Дети вдохновляют мир

Дети вдохновляют мир

Х Всемирный фестиваль детских театров «Дети играют для детей»

С 17 по 25 июля 2008 года в Москве проходил Х-й Всемирный фестиваль детских театров «ДЕТИ ИГРАЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ». Рожденный в Германии, в городе Лингене-на-Эмсе, он стал одним из самых ярких событий для детей, придуманных и проводимых под эгидой Международной Ассоциации любительских театров (АИТА). Каждые два года фестиваль переезжает в одну из стран-участниц АИТА. Он проводился в Дании, Турции, Японии, на Кубе. Каждые четыре года он вновь возвращается в Германию, где родился и вырос. В этом году фестиваль добрался до Москвы, где получил всестороннее содействие, поскольку проводился в рамках Программы государственной и общественной поддержки театра для детей и юношества и любительского театрального движения России под патронатом Президента РФ.

Осенью 2007 года Российский центр АИТА начал подготовку к этому масштабному действу, а затем в стенах СТД появился новый, молодой, задорный коллектив, по мере приближения к открытию Фестиваля состав которого рос с ошеломляющей скоростью. Во главе сего коллектива директор — Дмитрий Мозговой. Честно говоря, при первом взгляде на ребят с трудом понимаешь, кто здесь главный; Дима, точнее Митя тоже очень молодой, неугомонный, шумный товарищ, но за всем этим «фасадом» скрывается личность творческая, целеустремленная, и безусловно, очень перспективная. С ним, как с директором фестиваля, к которому стекается вся информация и который должен все про всех и про все знать, я и решила поговорить и разузнать об этом детском «безумии» из первых уст.

Митя, расскажи мне, пожалуйста, с чего все началось, и как ты попал на эту руководящую должность?

Значит так, все по порядку. Летом 2007 года в Южной Корее проводился очередной Конгресс АИТА. Именно на Конгрессе принимаются решения относительно важных мероприятий АИТА, в том числе должно было официально приниматься решение о месте проведения Х Всемирного фестиваля детских любительских театров «Дети играют для детей». В связи с этим мне предложили войти в состав делегации от Союза театральных деятелей, которая отправлялась на Конгресс. Само собой разумеется, к этому Конгрессу нужно было подготовиться, что мы и сделали. Был снят видеоролик о Москве, напечатан презентационный буклет, сделаны диски о московских театрах, где предположительно и должны были осуществляться фестивальные показы спектаклей. На Конгресс отправилось четыре человека: Заместитель Председателя СТД РФ Геннадий Смирнов, директор Театрального центра «На Страстном» — Михаил Пушкин, ответственный секретарь Российского Центра АИТА, заведующая кабинетом любительских театров — Алла Зорина и я. На Конгрессе состоялась презентация Х Всемирного фестиваля детских театров в Москве, и Конгресс единогласно проголосовал за Россию! После Конгресса мне предложили возглавлять этот фестиваль, стать его непосредственным директором.

Какова структура этого фестиваля, что там вообще происходило? Я, сидя в соседнем кабинете, никак не могла понять, что там у вас творится. Такая непосредственная обстановка — куча людей, куча посетителей... Наверняка и куча всяких идей?

Ну да, после того, как было принято решение, что фестиваль будет проходить в Москве, Российский центр АИТА отправил в секретариат АИТА и во все национальные центры этой Ассоциации информационные письма и анкеты участника фестиваля. Пришло большое количество заявок и видеоматериалов, нужно было отобрать самые лучшие, самые яркие спектакли. Для отбора коллективов был сформирован экспертный совет. В него вошли: Президент Российского центра АИТА, доктор искусствоведения, профессор В. Силюнас; отв. секретарь РЦ АИТА А. Зорина; Председатель комиссии СТД по любительским театрам, народный артист России, профессор Ю. Авшаров; театральный критик Г. Демин; старший преподаватель кафедры режиссуры РАТИ  Т. Тарасова и я. От АИТА в состав совета были включены представители постоянного комитета по работе с детьми и молодежью АИТА — Хелле Хаугер (Дания) и Йозеф Холлош (Австрия), которые приехали в Москву для принятия совместного решения по отбору театров. В результате было отобрано 26 театров, которые и вошли в афишу Фестиваля, а это 21 страна, включая Россию. Мы, как принимающая сторона, могли заявить большее количество театров, и их было шесть. Дальше началась кропотливая работа по осуществлению этого проекта.

Программа «ДЕТИ ИГРАЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ» должна была быть единственной и главной. Но мы решили несколько расширить предложенный формат и предложили свой, московский вариант. Все обросло специальными проектами.

Одним из них был проект «Поверь в меня!» — для детей с ограниченными физическими возможностями из регионов России — Нижний Тагил, Нижний Новгород, Великий Новгород, Липецк, Екатеринбург. Этот проект стартовал за неделю до основного фестиваля. Им занимался Александр Львович Федоров, художественный руководитель Детского музыкального театра юного актера (ДМТЮА). Он работал над созданием некоего представления, которое должно было быть показано на закрытии фестиваля. Абсолютно разные дети принимали участие в нем — и глухонемые, и слепые, и с ДЦП... Нужно сказать, что в своих городах, в своих специализированных школах-интернатах они занимаются театром, любовь к театру объединяла их и в Москве. На церемонии закрытия было показано их итоговое выступление. В итоге спектакль получился просто шикарный!

Российский центр АИТА пригласил (кроме Президента АИТА и членов исполкома этой ассоциации) большую группу режиссеров российских детских любительских театров из различных регионов России. На фестиваль были приглашены и режиссеры русских детских любительских театров из Литвы, Латвии, Эстонии, Украины. Все они могли посещать мастер-классы и принимать участие в режиссерских форумах, которые вели специалисты из Москвы совместно с зарубежными коллегами из Дании и Германии.

Далее, мы решили сделать специальный проект — лучшие спектакли для детей в Москве. В проект включились лучшие профессиональные театры для детей — ТЮЗы, театры кукол, театры из регионов, которые были обладателями «Золотой Маски» и участвовали в международных фестивалях, то есть, театры, проверенные временем, у которых уже была куча всевозможных призов. Туда вошел театр «САМART», питерский Театр сказки, екатеринбургский Театр кукол, нижегородский ТЮЗ, «Пилигрим» из Коломны. У нас была и уличная программа, которая, в свою очередь, состояла из двух проектов: «КукАрт» в саду «Эрмитаж» — кукольные спектакли под открытым небом, и второй — «Открытое небо детям» — совместно с фестивалем уличного искусства «Открытое небо». Каждый день там показывались перформансы.

Еще один проект проводился совместно с Большим фестивалем мультфильмов в театре «Сфера». Ежедневно демонстрировалось по 2 сеанса новых мультфильмов российских студий, таких как «Пилот», «Мельница». Параллельно шли всякие благотворительные программы. За день до официального открытия фестиваля в Театральном центре «На Страстном» стартовала программа «Спасибо!». Там, а также в саду «Эрмитаж» выставлялись работы детей, больных муковисцидозом (тяжелое наследственное генетическое заболевание). Это такая болезнь, лечение и профилактика которой стоят каких-то сумасшедших денег. Все дети очень талантливые, рисуют потрясающие картины! Эти работы были вывешены на всеобщее обозрение. Открывал выставку Евгений Стеблов. Со словами: «Когда мы осознаем, что друг другу нужно помогать, мир станет лучше», — он нанес первый штрих фломастером на специальный стенд, положив начало созданию коллективной картины, которая впоследствии была передана в Российскую детскую клиническую больницу. Группа «Корни», Сати Казанова, олимпийская чемпионка по художественной гимнастике Ирина Чащина, группа «Ассорти» тоже принимали участие в открытии выставки... В общем, было много всяких медийных лиц, по ТВ весь день шли репортажи...

Отдельно, тоже в рамках фестиваля, мы возили этих детей с выездными спектаклями в Российскую детскую клиническую больницу. Вся эта акция проходила совместно с «Детским миром», который, кстати, очень помог нам с выставкой рисунков детей, больных муковисцидозом. Они нам купили рамки для рисунков, разные стенды и бесплатно раздавали детям игрушки. То же самое было и в РДКБ — каждому ребенку, кто пришел на спектакли в больнице, «Детский мир» дарил потрясающие игрушки. Александр Александрович Бархатов, директор по коммуникациям «Центрального Детского мира» проявил самое деятельное участие в организации всего этого. Кстати говоря, СТД совместно с «Детским миром», 1 июня, в День защиты детей проводил акцию, когда любой желающий мог, купив в «Детском Мире» любую игрушку, отправить ее в детский дом. Мы от СТД привлекали как московских актеров, так и региональных.

Каждый день, приходя на работу, я слышала, как из Синего зала СТД раздавались какие-то странные звуки, как я понимаю, это тоже относилось к детскому фестивалю?

Естественно!!! В рамках всего этого «безумия» были организованы мастер-классы. Каждый день, в одно и тоже время проходили четыре мастер-класса. Это мастерство актера «Театральные игры, как метод воспитания юного актера» под руководством Федора Сухова, художественного руководителя Театра-студии «На Набережной» (Москва), актерский тренинг по методике М. Чехова для детей старшего возраста и режиссеров проводил театральный педагог и режиссер из г.Клайпеды Гитис Падегимас (Литва), мастер-класс по актерскому мастерству для самых маленьких вела Ингуна Гремзе (Рига, Латвия), доцент кафедры сценической пластики РАТИ Олег Снопков преподавал сценическое движение. И наконец, два мастер-класса, которые были доступны для всех желающих, не только для участников: они проходили в саду «Эрмитаж», на открытом воздухе. Это «Азбука грима» Екатерины Спасоломской — мы украшали беседку всякими этническими мотивами и детей не просто размалевывали, а посвящали в этот ритуал, дарили платки и в конце дети гримировали друг друга, точнее, учились гримировать. И мастер-класс по русским народным ремеслам. Из Архангельска приехали участники детской школы народных ремесел, которые учили детей делать различные свистульки-свиристульки из бересты. Все это пользовалось безумной популярностью.

И еще нужно сказать о двух гостях фестиваля — это оркестр «Школа оркестровой игры» из столицы Республики Карелия Петрозаводска и группы участников «Упсала-Цирк» из С.Петербурга, которые дополнили своим искусством представление о творчестве детей в России и были очень тепло встречены фестивальной публикой.

Скажи пожалуйста, а дети какого возраста принимали участие в фестивале?

От 6 до 16-17 лет.

А как долго они находились в Москве, непосредственно на самом фестивале?

Они приезжали на весь фестиваль. В том-то и был большой резон, чтобы они могли друг с другом познакомиться, посмотреть друг у друга спектакли, поучаствовать в мастер-классах, то есть провести эту неделю с большой для себя пользой. Чтобы где-то в голове это отложилось и надолго запомнилось! Помимо всяческих проектов, существовала и культурная программа. Каждому коллективу мы предоставляли по две экскурсии. Одна — пешая по Москве, по Центру — от гостиницы «Метрополь», через Красную площадь, Кремль, выходили к Храму Христа Спасителя, и водная экскурсия, на речном трамвайчике, по Москва-реке.

А какова была цель этого мероприятия?

Ну, во-первых, показать ребенка как творца, что он может приобщаться к театральному искусству не только в качестве зрителя, но также в качестве некоего созидателя, творца. Так же непосредственная интеграция в другие культуры — знакомство с культурами других стран, там же были все континенты! Латинская Америка, Европа, Азия, Россия: Дагестан, Тыва, Соликамск, Омск — абсолютно разные коллективы, разные спектакли, разный национальный колорит! В первую очередь, участники стремились показать себя, ну и естественно мы, с помощью этих мастер-классов, профессиональных программ, сделали все для того, чтобы познакомить подрастающее поколение с русской культурой. С помощью специальных проектов мы продвигали и уличное искусство. У нас было просто потрясающее закрытие, на котором присутствовали всемирно известные коллективы, например, театр «Огненные люди» из Москвы. Он был и в Эдинбурге, и в Авиньоне. На закрытии актеры театра показали «Искреннее шоу» и конечно же, дали такого огня, что привели в искренний восторг всех-всех-всех! Радовались не только дети, но и взрослые! Ну а как же — это же детский фестиваль — а ведь в каждом из нас, взрослом, всегда живет ребенок — просто он иногда очень хорошо прячется!

Дануте Вайгаускайте, член Артистического комитета Всемирной Ассоциации АИТА, президент Ассоциации любительских театров Литвы

Я восхищена отношением России к детскому театру. Серьезный отбор спектаклей, превосходно издан фестивальный буклет, высокопрофессионально работает Алла Валентиновна Зорина со своей командой, порой делая невозможное! Думаю, Х Фестиваль войдет в историю АИТА. Эта страна имеет Будущее. Я считаю, что по количеству мировых побед в разных сферах (спортивных, на Евровидении) этот год можно назвать годом России. Убеждена — театр могуч тем, что размывает все политические разногласия, и детский фестиваль яркое тому подтверждение.

Ивана Собкова, автор и режиссер постановки «Немое кино» (Чехия)

Мы на фестивале впервые, посмотреть Москву совсем не было времени. Единственное, где успели побывать — в Парке Победы. Увидели спектакли Бангладеш, Германии, Эстонии, Тывы и другие. Уровень большинства спектаклей был высокопрофессионален.

Игуна Гремзе, президент Ассоциации любительских театров Латвии

В театре нужно играть серьезно, но очень легко. Особенно с детьми. Детские игры приносят огромную радость, и это начало актерского рождения. А взрослые создают театр уже профессионально. Лучший результат мастер-класса, когда работаешь, не замечая времени. Каждая группа требует определенного стиля поведения и индивидуального подхода. Но это обязательно совместная работа, основанная на общении и зависимая от него.

Какие сегодня дети?

Режиссер Юрий Урнов:

У них новая степень свободы, дающая мощный импульс фантазии. Проблема в том, что это поколение плохо знакомо с историей нашей страны, но им можно и позавидовать — у них нет ни поведенческих, ни социальных запретов.

Хореограф театра Майрбек Матаев:

Мы работаем с поколением, кардинально отличающимся от нас. Они многое знают и быстро осваивают неведомое.

Актриса Евдокия Германова:

Современные дети не знают никаких запретов, с ними можно свернуть любые горы, они быстрее находят неожиданные решения, они считывают любую информацию. У этих детей потрясающая энергоемкость, они вызывают абсолютное доверие к себе. Дети не переделают мир, но они его вдохновляют и одухотворяют.

Театр юного зрителя, г.Кызыл, Республика Тыва «Маленький герой»

Красочная философская сказка по мотивам сказок народов Азии, поставленная в стиле Цам (с использованием фантастических масок), — собственно, тувинский вариант «Синей птицы». Герой спасает птенца (распахнутые глазенки парнишки пересиливают все изящество масок), а потом тот с лету бьется о колокол, выручая своего спасителя. Простота притчи рифмуется с наивностью приемов (поднятые на палки полотнища — горы), а восточные единоборства всегда были, есть и будут зрелищем, притягательным для юных и смелых.

Театр «Тахан Аир», г.Джакарта, Индонезия «Мир»

Один из самых зажигательных спектаклей фестиваля. Самоотдача, с которой подвижные ребята изображают животных всей земли — от полярного медведя и горного кондора до кенгуру с торчащим из кармана детенышем, — доходит до самозабвения. А когда они зовут на помощь зал, и толпа желающих лезет на сцену, чтобы с применением водных пистолетов победить злого Охотника (его иссиня-черная приклеенная борода мгновенно превращает юного артиста в Бармалея, а базука в руках — в террориста), наступает единение полное, как и восторг.

Театр-студия «Перемена» г.Соликамск, Пермский край, Россия «Ваня Датский»

Актерская слаженность помогла услышать в спектакле пронзительную ноту — тоску по материнской любви и родимой земле, отвергнутым Иваном в юности, а спустя многие годы всколыхнувшим его душу. В прозрачной, словно туман над рекой, декорации, под девичий хоровод или перепляс героев, в согласье поморских напевов с тонким юмором звучал серьезный шергинский сказ. Взрослые, не только русские, смахивали слезы...

Детский театр «Гюнай», г.Баку, Азербайджан «Щелкунчик»

Для кого-то из бывших советских народов разрыв связей с Россией до сих пор беда, собственный путь еще не найден: поэтому известную всем сказку многонациональная компания играет на русском языке, а ведет ребят за собой не столько сказка Гофмана, сколько музыка Чайковского...

Детский театр танца «Чла», г.Ла Колера, Колумбия «Дети времени»

Справа на авансцене расположился маленький оркестрик — юные музыканты серьезны и ответственны, переживают за своих товарищей-артистов больше, чем те сами. Вначале дети явлены маленькими куклами, затем актеры обживают двухэтажную конструкцию декораций — воплощение того мира, в котором теряются и дети, и истины...

Анна-Карин Вальдемарссон (Швеция):

Это третий Всемирный фестиваль, на котором я присутствую. Я считаю, что всегда ждешь каких-то сюрпризов. Меня привлекают различные творческие подходы. На фестивале в Москве представлено небывалое раньше огромное количество стран, поэтому различные театральные методы и стили. На предыдущих фестивалях дети были главными действующими лицами, и в Москве на детей направлены все фестивальные программы, и этот факт очень радует.

Маленький народный театр г.Дхака, Бангладеш

Главный исполнитель, как, впрочем, и вся команда, потрясающе живой и органичный, когда он танцует от радости, что достал требуемое снадобье для раненого своего родственника, — зал взрывается аплодисментами. Вся же история в целом характерна для национального театра, который осваивает традиции психологической сцены... А из парня может выйти классный артист.

Танцевальный театр «Хрустальный яркий куб» г. Сисак, Хорватия

Честь и слава братьям-славянам за мужество! Испытание таможенной задержкой выдержали, хотя начало вместо 3 дня в 9.30 вечера, должны были первыми, а оказались в этот день последними, — представляете, сколько волнений! Может быть, от этого работали чуть скованнее, чем хотелось бы и чем могли, хотя чисто и точно. Другое дело, что общеевропейская тема — экология природы и семейной жизни (особенно женской ее составляющей, старинные 3 К — Küche, Kirche, Kinder) решена опять-таки со среднеевропейской аккуратностью. А как по этому поводу переживает конкретно Хорватия и стройные ее девушки — осталось загадкой.

Муниципальный детский музыкальный театр г.Реутов

Представление подмосковных ребят может служить яркой иллюстрацией к основной проблеме музыкальных коллективов: чем лучше вокальная подготовка, тем заметнее разрыв с поведением ребят на сцене, с актерской обеспеченностью пения. Сольные партии пленяют, хоровые покоряют, танцы тоже выразительны (появление гусеницы-многоножки встретили аплодисментами) — а ребята все равно кажутся напряженными, их персонажи — взятыми напрокат. Впрочем, исключения есть — тот же жених-лягушонок, да и — местами — сама Дюймовочка. Еще проблема — проникновение попсовых интонаций, резко контрастирующих с изяществом Андерсена.

Детский театр «Каламбур», г.Харьков, Украина «Ночь на полоныни»

В спектакле есть все — национальная тема, таинственные существа, завораживающие мелодии и, естественно, самое притягательное для молодежи: любовь, ревность и смерть. А еще победительная театральность, когда лесные жители отличны от людей не костюмами, но пластикой близких природе существ. И настоящая трагедийная героиня — Мавка, и нежная Невеста, и парень, из-за которого ссорятся девушки: столь же привлекательный, сколь слабый. Но опять обилие текста ребят изнуряет, а главные исполнители, как и вся компания, могут сыграть гораздо ярче, выразительней. И дай им театральный бог!

Театральная группа «КУК», г.Прага,Чехия «Немое кино»

«В любви один всегда страдает, а другой скучает», — фразу Бальзака зал встретил овацией. Чехи привезли настоящий фестивальный спектакль — невербальный, составленный из отдельных маленьких новелл, содержание которых понятно (они встретились, у них родились дети, он увлекся другой и т.д.), а вся прелесть — в тонких нюансах, в изящных подробностях. Ребята (в основном девушки) не претендуют на психологические глубины, ограничиваются беглыми зарисовками, но именно легкость -и юмор! — очаровывают и покоряют.

Театр «Traum Taucher», г.Линген, Германия «Маленький принц»

 Дети-актеры и дети в зале проживают знакомство с разнообразием Вселенной, ее бесконечностью и поэзией простора. Здесь и театр, и цирк, и балет, и ожившая анимация, и акробатика. Три летящие фигуры среди звездного неба. Мир разнообразен и охвачен метаморфозами (милые зеленые гусеницы превращаются в бабочек с воздушными крылышками). Техническая среда людей с портфелями передана сложными акробатическими композициями. От финальной панорамы захватывает дух. Круговорот теней на экране. Дети с самолетиками образуют круг, двигаясь все стремительней, превращая хоровод в иллюзию огромного подвижного мира. Выход актеров за пределы сценического пространства — метафора взлета. Ведь для того, чтобы превратить мироздание в сказку, нужен только полет.

Детский театр «Таллинна Тоомклуби Театрикооль», г.Таллинн, Эстония «Братья Львиное сердце»

Еще до начала представления, при входе публики в зал — на сцене группа ребят: лежат, кто-то из забывчивых спешно натягивает белые перчатки. Тревожная музыка — и в замершей группе начинается легкое движение, нарастающее до неистовства. Пластический эпиграф столь впечатляет, что разговорные фрагменты кажутся лишенными энергии. Одна из сложностей, общих для многих не только самодеятельных коллективов: попытка играть «как в жизни» — противоречит театральной условности. Но искренность переживаний юноши, который почти весь спектакль не движется (калека, прикованный к креслу) — безусловна.

Российский центр АИТА уже получил много отзывов от участников и гостей фестиваля. Вот некоторые из них.

Л. Али Лаки (Бангладеш):

«Не могу выразить, как я был счастлив приехать в Москву на фестиваль. Из десяти Всемирных фестивалей детских театров я посетил семь. Могу с уверенностью заявить, что Московский фестиваль — лучший из них».

Д-р Чуа Су Понг (Сингапур):

«Спасибо за то, что наши дети получили такой прекрасный опыт. Разнообразие культур народов России поразило; программы фестиваля были очень интересными и очень разными по стилю и содержанию».

Ясмин Новлякович (Хорватия):

«Огромное спасибо за замечательные дни в Москве. Для нас и наших детей это был огромный опыт, и мы узнали много о театре, а также о том, как следует проводить фестивали».

Хелле Хаугер (Дания), председатель постоянного комитета по работе с детьми и молодежью АИТА:

«Благодарю за организацию режиссерских форумов и сотрудничество во время их проведения. Я надеюсь, нашим русским коллегам Михаилу Чумаченко и Геннадию Демину также понравилось, как мы вместе работали на форумах. Мне кажется, дискуссии были очень интересными, и мне понравилось, что российские режиссеры были такими открытыми и живыми».

Пэдди О'Двайер (Ирландия), президент АИТА: «Спектакли были отличные, организация была превосходной, о детях все время заботились со всех сторон. Мне было очень жаль покидать фестиваль».

Анна Гилмор (Англия): «Постановки поражали разнообразием жанров, уровень многих спектаклей был очень высоким, и все проходило с энтузиазмом, юмором и вниманием ко всем деталям. Многие ребята из английского театра находят, что это был удивительный опыт, который изменил их жизнь. Этот приезд на фестиваль они не забудут еще очень долго. Из разных стран они получили приглашения приехать и сыграть свой спектакль, что является доказательством высокого качества их работы и их отношения к театру. Я знаю, что они этому очень рады».

Марджори Лавгров (Англия):

«Это был огромный успех. Я увезла с собой много великолепных образов, которые надолго сохранятся в моей памяти. Самое главное впечатление — радость, которую получило так много детей. Это ни с чем не сравнимый подарок».

Кевин Доусетт (Англия):

«Такое разнообразие коллективов изо всех частей света, масштаб этого мероприятия и внимание к деталям — для нас все это было очень впечатляющим и эмоциональным».

Сергей Журбенко, руководитель оркестра Школа оркестровой игры (Петрозаводск, Республика Карелия):

«Спасибо всем за доставленное удовольствие быть на таком прекрасном фестивале. Дети в восторге. Много незабываемых впечатлений. Появились новые идеи и для нашего оркестра и нашего музыкального театра в целом!»

Ромас Матулис, директор центра культуры г.Плунге, режиссер театра «Сауле», Литва:

«Все было так замечательно, что не хватает слов. Мы очень рады, что имели Божий подарок участвовать в таком Фестивале! Все было замечательно — и организация, и мастер-классы, и спектакли, и новые знакомства, и встреча с Москвой! Но самое главное, мы все время чувствовали доброту, понимание и заботу. Спасибо всем организаторам!»

Владимир Чикишев, руководитель театра «Пьяно», Нижний Новгород:

«Мы с теплотой вспоминаем фестивальные дни, встречи с удивительными людьми, спектакли,зрителей, наш непростой проект „Поверь в меня!“, экскурсии, подарки, цирк... Столько было всего! Спасибо от нас всех за приглашение, за возможность участвовать в интересном и перспективном проекте, за совершенно новый опыт, за внимание, чуткое отношение к детям и взрослым. Очевидно, что Фестиваль прозвучал красиво и достойно, оставив в душах ощущение Праздника, замечательно ориентированного на детей!»


Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская