Скрипки и судьбы / Российско-итальянский выставочный проект «Миф Страдивари»

Скрипки и судьбы / Российско-итальянский выставочный проект «Миф Страдивари»

 

Статья в PDF

Голоса скрипок, сделанных великим Антонио Страдивари, специалисты называют ангельскими и вот уже более 300 лет безуспешно пытаются разгадать секрет их звучания. Считалось, что он владел особым рецептом лака, приготовление которого напоминало магический ритуал. По одной версии, Страдивари узнал его состав у аптекаря-алхимика, а потом усовершенствовал с помощью порошка из крыльев неизвестных насекомых и пыли с пола своей мастерской. В другой утверждается, что в состав лака входили смолы деревьев, произраставших когда-то в южнотирольских лесах, но со временем полностью вырубленных. И главный миф: Страдивари, так же, как и другие прославленные мастера, делал свои скрипки из обломков Ноева ковчега.

На выставке в Центральном музее музыкальной культуры были представлены пятнадцать музыкальных инструментов, сделанных руками великих мастеров кремонской школы – Амати, Гварнери, Страдивари, Черутти. Десять из них принадлежат Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов России, пять – Музею скрипки Кремоны, что в Ломбардии. Трудно сказать, какой из этих экспонатов наиболее значим, потому что каждый из них, будь то скрипка или альт, представляет собой инструмент мирового уровня. Но самая старинная, без сомнения, – скрипка Андреа Амати, созданная им в 1566 году для короля Франции Карла IX и украшенная гербом династии Валуа. Шедевр прибыл в Москву из Кремоны и стал символом удивительного итальянского города, где на протяжении нескольких столетий формировалась одна из самых мощных скрипичных школ. Традиция не прерывается, и сегодня здесь действуют международная школа скрипичных мастеров, известные во всем мире реставрационные мастерские. Не так давно при содействии российского правительства кремонские мастера отреставрировали два старинных инструмента из Госколлекции – скрипку венецианского мастера С. Серафина (1749 год) и виолончель П. Гварнери (XVIII век). Не исключено, что скоро и у нас появится Центр реставрации музыкальных инструментов. Во всяком случае, работа в этом направлении ведется.

Несколько слов о Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов Российской Федерации, которой в 2019 году исполнится 100 лет. Она насчитывает 285 экспонатов, созданных выдающимися мастерами в XVIXX столетиях, и является лучшей в мире, поскольку наиболее полно представляет все европейские школы смычковых инструментов. Есть среди них образцы мирового значения – скрипки братьев Антонио и Иеронима Амати, скрипка Николо Амати, которую считают лучшей работой этого мастера, альт Андреа Гварнери, несколько скрипок Антонио Страдивари. Одна из них, созданная великим итальянцем за год до смерти, вошла в экспозицию «Миф Страдивари».

Речь идет о скрипке 1736 года. Это по-настоящему редкий и ценный инструмент, потому что в последний год своей жизни 92-летний Страдивари сделал их не более четырех. Специалисты отмечают некоторую тяжеловатость ее формы и грубоватость очертаний, но при этом выдающиеся акустические свойства. Словно бы это голос мудрого старца, не утратившего энергии юности. Творчество Антонио Страдивари принято делить на три периода – «amatise», когда он работал в стиле своего великого учителя Андреа Амати, а затем экспериментировал над типом скрипок; «золотой», во время которого создавал собственные модели; «поздний», направленный на поиск особого тембра. Такое деление условно, потому что каждый инструмент Страдивари, подчеркивает музыковед, старший научный сотрудник ВМОМК им. М.И. Глинки Ирина Новичкова, являет собой совершенство звука и формы. Эту скрипку, поступившую в Госколлекцию почти столетие назад, называют «юсуповской». Она была приобретена в первой половине XIX века в Италии князем Юсуповым и хранилась в семье вплоть до эмиграции из России последнего представителя этой фамилии. Считалось, что ее вывезли из страны, но потом случайно обнаружили в тайнике в родовом дворце Юсуповых на Мойке в Санкт-Петербурге и передали в Госколлекцию.

Ирина Новичкова рассказала еще одну знаковую историю, связанную с этой удивительной скрипкой. В 1937 году бельгийская королева Елизавета организовала международный конкурс скрипачей, и его победителем стал Давид Ойстрах из СССР. Играл он на той самой «юсуповской» скрипке, выданной ему для такого случая из Госколлекции. Королеву потрясла игра музыканта из молодой страны Советов, долгое время они переписывались (эти письма хранятся в собрании Центрального музея музыкальной культуры), а в конце жизни Елизавета, превосходно игравшая на скрипке, завещала Ойстраху свой инструмент. Так творение рук Страдивари 1671 года оказалось в России, а после смерти легендарного скрипача было передано в Госколлекцию. Скрипка королевы Елизаветы также стала частью экспозиции «Миф Страдивари».

Эта выставка, строгая и сдержанная по форме, охватывающая почти пять столетий, словно сплетена из невидимых лучей, которые соединяют поколения и судьбы выдающихся мастеров — альт работы основателя кремонской школы Андреа Амати и скрипка его сына Антонио, далее скрипка внука Андреа Амати Николо, принявшего в ученики Антонио Страдивари, которому было суждено превзойти своего великого учителя.

Отдельная часть выставки – «Мастерская скрипичного мастера», где во всей простоте и величии предстали рубанки, пилы, напильники и плотницкий стол со специальными зажимами; заготовки выдержанной древесины и шаблоны деталей скрипок, чертежи с множественными точками промеров, автографы из мастерской Антонио Страдивари и Энрико Черутти – эти экспонаты привезены из Музея скрипки в Кремоне.

Конечно, главных секретов выставка не раскрыла, но позволила прикоснуться к судьбам великих мастеров и их творений. И стать свидетелем подлинного чуда – услышать голоса старинных инструментов. Возможно, это тоже один из мифов, но считается, что они со временем набирают красоту и звучат даже лучше, чем при жизни своих создателей. Поэтому важной частью выставочного проекта «Миф Страдивари» стал цикл лекций-концертов с участием ведущих российских музыкантов Федора Белугина, Сергея Поспелова, Гайка Казаряна. На одном из завершающих концертов в Музее им. М.И. Глинки в руках заслуженной артистки РФ, солистки Национального филармонического оркестра России Светланы Степченко пел альт Страдивари, созданный в 1715 году.


Фотогалерея


Комментарии

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская