С высоты птичьего полета

С высоты птичьего полета

В подмосковный пансионат СТД РФ «Звенигород» из разных концов света в начале июля слетелись стаи птиц. Жаворонки, воробьи, стрижи, скворцы, орлы, соловьи и даже ночные обитатели леса совы собрались и погрузились почти на две недели в атмосферу театра. Дети и подростки, руководители из любительских театров России, США, Франции, Италии, Финляндии, Греции разделились на группы с птичьими названиями, и с этого дня ритм их жизни стал совершенно иным. 

Позднее кто-то из юных актеров назовет театральные каникулы чудесной сказкой, кто-то сравнит с «глотком свежего воздуха в этом душном мире». Но самое главное заключается в том, что все «пернатые», слетевшиеся под Звенигород, вернулись в родные места изменившимися. Ведь помимо театральных навыков они получили серьезный опыт человеческого общения. Алла Зорина, заведующая Кабинетом любительских театров Союза театральных деятелей РФ, генеральный секретарь Российского центра Международной ассоциации любительских театров (АИТА), а в пространстве театральных каникул — «вожак стаи», так и сказала на закрытии летней школы: «Вы — другие».

По ступенькам

Международная летняя школа «Театральные каникулы — 2016», организованная СТД РФ и Российским центром АИТА, стала крупным событием в любительском театральном движении. Она объединила 130 детей и 30 педагогов, включив в расписание помимо привычных предметов по актерскому мастерству, пластике и сценическому движению музыкальный класс, театральную журналистику и сценографию. Режиссеры и руководители студий объединились в отряд «Совы» и под руководством Михаила Чумаченко, профессора факультета режиссуры ГИТИС и Высшей школы театрального искусства К. Райкина, разбирались в глубинах драматургии А.Н. Островского, чтобы в финале представить собственный творческий результат.

«Театральные каникулы — 2016» — это еще и первый опыт большой международной школы. К нему пришли не сразу, преодолевая одну ступеньку за другой. Несколько лет назад российские дети из любительских театров и студий побывали в подобных школах в эстонском городе Рана и литовском Кретинга, потом под Сызранью при поддержке СТД РФ организовали небольшую летнюю театральную смену, пригласив сверстников из Эстонии и Литвы. В 2013 году в Вятских Полянах на базе Детской школы театрального искусства с большим успехом прошла Всероссийская летняя школа «Театральные каникулы на Вятке», а на следующий год такая же встреча состоялась в Тульской области.

Идея международной театральной школы для любительских коллективов в России обрела реальные очертания после того, как Алла Зорина побывала в нынешнем году на фестивале «Русское слово — русская душа» в Париже. На круглом столе, посвященном вопросам детского любительского театра зарубежья, где говорили о наболевшем, стало понятно, что и детям, и режиссерам необходимо учиться. Тогда и пришло решение расширить границы российских театральных каникул и пригласить к участию русскоговорящих детей из зарубежных театров.

Участниками «Театральных каникул — 2016» стали детские любительские театры из США «Теремок» и «Школа Олимп» (штат Мэриленд), «Зеркало» (штат Вирджиния), «Акварель» (штат Индиана), «Радость» (штат Техас), а также «Апрелик», «Мовименто» и «Арт-Радуга» из Франции, «Мультигород» из Италии, «Форте» из Финляндии и «Матрешка» из Греции. География российских любителей тоже оказалась широкой — от Московской, Ленинградской, Владимирской и Кировской областей до Краснодарского, Красноярского и Пермского краев, Свердловской и Челябинской областей.

— Я очень благодарна Союзу театральных деятелей РФ за возможность осуществить международную летнюю школу, потому что работа по поддержке русских театров зарубежья очень важна, — говорит Алла Валентиновна Зорина. — Эти дети, впервые приехавшие в Россию, открыли для себя новый мир, новую культуру.

Многое осталось за кулисами — серьезная подготовительная работа, решение сугубо хозяйственных и технических вопросов, переписка с театрами, составление анкет, чтобы иметь представление не только о характере ребенка и его увлечениях, но о системе питания и медицинских предписаниях. Подбор педагогов и распределение ребят по отрядам, составление четкого расписания на каждый день и множество других дел, без которых большое театральное начинание вряд ли бы оказалось успешным. Все в итоге сложилось так, как задумывалось, оставив ощущение искренней радости и надежду на новую встречу.

 

Живи играя

Накануне «Театральных каникул» в пансионате СТД РФ «Звенигород» проходила летняя школа для профессиональных актеров, и в такой смене поколений заложен немалый смысл. В обучающей программе каникул многое было «по-взрослому», занятиям отводилось по пять часов в день, а педагоги вкладывались в своих учеников на все сто. Ребят специально «перемешали», поэтому группы получись пестрыми по географическому составу, и это стало для них отличным тренингом по общению с незнакомыми людьми, научило находить точки соприкосновения не только на сцене, но и в повседневной жизни. Каждая группа прикреплена к определенному педагогу, который посвящал своим «птенцам» большую часть времени, но в какие-то моменты происходили перестановки, и поющие «Скворцы» отправлялись в группу сценографов, а танцующие «Орлы» пробовали себя в жанре мюзикла. Говоря о преподавателях летней театральной школы, Алла Зорина подчеркивает, что это люди, которых ей удалось собрать в течение нескольких лет, и которые по-доброму относятся к любительскому театру, к детям. И при этом не делают скидок на возраст, а работают на полную мощь.

С «Воробьями» занималась Елена Миронова, преподаватель актерского мастерства Института современного искусства, актриса, режиссер, имеющая опыт работы с детьми и подростками в России, Великобритании, Бельгии, руководитель детского театра «Клякса». По ее словам, буквально на второй день они стали с ребятами соратниками и союзниками, раскрывая друг в друге новые таланты, придумывая самые невероятные этюды, вошедшие затем в итоговую работу «Воробьев», остроумную и зрелищную. Актерским мастерством овладевали и «Скворцы» во главе с Романом Калькаевым, актером Театра музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой, участником многих всероссийских театральных фестивалей. Он учил своих «птенцов» вниманию, импровизации, воображению, умению работать с партнером. Не все сразу получалось, требовалось терпение, но между первыми пробными занятиями, где только намечался сюжет будущего этюда, и финальным показом этих юных актеров значительная разница.

Та же магия рождения ярких театральных работ из первых и не всегда умелых попыток происходила на занятиях Ирины Тульчинской, педагога группы «Соловушки». Художественный руководитель Детского музыкального театра города Реутова, композитор и поэтесса, руководитель мастер-классов на всероссийских фестивалях, Ирина Викторовна вместе с концертмейстером Натальей Афанасьевой решила подготовить с ребятами необычный финальный показ, построенный на разных направлениях музыкального театра. Оказалось настоящим чудом, когда через десять дней зритель услышал фрагмент из оперы Глюка «Орфей и Эвридика», затем погрузился в перипетии мюзикла Сергея Белоголова «Ковбойская история», а в завершение услышал самый настоящий шумовой оркестр. Заметим, не все ученики, попавшие в группу Ирины Тульчинской, имели музыкальную подготовку. Она рисковала, но была убеждена, что через прикосновение к хорошему музыкальному материалу дети получают бесценный опыт и духовно обогащаются. К слову, открылась летняя театральная школа в Звенигороде постановкой Ирины Тульчинской «Пятнадцать песен о разлученных детях», в которой она выступила сразу в нескольких ипостасях — автор идеи, музыки и стихов, режиссер. В необычном по форме, очень камерном спектакле-фантазии для вокального ансамбля по мотивам сказки Юрия Олеши «Три Толстяка», звучит главная мысль о том, как хрупок наш мир, и дети не должны страдать от военных игр взрослых.

Темы войны в своем финальном показе коснулись и «Стрижи» — группа, занимавшаяся у Олега Снопкова, актера театра и кино, доцента кафедры сценического движения ГИТИС и ВГИК, уже не раз участвовавшего во всероссийских летних театральных школах и фестивалях. Он обучал своих подопечных непростой науке, требующей серьезной физической подготовки и упорства — акробатике, жонглированию, эквилибристике, сценическим дракам и трюкам. Ребята учились владеть телом, неловкие движения постепенно становились уверенными, и, сдавая свой «экзамен», они сумели показать не только фрагмент батальной сцены, но и небольшие пластические миниатюры с зонтиками, шляпами, свечами — очень театральные и стильные.

В стае «Орлов» проходили ежедневные занятия по хореографии, сгоняя семь потов не только с учеников, но и наставника Майрбека Матаева, режиссера по пластике спектаклей в различных профессиональных театрах Москвы, преподавателя ВГИК. Его задача заключалась в том, чтобы научить детей и подростков актерскому мастерству в хореографическом и вокальном этюде, постепенно привести их к умению создавать свой невидимый тонкий мир и гармонично существовать в нем. И вот финал — музыкально-хореографическая сказка об одинокой орлице, семерых орлятах и волке, ставшем в итоге другом и опорой этой семьи. Замечательная история, наполненная режиссерской фантазией и доброй иронией.

«Жаворонки» изучали основы сценографии и пробовали себя в театральной журналистике. По мнению одного из педагогов группы, театрального критика Ольги Зайчиковой, работавшей с детьми и подростками в России и за рубежом, театр во многом рождается из того, как о нем пишут и кто пишет. Вместе с искусствоведом и художницей Татьяной Жильцовой, принимавшей участие в «Театральных каникулах — 2014», в Европейских летних театральных встречах (ЕДЕРЕД), она рассказывала детям об основах театроведения, о создании зрительного образа спектакля. «Жаворонки» пробовали себя в качестве репортеров, записывали интервью с преподавателями и участниками летней школы, а потом эти живые и непосредственные материалы выходили в театральном альманахе «Живи играя!». А в завершение — грандиозный перформанс «с движущимися субъектами и объектами», посвященный маленькому и одновременно безграничному миру театральных каникул.

 

Взмах крылом

Рано или поздно приходится ставить точку. Кажется, только вчера любительские театры и студии представляли свои «визитные карточки», а зарубежные гости свои страны, все вместе праздновали Ивана Купалу и восхищались архитектурой Звенигорода во время большой экскурсии, и вот уже говорят слова прощания, поют Гимн театральных каникул, написанный специально к этому дню Ириной Тульчинской.

Время зажигать свечи. На большой поляне перед клубом, в котором проходили главные театральные события, педагоги и дети соединялись в тесный круг, чтобы успеть сказать на прощание о главном. Яркие пятна оранжевых «форменных» футболок на зеленой траве, светящиеся языки свечей — внешне это напоминало импровизированный перформанс. Только эмоции, наполнявшие картинку, были искренними, не отрепетированными. Так же, как и самолет, внезапно пролетевший над поляной и взмахнувший им крылом.


Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская