Лучший скульптор / К 180-летию А.М.Опекушина

Лучший скульптор / К 180-летию А.М.Опекушина

Статья в PDF

 

 

О снесенных памятниках Императорам России Александру II и Александру III работы А.М.Опекушина

 

«Знание великих подвигов военной доблести,

образы великих людей и славных дел

каждого исторического события –

суть, двигатель нравственного влияния».

(Александр III)

 

После убийства в марте 1881 г. Царя-Освободителя Александра II, внесшего основной вклад в реформирование России в XIX в. (отмена крепостного права, гласный суд, свобода печати, земское и городское самоуправление, отмена телесных наказаний) в Российской Империи ему было воздвигнуто большое количество памятников. Авторство большинства из них принадлежало известному скульптору Александру Михайловичу Опекушину. Памятники были установлены в Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани, Пскове, Рыбинске, Владимире, Кишеневе, Бутурлиновке, Ченстохове (Царство Польское) и других городах Российской Империи. В годы советской власти почти все из них были снесены.

Александр Михайлович Опекушин, сын крепостного крестьянина, был глубоко религиозным человеком и всю жизнь придерживался монархических взглядов. С 90-х гг. XIX в. монархическая тема стала в его творчестве главной. Хотя среди скульпторов, работавших над воспроизведением образов российских императоров в камне, были такие известные российские мастера, как М.О. Микешин, В.О. Шервуд, И.Н. Шредер, Р.Р. Бах, А.М. Антокольский, П. Трубецкой, памятники А.М. Опекушина были самыми известными и общепризнанными в дореволюционной России. Вся образованная Россия высоко ценила опекушинские монументы, в том числе памятники императору Александру II, которых было более двенадцати.

Памятник Александру II в Кремле стал одной из главных и наиболее значительных работ скульптора. Недаром Император Александр III при рассмотрении проектов памятника своему отцу остановился на проекте сына бывшего крепостного крестьянина. На вопрос, каким должен быть памятник, Александр Александрович сказал: «Он должен быть прост и священен». Художник А.П. Боголюбов вспоминал: «Московский памятник своему незабвенному Родителю, Императору Александру II, почивший государь лично определил быть исполненным в стиле древнего Кремля…».

Многие проекты, рассмотренные на специальных конкурсах, были отвергнуты, так как по мнению Императора Александра III, «ни один из проектов не шел к Кремлю». Проект А.М. Опекушина получил самую высокую оценку. Скульптор, встречавшийся не раз с Александром II, говорил: «Мне кажется, я мог бы вылепить статую покойного Императора, закрыв глаза, до такой степени у меня жив в памяти его образ».

Памятник Александру II был воздвигнут на склоне Кремлевского холма, обращенного к Москве-реке. Закладка первого камня состоялась 14 мая 1893 г. после проведения широких археологических работ.

Строительство длилось пять лет. Освящение памятника и его открытие состоялось 16 августа 1898 г. в присутствии Императора Николая II. Создателями памятника кроме скульптора А.М. Опекушина, были художник П.В. Жуковский и архитектор Н.В. Султанов. Памятник представлял собой мемориальный комплекс, состоящий из статуи Императора, выполненной из темной бронзы, шатровой сени и колоннады. Император был изображен во весь рост, в генеральском мундире, в порфире, со скипетром. На постаменте памятника была выгравирована надпись: «Императору Александру III любовью народа».

Шатровая сень над памятником, исполненная под руководством архитектора Н.В. Султанова, была облицована финляндским гранитом и украшена бронзой с позолотой. Особую роль в архитектурном ансамбле выполняла кровля, которая была сделана из вызолоченных бронзовых листов, залитых темно-зеленой эмалью и увенчанная двуглавым орлом. В куполе сени была помещена летопись жизни царя.

Большая арочная галерея с трех сторон окружала статую Императора. На сводах галереи были расположены 33 мозаичных портрета русских правителей от Владимира до Николая I, сделанные по эскизам художника П.В. Жуковского. По фризу колоннады была выгравирована надпись: «Сооружен доброхотным иждивением русского народа».

В память об открытии памятника были выпущены специальная настольная медаль и жетон, а также монета номиналом в 1 рубль. Большую помощь в работе над памятником Александру II Александру Михайловичу оказал генерал-губернатор Москвы, брат Александра III, великий князь Сергей Александрович, относившийся к скульптору с большим уважением. Памятник пользовался популярностью у москвичей и граждан из других городов России.

После октябрьских событий 1917 г. и издания большевиками 12 апреля 1918 г. декрета «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг» по всей стране начался снос воздвигнутых в России монументов. Одним из первых памятников, снесенных новой властью, был кремлевский памятник Императору Александру II. Весной 1918 г. была снята статуя Александра II, а весь архитектурный ансамбль был уничтожен в 1928 году.

Помимо памятника в Москве, как говорилось выше, памятники Царю-Освободителю были возведены в Пскове (1886), в Кишиневе(1886), в Астрахани (1884), в Ченстохове (1889), во Владимире (1913), в Бутурлиновке (1912), в Рыбинске (1911) и в других городах Российской империи. Памятники создавались преимущественно на всенародные пожертвования, а также на пожертвования благотворителей и деньги царской семьи. Все они в советское время были снесены.

Инициатива сооружения памятника Александру II во Пскове принадлежала псковскому купеческому обществу, ассигновавшему на возведение памятника 5 тыс. рублей. Деньги были разложены на все купечество Пскова. Купцы первой гильдии должны были уплатить 150 рублей, купцы, принадлежавшие ко второй гильдии, по 25 рублей. Для установки жителями города под руководством городского головы П.П. Калашникова была выбрана Торговая площадь. 27 июля 1886 г. при значительном скоплении народа состоялось освящение и торжественное открытие памятника.

Царь был изображен в полный рост в мундире и орденской ленте, с накинутой на плечи мантией и цепью ордена Андрея Первозванного на груди. В правой руке Императора – свиток манифеста 1861 г., левая касалась державы, лежавшей на небольшой тумбе. На гранитном постаменте была выгравирована надпись: «Царю Освободителю Александру II». Скульптуру окружали фигуры двуглавых орлов, на задней стороне постамента была помещена надпись: «От псковского купечества». В 1919 году памятник был снесен.

В 1884 г. с разрешения Императора Александра III по проекту А.М. Опекушина в губернаторском саду города Астрахани был установлен памятник Императору Александру II. Средства на установку были выделены властями Астрахани и астраханским купечеством. Александр II был представлен во весь рост со свитком «Манифеста об отмене крепостного права» в правой руке, в ниспадающей порфире. На постаменте надпись: «Царю-Освободителю». Площадь, прилегающая к губернаторскому саду, получила название «Александровская». В годы советской власти памятник был снесен.

24 августа 1913 г. к трехсотлетию Императорского Дома Романовых во Владимире на деньги, собранные местным дворянством, земством, купеческо-мещанским сословием, в торжественной обстановке был открыт и освящен памятник Императору Александру II с торжественным возложением цветов, отданием воинских почестей. В городе прошел большой Крестный ход. Император был изображен в полный рост, без фуражки, со свитком-манифестом в правой руке и державой – в левой. В 1917 году памятник был снесен.

19 февраля/4 марта 1911 года в дни 50-летнего юбилея подписания Манифеста Императором Александром II в Рыбинске, превратившемся в большой промышленный и культурный центр, был открыт памятник Александру II. Монумент создавался на деньги жителей города и крестьянского населения Рыбинского уезда. Автором памятника был Александр Михайлович Опекушин. Памятник был открыт в торжественной обстановке с воинским парадом, возложением почетными гражданами города к подножию монумента серебряных венков. На постаменте были выбиты слова из царского манифеста: «Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного». В годы советской власти памятник был снесен.

В мае 1912 года на средства крестьянского населения состоялось открытие памятника Императору Александру II в Бутурлиновке. Было собрано 10,5 тыс. рублей. Памятник был возведен на площади рядом со Спасо-Преображенским собором. На постаменте были высечены надписи: «Царю-Освободителю Императору Александру II» и «Благодарные крестьяне Бутурлиновки 1861–1911». После революции памятник был снесен.

30 мая 1912 г. в Москве в обстановке общенациональных торжеств, приуроченных к празднованию 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года состоялось открытие и освящение памятника императору Александру III, воздвигнутому около Храма Христа Спасителя по проекту А.М. Опекушина и архитектора А.Н. Померанцева. Скульптура была отлита на заводе Морана в Санкт-Петербурге академиком А.Л. Обером. Александр III был изображен восседающим на троне в порфире и короне со скипетром в правой руке и с державой в левой. «Московские ведомости» 31 мая 1912 г. сообщали: «Порфира спускается справа одним концом на пьедестал, исполненный из красного гранита. На пьедестале надпись: «Благочестивейшему самодержавнейшему Великому Государю нашему Императору Александру Александровичу всея России. 1881–1894 гг.». Гранитный пьедестал, возвышающийся на таком же массивном постаменте, по углам которого помещены выдающиеся по своим размерам и исполнению бронзовые двуглавые орлы с распростертыми крыльями; постамент имеет три ступени. Украшением пьедестала служат гербы, прекрасно исполненные. У памятника с южной стороны устроена гранитная балюстрада и лестница, спускающаяся на набережную. Массивные фонари украшают площадку. С боковых сторон устроена невысокая стенка из серого гранита, отделяющая монументальную площадку от общего соборного сквера».

Профессор Московского университета, основатель в Москве Музея изящных искусств имени императора Александра III (ныне Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – Ю.К.) И.В. Цветаев, обосновывая необходимость возведения памятника Александру III у Храма Христа Спасителя, в специальной Записке на имя губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича от 23 мая 1897 г. писал: «Выбор этого места, равно как и художественная концепция самого памятника, должны, конечно, отвечать основному характеру царствования почившего Монарха… Император, полагавший столько непрестанных попечений «о мире во всем мире» и о Богом вверенного Ему народа этой стороной своей деятельности, как нельзя более приближается к Церкви, которая молит о том же и учит жить в мире». По словам американского ученого Ричарда Уэртмана, «это была статуя, изображавшая русского императора как помазанника Божия». На возведение памятника по всей России были собраны огромные средства. Колоссальная сумма в 2 миллиона 388 тысяч 586 рублей, писал И.В. Цветаев, наглядно показала, «какою безграничною любовью пользовался в своем народе почивший Государь…».

Церемония проходила в торжественной обстановке. В 10 часов утра из Кремля к памятнику подъехал Император Николай II. Среди войск, выстроенных около памятника, были сводные части от всех полков Московского и Санкт-Петербургского гарнизонов. Литургию в храме совершил митрополит Московский и Коломенский Владимир, после чего начался Крестный ход. Салютом в 360 выстрелов и исполнением марша Преображенского полка завершилась церемония открытия. Среди 86 венков, включая 80 от российских и зарубежных депутаций, были венки от «благодарной Сербии», «признательной Болгарии», московского городского самоуправления и российских дворян. Сразу после церемонии освящения и открытия памятника император Николай II специальным актом передал его Москве. Газеты назвали А.М. Опекушина «Лучшим русским скульптором».

В это же время Александром Михайловичем была создана еще одна скульптура, посвященная императору Александру III. По предложению Нечаева-Мальцева – главного мецената возведения Музея изящных искусств имени императора Александра III в Москве на Волхонке – она предназначалась специально для Музея. Судьба этой скульптуры до сих пор неизвестна.

Московский памятник Екатерине II, установленный в Московской Городской Думе в 1896 г., был отправлен в Музей изящных искусств, а в 1952 г. тайно вывезен в Берлин. Настоящее его местонахождение неизвестно.

 

***

 

Александр Михайлович Опекушин родился в 1838 г. в деревне Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии в крепостной крестьянской семье лепщика Михаила Евдокимовича Опекушина. Каменотесы, лепщики, штукатуры этих мест были хорошо известны в России, и такие места как Свечкино, Рыбницы, Давыдково, Овсяники дали целые семейные династии. У крепостного мальчика рано обнаружились прекрасные творческие способности, и артель лепщиков, где работал юный Опекушин, собрала необходимые средства для его обучения. С разрешения помещицы Е.В. Ольгиной он был отправлен на учебу в С.-Петербург.

Опекушин поступил в рисовальную школу при Обществе поощрения художеств, которую окончил блестяще в два года. Затем его учеба продолжалась в петербургской мастерской датского скульптора Д.И. Иенсена, ученика знаменитого скульптора Б. Торвальдсена. В возрасте 21 года Александр Михайлович получил вольную и стал вольноприходящим учеником Императорской Академии художеств.

В 1862 г. Совет Императорской Академии художеств присудил молодому скульптору Малую серебряную медаль за барельеф «Ангелы, возвещающие пастухам Рождество Христово». В том же 1862 г. Опекушин был приглашен известным скульптором М.О. Микешиным для работы над памятником «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Памятник, задуманный Микешиным в виде колокола, который должен был благовестить потомкам о героическом прошлом России, величии государства Российского, венчала держава – символ царской власти, вокруг которой были представлены 17 бронзовых фигур государственных деятелей, внесших наибольший вклад в создание Российской империи.

По количеству изображенных фигур, «Тысячелетие России» явился самым крупным скульптурным памятником русского монументального искусства. В его создании приняли участие знаменитые русские мастера: академик Р.К. Залеман, М.А. Чижов, И.П. Шредер, Н.А. Лаверецкий. Фигура Петра I, выполненная А.М.Опекушиным, оказалась одной из самых удачных.

В 1864 г. молодой скульптор был награжден Императорской Академией художеств второй Серебряной медалью. В 1869 г. он получил звание классного художника 2-ой степени, а в 1870 г. – классного художника 1-й степени. Диплом академика скульптуры был присужден Александру Михайловичу в 1872 г. за статую Петра I и бюст Цесаревича Николая Александровича, установленный в Санкт-Петербурге на Выборгской стороне у Церкви Святителя Николая Чудотворца. В годы советской власти они были уничтожены. Затем скульптором был создан его шедевр — памятник А.С. Пушкину, который стал настоящим символом Москвы. В последующие годы при поддержке императорской власти памятники Пушкину работы Опекушина были возведены в 1884 г. в Санкт-Петербурге, в 1885 г. в Кишиневе и в 1913 г. в Остафьево.

Но Опекушин увековечил в камне не только Пушкина, но и другого русского поэта – М.Ю. Лермонтова. Памятник был открыт в Пятигорске в 1889 году.

Императорская власть уделяла большое внимание увековечению памяти российских государственных и общественных деятелей, ученых, писателей, поэтов и композиторов, внесших большой вклад в историю, научное и культурное развитие России, эстетическое воспитание ее народа. Император Александр III считал это важнейшей государственной задачей. Он говорил, что «знание великих подвигов военной доблести, образы великих людей и славных дел каждого исторического события – являются двигателем нравственного влияния». Труды мастеров, посвятивших свои произведения знаменитым деятелям России, по достоинству оценивались императорской властью. Блестящая плеяда скульпторов и архитекторов России XIX – начала ХХ вв., в которую входили М.О. Микешин, А.М. Опекушин, А.М. Антокольский, И.Н. Шредер, Р.Р. Бах, А.А. Парланд, А.Н. Померанцев, В.О. Шервуд, Р.И. Клейн, – оставили потомкам совершенные образцы скульптурного и архитектурного искусства той эпохи.

В годы царствования Императора Александра III при поддержке Императорской власти А.М. Опекушиным были созданы прекрасные скульптурные произведения на различных окраинных территориях Российской Империи. В 1886 г. в Дерпте (Тарту) возведен памятник знаменитому русскому естествоиспытателю и мыслителю – Карлу Эрнсту Бэру (1792-1876), создавшему теорию эмбриологии. Современник Опекушина скульптор Р.Р. Бах так скажет об этом произведении: «Я опекушинского Бэра ценю выше гудоновского Вольтера. На лице Вольтера Гудон запечатлел постоянную саркастическую улыбку и больше ничего. В умном старческом лице Бэра Опекушин выразил глубину мысли подвижника науки, без которой человечество не может двигаться дальше».

А.М. Опекушин создал большое количество скульптурных изображений современников. Среди них были Жуковский, Вяземский, Микешин, Ламанский, Шувалов и другие. Все опекушинские работы, в том числе бюсты Аристотеля и Платона, отличались высочайшим мастерством, удивительным портретным сходством, красотою линий и умением полностью раскрыть духовную сущность человека.

В 1891 г. Александр III утвердил воздвижение на восточной окраине России в Хабаровске памятника патриоту России, генерал-губернатору Восточной Сибири (1848-1861 г.), основателю Хабаровска графу Николаю Николаевичу Муравьеву-Амурскому. С именем Н.Н. Муравьева-Амурского, оставившего заметный след в истории Сибири, связано присоединение к России обширного Амурского края и подписание в 1858 г. Айгунского договора с Китаем, по которому была определена русско-китайская граница в районе реки Амур. Опекушину, выигравшему конкурс, удалось достичь большого портретного сходства. Одет генерал-губернатор был не в генеральский мундир, а в походный казачий чекмень. В правой руке у него была подзорная труба, в левой – свиток (Айгунский договор) с картой. Пятиметровый монумент был прост и изящен по композиции. Статуя хорошо просматривалась даже с далекого расстояния.

В 20-е послереволюционные годы по приказу Дальревкома памятник был снесен. В 90-е годы ХХ столетия бронзовая фигура графа Н.Н. Муравьева-Амурского, олицетворявшая незыблемое присутствие России на тихоокеанском побережье, вновь вернулась на свое место. В 1991 году прах графа Муравьева-Амурского был перенесен с Монмартрского кладбища в Париже во Владивосток и под звуки салюта корабельных батарей Тихоокеанского морского флота предан земле.

В 1894 г. А.М. Опекушин становится действительным членом Академии художеств. Вместе со своими учениками он выполнял и церковные заказы – скульптурные распятия и киоты для храмов и монастырей. Занимался отделкой государственных учреждений, личных московских особняков, городских магазинов.

 

***

 

После Октябрьской революции Александр Михайлович был лишен своей мастерской, ограблен во время обысков и выгнан из дома, в котором он жил с семьей. Деньги в Государственном Банке были аннулированы. Умер он в глубокой нищете в марте 1923 года. О его последних днях сообщала ярославская газета «Крестьянский кооператор»: «Он заживо погребен. Квартира, в которой он живет с дочками, – холодная, одежда у них почти сотлела, валится с плеч. Питание – как бы не умереть с голоду. Отсутствие всех признаков, что здесь живет европейски известный скульптор, автор памятника Александру Сергеевичу Пушкину и ряда других памятников. Догорает жизнь в страшных мучениях великого труженика-ярославца А.М. Опекушина…».

Александр Михайлович Опекушин был похоронен в родном селе.


Фотогалерея


Комментарии

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская