Искусство сверхпроходимости / Владимир Аншон

Искусство сверхпроходимости / Владимир Аншон

 

Статья в PDF

 

В Доме-музее А.Н.Островского на Малой Ордынке в рамках юбилейной программы «Эстония—100», посвященной 100-летию независимости республики, открылась выставка «Владимир Аншон. Культурный транзит Таллинн — Москва».

Владимир Аншон — член Союза художников и Союза театральных деятелей Эстонии, Лауреат премии UNESCO, Лауреат государственной премии Эстонии, участник многих международных театральных проектов. Ко всему этому он еще самобытный, оригинальный, неповторимый Художественный мир во всем его разнообразии. Один из ведущих театральных сценографов на постсоветском пространстве, живописец, дизайнер, книжный иллюстратор, реставратор, архитектор и иконописец. Все эти грани органично объединены в одном человеке. Попытка вписать их все в концепцию небольшой по размерам относительно масштаба всеобъемлющего таланта художника персональной выставки, на которой продемонстрированы инсталляции, макеты декораций, классические портреты, графика, фотографии, видеоматериалы и иконы, удачна.

По праву Владимир Аншон — человек мира. Он родился в Нижнем Новгороде, учился в ЛГИТМиКе у выдающегося сценографа Марта Фроловича Китаева. А потом волею судьбы молодой театральный художник по распределению оказался в Эстонии, в Таллинском Русском драматическом театре. Но, как это принято, конечно же, не ограничился только его стенами. Он работал и продолжает работать в театрах Санкт-Петербурга, Таллинна, Тарту, Москвы, Екатеринбурга, Риги, а в репертуарном листе Владимира Аншона А.П. Чехов («Вишневый сад», «Пианола»), Л. Пиранделло («Это так»), М. Кыйв («Возвращение к отцу»), Ж.-Л. Лагар («Мы — герои»), Ф.М. Достоевский («Преступление и наказание»), Б. Брехт («Трехгрошовая опера»), Г. Лорка («Чудесная башмачница»), А.С. Пушкин («Сказки», «Пиковая дама»), Э. де Филиппо («Филумена Мартурано»), Г. Горин («Кин IV»), П. Шеффер («Три О») и многие другие.

Одной из знаковых в биографии Владимира Арвидовича как театрального художника стала постановка Эльмо Нюганена «Пианола» по пьесе А.П. Чехова «Платонов». Тогда, по мнению критиков, в результате тандема режиссера и художника произошло настоящее чудо. Удивительным образом сценограф, найдя решение пространства, «разместил» зрителя как бы внутри дома Анны Войницевой, дав таким образом ему, зрителю, прочувствовать весь мир чеховских героев.

Не смогли не откликнуться критики и на «Преступление и наказание», назвав постановку «очень достоевским миром, пропитанным сырым туманом Петербурга». Был еще «Лес» Русского театра, в котором «пространство одновременно было и разоренным храмом, и разоренной усадьбой от леса остались одни пеньки и некой суетной адской машиной, которая приводила в действие интригу...».

На открытии выставки режиссер и педагог Театра «Чеховская студия» Музея-заповедника «Мелихово» Владимир Байчер откровенно признался, что «с Аншоном работать не просто сложно, а невыносимо. Чудовищный и ужасный человек». Конечно, все это говорилось с известной долей юмора, но и… правды. Один тот факт, что художник живет в Таллинне, а спектакли оформляет и в Москве в том числе, усложняет жизнь и режиссеру, и художнику. А второе, что «возмущает» Владимира Байчера, так это то, что когда ни позвонишь художнику, он все время работает с… Адольфом Шапиро, который в свою очередь отозвался об Аншоне как о самобытном художнике: «Сегодня существует кинематографическая мода, она агрессивна, она подчиняет не только режиссеров, но и художников, и критиков. А Аншон остается самобытным. Он представляет Эстонию, замечательную страну, где комфортно работать художнику: тихо, спокойно, умиротворенно и где мало говорят».

Как человека и личность Владимира Аншона характеризует и такой факт. В свое время он оформил «Трехгрошовую оперу» для постановки Адольфа Шапиро. Какое-то время спустя Адольфа Яковлевича пригласили поставить спектакль по этой же пьесе в Тель-Авиве. На приглашение продолжить сотрудничество Владимир ответил: «Эту пьесу на Святой земле я не могу оформлять».

«Культурный транзит» представляет галерейное пространство, в котором удивительным образом органично, дополняя друг друга, разместились различные формы материальной культуры.

Выставка разделена на два пространства — обыденное и сакральное. Первое — это мир театра: макеты, эскизы, портреты, фотографии, видеоверсии спектаклей Таллиннского городского театра, которые можно посмотреть, надев наушники и присев на деревянные ящики. Сразу оговорюсь, что экраны, закрепленные на деревянных поддонах, представляют собой инсталляционную композицию, условно объединяющую прошлое и будущее.

Большинство макетов и эскизов созданы в течение последних 25 лет в Эстонии и уже вошли в Золотой фонд сценографии. Среди них, «Пианола» (режиссер Э. Нюганен), «Филумена Мартурано» (режиссер Г. Михайлов), «Лес» (режиссер Н. Лапина), «Пятидесятница» (режиссер М. Киселов), «Венские каникулы» (режиссер М. Чумаченко), инсталляция «Дядя Ваня» (режиссер Л. Петерсон) и другие.

Зрителям или критикам зачастую свойственно «приписывание» тайных смыслов режиссерской работе или работе художника, которые, как правило, не только не закладывались, но даже и не предполагалось, что именно так могут быть расшифрованы «тайные послания». Поэтому чрезвычайно интересно, когда сам Художник приоткрывает завесу своего внутреннего творческого процесса.

Как признался Владимир Аншон: «Главное для художника создать атмосферу сверхпроводимости, которая будет положительно воздействовать и на зрителя, и на актера. Я стараюсь вкладывать в свою сценографию внутренние глубокие концептуальные смыслы, и не важно, если они не читаемы. Важно, что это создаст правильное взаимодействие зрительного зала и сцены. Ведь какое самое ценное открытие в театре? То, что происходит внутри зрителя, когда у него появляется ощущение восторга от понимания происходящего на сцене. Моя задача способствовать такому открытию. Порой этого можно добиться одной-единственной вещью, которая сработает на сцене сильнее, чем актеры».

Сакральная часть — это работы из цикла «Слово в пустоте. Малевич № 10.1», которые выполнены в размере «Черного квадрата». Речь идет об иконе «Христос в терновом венке», графических работах «Аз есмь Альфа и Омега», «Корень слов», «Рождественская звезда», «Я — пустота» и другие. В этот же цикл включена инсталляция «Субстанция Света», посвященная 100-летию образования Эстонской Республики, одним из символических смыслов которой является духовный вклад эстонской культуры в общее пространство европейской и мировой цивилизации.

По словам художника, ему всегда была интересна тема пустоты, поскольку «всякий художник, особенно театральный, стремится к выразительности и простоте. Пустота предел выразительности».

 

Цитаты из разных интервью:

«Сценограф не может дать актеру конкретное задание. Но он способен помочь актеру уловить сквозное действие, создать пространство, в котором чуткий актер будет двигаться именно так, а не иначе. Обстоятельства, выраженные в объеме. А задача режиссера суметь понять смысл этих обстоятельств и вложить их в актера».

 

«Пространство, на котором встречаются режиссер, художник, актер это пространство художественной идеи, и здесь не должно быть места конфликту».

 

«Театр это сфера борьбы смыслов. Но сейчас это порой борьба с бессмыслицей. А иногда борьба (и увы, победоносная!) бессмыслицы со смыслом».

 

«Мы живем в эпоху церковного ренессанса. Ренессанса церковного искусства. Если Бог даст нам жить далее, и если пройдет 100 лет, то об этом периоде будут вспоминать как о периоде, когда воскресало вновь церковное, храмовое искусство, живопись то, что было закрыто для всех на 70 лет».

 

«Человек — не стул. Он — одухотворенное существо, и мы родились для того, чтобы найти диалог с тем, кто создал этот мир и кто нас в этот мир пустил. Время жизни нам для этого и дано. Если мы этого не осуществляем, тогда всякий смысл нашей жизни пропадает».


Фотогалерея


Комментарии

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская