Мария Башкирцева. Возвращение домой

Мария Башкирцева. Возвращение домой

 

Статья в PDF

 

«Жизнь – это мы; она принадлежит нам, она все, что мы имеем…»

Мария Башкирцева

 

В одном из залов Люксембургского музея в Париже находится мраморная композиция «Бессмертие» работы скульптора Лонжелье. Он выполнил ее по заказу французского правительства, вписав в сюжет крылатую фигуру ангела, у ног которого умирает молодой гений. В руках ангела свиток, где высечены имена безвременно покинувших этот мир выдающихся людей. Их восемь, и среди них лишь одно русское — Мария Башкирцева.

Художница, чьи работы рассеяны по всему миру от крупных европейских и российских музеев до частных коллекций, и автор дневника, которым на рубеже XIX-XX веков зачитывалась вся образованная Россия, прожила неполных 26 лет. Ее творческое наследие, созданное всего за семь лет, — это более 150 живописных полотен, 200 рисунков, 35 пастелей, несколько скульптур. Она грезила о славе и боялась забвения. «Жить, обладать таким честолюбием страдать, плакать, – писала она в своем дневнике – бороться и в конце концов – забвение… забвение, как будто бы никогда и не существовала…» И еще: «Я с ума схожу, думая, что могу умереть в безвестности. Самая степень моего отчаяния показывает, что это должно случиться».

Напрасные опасения. Башкирцевой восхищались Велимир Хлебников, Валерий Брюсов, Анатоль Франс, Бернард Шоу, а Марина Цветаева посвятила ей, «виденью рая», свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом». В Париже на кладбище Пасси над могилой Марии возвышается часовня, созданная архитектором Этьеном Бастьен-Лепажем – братом самого близкого ее друга художника Жюля Бастьен-Лепажа. Внутри находятся раритетные вещи, среди которых бюст Башкирцевой работы скульптора Шарля-Рене де Поля де Сен-Марсо, ее любимое кресло, молельный стул, палитра, семейные фотографии и последнее, незавершенное полотно «Святые жены». Правда, из-за отсутствия прямых наследников и в силу юридических нюансов по вопросу собственности, усыпальница уже десять лет закрыта для посетителей и, что самое главное, она разрушается. Долгое время соотечественники Башкирцевой пытались решить проблему, обращаясь в самые высокие организации, и сегодня этот вопрос находится на рассмотрении в Россотрудничестве. Возможно, в скором времени часовня будет включена в перечень мест погребения, которые находятся за рубежом и имеют для России историко-мемориальное значение.

В Ницце в честь Марии Башкирцевой названа улица и здесь же, в городском Музее изящных искусств в 2008 году к 150-летию со дня рождения «русской француженки» прошла художественная выставка. Минуло десять лет, и творчество этой художницы впервые предстало перед российским зрителем. Дом русского зарубежья им. А. Солженицына совместно с Фондом «Возрождение памяти Марии Башкирцевой» организовал выставку «Избранница судьбы». Благодаря представленным здесь уникальным предметам – личным вещам Марии, подлинникам графических и живописных работ, фотографиям, редким изданиям ее дневника – сложился цельный образ выдающейся женщины, наделенной сильным характером и ярким талантом, успевшей за очень короткий срок сказать свое слово в искусстве.

Она родилась в 1858 году в имении Гавронцы Полтавской губернии. Ее отец был предводителем местного дворянства, а дед героем Крымской войны. Мать, урожденная Бабанина, принадлежала к старинному дворянскому роду, имевшему татарские корни. Мария писала об этом в дневнике с долей иронии: «Дедушка всегда похвалялся тем, что происходит от татар времен первого нашествия. Боба Нина – татарские слова, изволите видеть; я могу только смеяться над этим…». Так случилось, что родители расстались, и мать вместе с Марией и ее младшим братом уехала за границу, поселившись в Ницце, а затем в Париже. Здесь девочка получила блестящее образование, овладев не только несколькими европейскими языками, но и древнегреческим, латынью. Повзрослев, в подлиннике читала античных философов. «После целого дня беготни по магазинам, портным, модисткам, прогулок и кокетства, я надеваю пеньюар и читаю своего любезного друга Плутарха».

Тогда же появился ее Дневник – «жизнь женщины, записанная изо дня в день, без всякой рисовки, как будто бы никто в мире не должен был читать». Мария начала его в 14 лет, последние записи сделала за несколько дней до ухода. Если дать этому литературному произведению современную оценку, его можно назвать уникальной творческой акцией, адресованной конкретно будущим поколениям. Автор спокоен и остранен: «Можно будет проследить за мной с детства до самой смерти. А жизнь человека, вся жизнь, как она есть, без всякой маскировки и прикрас, – всегда великая и интересная вещь».

Мария Башкирцева была очень музыкальной, играла на фортепиано, гитаре, цитре, арфе. Природа наделила ее красивым и редким голосом – меццо-сопрано, и она мечтала о славе певицы. Тяжелая болезнь все перечеркнула. В 18 лет она потеряла голос, потом стала глохнуть, а завершила эту трагическую цепочку практически неизлечимая в те времена чахотка. Тогда в ее жизни появилось художественное творчество. В 1977 году Мария Башкирцева поступила в частную парижскую Академию живописи Родольфа Жюлиана. В те годы это было единственное учебное заведение, открытое для женщин. Консультантами Академии выступали такие известные мастера, как Адольф Бугеро, Жюль Лефевр, Родольф Буланже, Тони Робер-Флёри. Мария работала по многу часов, не считаясь с запретами и рекомендациями врачей, да и вообще мало обращая внимания на свою болезнь.

На страницах дневника рефреном звучат слова – жизнь слишком коротка. Осознавая, что неизлечимо больна, она вдыхает ее полной грудью и стремится запечатлеть самые драгоценные впечатления, трудится, растрачивая последние силы. «Мне хотелось бы работать над скульптурой, не бросая живописи. Не то чтобы мне хотелось быть скульптором, но просто мне видятся такие чудные вещи, и я чувствую такую настоятельную потребность передать то, что вижу».

В 1880 году первое крупное полотно Башкирцевой «Молодая женщина, читающая "К вопросу о разводе" А. Дюма» получило высокую оценку на знаменитом парижском Салоне – крупнейшей выставке в Париже, основанной Королевской академией и славящейся в художественной среде более чем престижной. Эта работа считалась утраченной более ста лет, но благодаря неутомимым поискам Татьяны и Николая Швец, создавшим Фонд «Возрождение памяти Марии Башкирцевой» и собравшим по крупицам во Франции и России уникальную коллекцию ее произведений, личных вещей и архивных материалов, картина вернулась в Россию. На выставке в Доме русского зарубежья она выставлялась среди самых первых набросков и рисунков художницы, серий портретов разного времени, копий живописных произведений из собраний российских и зарубежных музеев и была центром притяжения.

Уход Марии Башкирцевой для многих стал тяжелым ударом. В 1885 году Общество французских женщин-художниц в Париже организовало посмертную выставку ее работ, представив 100 холстов, 35 рисунков, 6 пастелей и 5 скульптур. Но в дальнейшем серьезную часть творений «русской француженки» постигла трагическая участь. В 1908 году мать Марии передала в Музей Александра III (сегодня Русский государственный музей) более 140 картин, рисунков, эскизов, пастелей и скульптурных этюдов, чтобы сохранить память о дочери и сделать ее творческое наследие общедоступным. В 1930 году, когда из центральных собраний изымались произведения искусства и направлялись в небольшие музеи по всей стране, коллекция Башкирцевой потеряла целостность. Несколько картин передали в музеи Красноярска и Днепропетровска, а спустя два года на Украину отправили еще 127 работ. Во время Великой Отечественной войны эвакуировали Харьковскую картинную галерею, и 66 произведений художницы исчезли, несколько работ погибли при бомбардировке Гавронцев. В итоге из достаточно большой коллекции, переданной на Украину в 30-е годы, сегодня сохранилось лишь три полотна в музеях Харькова, Днепропетровска и Сум. В Русском музее хранятся восемь живописных полотен и 13 рисунков Марии Башкирцевой. Отдельные произведения оказались в Третьяковской галерее в Москве, Люксембургском музее в Париже, государственных собраниях Ниццы и Амстердама, в нескольких частных коллекциях по всему миру.

Тем ценнее встреча с Марией Башкирцевой на выставке в Доме русского зарубежья, где отчетливо виден мир неординарной и во многом прогрессивной для своего времени женщины, ее путь в творчестве от ученика до зрелого мастера. В дни выставки здесь же проходила научная конференция «Мария Башкирцева: "Искусство возвышает душу…"», участниками которой стали исследователи творчества художницы из Италии, Франции, Новой Зеландии, Швейцарии, России. Ее организатор – Фонд «Возрождение памяти Марии Башкирцевой» – в 2008 и 2013 годах провел уже два подобных международных форума на родине Марии в Полтаве. Татьяна и Николай Швец добились того, что сегодня в Полтаве появилась улица Марии Башкирцевой, а в Гавронцах, на месте семейного дома, установили памятный знак. Выставка в Доме русского зарубежья, по словам ее организаторов, станет первым шагом к созданию музея Марии Башкирцевой на ее родине.


Фотогалерея


Комментарии

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская