. Как и в сценах Василия с младшей дочерью Олей в исполнении Татьяны Кулеш, в эпизодах с разлучницей Раисой Захаровной, так интересно и гротесково сыгранной Светланой Латышевой. Несомненный плюс спектаклю добавляет и специально написанная для него музыка Тимура Калиновского, и ностальгическая сценография Аллы Сорокиной с вкраплениями символов из далеких 80-х. А вообще, знакомство с новым театром всегда радость.
Еще одна ностальгическая нота – «Пять вечеров» А. Володина. Этот спектакль на встрече «Соотечественников» представил Тамбовский государственный драматический театр. Жаль, что щемящая володинская история о любви, которая по-библейски «никогда не перестает», так и не пробилась сквозь режиссерскую монотонность, перегруженность эмоциями и предметами. И даже красивая, почти акварельная картинка спящего под лунным светом города, придуманная витебским художником Петром Анащенко, не сумела приподнять происходящее на сцене над скучным бытом. Было ощущение, что режиссер Николай Елесин наспех пролистал пьесу, не заметив самых важных страниц. Хотя в буклете все, как нужно: «Этот спектакль о любви… Любви, которая помогает даже тогда, когда становится воспоминанием, побеждая разлуку, время и расстояние».
А ведь иногда слова о любви вовсе не требуются, потому что она сама заполняет мир – и большой, и совсем крохотный, как известное местечко Анатовка из пьесы Г. Горина «Поминальная молитва». Спектакль Государственного драматического театра Республики Мордовия, поставленный Валентином Варецким, стал одной из самых высоких и чистых нот юбилейных «Соотечественников». Благодатный материал во всей полноте показал возможности сильной саранской труппы, ее музыкальность, пластичность. Во многом благодаря задорному «чемоданному» танцу в самом начале спектакля, хореографическим картинам вечерней молитвы в доме Тевье, зачаровывающей свадебной церемонии Цейтл и Мотла, беспощадной сцене погрома, поставленным режиссером по пластике и хореографом-постановщиком Алишером Хасановым (балетмейстер-педагог Людмила Березина), спектакль приобрел особую легкость, кураж. Впрочем, немаловажно и то, что центральные персонажи в этом спектакле – Тевье (Николай Большаков) и Голда (Оксана Сизова) – молоды и полны сил. Один только мастер-класс со скалками, когда Голда учит своих дочерей работать с тестом, чего стоит! И у Тевье достанет сил не только повозку вместо лошади тащить, но горы свернуть ради своей семьи. В этом большом поле любви быстро забывают обиды и верят только в хорошее.
Прошло уже немало времени, как завершился фестиваль, но в памяти такими же яркими остаются сцены с блистательным комедийным актером Сергеем Адушкиным и его Лейзером-Волфом, Сергей Самарин в роли портняжки Мотла, который иллюстрирует страницы из Священного писания невероятным языком жестов, Алексей Тимин и его Ребе, сыгранный легко, иронично, красиво. Многое еще можно сказать о других актерских работах в этой постановке, но хочется вернуться к Тевье и Голде. Удары судьбы за короткое время превращают их в стариков, они сгибаются, усыхают. И напоминают старое дерево, которое ветвями вросло в дом-ковчег, придуманный для спектакля художником Еленой Пиотровской. В этом решении, очень простом, без изысков, глубинный смысл. Ветхое суденышко, где места хватит не только семье Тевье, но и всем, кто продолжает жить надеждой, проплывет сквозь бури и ненастья. А парусом станет старое дерево, которое обязательно зазеленеет, когда они обретут, наконец, свою землю.
Международный фестиваль русских драматических театров «Соотечественники» – тот же ковчег. Сохраняя самое ценное, что создано в театральном искусстве, отбирая лучшее из сегодняшнего, он продолжает держаться однажды выбранного курса. К новой встрече соотечественников, теперь уже одиннадцатой.

Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская
24 октября 2012

Дорогие друзья!

Приносим свои извинения в связи с задержкой публикаций на сайте в связи с техническим сбоем.

Мы делаем всё возможное!

15 марта 2010

15 марта пришла весть горькая и страшная — не стало Татьяны Владимировны Загорской, изумительного художника-дизайнера, отличавшегося безукоризненным вкусом, любовью к своему делу, высоким профессионализмом.

На протяжении долгих лет Татьяна Владимировна делала журнал «Страстной бульвар, 10» и делала его с таким пониманием, с таким тонким знанием специфики этого издания, с такой щедрой изобретательностью, что номер от номера становился все более строгим, изящным, привлекательным.

В сентябре 2009 года Татьяна Владимировна перенесла тяжелую операцию и вынуждена была отказаться от работы над «Страстным бульваром», но у нее оставалось еще ее любимое детище — журнал «Иные берега», который она придумала от первой до последней страницы и наполнила его своей высокой культурой, своим щедрым и светлым даром. Каждый читатель журнала отмечал его неповторимое художественное содержание, его стиль и изысканность.

Без Татьяны Владимировны очень трудно представить себе нашу работу, она навсегда останется не только в наших сердцах, но и на страницах журнала, который Татьяна Загорская делала до последнего дня с любовью и надеждой на то, что впереди у нас общее и большое будущее...

Вечная ей память и наша любовь!

25 декабря 2009

Дорогие друзья!
С наступающим Новым Годом и Рождеством!
Позвольте пожелать вам, мои дорогие коллеги, здоровья и благополучия! Радости, которое всегда приносит вдохновенное творчество!
Мы сильны, потому что мы вместе, потому что наше театральное товарищество основано на вере друг в друга. Давайте никогда не терять этой веры, веры в себя и в свое будущее.
Для всех нас наступающий 2010 год — это год особенный, это год А. П. Чехова. И, как говорила чеховская героиня, мы будем жить, будем много трудиться, и мы будем счастливы в своем служении Театру, нашему прекрасному Союзу.
Будьте счастливы, мои родные, с Новым Годом!
Искренне Ваш, Александр Калягин

***
Праздничный бонус:
Новый год в картинке
Главные проекты-2010 в картинке
Сборник Юбилеи-2010 в формате PDF

27 октября 2008

Дорогие друзья, теперь на нашем сайте опубликованы все номера журнала!
К сожалению, архивные выпуски доступны только в формате PDF. Но мы
надеемся, что этот факт не умалит в ваших глазах ценности самих
текстов. Ссылку на PDF-файл вы найдете в Слове редактора, предваряющем
каждый номер. Приятного и полезного вам чтения!