К 135-летию Учреждения Императорского Православного Палестинского общества

К 135-летию Учреждения Императорского Православного Палестинского общества

Статья в PDF

 

 

В 1882 году державной волей императора Александра III в Петербурге было создано Православное Палестинское общество, пользовавшееся на всем протяжении своего существования государственной поддержкой. В 1889 г. Общество получило название Императорского. Это старейшая в России научная и благотворительная неправительственная организация стала уникальной по своему значению в истории национальной культуры, русского востоковедения, русско-ближневосточных отношений.

Александр III хорошо понимал важность создания Палестинского общества, так как уже тогда императорская власть предполагала, что судьба не только Азии, но и всего европейского мира связана с Палестиной.

Главной задачей Общества было укрепление позиций русского государства и Русской Православной церкви на Ближнем Востоке. Россия, после поражения в Крымской войне утратившая контроль над Черным морем, сумела в конце XIХ — начале XX вв. осуществить мощный церковнополитический прорыв в Иерусалиме на Ближнем Востоке.

Русское присутствие на Святой Земле уходило в середину XIX века С 1847 г. в Иерусалиме работала Русская Духовная Миссия, а в Петербурге с 1864 — при Азиатском департаменте МИД — Палестинская комиссия (1864–1889). Русское общество пароходства и торговли исправно доставляло паломников из Одессы в Яффу и обратно.

Зачинателями русского дела на Востоке были епископы Порфирий (Успенский) и архимандрит Антонин (Капустин) — начальник Русской Духовной Миссии в 1865–1894 гг. Инициатором создания Общества в 70-е годы был известный российский палестиновед, видный петербургский чиновник В.Н. Хитрово (1834–1903). После своей поездки в Палестину он писал: «Только благодаря этим сотням и тысячам серых мужичков и простых баб, из года в год движущихся из Яффы в Иерусалим и обратно, точно по русской губернии, обязаны мы тому влиянию, которое имя русское имеет в Палестине; влиянию настолько сильному, что вы с русским языком пройдете по этой дороге, и вас не поймет разве только какой-нибудь пришлый бедуин. Отнимите это влияние — и православие заглохнет среди систематической католической и еще более сильной в последнее время протестантской пропаганды».

В деле создания Общества решающую роль сыграло паломничество в Святую Землю в мае 1881г. братьев императора Александра III — великих князей Сергея и Павла Александровичей и их двоюродного брата великого князя Константина Константиновича.

Идея, выдвинутая Российским МИДом, Генштабом России и рядом гражданских и церковных деятелей России в 80-х годах, была поддержана и одобрена императором Александром III. Устав Православного Палестинского общества был высочайше утвержден 8 мая 1882г., а уже 21 мая на заседании в С.-Петербурге во дворце великого князя Николая Николаевича (Старшего), на котором присутствовали император Александр III, императрица Мария Федоровна и многие члены императорской семьи, представители русского и греческого духовенства, ученые и дипломаты, состоялось торжественное открытие Общества. В состав почетных членов вошли тринадцать членов царской семьи во главе с императором и императрицей, премьер-министр, министр иностранных дел, обер-прокурор Святейшего Синода.

Первым председателем Общества стал брат императора Александра III великий князь Сергей Александрович, который возглавлял Общество в течение 23 лет. Активное участие в его работе принимала великая княгиня Елизавета Федоровна.

Отделения Палестинского общества действовали в 52-х епархиях Русской православной церкви. Во главе их стояли правящие архиереи, вице-председатели, как правило, губернаторы или вице-губернаторы.

Архитектурные сооружения, воздвигнутые Обществом на территории Иерусалима, во многом определили его облик. К ним принадлежали: Троицкий собор, здания Русской Духовной Миссии, консульство, Елизаветинское и Мариинское подворье, русская больница и, конечно, прекрасный храм Марии Магдалины на Елеонском склоне, освященный 1 октября 1888 г.

Идея сооружения в Иерусалиме на склоне Елеонской горы храма в память матери императора Александра III — императрицы Марии Александровны, родилась во время пребывания великих князей Сергея и Павла Александровичей в Иерусалиме в 1881 г. и их встречи с архимандритом Антонином (Капустиным).

После одобрения идеи воздвижения храма Святой Марии Магдалины, бывшей небесной покровительницы русской императрицы, Александром III и царской семьей было принято решение о приобретении в Иерусалиме участка земли для строительства храма. В 1882 г. участок был приобретен. Архитектором храма был утвержден профессор института гражданских инженеров, академик Петербургской Академии художеств Д.И. Гримм (1823–1898). Он предложил проект в новорусском стиле, который так любил император.

21 января 1885 г. состоялась закладка храма, на которой присутствовали великие князья Сергей и Павел Александровичи. Общее руководство строительством осуществлял архимандрит Антонин (Капустин).

На возведение храма император внес 100 тыс. рублей, четыре его брата — Сергей, Павел, Владимир, Алексей — по 15 тыс., сестра, великая княгиня Мария Александровна и герцогиня Эдинбургская — по 5 тыс. рублей.

В мае 1886 г. русский консул в Иерусалиме Бухарин сообщал императору Александру III: «На чудном месте воздвигается памятник, достойный царской семьи и славы России».

Храм с семью характерными московскими маковками и кокошниками удивительно вписался в окружающий ландшафт, став его составной частью и «визитной карточкой» России на Святой Земле.

Иконостас был выполнен из белого мрамора с темной бронзой, иконы написаны известным русским художником В.В. Верещагиным. Каждую из четырех стен украшали огромные фрески, отражавшие основные эпизоды из жизни Святой Марии Магдалины. На южной стороне — «Исцеление Марии Магдалины Спасителем», на западной — «Магдалина у Креста Господня», на северной — «Явление Магдалине воскресшего Христа», на восточной, над алтарем — «Проповедь Магдалины перед императором Тиберием». Автором фресок был тогда еще молодой художник Сергей Иванов, позже — известный автор русской исторической живописи.

Творение Д.И. Гримма было высоко оценено императором Александром III. Архитектор получил должность ректора факультета архитектуры в Академии художеств.

Торжественное освящение храма состоялось 1 октября 1888 г. в присутствии великого князя Сергея Александровича, великой княгини Елизаветы Федоровны и великого князя Павла Александровича. Освящение произвел греческий патриарх.

В следующем году на Палестинских землях начались крупные археологические раскопки, имевшие большой международный научный резонанс. В результате чего так называемое «русское место» и получило иное название — «русские раскопки». В 1887 году здесь был заложен храм Святого Александра Невского, освященный уже после смерти Александра III 22 мая 1896 года.

«Возможность присутствия русских ученых на Востоке, исследование ими подлинных христианских древностей, которые включали в себя как камни, здание, рукописи, так и живую литургическую традицию, дали огромный импульс русской церковной науке, позволили сделать ей настоящий прорыв», — писал в одном из своих работ известный исследователь, профессор Я.Н. Щапов.

Государство затрачивало большие суммы на обслуживание русских паломников, тратило деньги на школы для арабских детей, которые создавались в Палестине, Сирии и Ливане. Проводилась также работа по христианскому просвещению арабского населения. По словам автора исследования «Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX — нач. XX в.» Н.Н. Лисового, «Иерусалим и Ближний Восток оказались тем самым плацдармом и историческим узелком, где политические интересы совпали — и совпадают — с церковными, научные — с практическими паломническими, духовные и бескорыстные — с хозяйственными, экономическими…»

 

 


Фотогалерея


Комментарии

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская