Гений русского Балета / Выставка одного экспоната в музее-квартире Галины Улановой

Гений русского Балета / Выставка одного экспоната в музее-квартире Галины Улановой

 

Статья в PDF

В Музее-квартире Галины Сергеевны Улановой, что в одной из пяти знаменитых московских высоток, состоялась выставка одного экспоната — портрета балерины кисти заслуженных художников РСФСР, чьи работы представлены в разных музеях как России, так и за рубежом, Ольги и Леонида Тихомировых.

Выставка одного экспоната — явление достаточно редкое. Свидетелем такого события можно стать в двух случаях: когда экспонат имеет удивительную легенду или когда он может заменить всю коллекцию. И по словам заведующей музея Оксаны Карнович, в данном случае имели место оба эти условия.

Чем же интересна эта работа художников? Во-первых, это единственный портрет великой балерины, написанный с натуры. На его создание художники вдохновились после встречи с Улановой в фойе Большого театра: «Помнится, мы стояли в нижнем фойе и смотрели, как по широкой центральной лестнице стекала шумная, нарядная толпа, вспоминали Тихомировы. Мы сразу заметили в ней Уланову, привлекшую внимание светлой простотой своего костюма и какой-то застенчивой естественностью». Во-вторых, не секрет, что люди творческие очень редко и неохотно соглашаются позировать, поскольку процесс этот длительный, и времени, как правило, для сеансов нет. И то, что Галина Сергеевна дала свое согласие после двухлетних (!) уговоров (а потом трудились над портретом еще семь лет), большая удача не только для художников, создавших действительно уникальное произведение, а поистине жемчужину в своем наследии, но и для нас, имеющих счастье увидеть великую балерину такой, какой она была в повседневной жизни, — не под лучами софитов, не в окружении поклонников, а самой собой, такой, какой ее видели самые близкие люди, в число которых попали и Тихомировы. Последнее, конечно, мое личное предположение, которое я сделала исключительно судя по портрету. В нем нет пафоса, позы, когда «персонаж» хочет предстать перед потомками лучше, чем он есть, нет «искусственной красоты» и внешнего лоска, а есть устремленный вдаль задумчивый взгляд и простота в угадывающихся движениях… души. Сдержанные тона, нежная палитра. На героине нет украшений, серое платьице, свидетельствующее о ее необычайной скромности, деликатности, трогательности и простоте, и в то же время строгости и изящности, о которых говорят все, кто знал Галину Сергеевну лично. И без преувеличения, портрет стал своеобразным мостиком от нее к художникам, а от них — к нам.

В свое время Леонид Тихомиров в одном из интервью на вопрос, почему именно Галина Сергеевна привлекла их внимание, ответил: «...А как, скажите, мы могли не написать гениальную балерину, нашу современницу, — это же все равно, что не сохранить для потомков Шаляпина или Ермолову, живи они в наше время».

Спустя 50 лет портрет вернулся в пространство, в котором он создавался. Рядом тот же диван, то же покрывало… Мы как будто попали в зеркальную комнату, где предметы, многократно отражаясь в галерее зеркал, множатся бесконечно. Но если быть точной до конца, то писался портрет в другой квартире, немного меньшей, нежели та, в которой сегодня расположена музей-квартира. Она находилась в этом доме, но в другом крыле. Была на одну комнату меньше. Переезд Галины Сергеевны стал возможным благодаря усилиям корреспондента газеты «Комсомольская правда» Татьяны Агафоновой, которая стала не только близкой подругой Улановой, но и ее помощницей, устроив ряд квартирных обменов.

По словам представителей семьи Тихомировых, художники написали триптих. Точно известно, что одна из картин была куплена в 70-е годы британским коллекционером и вывезена в Англию. Где сегодня находятся две другие неизвестно, но организаторы выставки надеются, что рано или поздно местонахождение обнаружится и появится возможность их «воссоединить».

В квартире, где сегодня располагается музей, балерина жила с 1986 года. Судя по сохранившейся обстановке, жила она очень скромно, без излишеств, а вот одевалась очень стильно и с большим вкусом. Сегодня каждый предмет мебели, декора, интерьера — бесценен, поскольку хранит свою неповторимую историю.

Первое, на что обращаешь внимание, переступая порог гостиной, — большое «вольтеровское» кресло и огромное, в полстены зеркало.

Кресло XVIII века Галина Сергеевна называла «орудием пыток», спинку которого она по наставлению мамы использовала как станок для растяжки. Напомню, что родители Галины Улановой Мария Романова и Сергей Уланов были артистами Императорского Мариинского театра, поэтому первым педагогом стала мама, и первые свои па юная Галина делала под звуки музыкальной шкатулки. Это уже намного позже у нее появится маленький «дорожный» станок, который она всегда возила с собой на гастроли (его тоже можно увидеть в экспозиции).

Уже очень скоро девятилетняя Галина Уланова вышла на сцену Петроградского театра оперы и балета в одноактном балете Мариуса Петипа «Капризы бабочки». Балет, поставленный по случаю свадьбы великого князя Павла Александровича и дочери греческого короля Александры Георгиевны в 1889 году, сохранялся в репертуаре театра до 1922 года. А перед креслом стоит небольшая подставка, подарок актрисы Татьяны Пилецкой, снизу которой написано: «Чтобы вашим ножкам было спокойно». А эти ножки, ох как они трудились всю жизнь... К слову, в другой экспозиционной комнате находится молоточек, которым балерина разбивала свои пуанты. В свое время она отдала его своей первой ученице Екатерине Максимовой, которая потом вернула молоточек в музей.

У зеркала тоже своя интересная история. Оказывается, это только его половина! Эту, без преувеличения, семейную реликвию балерина привезла из Петербурга в Москву, когда в 1944 году ее пригласили в Большой театр. Вторая же его половина осталась у матери. А приобрела Мария Романова это зеркало на эрмитажных распродажах для того, чтобы заниматься со своими ученицами.

В квартире очень много статуэток и сувениров. Сложно не заметить на трюмо перед зеркалом изящную статуэтку сидящей на скамейке Марго Фонтейн в образе Жизели, сделанную на Королевском фарфоровом заводе Доултон. Но совершенно неожиданно снизу вы прочитаете «Galina Ulanova Covent Garden — 1956 г.». Один из экземпляров статуэтки хранится в Лондонском музее V&A под именем Galina Ulanova. Такая путаница объясняется… успехом Улановой во время гастролей Большого театра в Лондоне. Он был так велик, что ее имя нанесли на уже изготовленные фарфоровые фигурки Марго Фонтейн. Именно после тех гастролей за труппой Большого театра закрепилось название «Большой балет», а его символом стала Галина Уланова.

Практически все фарфоровые статуэтки, находящиеся в квартире, выполнены поклонницей таланта Улановой, скульптором Еленой Янсон-Манизер. Среди них особое место занимает ставшая впоследствии памятником в Стокгольме «Лебедь». К слову, это единственный на сегодня в мире памятник, установленный балерине при ее жизни.

Невозможно не задержаться и около балетного платья Улановой, в котором она последний раз вышла на сцену в балете «Шопениана» 29 декабря 1960 года. Мистика ли, судьба ли, но именно этот балет был ее выпускным спектаклем. И этот сценический «цикл» ее творческой жизни длился ровно 50 лет!

Как известно, Галина Сергеевна очень любила животных и много лет рядом с ней был пудель благородных кровей, названный в честь… Большого театра, Бόльшиком. История его появления в доме балерины заслуживает отдельного рассказа. Однажды, прогуливаясь по парку во время гастролей в Лондоне, Уланова обратила внимание на пуделька. Его хозяйка узнала балерину, поскольку во всех лондонских газетах были ее фотографии. Прошло какое-то время, и в Москву прилетел частный самолет с маленьким щенком на борту. К нему прилагалась записка: «Москва, Большой театр, Улановой». К слову, сначала пуделя назвали... ГАБТиком (от аббревиатуры Государственный академический Большой театр), а потом переименовали в Большика. Галина Сергеевна невероятно любила животных, но Большик был ее единственным питомцем, после смерти которого она так и не смогла никем его заменить.

Отдельная страница — это фотографии, которые рассказывают о жизни человека больше всего. На них Галина Сергеевна запечатлена в жизни, на сцене, в репетиционных залах со своими учениками. Здесь же фотопробы к фильму «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна, который видел Уланову в роли царицы Анастасии. Но, к сожалению, не случилось. Впоследствии эту роль сыграла Людмила Целиковская. Совместные фото с Ольгой Спесивцевой, с дочерью Льва Толстого Александрой, которая помогала беженцам и эмигрантам в Америке... Обо всем этом и многом другом увлекательно рассказывает на экскурсиях по музею-квартире Оксана Карнович.

Галина Уланова никогда никого не обременяла просьбами, хотя так до конца жизни и не научилась пользоваться стиральной машиной. Сама ходила в магазин, сама стирала, убирала. Первый инсульт она пережила после смерти помощницы Татьяны, второй — 21 марта 1998 года. После него балерина уже не оправилась.


Фотогалерея


Комментарии

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская