Постижение нравственного идеала. Русская литература и писатели в жизни Александра III

Постижение нравственного идеала. Русская литература и писатели в жизни Александра III

 

 

К 170-летию со дня рождения императора Александра III

 

 

«Сердцу Государя близки поэты, художники, ученые».

(Борис Садовский)

 

«Государь признавал, что литераторы, содействуя просвещению и воспитанию русского народа, приносят пользу не менее лиц, находящихся на государственной службе».

(Академик Н.Ф. Дубровин)

 

На годы царствования императора Александра III пришлась деятельность многих знаменитых русских писателей, философов и публицистов. Вот их неполный список: Л.Н. Толстой, И.С. Аксаков, И.А. Гончаров, Н.С. Лесков, П.И. Мельников-Печерский, А.Н. Островский, Ф.И. Тютчев, А.В. Сухово-Кобылин, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов, А.А. Фет, Г.И. Успенский, А.Н. Майков, В.М. Гаршин, Д.В. Григорович, Я.П. Полонский, С.Я. Надсон, К.Н. Леонтьев, А.И. Сомов, В.С. Соловьев, В.В. Стасов и другие.

Сторонники политики императора, значительная часть элиты русского общества, в рядах которой были известные ученые, общественные и политические деятели, писатели, художники, музыканты, одобряли курс императора «на умиротворение России» и ее экономическое и культурное развитие. «Люди, прожившие Его (Александра IIIЮ.К.) царствование, — писал Д.И. Менделеев в «Забытых мыслях», — ясно сознавали, что тогда наступила известная степень сдержанной сосредоточенности и собирания сил, направленных к простой объединенной мирной внутренней деятельности...»

Александр III начал, по выражению Ф.М. Достоевского, «с оздоровления корней». Он положил начало «нравственному собиранию Руси». Заслуга императора Александра III состояла в том, что он, как писал философ Л.А. Тихомиров, бывший народоволец, автор книги «Монархическая государственность», сумел «не только парализовать вредные стороны пореформенного положения, но даже вызвать подъем национального духа и творчества... При Александре III вспыхнуло национальное чувство, которое указывало прогресс и благо в укреплении и развитии этих исторических основ». В годы царствования Александра III пробудилась та духовная самобытность, без которой невозможна культурно-историческая жизнь никакого великого народа. «Народное самопознание, — писал профессор П.П. Семенов Тян-Шанский, — прежде всего, должно было обратиться на научное изучение той страны, в которой должно было развиваться русскому народу».

Тринадцать лет пребывания Александра III на престоле оказались чрезвычайно значительными и благотворными. По словам известного искусствоведа и художника Александра Бенуа, «оно подготовило тот расцвет русской культуры, который, начавшись при нем, продлился затем, в течение всего царствования Николая II». По оценке С.П. Дягилева: «Александра III можно числить среди лучших русских царей. Для русской культуры он был, может быть, вообще самым лучшим из русских монархов. Это при нем начался расцвет и русской литературы, и живописи, и музыки, и балета. Все, что потом прославило Россию, началось при Александре III».

В годы правления Александра III при его непосредственном участии в России были созданы Русская опера, Русский Музей, активно работало Русское Императорское историческое общество, во главе которого стоял сам император, было подготовлено создание Русского национального театра во главе с драматургом Островским, состоялось открытие Императорского исторического музея, державной волей было учреждено Русское Императорское Палестинское общество.

Великий князь Александр Александрович с детства был хорошо знаком с русской литературой. Граф С.Д. Шереметев вспоминал: «Он очень любил вообще русскую литературу. Бывало, о чем ни заговоришь, он все читал. Пушкин, Лермонтов были, конечно, его любимыми поэтами. Очень любил Гоголя и все рассказывал, что не забыть ему мастерского чтения “Мертвых душ” графом Соллогубом. Следил и за современными писателями, прочитывал Льва Толстого, Маркевича, Тургенева. И здесь суждения его были очень метки. Он охотно читал вслух и чуть ли не каждый день Императрице Марии Федоровне».

В тетрадях по русскому языку и литературе Императрицы Марии Федоровны, сохранившихся в архивах, содержатся написанные ее рукой отрывки из произведений Пушкина, Лермонтова, Жуковского, Тютчева, Майкова, Кольцова, Гончарова, Гоголя, Тургенева, Никитина.

 

 

***

 

«Не делайте из Толстого мученика, а из меня — его палача»

Александр III — К.П.Победоносцеву

 

С юных лет цесаревич Александр Александрович зачитывался произведениями Л.Н. Толстого. После приезда принцессы Дагмар в Россию молодые супруги вечерами читали романы и повести Л.Н. Толстого, о чем свидетельствуют записи в «Дневниках» цесаревича. Вернувшись в 1879 г. с русско-турецкой войны, цесаревич говорил: «Солдат всегда во всех произведениях Толстого поразительно хорош».

Почитателями Толстого были и родные братья императора — великие князья Сергей и Павел Александровичи, а также двоюродный брат, великий князь Константин Константинович Романов, поэт, президент Российской Академии наук.

Граф С.Д. Шереметев вспоминал: «Конечно, восхищался он (Александр III. — Ю.К.) Л. Толстым до его поступления в философы. Он сильно сожалел о нем сначала, почитая его увлекающимся человеком, но всегда искренним и пламенным...».

Императору Александру III был, однако, гораздо ближе философ-писатель Ф.М. Достоевский, чем философ-писатель Л.Н. Толстой. В основе его оценки лежало их отношение к Богу, к религии, к самодержавию, к русскому народу. Как известно, духовность царя была высочайшая. Однако Александр III всегда подчеркивал редчайший талант Толстого как художника. Об этом свидетельствует история с опубликованием пьесы Л.Н. Толстого «Власть тьмы». Пьеса вызвала большой общественный резонанс. На нее откликнулись многие, в том числе Ф.М. Достоевский, К.П. Победоносцев, Е.М. Феоктистов и другие.

27 января 1887 г. Александр III познакомился с «Властью тьмы» на чтениях у министра двора И. Воронцова-Дашкова. «После конца 5-го действия все долго молчали, пока не раздался голос Государя: “Чудная вещь”, — вспоминал актер А.А. Стахович. Государь оказался в затруднительном положении. Он не мог не сознавать, какое впечатление произведет постановка пьесы в Императорских театрах. «...Его (Александра III. — Ю.К.) уверяли, — отмечал писатель Е.М. Феоктистов, — что народился новый Шекспир, что во всей европейской литературе нельзя найти такого перла, как “Власть тьмы”, а потому он высказал свое согласие условно: пусть приступят к постановке, а он приедет на генеральную репетицию и, смотря по впечатлению, какое произведет она на него, решит судьбу драмы». И все-таки постановка пьесы Толстого была разрешена. Она шла не только в России, но за рубежом, в частности, в Италии.

25 февраля 1891 г. после выхода в свет «Крейцеровой сонаты» Синод и официальная цензура наложилиа арест на это произведение. 28 марта 1891 г. супруга писателя С.А. Толстая выехала в Петербург. Александр III дал свое согласие принять ее. 13 апреля 1891 г. состоялась их встреча. Государь дал распоряжение «не трогать Толстого». «Я нисколько не намерен сделать из него мученика и обратить на себя всеобщее негодование. Если он виноват, тем хуже для него!» — сказал он С.А. Толстой. Александр III вопреки мнению Синода и официальной цензуры дал разрешение включить «Крейцерову сонату» в 13 й том сочинений Толстого.

Когда Александр III узнал о намерениях Синода провести акт отлучения Толстого от церкви, он наложил на доклад об этом К.П. Победоносцева резолюцию: «Не делайте из Толстого мученика, а из меня — его палача». Император был активным противником политического преследования писателя. На докладах разных лиц, направленных в его адрес о деятельности Толстого, он накладывал резолюцию «не трогать Толстого». Известны 22 подобных доклада, из них 2 доклада на имя императора Александра II, 8 — на имя Александра III, и 12 — на имя Николая II, в частности, из доклада министра внутренних дел И.Н. Дурново от 30 января 1892 г. Министр предлагал императору в связи с опубликованной Л.Н. Толстым известной статьей «О голоде», напечатанной 22 января 1892 г. в «Московских ведомостях» и воспринятой в российских правящих кругах как призыв к свержению законной власти, запретить Толстому публиковать в зарубежных газетах статьи противоправительственной направленности и предупредить в случае отказа подчиниться этому требованию, принять иные меры воздействия. Резолюция Александра III на этом документе гласила: «Оставить на этот раз без последствий».

Из книги воспоминаний С.А. Толстой: «Я получала тогда разные вырезки из иностранных газет, в которых бранили Государя за высылку Толстого. Но так как это была неправда и я знала, что Государь добр и всегда хорошо относился к Льву Николаевичу и ко мне, я и написала в «Le Tempe» опровержение ложных слухов».

 

***

 

«... Ум его (Александра Александровича — Ю.К.) глубок и просвещен».

(И.С. Тургенев)

 

Встречалась августейшая пара и с другими известными русскими писателями того времени, в том числе и с И.С. Тургеневым. 10 (22) ноября 1879 года И.С. Тургенев в письме Я.П. Полонскому писал: «Я действительно познакомился с цесаревичем у Орлова... и, к великой моей радости, нашел в нем человека открытого, честного и доброго. Цесаревна тоже очень мила». И далее: «...Я гораздо лучшего мнения о наших правителях и об их уме и чувстве справедливости».

В письме П.В. Анненкову Иван Сергеевич сообщал: «... Недели три тому назад был представлен наследнику и цесаревне, которые очень ласково со мною обошлись».

После убийства Александра II и восшествия на престол Александра III Тургенев в статье, опубликованной в парижской газете «Revue politique et littéraire» («Обозрение новостей политики и литературы»), дал довольно подробную характеристику новому императору России. Проницательный писатель-психолог уже в те годы смог раскрыть характер нового русского императора и даже предугадать, что за Александром III закрепится прозвище «крестьянский император». В своей статье И.С. Тургенев писал, что Александр III «обладает многими из тех существенных качеств, которые создают если не великих, то, по крайней мере, хороших и настоящих государей. Всякий человек родится с особыми способностями к той или другой профессии: этот государь кажется рожденным с несомненными способностями к власти... Он в расцвете сил. Здоров телом и духом, у него величественные манеры, царственный вид... Ум его глубок и просвещен <...>». Тургенев подчеркивал, что до 1870 г. Александр Александрович высказывал весьма либеральные чувства. «... Казалось, он был связан сердечными узами с французскими республиканцами. Сюда входило, главным образом, нескрываемое отвращение к императору Наполеону, двойственность которого, привычка к хитростям и интригам, оскорбляла все его честные инстинкты. Но когда наступила Коммуна, на него нашел яростный гнев против всех делателей кровавых революций, и он не раз повторял с некоторой досадой по поводу своих минувших убеждений: «Так вот до чего все это доводит…».

«… Все, что о нем можно сказать, это то, что он русский и только русский. Он представляет даже замечательный пример влияния среды согласно теории Дарвина: в его жилах течет едва несколько капель русской крови, и, однако, он до того слился с этим народом, что все в нем — язык, привычки, манеры, даже самая физиономия отмечены отличительными чертами расы, где б его ни увидели, везде бы назвали его родину».

«… Что касается нигилистов, которые предполагают, что император из страха может пойти на весьма большие уступки, даже на конституцию, то они жестоко ошибаются, совершенно не учитывая его характер и энергию. Их попытки запугать могут только остановить его на том пути к либерализму, куда ведет его природная склонность; если он сделает несколько шагов в этом направлении, это будет вовсе не потому, что они его запугивают, а несмотря на то, что они угрожают ему...»

И.С. Тургенев во многом оказался прав. Министр финансов С.Ю. Витте в своих воспоминаниях уже после смерти Александра III высказал мысль, что если бы «императору Александру III было суждено продолжать царствование еще столько лет, сколько он процарствовал, то царствование его было бы одно из самых великих царствований Российской империи...». «Я уверен, — писал С.Ю. Витте, — в том, что император Александр III по собственному убеждению двинул бы Россию на путь спокойного либерализма».

 

***

 

Родоначальник русского национального театра А.Н. Островский, естественно, не остался без царского внимания. Александр III высоко ценил драматургические произведения великого писателя. Вместе с Марией Федоровной вечерами супруги читали Островского. В ученических тетрадях по русскому языку Дагмар можно найти выдержки из произведений Островского, переписанные рукой юной принцессы.

Когда Островский подал Александру III Записку об основании в Москве русского народного театра, император без колебания поддержал его идею. Под запиской-прошением писателя он написал: «Было бы весьма желательно осуществление этой мысли, которую разделяю совершенно».

Императорской волей А.Н. Островский был назначен на должность, специально для него учрежденную, — заведующего репертуарной частью московских императорских театров. «Поручаю вашему ведению свои театры, — сказал ему Александр III, — я уверен, что они будут в хороших руках. Делайте все, что найдете полезным для их процветания». В 1884 г. Александр III назначил Островскому государственную пенсию, хотя писатель и не являлся государственным служащим.

5 марта 1884 г. состоялась встреча писателя с императором в Гатчинском дворце. Из своей беседы с государем Александр Николаевич заключил, что Александр III живо интересовался современной драматической сценой и внимательно следил не только за русскими, но и за иностранными современными авторами.

В конце 1885 г. Островский получил предложение принять в свое ведомство Императорский Московский театр и Театральное училище. Последовавшая весной 1886 г. внезапная смерть великого драматурга помешала осуществлению задуманных планов. На погребение писателя Александр III пожаловал из сумм Кабинета 3 тыс. рублей. Вдове была назначена пенсия в 3 тыс. рублей, а на воспитание 3 сыновей и дочери писателя — 2 400 рублей в год. Решением Московской Думы в Москве была создана читальня им. А.Н. Островского.

 

***

 

Аничков дворец посещал и известный русский писатель П.И. Мельников-Печерский (1818—1883), беллетрист, этнограф, исследователь истории раскола в русской церкви, автор знаменитых романов о раскольниках.

Великий князь Александр Александрович, который с отрочества интересовался проблемами старообрядчества в России, по совету К.П. Победоносцева принял в Аничковом дворце Мельникова-Печерского. Их беседы носили продолжительный характер и очень интересовали великого князя. Книгу «В лесах», написанную в 1871-75 гг. и вышедшую отдельным изданием, автор посвятил цесаревичу Александру Александровичу.

13 мая 1883 г. император Александр III подписал закон «О даровании раскольникам гражданских прав и прав по отправлению ими духовных требований».

 

***

 

Император постоянно оказывал материальную поддержку писателям, театральным деятелям, артистам. Об этом писали многие современники, в том числе Боголюбов, Чайковский, Бенуа, Садовский, Дубровин и другие. В архиве Александра III сохранились письма-обращения к нему различных лиц и, в частности, писателей с просьбой разрешить их материальные трудности. В ответ на прошения писателя А.В. Сухово-Кобылина от 15 декабря 1887 г. «о восстановлении авторской собственности» император распорядился о выделении ему единовременно пяти тысяч рублей.

В царском архиве сохранилось письмо, написанное А.В. Сухово-Кобылиным после смерти Александра III для передачи вдовствующей императрице Марии Федоровне. В нем содержалась следующая оценка царствования императора Александра III: «Почивший Государь был единственное явление во всемирной истории и радостное явление в славянской России. Он был разумный Самодержец, трудящийся Богач, кроткий Богатырь, тихий и благодушный Повелитель 6-й части Земного Шара! Он был сама Мудрость, несказанность, небывальщина, Чудо, и Царствование Его было чудное Царствование!.. Невозможные дела совершались Его собственными руками, и перед глазами нашими стались сами собой в Чине Своем!

Финансы поднялись в минуту, когда благосостояние всех классов пало, курс при ущербе всех промышленностей возрос, совершились самым бескровным способом Победы над Европой, которая сама не зная, как и почему, поставила нас в первом номере, сняла шапку и нам, т.е. нашему Самодержавию — поклонилась! Все это сделал один Человек, он, в какие-то 13 лет, без денег, без Ружей, без боли… Это беспримерно!».

Оценивая роль Александра III в истории России, историк В.О. Ключевский в своей памятной речи на смерть императора в октябре 1894 г. отметил, что Александр III «покорил общественную совесть во имя мира и правды, увеличил количество добра в нравственном обороте человечества, ободрил и приподнял русскую историческую мысль, русское национальное сознание».


Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская
24 октября 2012

Дорогие друзья!

Приносим свои извинения в связи с задержкой публикаций на сайте в связи с техническим сбоем.

Мы делаем всё возможное!

15 марта 2010

15 марта пришла весть горькая и страшная — не стало Татьяны Владимировны Загорской, изумительного художника-дизайнера, отличавшегося безукоризненным вкусом, любовью к своему делу, высоким профессионализмом.

На протяжении долгих лет Татьяна Владимировна делала журнал «Страстной бульвар, 10» и делала его с таким пониманием, с таким тонким знанием специфики этого издания, с такой щедрой изобретательностью, что номер от номера становился все более строгим, изящным, привлекательным.

В сентябре 2009 года Татьяна Владимировна перенесла тяжелую операцию и вынуждена была отказаться от работы над «Страстным бульваром», но у нее оставалось еще ее любимое детище — журнал «Иные берега», который она придумала от первой до последней страницы и наполнила его своей высокой культурой, своим щедрым и светлым даром. Каждый читатель журнала отмечал его неповторимое художественное содержание, его стиль и изысканность.

Без Татьяны Владимировны очень трудно представить себе нашу работу, она навсегда останется не только в наших сердцах, но и на страницах журнала, который Татьяна Загорская делала до последнего дня с любовью и надеждой на то, что впереди у нас общее и большое будущее...

Вечная ей память и наша любовь!

25 декабря 2009

Дорогие друзья!
С наступающим Новым Годом и Рождеством!
Позвольте пожелать вам, мои дорогие коллеги, здоровья и благополучия! Радости, которое всегда приносит вдохновенное творчество!
Мы сильны, потому что мы вместе, потому что наше театральное товарищество основано на вере друг в друга. Давайте никогда не терять этой веры, веры в себя и в свое будущее.
Для всех нас наступающий 2010 год — это год особенный, это год А. П. Чехова. И, как говорила чеховская героиня, мы будем жить, будем много трудиться, и мы будем счастливы в своем служении Театру, нашему прекрасному Союзу.
Будьте счастливы, мои родные, с Новым Годом!
Искренне Ваш, Александр Калягин

***
Праздничный бонус:
Новый год в картинке
Главные проекты-2010 в картинке
Сборник Юбилеи-2010 в формате PDF

27 октября 2008

Дорогие друзья, теперь на нашем сайте опубликованы все номера журнала!
К сожалению, архивные выпуски доступны только в формате PDF. Но мы
надеемся, что этот факт не умалит в ваших глазах ценности самих
текстов. Ссылку на PDF-файл вы найдете в Слове редактора, предваряющем
каждый номер. Приятного и полезного вам чтения!