"Красота составляет основу всех форм мироздания". К 90-летию со дня смерти В.М.Васнецова

"Красота составляет основу всех форм мироздания". К 90-летию со дня смерти В.М.Васнецова

 

 

«Имя это (имя художника В.М. Васнецова — Ю.К.),

дорогое многим и сейчас, как символ национального в искусстве,

будет особенно чтимо при национальном возрождении

самосознания народного, и займет ему подобающее место».

(М.В. Нестеров — П.И. Нерадовскому. Дубки, 24 июня 1923)

 

«… Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела как украшение храма…» (В.М. Васнецов)

 

Талантливый живописец, график, сценограф, декоратор и архитектор Виктор Михайлович Васнецов родился 03(15).05.1848  г. в селе Лопиял Уржумского уезда Вятской губернии. Отец его — М.В. Васнецов — был сельским священником. Будучи широко образованным человеком, он дал своим шестерым сыновьям разностороннее образование и привил им любовь к русской культуре, ее истории. Двое из них — Виктор Михайлович и Апполинарий Михайлович — стали известными художниками. Выросший в религиозной семье, Виктор Михайлович хорошо знал русскую историю и культуру, народные обычаи и поверья, всю жизнь изучал деревенские песни и сказки. В 1862 г. он окончил Духовное училище, а затем Вятскую духовную семинарию, где изучал иконопись. В 1867 г. в Петербурге обучался в Рисовальной школе ОПХ у И.Н. Крамского. В 1868—1864 — в Петербургской Академии художеств у художников П.П. Чистякова, П.В. Басина, В.П. Верещагина. В последующие годы был на стажировке в Париже и Италии, где изучал Византийские мозаики и искусство Возрождения.

В студенческие годы В.М. Васнецов иллюстрировал азбуки Н.П. Столпянского (1867—1870) и В.И. Водовозова (1873), а позже занялся книжной графикой: «Конек-Горбунок» П.П. Ершова (1870), «Песнь про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова (1891), «Песнь о Вещем Олеге» А.С. Пушкина (1899) и другие издания.

Наследие, оставленное Васнецовым, принадлежит к числу лучших достижений отечественной живописи конца XIX — начала ХХ в. В своих произведениях художник выразил мощь, эпическое величие, творческую энергию русского народа, преданность Родине, воплощенную в народном искусстве — в былинах, песнях, исторических сказаниях, сказках. Его замечательные картины, монументальные шедевры на исторические и сказочные сюжеты хорошо знакомы каждому в нашей стране, как взрослым, так и детям: «После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Богатыри», «Витязь на распутье», «Битва русских со скифами», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», «Бой Ивана Царевича с трехглавым Змеем», «Бой скифов со славянами», «Три царевны подземного царства», прекрасные полотна «Спящая царевна», «Царевна Несмеяна», «Царевна-Лягушка», «Ковер-Самолет», «Сивка-Бурка», «Снегурочка», «Гусляры-слепцы», «Иван-Царевич на Сером Волке» и «Аленушка», а также «Кощей Бессмертный» и «Баба Яга».

Образцом монументального искусства является живописный фриз Васнецова «Каменный век», исполненный им для Исторического музея в Москве в 1883-1885 гг. Работы мастера украшали также фасад Третьяковской галереи.

Через все творчество художника проходит трепетное отношение к историческому прошлому России, ее сказаниям. «Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще в каком бы то ни было произведении искусства — образа, звука, слова — в сказках, песне, былине, драме и проч. сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим <...> Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории!» — писал Васнецов В.В. Стасову 20 сентября 1898 г.

В.М. Васнецов был одним из членов-учредителей Общества возрождения художественной Руси (1915). В первые десятилетия ХХ в. художник участвовал в реставрации Московского Кремля. В 1913 г. он работал над проектом памятника патриарху Гермогену и архимандриту Дионисию. На барельефах памятника предполагалось изобразить героев 1612, 1613 и 1812 годов.

В конце 80-х годов Васнецов получил заказ от директора Московского публичного и Румянцевского музея этнографа В.А. Дашкова на создание портретов знаменитых русских деятелей (по копиям сохранившихся гравюр). Васнецовым были написаны портреты Гермогена, князя Д.М. Пожарского, учителя Петра I Н.М. Зотова и его друга Ф.Я. Лефорта. Им же были созданы портреты художников А.М. Васнецова, М.М. Антокольского, М.В. Нестерова.

Хорошо известна деятельность Васнецова в области оформления театральных постановок. Для частной оперы Саввы Мамонтова он создал декорации и костюмы к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» и к опере «Русалка» А.С. Даргомыжского (обе в 1885 г.). Созданные совместно с К.А. Коровиным и И.И. Левитаном стилизованные древнерусские орнаменты служили средством организации пространства и создания образа.

Удивительным творением Васнецова явилась написанная им в 1895 г. для театра картина «Иван Грозный», которая стала одним из основных изображений русского царя в нашей истории.

По эскизам Виктора Васнецова были построены его дом в Москве в виде рубленого деревянного терема (1893-1894, с 1953 — Дом-музей В.М. Васнецова), дом коллекционера И.Е. Цветкова (1901-1903) и фасад Третьяковской галереи (1900-1905) в Москве, а также церковь Спаса Нерукотворного (совместно с В.Д. Поленовым, 1881-1882), «Избушка на курьих ножках» (1883), некрополь Мамонтовых с часовней в Абрамцеве.

В 1905 г. Васнецов откликнулся на гибель от руки террористов великого князя Сергея Александровича, генерал-губернатора Москвы, уделявшего большое внимание развитию духовного просвещения и сохранению русских православных святынь, создав на его могиле в Кремле большой бронзовый крест в древнерусском стиле с евангельской надписью: «Прости им, господи, ибо не ведают, что творят».

Когда в 1905 г. возбужденная революционными лозунгами толпа студентов устроила митинг в зале Академии художеств, где проходила персональная выставка религиозной живописи Виктора Михайловича, художник, возмущенный бездействием руководства со стороны Академии художеств, в знак протеста вышел из состава Совета Академии.

Протест Васнецова был поддержан художниками В.М. Максимовым, А.И. Куинджи и многими другими. Васнецов считал, что свобода художника заключалась в том, чтобы быть свободным от толпы. Газета «Биржевые новости» по этому поводу писала о полном неуважении учащихся Академии к свободе и правам личности, а также к свободе искусства, «которое уже не составляет их главнейшей жизненной задачи и цели пребывания в Академии».

В своем дневнике от 1907 г. Виктор Васнецов писал: «Вся политическая жизнь народов в сущности есть отыскание границ между человеческой свободой и звериной — и стремление к осуществлению высшего вида свободы — свободы духовной».

Васнецов оказал большое влияние на формирование новорусского стиля в архитектуре и декоративном искусстве. Имя его было хорошо известно как в дореволюционной России, так и во времена советской власти, однако эта известность имела свою особую специфику. Если до революции его знали в первую очередь как религиозного художника, то позже этот аспект отступил на второй план, и Виктор Михайлович был широко известен как гениальный автор былинно-сказочных сюжетов и исторических полотен, кем он, несомненно, также являлся.

Однако главным поприщем Васнецова была религиозная живопись, которой он посвятил много лет. Он верил, что «нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела как украшение храма — то уже поистине дело народное, и дело высочайшего искусства».

Васнецов сделал действительно много для Русской Православной церкви. «Мое искусство — свеча, зажженная перед ликом Господа. <...> Я не отвергаю искусство вне Церкви. Искусство должно служить всей жизни, всем лучшим сторонам человеческого духа, — где оно может. Но в храме художник соприкасается с самой положительной стороной духа — с человеческим идеалом. Нужно заметить, что если человечество до сих пор сделало что-нибудь высокое в области искусства, то только на почве религиозных представлений».

«Что касается религиозной моей живописи, — писал Виктор Михайлович Стасову в 1898 г., — то также скажу, что я, как православный и искренно верующий Русский, не мог хоть копеечную свечку поставить Господу Богу, может быть свечка эта из грубого воску, но поставлена она от души».

Выставки религиозно-церковной живописи Васнецова в дореволюционной России устраивались неоднократно в Москве и Петербурге и вызывали повышенный интерес у зрителя. От этих выставок Виктор Михайлович лично себе почти не оставлял дохода. Так, после выставки в 1910 г. религиозных работ в Историческом музее весь доход был пожертвован художником на нужды музея по приобретению памятников древнерусской культуры, предметов искусства, литературы и т.д.

Религиозная живопись великого художника украшала в дореволюционные годы православные храмы как в России, так и за рубежом. К настоящему времени некоторые храмы с росписями Васнецова оказались на территории других государств. Одним из них является Свято-Владимирский собор в Киеве. Десять лет работал Васнецов над росписью Владимирского собора. В результате гигантского труда художником были созданы шедевры, поражавшие воображение. «Христос Вседержитель» с раскрытым Евангелием в левой руке и поднятой для благословления правой — в куполе храма; «Богоматерь с младенцем» — в апсиде над алтарем; композиция «Страшный суд» над входом на хоры.

Главные, тематические фрески раскрывали Крещение Руси и крещение князя Владимира. В центральной, левой и правой частях Собора находился триптих «Радость праведных о Господе» и «Бог Саваоф».

Во время работы над росписями Владимирского собора вокруг Васнецова образовалась группа талантливых русских художников, среди которых были М.В. Нестеров, М.А. Врубель, А.С. Мамонтов, братья Сведомские, С.П. Костенко, В.Д. Замирайло. Привлекал художник к живописной работе и многих своих друзей: В.Д. Поленова, В.И. Сурикова, В.А. Серова. Но именно стиль Васнецова стал определяющим в работе.

Владимирский собор был в те годы «главным центром национального русского искусства». Александр III ждал с нетерпением окончания работ и собирался быть на его освещении, но его неожиданная кончина в октябре 1894 г. помешала этому событию. Болезнь и неожиданная смерть Императора глубоко потрясли русское общество, особенно его патриотически настроенную часть. Из воспоминаний М. Нестерова: « <...> появились телеграммы о кончине Государя. Народ читал их, снимал шапки, крестился. <...> Объявлен был день, когда Москва сможет прийти поклониться почившему Императору в Архангельском соборе. Все стали готовиться <...> И мы — художники хотели принять участие в народном трауре. В.М. Васнецов предложил сделать рисунок большого стяга от художников. <...> Ко дню прибытия тела Государя в Москву стяг был готов. Вышло красиво». На одной стороне был изображен крест на Голгофе, серафим и надпись: «Вечная память и слава в роды и роды земли русской великому миротворцу Александру III». На другой — Византийский крест, нерукотворный образ и надпись «Блажени миротворцы яко те сынове Божие нарекутся». Выбрана была депутация от художников во главе с Васнецовым.

Освящение Владимирского собора состоялось 20 августа 1896 г. Это событие приняло размеры всероссийского торжества, которому прибытие царской фамилии придавало особый блеск.

Когда в 1929 г. по решению Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета Свято-Владимирский собор был закрыт, в храме открылся музей антирелигиозной пропаганды. В собор были свезены архивные фонды местных органов власти, а позже устроено книгохранилище педагогического института. В период немецкой оккупации Киева Свято-Владимирский собор был открыт для богослужений, а после освобождения Киева в 1944 г. остался действующим кафедральным храмом митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины.

В 1995 г. в Свято-Владимирском храме прошел собор Украинской православной церкви Киевского патриархата. На нем митрополит Филарет был избран Патриархом Киевским и всея Украины.

Васнецовские росписи украшают также храмы Марии Магдалины в германском Дармштадте и Александра Невского в столице Болгарии Софии.

Первый опыт религиозной живописи Васнецов получил в имении купца Саввы Мамонтова в Абрамцеве. Вместе с художником В.Д. Поленовым он явился автором проекта построенного там храма Спаса Нерукотворного, стилизованного под старину с элементами различных школ средневековой русской архитектуры. Освящение храма состоялось в 1882 г. Работая наряду с другими художниками (И.Е. Репиным, В.Д. Поленовым, М.М. Антокольским), Васнецов исполнил в храме наибольшее количество росписей. Им были написаны образ Богоматери (1882 г.), а также образ Сергия Радонежского в полный рост (1881 г.). Опыт работы в Абрамцеве стал для художника откровением и повлиял на всю его дальнейшую жизнь.

Жизнь и творчество Васнецова пришлись на пореформенную эпоху российской истории, эпоху возрождения национальной культуры, когда по словам известного русского философа К.Н. Леонтьева, в России «вспыхнуло национальное чувство, которое указывало прогресс и благо в укреплении и развитии этих исторических основ. Остатки прежнего, антинационального, европейского, каким оно себя считало, были еще очень могущественны, но, казалось, шаг за шагом отступали перед новым, национальным».

Члены товарищества В.М. Васнецов, И. Маковский, В.И. Суриков, В.Д. Поленов, В.В. Верещагин, В.А. Серов получали регулярные заказы Императорской семьи. Их картины вошли в коллекцию Аничкова дворца, а позже стали достойным вкладом в коллекцию Русского музея.

Виктору Васнецову принадлежит ряд замечательных работ для Храма-памятника Воскресения Христова в Петербурге — яркого образца архитектуры новорусского стиля. Сооруженный на набережной Екатерининского канала на месте смертельного ранения террористами 1 марта 1881 г. Императора Александра II, он получил также название «Храм Спаса на Крови». Строительство длилось 24 года. К оформлению храма были привлечены известные мастера России, в том числе В.М. Васнецов, А.П. Рябушкин, Н.А. Кошелев, Н.К. Бондаревский, Н.Н. Харламов, М.В. Нестеров, В.В. Беляев. Наружные мозаичные панно для храма созданы по рисункам и эскизам Васнецова на евангельские сюжеты.

С именем Виктора Васнецова связан еще один величественный памятник архитектуры и живописи конца XIX — начала ХХ в. — Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном, построенный хозяином Гусевской хрустальной фабрики Нечаевым-Мальцовым. Автором проекта храма в Гусь-Хрустальном, построенного в 1892-1903 гг., был Леонтий Николаевич Бенуа. «В этот храм, — писал архитектор, — я хотел вложить все, что мог, и может быть, он останется лучшим из моих творений». В интерьере фасада церкви Бенуа использовал самобытные декоративные элементы древнерусского зодчества. Полотно кисти Васнецова на западной стороне церкви поражало воображение.

После революции храм стал «дворцом труда». В 1920-1930-е гг. многие живописные творения Васнецова на религиозные темы срывали в храмах, их бросали в сараи или запасники музеев. Этим был нанесен огромный, почти непоправимый урон национальному искусству. Полотно Виктора Михайловича в Георгиевском соборе в Гусь-Хрустальном было снято, сложено в рулон и отправлено в сарай, где его случайно нашел художник М.В. Нестеров. Реставрация картины началась только несколько десятилетий спустя — 13 августа 1981 г. и завершилась 20 мая 1983 г. Лишь 13 июля 1983 г. работа В.М. Васнецова «Страшный суд» после сложнейшей реставрации, проведенной петербургскими (тогда ленинградскими) художниками под руководством А.Я. Казакова, вернулась на свое место. «Сегодня большой день в истории русской живописи, — сказал в день возвращения картины президент Академии Художеств СССР Б.С. Угаров, — возвращено к жизни великое полотно Виктора Михайловича Васнецова».

С именем Васнецова связано создание уникальных мозаик Собора Александра Невского в Варшаве. 30 августа 1894 г. была совершена торжественная закладка Собора. Проект Леонтия Бенуа был выдержан в древних прототипах Владимиро-Суздальской земли, а столпообразная 70-метровая колокольня напоминала московскую колокольню Ивана Великого. Одобряя данный проект, Император Александр III сказал, что православный собор в стиле весьма близком к греко-романскому будет более гармонировать с общим стилем выдающихся зданий. Здание собора было самым высоким в Варшаве. Собор имел пять куполов с квадратным основанием.

Средства на строительство собора в Варшаве собирались по всей России. В основном это были частные пожертвования. Сумму в 13500 рублей пожертвовал Иоанн Кронштадский. Значительная часть средств получена за счет обязательных пожертвований из муниципалитетов. Общая сумма равнялась 3 миллионам рублей. Строительство собора, который вмещал 2,5 тысячи человек, завершилось в 1900 г.

Работа над интерьером Собора велась в течение 12 лет под руководством профессора Николая Покровского. Фрески написаны Виктором Васнецовым. По его эскизам были выполнены шестнадцать огромных мозаичных композиций. Васнецов расписал 2840 кв. м, написал 15 картин и 30 отдельных фигур. «Я начал большую и очень ответственную работу, создав графические эскизы, которые были исполнены несколько в характере «Евхаристии» Киевского Софийского собора», — говорил Виктор Михайлович осенью 1916 г. Его помощником стал художник Андрей Рябушкин. Некоторые композиции в боковых нефах написаны М.В. Нестеровым. Васнецов выполнил 150 подготовительных картин и росписей. Часть их была приобретена Александром III, часть П.М. Третьяковым.

После открытия собора в нем отмечались важнейшие торжества — юбилей Отечественной войны 1812 г., празднование 300-летия Дома Романовых.

Судьба варшавского Собора Александра Невского, увы, оказалась трагичной. Как православный храм он просуществовал всего три года. В 1915 г. Варшаву заняли немецкие войска и устроили в храме гарнизонный костел в честь Святого Генриха. С куполов была снята позолота, внутри установлены орган и ряды стульев для прихожан.

В 1918 г., спустя три месяца после провозглашения независимости Польши, городские власти Варшавы приняли решение о сносе всех (!) православных церквей города. Хотя многие польские общественные деятели высказывались за сохранение Собора и превращение его в музей мартирологии польского народа, архив или гарнизонный костел.

Александро-Невский собор в Варшаве был снесен в 1924-1926 гг., и в этом же 1926 г. 23 июля художник Виктор Михайлович Васнецов скоропостижно скончался в своей мастерской.

После разрушения собора из всех художественных шедевров великих русских мастеров уцелело совсем немного. Небольшой фрагмент композиции Васнецова «О Тебе радуемся, Благодатная» вместе с уцелевшим мозаичным полотном художника Н.А. Кошелева «Спас со строителем» благодаря усилиям православных подвижников в 1924-1926 гг. был перевезен в полесский город Барановичи в построенный там в 1931 г. православный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Другие орнаменты после длительного хранения в Национальном музее Варшавы были установлены в православном храме Марии Магдалины в Праге, правобережной части Польши. Соборные колонны из яшмы отправлены в усыпальницу маршала Пилсудского в Кракове.

Несравненно повезло творениям выдающегося русского художника в Болгарии и Германии. Для внутреннего оформления Собора Александра Невского в Софии Васнецовым были написаны две иконы, которые сохранились там до сих пор — «Спаситель на престоле» и «Богоматерь с младенцем». Воздвигнутый в 1897-1899 гг. на немецкой земле в Дармштадте, православный Храм Марии Магдалины также сохранил до наших дней замечательные работы Виктора Васнецова.

Храм в Дармштадте построен по проекту ректора Петербургской Академии искусств профессора А. Бенуа на личные деньги последнего русского Императора Николая II. Васнецов являлся автором эскизов для мозаики апсиды и наружных стен, а также богатых орнаментов на стенах и сводах и обеих хоругвей возле иконостасов. Одна из его работ — Богоматерь, восседающая с младенцем Христом на небесном престоле в окружении ангелов.

Мозаичные картины по эскизам Васнецова в Санкт-Петербурге были воплощены художником Фроловым и доставлены в Дармштадт. Образа для иконостаса храма Марии Магдалины написаны другим русским художником — Карлом Тимолеоном Ниффом и его учениками, известными по своим работам в Храме Христа Спасителя в Москве и Исаакиевском Соборе в Санкт-Петербурге.

Исторический и культурный масштаб личности художника Васнецова, общенациональное значение его творческого наследия требуют сегодня особо бережного и уважительного подхода, более глубокого научного изучения.

Работы Виктора Васнецова являются не только памятниками русского национального религиозного искусства с обращением к традиционным основам русского средневекового искусства, но также образцом русского модерна конца XIX — начала ХХ в., линии, которая вместила в себя разные направления и явления художественной жизни, такие, например, как сохранение русской идеи, нового религиозного познания, не оставив без внимания и сторонников «Мира искусства». «Красота составляет основу всех форм мироздания», — так сам Васнецов определял формулу своей живописи.

 


Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская
24 октября 2012

Дорогие друзья!

Приносим свои извинения в связи с задержкой публикаций на сайте в связи с техническим сбоем.

Мы делаем всё возможное!

15 марта 2010

15 марта пришла весть горькая и страшная — не стало Татьяны Владимировны Загорской, изумительного художника-дизайнера, отличавшегося безукоризненным вкусом, любовью к своему делу, высоким профессионализмом.

На протяжении долгих лет Татьяна Владимировна делала журнал «Страстной бульвар, 10» и делала его с таким пониманием, с таким тонким знанием специфики этого издания, с такой щедрой изобретательностью, что номер от номера становился все более строгим, изящным, привлекательным.

В сентябре 2009 года Татьяна Владимировна перенесла тяжелую операцию и вынуждена была отказаться от работы над «Страстным бульваром», но у нее оставалось еще ее любимое детище — журнал «Иные берега», который она придумала от первой до последней страницы и наполнила его своей высокой культурой, своим щедрым и светлым даром. Каждый читатель журнала отмечал его неповторимое художественное содержание, его стиль и изысканность.

Без Татьяны Владимировны очень трудно представить себе нашу работу, она навсегда останется не только в наших сердцах, но и на страницах журнала, который Татьяна Загорская делала до последнего дня с любовью и надеждой на то, что впереди у нас общее и большое будущее...

Вечная ей память и наша любовь!

25 декабря 2009

Дорогие друзья!
С наступающим Новым Годом и Рождеством!
Позвольте пожелать вам, мои дорогие коллеги, здоровья и благополучия! Радости, которое всегда приносит вдохновенное творчество!
Мы сильны, потому что мы вместе, потому что наше театральное товарищество основано на вере друг в друга. Давайте никогда не терять этой веры, веры в себя и в свое будущее.
Для всех нас наступающий 2010 год — это год особенный, это год А. П. Чехова. И, как говорила чеховская героиня, мы будем жить, будем много трудиться, и мы будем счастливы в своем служении Театру, нашему прекрасному Союзу.
Будьте счастливы, мои родные, с Новым Годом!
Искренне Ваш, Александр Калягин

***
Праздничный бонус:
Новый год в картинке
Главные проекты-2010 в картинке
Сборник Юбилеи-2010 в формате PDF

27 октября 2008

Дорогие друзья, теперь на нашем сайте опубликованы все номера журнала!
К сожалению, архивные выпуски доступны только в формате PDF. Но мы
надеемся, что этот факт не умалит в ваших глазах ценности самих
текстов. Ссылку на PDF-файл вы найдете в Слове редактора, предваряющем
каждый номер. Приятного и полезного вам чтения!