Фаберже и Императорский Дом

Фаберже и Императорский Дом

 

 

«Этот Фаберже — просто гений и

величайший художник нашего времени».

Императрица Мария Федоровна —

великой княгине Ольге Александровне.

25 марта 1915 г.

 

 

130 лет тому назад ювелир Карл Фаберже создал свой первый шедевр — пасхальное яйцо «Курочка».

 

 

Работы фирмы Фаберже стали известны с 1882 г., когда они были показаны на Всероссийской промышленной выставке в Москве, где фирма была удостоена Золотой медали, а Карл Фаберже — Золотой медали с надписью «За отличие» на ленте ордена святого Станислава.

К Пасхе 1885 г. император Александр III собирался преподнести Марии Федоровне пасхальный подарок, который напоминал бы ей о родной Дании, и обратился к К. Г. Фаберже. Высочайший заказ был выполнен с блеском: Фаберже воспроизвел одно из яиц, находящихся в датской королевской коллекции в Копенгагене. Император и императрица пришли в восторг от изделия ювелиров. Золотое яйцо в белой эмали в виде скорлупы, «сюрприз», спрятанный в «желтке», — маленькая золотая курочка с сияющими рубиновыми глазками — произвели чарующее впечатление.

В том же 1885 г. Александр Александрович назначил К.Г. Фаберже на должность придворного ювелира. «...Он так и остался бы известным как замечательный мастер и прекрасный художник, — писал английский исследователь Д. Буф, — тогда как назначение на такую должность дало ему (Фаберже. — Ю.К.) возможность стать легендарным».

Действительно, назначение К.Фаберже на должность придворного ювелира превратило прекрасного мастера в легенду. Слава о нем облетела весь мир. Будучи французом по происхождению, Фаберже, горячо любивший Россию, настолько впитал русский дух, что, как говорил он сам, чувствовал себя русским человеком. По словам Д. Буфа, «...прежде всего он был русским, и русская культура тронула его так же сильно, как и всех работавших в России людей искусства, включая иностранцев, приезжавших сюда...». Русский стиль заметен был во многих распятиях и иконах и в большом количестве традиционных российских предметов, сделанных Фаберже к торжествам, посвященным 300 летию Дома Романовых. Неудивительно, что имя Фаберже стало визитной карточкой России. Среди самых талантливых ювелиров мастерской Фаберже был простой русский крестьянин, самоучка Михаил Евлампиевич Перхин (1860—1903).

Покровительство Александра III дало возможность Фаберже получать заказы от самых богатых и знатных семейств России, а позже и всего мира. Высокие королевские особы Европы считали за честь иметь у себя в коллекции уникальные вещи Фаберже. Поклонниками таланта великого мастера были датский король Кристиан IX и королева Луиза — родители императрицы Марии Федоровны. В их коллекциях находятся прекрасные работы мастеров фирмы Фаберже, заказанные ими мастеру и подаренные российской императорской четой. Среди наиболее знаменательных подарков был великолепный ковш, украшенный серебром, подаренный в 1892 г. императорской четой на золотую свадьбу короля Кристиана IX и королевы Луизы. Автором работы был мастер Юлий Раппопорт.

Будучи тонким ценителем высокого искусства, император Александр III по достоинству оценил искусство мастера. Из пятидесяти двух пасхальных яиц, изготовленных Фаберже, тридцать два были исполнены по заказу Александра III для императрицы Марии Федоровны.

В 1885 г. император пожаловал Фаберже звание Поставщика Императорского Двора с правом изображения в своем фирменном знаке двуглавого орла. В 1890 г. Фаберже был назначен Оценщиком Кабинета Его Императорского Величества. С изменением статуса Фаберже началась новая эра в ювелирном искусстве — эра императорских пасхальных яиц, продолжавшаяся более тридцати лет.

Каждый последующий год император заказывал у Фаберже пасхальный подарок для императрицы, и каждый год на Страстной неделе известный мастер приносил императору очередной шедевр, удивляя царственных супругов оригинальностью замысла, новизной сюжета и высоким совершенством ювелирной работы. По заказу императора было выполнено пасхальное яйцо «Память Азова». Оно было посвящено путешествию на Восток царских сыновей — наследника престола цесаревича Николая Александровича и великого князя Георгия Александровича. Сюрпризом пасхального яйца «Память Азова» явилась миниатюрная копия корабля из золота и платины. Мастерски, до мельчайших деталей был воссоздан внешний вид и оснащение корабля — крошечные платиновые шлюпки, тончайшие золотые мачты, якоря на цепях и микроскопические буквы названия «Азов» на корме.

Фаберже предоставлялась полная свобода в выборе сюжета и исполнения заказа, о чем свидетельствовал главный мастер фирмы — Франц Бирбаум. В своих работах Фаберже откликался на важнейшие события в жизни страны. Одним из впечатляющих произведений явилось пасхальное яйцо «Великий Сибирский путь». Под изысканной скорлупой яйца таилась точная копия транссибирского экспресса.

В 1891 г. по заказу членов императорской семьи на серебряную свадьбу императора и императрицы Фаберже подготовил каминные часы из серебра и оникса, украшенные бриллиантами, высотой чуть менее метра. «Мы два раза были в городе, где видели всю семью… все вручили нам на серебряную свадьбу чудный подарок, бесподобно красивые часы с нашими цифрами с алмазами наверху и двадцатью пятью серебряными амурами великолепной работы», — писала Мария Федоровна матери, королеве Луизе.

Подарком императора Александра III супруге на серебряную свадьбу в 1892 г. было яйцо с двенадцатью вензелями, выполненное мастером Михаилом Перхиным. Оно было сделано из золота с вензелями царя и царицы — М.Ф. и АIII, оправленными алмазами. Яйцо производило на зрителя неизгладимое впечатление. «Более тридцати лет подряд, — пишет в книге, посвященной творчеству Фаберже, Д. Буф, — ...он ежегодно должен был создавать шедевры, не считаясь со временем, но свободный в выборе любых материалов, дизайна и лучших мастеров, лишь для того, чтобы пасхальным утром его творение принесло радость своим долгожданным великолепным "сюрпризом"».

В 1893 г. Карл Фаберже был удостоен ордена святой Анны III степени. В том же году Фаберже в качестве очередного пасхального подарка императора Марии Федоровне подготовил прекрасное пасхальное яйцо, носившее название «Кавказ». Внутри яйца находился «сюрприз». За четырьмя овальными створками с цифрами из бриллиантов «1893» — миниатюры художника Константина Крыжицкого с видами Абас-Тумана (место на Кавказе, где находился на излечении Георгий Александрович — Ю.К.).

Последним пасхальным подарком Александра III Марии Федоровне, выполненным в 1894 г. мастером М. Перхиным, явилось яйцо «Ренессанс» — прекрасный образец русского ювелирного искусства.

В произведениях Фаберже русский стиль и фольклор органично переплетались с мотивами ренессанса, ампира, рококо и модерна.

Через два года после смерти Александра III Карл Фаберже в память почившего императора создал прекрасное художественное творение — пасхальное яйцо под названием «Роза». Внутри яйца, покрытого синей эмалью и украшенного сапфирами и алмазами, находился сюрприз — шесть миниатюрных портретов Александра III. Это творение Фаберже предназначалось императрице Марии Федоровне.

Императрица-мать, находящаяся в пасхальные дни 1896 г. на юге Франции у больного туберкулезом сына Георгия, получила этот подарок от Николая Александровича. Восхищенная увиденным, она писала сыну: «...Я не могу найти слов, чтобы описать тебе, мой дорогой Ники, как тронута и взволнована я была, получив твое идеальное яйцо с прекрасными портретами любимого Папа! Эта такая красивая идея с нашими монограммами сверху, я благодарю тебя за это от всего сердца, я была тронута и счастлива, что ты сделал такой подарок, и я тронута больше, чем могу это выразить». Это великолепное творение Фаберже, а также многие другие произведения искусства, принадлежавшие царской семье, бесследно исчезли из России в годы революции и Гражданской войны.

Высоко оценивая роль императора Александра III в развитии русской культуры, Фаберже оставил потомкам и еще одно творение, посвященное императору — модель знаменитого памятника П. Трубецкого, воздвигнутого на Знаменской площади в С.-Петербурге в 1910 г. Яйцо было сделано из горного хрусталя, на вершине — из платины. Внутри помещалась выполненная из золота конная статуэтка Александра III.

В годы царствования Николая II Фаберже к пасхальным торжествам стал делать два пасхальных подарка: вдовствующей императрице Марии Федоровне и молодой императрице Александре Федоровне. С 1885 г. по 1916 г. фирма Фаберже выполнила по заказу императорской семьи 50 пасхальных яиц. В 1914 г. на Пасху Николай II с семьей находился в Крыму в Ливадии, и Карл Фаберже лично вручил от имени императора пасхальный подарок Марии Федоровне. В письме сестре, королеве Англии Александре в Лондон императрица назвала подарок шедевром, а самого Фаберже — «настоящим гением нашего времени». Она писала: «От Ники у меня хорошие известия, слава Богу. Им нравится быть в Ливадии и наслаждаться хорошей погодой, а ему бедняжке и большей свободой. Он написал мне чудесное письмо и подарил Chefo onever [шедевр]. Сверху оно покрыто розовой эмалью, а внутри портрет с государыней императрицей Екатериной с маленькой короной на голове, который несут два негра. Заводишь, и негры идут, невообразимо красивая и неподражаемо чудесная работа. Фаберже — настоящий гений нашего времени, я и ему сказала, — Вы — несравненный гений».

Яйцо «Гризайль» (известное также как «Екатерина Великая») было сделано Генрихом Вигстремом. Яйцо имело восемь гризайльных панелей, покрытых прозрачной розовой эмалью с узкой рамкой из белой эмали и жемчуга. Миниатюры, изображавшие Муз, были выполнены мастером Василием Зуевым.

Пасхальное яйцо 1915 г., которое Николай II подарил вдовствующей императрице, было целиком связано с военной темой и посвящено деятельности женщин Дома Романовых в Красном Кресте. Внутри него — раздвигающаяся рамка из перламутра с миниатюрными портретами женщин  — членов императорской семьи, одетых в халаты сестер милосердия и ухаживающих за ранеными (написаны на слоновой кости). В письме дочери, великой княгине Ольге Александровне Мария Федоровна рассказывала об этом подарке: «Мне надо принимать всех моих Почетных офи[церов] около 30 и 9 дам. Всего я приняла 1000 человек, и хотя я люблю Пасху, я рада, что она позади, так как на меня обрушилось столько телеграмм и записок, что я в них чуть не утонула. Они отнимают столько времени. Ники, дорогой, прислал мне очаровательное яйцо, чего я совсем не ожидала в этом году. Оно покрыто белой эмалью с Красным Крестом по обеим сторонам и словами апостола Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя».

Скромным пасхальным подарком в духе военного времени было пасхальное яйцо 1916 г., изображающее «Орден (или Крест) Святого Георгия», который был вручен Николаю II за год до этого, 25 октября 1915 г. Скорлупа яйца была сделана из серебра и покрыта прозрачной белой эмалью. Кресты ордена Святого Георгия поднимались при нажатии двух кнопок, открывая два миниатюрных портрета Николая II и его сына цесаревича Алексея.

Мария Федоровна в ответном благодарственном письме писала сыну: «Ура за Трапезунд! (Битва, выигранная русскими войсками в Малой Азии. — Ю.К.). Воистину воскресе! Целую тебя трижды и благодарю тебя всем сердцем за твою милую карточку и прелестное яйцо с миниатюрами. Добрый Фаберже сам привез. Удивительно красиво! Очень грустно не быть вместе. От души желаю тебе, мой дорогой, милый Ники, всего лучшего и всего светлого и успеха во всем. Горячо тебя любящая твоя старая Мама».

Интересна и судьба последнего пасхального яйца Фаберже, изготовленного на Пасху 1917 г. Документы, сравнительно недавно обнаруженные в архивах, рассказывают об истории этого шедевра «Слоник на счастье» — так называется работа Фаберже, которую император Николай II должен был подарить матери на Пасху 1917 г. В сохранившемся письме Карла Фаберже министру юстиции Временного правительства Александру Керенскому от 23 марта 1917 г. говорилось: «Прошу Вашего соизволения произвести вручение заказа Николаю Александровичу Романову. Вместе со зверьками для бывшего царя мною изготовлено совсем простое пасхальное яйцо, без роскоши. Оно карельской березы с маленькими ободками из золота. Внутри яйца находится простой механический "Слоник на счастье"». Фаберже не получил ответа на свое письмо. А вдовствующая императрица так и не получила от сына «Слоника на счастье»...

За годы своего существования известный русский ювелирный Дом Фаберже создал около 150 тысяч различных изделий. Значительная часть из них представляла собой непревзойденные шедевры мирового масштаба. Вывезенные из России западными «коллекционерами» после разграбления российских царских сокровищ шедевры русского искусства оказались после целой серии перепродаж на западных аукционах.

 


Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская
24 октября 2012

Дорогие друзья!

Приносим свои извинения в связи с задержкой публикаций на сайте в связи с техническим сбоем.

Мы делаем всё возможное!

15 марта 2010

15 марта пришла весть горькая и страшная — не стало Татьяны Владимировны Загорской, изумительного художника-дизайнера, отличавшегося безукоризненным вкусом, любовью к своему делу, высоким профессионализмом.

На протяжении долгих лет Татьяна Владимировна делала журнал «Страстной бульвар, 10» и делала его с таким пониманием, с таким тонким знанием специфики этого издания, с такой щедрой изобретательностью, что номер от номера становился все более строгим, изящным, привлекательным.

В сентябре 2009 года Татьяна Владимировна перенесла тяжелую операцию и вынуждена была отказаться от работы над «Страстным бульваром», но у нее оставалось еще ее любимое детище — журнал «Иные берега», который она придумала от первой до последней страницы и наполнила его своей высокой культурой, своим щедрым и светлым даром. Каждый читатель журнала отмечал его неповторимое художественное содержание, его стиль и изысканность.

Без Татьяны Владимировны очень трудно представить себе нашу работу, она навсегда останется не только в наших сердцах, но и на страницах журнала, который Татьяна Загорская делала до последнего дня с любовью и надеждой на то, что впереди у нас общее и большое будущее...

Вечная ей память и наша любовь!

25 декабря 2009

Дорогие друзья!
С наступающим Новым Годом и Рождеством!
Позвольте пожелать вам, мои дорогие коллеги, здоровья и благополучия! Радости, которое всегда приносит вдохновенное творчество!
Мы сильны, потому что мы вместе, потому что наше театральное товарищество основано на вере друг в друга. Давайте никогда не терять этой веры, веры в себя и в свое будущее.
Для всех нас наступающий 2010 год — это год особенный, это год А. П. Чехова. И, как говорила чеховская героиня, мы будем жить, будем много трудиться, и мы будем счастливы в своем служении Театру, нашему прекрасному Союзу.
Будьте счастливы, мои родные, с Новым Годом!
Искренне Ваш, Александр Калягин

***
Праздничный бонус:
Новый год в картинке
Главные проекты-2010 в картинке
Сборник Юбилеи-2010 в формате PDF

27 октября 2008

Дорогие друзья, теперь на нашем сайте опубликованы все номера журнала!
К сожалению, архивные выпуски доступны только в формате PDF. Но мы
надеемся, что этот факт не умалит в ваших глазах ценности самих
текстов. Ссылку на PDF-файл вы найдете в Слове редактора, предваряющем
каждый номер. Приятного и полезного вам чтения!