Детский театр как дипломатия

Детский театр как дипломатия

 

Под занавес уходящего года в Москве прошел Международный фестиваль «Театр без границ». В театральном центре «Вишневый сад» встретились детские и юношеские коллективы из России, Франции, Италии, Дании, Латвии, Литвы, Эстонии, чтобы вместе провести несколько радостных и насыщенных событиями дней. Они играли свои спектакли, знакомились с творчеством сверстников из других стран, узнавали много нового на мастер-классах. А еще гуляли по зимней столице, напитывались впечатлениями, чтобы потом увезти их в свои далекие страны и города. У всех этих театров, таких разных по сценическому почерку, выбору репертуара и финансовым возможностям, есть общее – любовь к русскому языку, культуре, русской театральной школе.

Детский театр «Балаганчик» под руководством Ольги Калениченко родился в итальянском городе Турин шесть лет назад. Сначала существовал как студия, но постепенно его творческие границы выросли до русско-итальянской ассоциации DIVO, где через язык театра дети постигают русскую культуру. «Балаганчик» успешно работает и получает заслуженное признание на многочисленных международных фестивалях в Германии, Греции, Болгарии Польше, Франции и России. Со временем он и сам стал инициатором и организатором Международного фестиваля детского и юношеского творчества Balagan Fest, ежегодно проходящего в Турине и направленного на поддержку творчества русскоязычных детей и молодежи, которые живут вне России.

В Москву детский русский театр «Балаганчик» привез спектакль «Встреча с С.В.», посвященный жизни и творчеству Сергея Владимировича Михалкова. Автор сценария Елена Румянцева выстроила действие в форме импровизированной беседы ребят с писателем, раскрывающей самые интересные моменты его жизни и творчества.

Сочно, с верными акцентами и удивительным проникновением в мир XIX века прозвучала «Тамбовская казначейша» М.Ю. Лермонтова в исполнении студии «Театральный класс» из Риги. Режиссер Аба Герцбах сделал юных исполнительниц воспитанницами Смольного института. В один из вечеров они решили прочесть вслух лермонтовскую поэму, и в какой-то момент произошло чудо перевоплощения – девушки сами стали участниками давних событий, погрузились в романтическую историю, грезили о любви…

Позднее, во время круглого стола, посвященного русскоязычным детским и подростковым театрам зарубежья, их проблемам и перспективам, Аба Герцбах сказал очень важные слова: «Главное, чтобы творчество русских театров за рубежом не превратилось в псевдокультуру, в пресловутых «матрешек», в единственную цель – просто говорить на русском языке». «Театральный класс» Абы Герцбаха существует уже 20 лет в рижской средней школе № 88, и о творческом пути студии можно сказать совершенно определенно – это сохранение чистоты русского слова.

Столь же серьезную задачу решает и детская театральная студия при датско-российском театре «Диалог», руководит которой Татьяна Дербенева-Якобсон. Она была создана в 2000 году на базе Российского центра науки и культуры в Копенгагене, и с той поры сюда приходят дети из двуязычных семей, чтобы постичь глубину русской речи, узнать как можно больше о России. В будущем Татьяна Дербенева-Якобсон мечтает о создании международного фестиваля любительских детских театров, который бы проходил в Дании. В Москву ее театр привез литературную композицию «Басни на все времена» по произведениям И.А. Крылова и С. Михалкова, и в том, как датские артисты читали знакомые для многих зрителей строки, чувствовалась вдумчивая работа художественного руководителя «Диалога».

Театр-студия «Перемена» из Соликамска был на фестивале единственным российским коллективом. Не удивительно, что он решил сыграть задорный, сделанный в стилистике площадного театра спектакль «Емеля» по мотивам русских народных сказок. «Перемене» уже 25 лет, и благодаря ее бессменному руководителю Евстолии Пыльской и в облике Соликамска, и в нескольких поколениях детей происходят поразительные перемены – эти артисты раскованы, музыкальны, пластичны. Благодаря театральной студии о маленьком уральском городе узнал большой мир. «Перемена» была участником Всемирных фестивалей детских любительских театров в Германии, России и Канаде, спектаклям Евстолии Пыльской аплодировали в Эстонии, Хорватии, Франции, Финляндии, Швейцарии.

Еще одну знакомую сказку рассказал русский детский театр «Апрелик» из Парижа – «Чипполино» по пьесе Софьи Прокофьевой и Ирины Токмаковой в постановке режиссера Иркутского ТЮЗа Ксении Торской. Веселый и яркий спектакль, с интересно придуманным сценографическим рисунком в виде разноцветных шаров и потому напоминающий конфетти, с прекрасно звучащей русской речью. «Апрелик», руководит которым Людмила Дробич, стал одной из первых школ дополнительного образования во Франции, и уже 12 лет здесь осуществляется авторская программа «Театр как модель сохранения русского языка». Сегодня в его структуре 14 студий, где занимаются 145 детей от 3 до 16 лет, играют в спектаклях по произведениям детской русской классики.

Спектакль «Лови мгновение! Carpe diem!» молодежного театра «Театральные проекты Ярвенской русской гимназии» из эстонского города Кохтла-Ярве создан по мотивам американского фильма «Общество мертвых поэтов». Серьезная режиссерская работа руководителя театра Татьяны Кундозеровой, сделанная с большим вкусом, обострила проблемы взаимоотношений родителей и детей. Одиннадцать парней, занятых в этой постановке, рассказали о том, как важно слышать и понимать друг друга, каким страшным бывает последний шаг – от жизни к смерти.

«Театральные проекты в ЯРГ», начинавшиеся когда-то как театр «Дебют», но из-за частой сменяемости актерского состава пришедшие к такому названию, существуют уже 11 лет. Здесь не только ставят и играют спектакли, многие из которых удостоены Гран-при республиканских фестивалей Эстонии, но и проводят гимназические фестивали, объединяя любительские коллективы.

Театральная работа из Клайпеды «И снова о любви» показала отличный пример международного и творческого сотрудничества. Пьесу по мотивам «Почти Вестсайдской истории» написали екатеринбургские драматурги Наталья Басина и Евгений Крайзель (и он же на фестивале проводил тренинги актерского взаимодействия). Поставила ее Галина Семенова, основатель и руководитель театра «Маска», которому уже 22 года, а сыграли в нем ребята из двух театров – «Маски» и «Айтваро». Сделанный минимальными выразительными средствами и построенный на актерской игре и мощном ритме, спектакль протянул зримую нить от шекспировской истории до наших дней, показав, что проблемы нравственного выбора будут стоять перед человечеством всегда.

Галина Семенова из тех режиссеров, которые не боятся рисковать. Она выводит артистов и зрителей на непростой диалог, сквозь который в итоге прорастает понимание важных для каждого из нас вещей. Для нее театр – дом, семья, религия, и в этом нет никакой выспренности. Не случайно в 2013 году Галина Семенова была награждена специальной премией Союза театральных деятелей РФ «Признание» за «Сохранение традиций русского любительского театра, высокую миссию приобщения к русской культуре зрителей зарубежья».

Заканчивается 2016-й год. Напряженный, иногда на грани политических срывов, заставляющий жить в тревожном ожидании. И вот в такой атмосфере прозвучали чистые голоса детей и подростков из театров разных стран. Они разбросаны по миру, но связаны едиными корнями – Россией.

Галина Германн из Австрии, актриса и ведущая мастер-классов по технике речи, назвала это маленькой детской дипломатией, которая делает великое дело – сохраняя русскую культуру, соединяет страны и создает единое пространство русского театра. А он, как показал фестиваль, организованный Всероссийским центром художественного творчества при поддержке СТД РФ, действительно не имеет границ.

 

Фото автора


Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская
24 октября 2012

Дорогие друзья!

Приносим свои извинения в связи с задержкой публикаций на сайте в связи с техническим сбоем.

Мы делаем всё возможное!

15 марта 2010

15 марта пришла весть горькая и страшная — не стало Татьяны Владимировны Загорской, изумительного художника-дизайнера, отличавшегося безукоризненным вкусом, любовью к своему делу, высоким профессионализмом.

На протяжении долгих лет Татьяна Владимировна делала журнал «Страстной бульвар, 10» и делала его с таким пониманием, с таким тонким знанием специфики этого издания, с такой щедрой изобретательностью, что номер от номера становился все более строгим, изящным, привлекательным.

В сентябре 2009 года Татьяна Владимировна перенесла тяжелую операцию и вынуждена была отказаться от работы над «Страстным бульваром», но у нее оставалось еще ее любимое детище — журнал «Иные берега», который она придумала от первой до последней страницы и наполнила его своей высокой культурой, своим щедрым и светлым даром. Каждый читатель журнала отмечал его неповторимое художественное содержание, его стиль и изысканность.

Без Татьяны Владимировны очень трудно представить себе нашу работу, она навсегда останется не только в наших сердцах, но и на страницах журнала, который Татьяна Загорская делала до последнего дня с любовью и надеждой на то, что впереди у нас общее и большое будущее...

Вечная ей память и наша любовь!

25 декабря 2009

Дорогие друзья!
С наступающим Новым Годом и Рождеством!
Позвольте пожелать вам, мои дорогие коллеги, здоровья и благополучия! Радости, которое всегда приносит вдохновенное творчество!
Мы сильны, потому что мы вместе, потому что наше театральное товарищество основано на вере друг в друга. Давайте никогда не терять этой веры, веры в себя и в свое будущее.
Для всех нас наступающий 2010 год — это год особенный, это год А. П. Чехова. И, как говорила чеховская героиня, мы будем жить, будем много трудиться, и мы будем счастливы в своем служении Театру, нашему прекрасному Союзу.
Будьте счастливы, мои родные, с Новым Годом!
Искренне Ваш, Александр Калягин

***
Праздничный бонус:
Новый год в картинке
Главные проекты-2010 в картинке
Сборник Юбилеи-2010 в формате PDF

27 октября 2008

Дорогие друзья, теперь на нашем сайте опубликованы все номера журнала!
К сожалению, архивные выпуски доступны только в формате PDF. Но мы
надеемся, что этот факт не умалит в ваших глазах ценности самих
текстов. Ссылку на PDF-файл вы найдете в Слове редактора, предваряющем
каждый номер. Приятного и полезного вам чтения!