Акира Куросава: "Я начал свое образование с русской классики..."

Акира Куросава: "Я начал свое образование с русской классики..."

 

 

К 40-летию фильма Акиры Куросавы «Дерсу Узала» в рамках фестиваля «Японская осень» при поддержке Министерства культуры РФ, Общественного благотворительного фонда «Дерсу Узала» им. Максима Мунзука по Республике Тыва и Отдела японской культуры «Japan Foundation» ВГБИЛ в Государственном музее Востока прошла выставка, на которой были представлены редкие архивные документальные и фотоматериалы со съемок фильма, личные вещи актера Максима Мунзука, предметы декоративно-прикладного искусства нанайцев и тувинцев: мелкая пластика из раскрашенного дерева, фигурки животных и людей из агальматолита, предметы одежды и конской упряжи, ковры.

В одном небольшом выставочном зале авторам выставки чудесным образом удалось органично объединить два совершенно непохожих мира — мир Уссурийской природы и ее коренных народностей и мир кино. И в этих двух соединенных мирах — два человека, нашедших общий язык. Один — дитя природы, другой — дитя города. Немецкий живописец романтической эпохи Каспар Давид Фридрих в своем творчестве утверждал мысль, что человек, в отличие от природы, обладает душой, а следовательно, способен проникнуть в ее сущность. И выставка удивительным образом передает именно этот процесс — взаимопроникновения, взаимопонимания, взаимодополнения. В этом и ответ на вопрос, почему и как эти два человека нашли общий язык.

Владимир Арсеньев в своем романе писал о встрече с Дерсу Узала так: «Меня заинтересовал этот человек. Что-то в нем было особенное, оригинальное. Говорил он просто, тихо, держал себя скромно, не заискивающе... Я видел перед собой первобытного охотника, который всю свою жизнь прожил в тайге и чужд был тех пороков, которые вместе с собой несет городская цивилизация». И таким его узнал весь мир, благодаря фильму Акиры Куросавы. А Дерсу увидел в капитане человека, способного к понимаю мира, в котором жил он сам, — мира тайги.

Для Акиры Куросавы это был первый фильм, снятый не на японском языке. Созданный на студии «Мосфильм» в 1975 году, в том же году он был отмечен золотой премией Московского международного кинофестиваля, в 1976-м премией «Оскар» как лучший иностранный фильм, а сегодня входит в списки величайших фильмов за всю историю кино.

«Я начал свое образование с русской классики, — рассказывал режиссер. — Я врос в нее, и это отразилось на моем творчестве. Книги Владимира Арсеньева дали мне возможность продолжать размышления о том, что волновало меня всегда. Почему люди стараются быть счастливыми, как сделать их счастливыми, как сделать их жизнь счастливой?..

Книги В. Арсеньева “По Уссурийскому краю” и “Дерсу Узала” я впервые прочел… когда еще был ассистентом режиссера. Уже тогда меня увлек этот человек — Дерсу. И уже с тех пор я мечтал о том, чтобы когда-нибудь экранизировать эти книги… Уже собрался снять этот фильм на Хоккайдо и даже нашел на роль Дерсу подходящий типаж… …позднее я понял, что на Хоккайдо фильм по-настоящему не мог бы получиться. Здесь иные, не похожие на Уссурийскую тайгу масштабы природы. Здесь не мог бы жить такой человек, как Дерсу. Эту картину надо было снимать на русской земле…».

По утверждению критиков, режиссеру удалось создать фильм о России, не изменив при этом собственному стилю, а успех кино во многом определил актерский дуэт Юрия Соломина и Максима Мунзука.

В центре экспозиции — большие черно-белые и цветные фотографии — кадры из фильма, рабочие съемочные моменты, жизнь вне кино. И если о жизни и творчестве Юрия Соломина мы кое-что знаем, то о жизни и творчестве Максима Мунзука (1912—1999) — практически ничего. Наверное поэтому авторы уделили больше внимания именно Максиму Монгужуковичу — народному артисту РСФСР, народному артисту Тувинской АССР, лауреату Государственной премии Республики Тыва, основателю Тувинского национального театра, актеру, сыгравшему большое количество ролей на сцене Тувинского музыкально-драматического театра им. В. Кок-оола, режиссеру, певцу, собирателю музыкального фольклора, композитору, педагогу, предоставив нашему вниманию его уникальные личные вещи, поздравительные открытки разных лет режиссера Акиры Куросавы, удостоверения, наградные документы, фотографии из жизни.

Юбилей фильма повод снова его пересмотреть, а пересмотрев, в очередной раз убедиться, что человечество не способно чему-либо учиться: события в романе происходят в начале прошлого столетия, но спустя век значимость этой щемящей истории о дружбе геолога Арсеньева и Дерсу Узала только возрастает. А ведь эта, в принципе, небольшая история (правда, длиной в человеческую жизнь) учит нас, как нужно жить, как нужно уметь дружить, любить, заботиться друг о друге, как находить общий язык, как уметь стать частью Вселенной. Но эта история столь глубока, что вобрать в себя ее смысл нелегкий душевный труд. И, наверное, нам давно уже пора начать трудиться.

 

Фото автора


Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская
24 октября 2012

Дорогие друзья!

Приносим свои извинения в связи с задержкой публикаций на сайте в связи с техническим сбоем.

Мы делаем всё возможное!

15 марта 2010

15 марта пришла весть горькая и страшная — не стало Татьяны Владимировны Загорской, изумительного художника-дизайнера, отличавшегося безукоризненным вкусом, любовью к своему делу, высоким профессионализмом.

На протяжении долгих лет Татьяна Владимировна делала журнал «Страстной бульвар, 10» и делала его с таким пониманием, с таким тонким знанием специфики этого издания, с такой щедрой изобретательностью, что номер от номера становился все более строгим, изящным, привлекательным.

В сентябре 2009 года Татьяна Владимировна перенесла тяжелую операцию и вынуждена была отказаться от работы над «Страстным бульваром», но у нее оставалось еще ее любимое детище — журнал «Иные берега», который она придумала от первой до последней страницы и наполнила его своей высокой культурой, своим щедрым и светлым даром. Каждый читатель журнала отмечал его неповторимое художественное содержание, его стиль и изысканность.

Без Татьяны Владимировны очень трудно представить себе нашу работу, она навсегда останется не только в наших сердцах, но и на страницах журнала, который Татьяна Загорская делала до последнего дня с любовью и надеждой на то, что впереди у нас общее и большое будущее...

Вечная ей память и наша любовь!

25 декабря 2009

Дорогие друзья!
С наступающим Новым Годом и Рождеством!
Позвольте пожелать вам, мои дорогие коллеги, здоровья и благополучия! Радости, которое всегда приносит вдохновенное творчество!
Мы сильны, потому что мы вместе, потому что наше театральное товарищество основано на вере друг в друга. Давайте никогда не терять этой веры, веры в себя и в свое будущее.
Для всех нас наступающий 2010 год — это год особенный, это год А. П. Чехова. И, как говорила чеховская героиня, мы будем жить, будем много трудиться, и мы будем счастливы в своем служении Театру, нашему прекрасному Союзу.
Будьте счастливы, мои родные, с Новым Годом!
Искренне Ваш, Александр Калягин

***
Праздничный бонус:
Новый год в картинке
Главные проекты-2010 в картинке
Сборник Юбилеи-2010 в формате PDF

27 октября 2008

Дорогие друзья, теперь на нашем сайте опубликованы все номера журнала!
К сожалению, архивные выпуски доступны только в формате PDF. Но мы
надеемся, что этот факт не умалит в ваших глазах ценности самих
текстов. Ссылку на PDF-файл вы найдете в Слове редактора, предваряющем
каждый номер. Приятного и полезного вам чтения!