Дружить домами - это здорово!

Дружить домами - это здорово!

 

В октябре 2015 года на сцене Бакинского Государственного театра юного зрителя случилось два события, очень приятных для культурной жизни огромного города. Сначала из Республики Калмыкия приехал Национальный драматический театр им. Б.Басангова. Они сыглали премьеру спектакля в постановке народного артиста Азербайджана Бахрама Османова «Любящая женщина» (пьеса азербайджанского драматурга Али Амирли). Спектакль был поставлен в Калмыкии и стал своего рода отчетом об установившихся дружеских и творческих отношениях между театральными коллективами двух стран — России и Азербайджана. Элистой и Баку. А какое-то время спустя уже на бакинской сцене ТЮЗа, с участием бакинских артистов, был показан спектакль по произведению классика азербайджанской литературы Абдурагима Ахвердова «Письма из ада» в постановке режиссера из Калмыкии заслуженного деятеля искусств РФ Бориса Манджиева.

Казалось бы, что особенного в том, что режиссер из Баку поставил азербайджанскую современную пьесу в Элисте, а потом режиссер из Калмыкии поставил азербайджанского классика с актерами ТЮЗа? Сегодня этим никого не удивишь! В какой-то степени это так. Но только в какой-то. Потому что в этой творческой акции не только жест доброй воли, творческой и профессиональной заинтересованности, но еще и понимание того, что сегодня театральное искусство нуждается в таких связях и контактах. В не таком уж и далеком прошлом все мы были в том театральном советском пространстве, которое нас объединяло. И понятно, что в основе всего был один и тот же фундамент русской театральной психологической школы. Все учились по одной вузовской программе и говорили на одном языке — языке советского театрального искусства. Однако теперь уже более 20 лет этот процесс не имеет той единой формы, которая, кстати, предусматривала «творческие обмены» подобного рода. Сегодня возобновление контактов — это не только свидетельство активной работы министерств культуры и туризма в обеих странах, дающих установку на взаимное интегрирование культур, но и творческая заинтересованность друг в друге.

«Любящая женщина»

Тема стара, как мир. Она его любит и ждет, а он, тот единственный и долгожданный, все не идет. Приходят все, кого Женщина (Марина Кикеева) вовсе не ждет — Мама (Соглара Гойдыкова), Подруга (Татьяна Зараева). Но даже их приход не отвлекает Женщину от мыслей о нем. Марина Кикеева играет свою героиню так, как будто даже через диалоги с нежданными гостями слушает тишину подъезда, где по-прежнему не звучат его шаги. И даже включаясь в диалоги, она продолжает ждать. Женщина ждет своего Мужчину. Пусть даже жалкого лгунишку, пусть даже не похожего на героя! Но это ее Мужчина и она любит его таким, какой он есть. Мать Соглары Гойдыковой — существо прагматичное и эгоистичное. Она ведет себя по отношению к дочери так же, как и все — потребительски. Ей ведь на самом деле неважно, как справляется со своими проблемами ее дочь! Главное — что происходит с ней самой и в ее жизни. Мать тоже чувствует себя женщиной и хочет производить впечатление! Желательно неизгладимое! А чего же хочет Подруга в исполнении Татьяны Зараевой? Конечно же, того, что и все «подруги»: чтобы у Женщины все было хуже, чем у нее самой. Потому, что «кто на свете всех умнее, всех красивей и моднее»? Ну, само собой не Женщина, которая то в кимоно вырядится, как гейша, то в спортивном костюме по дому шастает. То ли дело она — Подруга! И каблучок, и юбочка, и стрижечка — все на ней и при ней! Вот она — мечта любого мужчины! Но Женщина как будто даже и не замечает этой неискренности. Действительно не замечает. Она вся — в ожидании. Звонит телефон: он? не он? придет? не придет? Сюжет кажется старый и довольно избитый: встречали мы таких Женщин и у Кокто, и у Радзинского. Да и не только у них. Однако удается Бахраму Османову превратить этот тривиальный сюжет в борьбу ярко выраженных характеров, которые привлекают не только своей узнаваемостью, но яркостью запоминающейся игры актеров Национального калмыцкого театра им. Б. Басангова.

«Письма из ада»

Проза Абдурагима Ахвердова — явление особое в азербайджанской литературе. Он родился в Карабахе. А там, говорят, каждый первый — певец, а второй — творец. Не гончар, так ашуг, не ашуг — значит зодчий! Он любил эту землю и ее людей — хвастливых и жадных, честных и гордых, образованных и неучей, красивых и не очень. Любил и рассказывал о них так, что и сегодня эти рассказы не утратили актуальности. «Письма из ада» — это ироничный взгляд на историю человеческих заблуждений. У Бориса Манджиева жанр спектакля заявлен как поучительная притча. Действие разворачивается в чистилище в начале 30 х прошлого века, куда и прибывают почившие в бозе карабахцы. Встречает их и фиксирует прибытие на фотокамеру фотограф. На каждого заводится дело! Дела рассматривают Хартдан (Манаф Дадашев) и Дервиш (Гурбан Исмайлов). Здесь же вертится Иблис (Вусал Мехралиев), без участия которого не прошло ни одно из нравственных падений подсудимых. Иблис-искуситель, Иблис-щеголь! Он с бесцеремонным изяществом вторгается в ежедневную жизнь людей, провоцируя на предательство, взращивая алчность, зависть, злобу, порок. Следствие — нравственные падения. Актер прекрасно играет обаятельного злодея! Его герой умен, ловок, хитер и изобретателен, а если надо — бесцеремонен и груб. Ему не чужды и человеческие слабости, поэтому он не отказывает себе в удовольствии, устраивая разборки в чистилище, пропустить армуд (грушевидный стаканчик для чая)-другой чаю мэхмери (крепкий чай)! Это бодрит и добавляет удовольствия к происходящему!

В этой сценической версии прозы Ахвердова внимание зрителя сосредоточено на судьбе влюбленных Фермана (Эльнур Керимов) и Гоартадж (Сабина Мамедова). Они родились в один день, и отцы в тот же час дали друг другу слово поженить их, когда подрастут. Отец мальчика Ибрагим погиб, пожертвовав собой ради жизни отца девочки — Гаджи Кямаба. Но прежде получил заверение друга заботиться об осиротевшем сыне и обещание сдержать слово, поженив детей в будущем. Шовги Гусейнов, играющий Гаджи Кямаба, проводит нас по всем перипетиям нравственного перерождения своего героя. Он, наслаждаясь жизнью и своим богатством, даже не заметил, как и когда из порядочного человека превратился в алчного и бессердечного. Уступая одну нравственную позицию за другой, он всегда мог кого-то обвинить в этом. Кого-то, но не себя. Жена (Земфира Абдулсамедова) ворчит да науськивает против бедного сироты: «Он не ровня нашей дочери!». Как тут не уступить? Вот престарелый и хромой Худаяр хан, сватаясь к их юной дочери, искушает супругов сундуками, набитыми деньгами: как отказаться?! Это он, Худаяр хан в своем ханстве назначает цену всем и всему. Но куда циничнее Гаджи Мирза Ахмед ага (Эльшан Гарханли)! Он, пообещав Ферману заступничество и помощь, просто отнимает у того девушку, сделав ее своей наложницей. Юноша, как обезумевший от горя Меджнун, надевает на себя одежду дервиша и становится скитальцем. Зато Гаджи Кямаб Шовги Гусейнова на седьмом небе от счастья. Еще бы! Он породнился с таким человеком: хоть и не богат, но какое положение! Какая репутация! Шутка ли сказать: его зять — доктор!

Прямая параллель между образом Гоартадж и Лейли (героиня поэмы Низами «Лейли и Меджнун») проводится автором постановки абсолютно осознанно. Кульминационный монолог героини, обращенный к луне и облакам с просьбой передать любимому, что сердце ее по-прежнему принадлежит ему и только ему — это цитатная отсылка к азербайджанскому классику. Молодая актриса Сабина Мамедова, героиню которой мы застаем на берегу Леты, откуда и звучит послание любимому, играет эту сцену с большой эмоциональной отдачей: убедительно и проникновенно. Но уже и над ней в нетерпении склоняется Иблис, чтобы схватить душу, бабочкой отлетевшую от тела девушки, и унести в ад. Ад беспощаден. Он не прощает даже малости. Потому что космический закон неумолим. У него нельзя вымолить ни отсрочки наказания, ни поблажки. Его нельзя подкупить и нельзя растрогать, рассказав душераздирающую историю о собственных несчастьях. Провидение предлагает множество жизненных путей. Но человек сам выбирает, каким путем ему идти. Ошибка выбора — это его проблема. Раскаявшийся на пороге ада Гаджи Кямаб тоже не получает прощения, закричав: «Это я погубил два молодых существа, беззаветно любивших друг друга! Всевышний, накажи меня! Я этого достоин и приму твою кару смиренно. Ибрагим, брат мой, прости меня… Я не сдержал клятву…».

В этой истории нет праведников. Разве что сам Ферман, глазами которого мы и видим всю эту историю. Он и автор-рассказчик, и режиссер, который снимает фильм об обитателях ада. Но в самый последний момент, когда помощник режиссера объявляет, что снята последняя сцена фильма, Ферман-режиссер заявляет: «Нет, в этой истории нет финала. И вся эта история не годится! Я напишу другую историю!». Выбросив листы сценария под изумленные взгляды всех участников, он удаляется за кулисы.

...А после премьерного показа коллектив Бакинского ТЮЗа отправился с этим спектаклем в Элисту. Дружеские связи крепнут, и может быть, эти два спектакля — всего лишь начало продолжительных творческих и профессиональных отношений. Дружить домами всегда приятно…


Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская
24 октября 2012

Дорогие друзья!

Приносим свои извинения в связи с задержкой публикаций на сайте в связи с техническим сбоем.

Мы делаем всё возможное!

15 марта 2010

15 марта пришла весть горькая и страшная — не стало Татьяны Владимировны Загорской, изумительного художника-дизайнера, отличавшегося безукоризненным вкусом, любовью к своему делу, высоким профессионализмом.

На протяжении долгих лет Татьяна Владимировна делала журнал «Страстной бульвар, 10» и делала его с таким пониманием, с таким тонким знанием специфики этого издания, с такой щедрой изобретательностью, что номер от номера становился все более строгим, изящным, привлекательным.

В сентябре 2009 года Татьяна Владимировна перенесла тяжелую операцию и вынуждена была отказаться от работы над «Страстным бульваром», но у нее оставалось еще ее любимое детище — журнал «Иные берега», который она придумала от первой до последней страницы и наполнила его своей высокой культурой, своим щедрым и светлым даром. Каждый читатель журнала отмечал его неповторимое художественное содержание, его стиль и изысканность.

Без Татьяны Владимировны очень трудно представить себе нашу работу, она навсегда останется не только в наших сердцах, но и на страницах журнала, который Татьяна Загорская делала до последнего дня с любовью и надеждой на то, что впереди у нас общее и большое будущее...

Вечная ей память и наша любовь!

25 декабря 2009

Дорогие друзья!
С наступающим Новым Годом и Рождеством!
Позвольте пожелать вам, мои дорогие коллеги, здоровья и благополучия! Радости, которое всегда приносит вдохновенное творчество!
Мы сильны, потому что мы вместе, потому что наше театральное товарищество основано на вере друг в друга. Давайте никогда не терять этой веры, веры в себя и в свое будущее.
Для всех нас наступающий 2010 год — это год особенный, это год А. П. Чехова. И, как говорила чеховская героиня, мы будем жить, будем много трудиться, и мы будем счастливы в своем служении Театру, нашему прекрасному Союзу.
Будьте счастливы, мои родные, с Новым Годом!
Искренне Ваш, Александр Калягин

***
Праздничный бонус:
Новый год в картинке
Главные проекты-2010 в картинке
Сборник Юбилеи-2010 в формате PDF

27 октября 2008

Дорогие друзья, теперь на нашем сайте опубликованы все номера журнала!
К сожалению, архивные выпуски доступны только в формате PDF. Но мы
надеемся, что этот факт не умалит в ваших глазах ценности самих
текстов. Ссылку на PDF-файл вы найдете в Слове редактора, предваряющем
каждый номер. Приятного и полезного вам чтения!