Лицедеи Железной горы / Театр для детей и юношества в Темиртау (Казахстан)

Лицедеи Железной горы / Театр для детей и юношества в Темиртау (Казахстан)

 

Статья в PDF

 

«Железная гора» — так переводится с казахского название города Темиртау, основанного в 1945 году в центральной части Казахстана — Карагандинской области, на месте поселка Самаркандский. В этом году город металлургов Темиртау отмечает два важных культурных юбилея: 60 лет собственной театральной истории, которая началась в 1959 году с резонансного события — гастролей московского театра «Современник» под руководством Олега Ефремова и 30 лет со дня создания Темиртауского театра для детей и юношества — единственного на сегодняшний день профессионального театрального коллектива в городе.

Главный режиссер театра Михаил Маскалюк служит в нем со дня основания в 1989 году. Свой творческий путь он начинал актером, руководящий режиссерский пост занял в 2009 году. Актером по первоначальной специальности является и нынешний директор театра Владимир Дроздецкий, управляющий театром с 2004 года. Труппа театра на сегодняшний день насчитывает 18 человек, ее составляют как совсем молодые актеры, так и опытные мастера, отдавшие профессии не одно десятилетие.

Статус ТЮЗа предполагает наполнение репертуара постановками для детской и подростковой аудитории, в то же время положение единственного театра в городе обязывает учитывать интересы зрителей всех возрастов. И театр успешно справляется с поставленными задачами, предлагая своей публике спектакли на разные вкусы — от искрометных детских волшебных сказок до постановок русской и мировой классики и современных пьес в традиционных и авангардных решениях. Многие репертуарные названия и имена авторов вызывают горячий интерес юных и взрослых зрителей одновременно.

Именно таким является имя Александра Дюма-отца. В конце 2017 года в театре состоялась премьера пьесы «Мадмуазель де Бель-Иль» — произведения с причудливой судьбой: на родине автора именно эта комедия вошла в историю как самое успешное драматургическое творение Дюма, в русскоязычном же театральном пространстве она не снискала большой популярности, хотя и была опубликована в СССР отдельным изданием еще в 1958 году в переводе С. Надеждиной и Э. Шлосберг. Постановку этой пьесы в Темиртау осуществила режиссер Ирина Симонова. Зрителей ждет яркий костюмный спектакль в живописных исторических декорациях (сценограф и автор костюмов — Татьяна Ушакова), оправдывающий все зрительские ожидания, связанные с именем Дюма: авантюрная интрига, любовь, заговоры, мистификации, дуэль на шпагах, хорошо знакомые по мушкетерским романам фамилии персонажей (герцог Ришелье — двоюродный правнук знаменитого всесильного кардинала, мадмуазель де Бель-Иль — внучка министра финансов Фуке, одного из центральных персонажей «Виконта де Бражелона»). Основная интрига основана на предельно наивном по своей сути, но традиционном для Дюма, активно использованном в тех же «Трех мушкетерах» мотиве неузнанных в темноте любовников: там, если помните, Миледи страстно отдавалась д’Артаньяну, думая, что отдается графу де Варду, здесь герцог Ришелье пылко овладевает многоопытной в амурных делах маркизой де При, будучи уверен, что на ее месте целомудренная мадмуазель де Бель-Иль. Впрочем, все пикантные «взрослые» мотивы в спектакле сведены к минимуму и происходят за сценой — на первом плане, как и положено у Дюма, романтика плаща и шпаги. Живое воплощение чистоты и непорочности мадмуазель де Бель-Иль — Екатерина Орищенко органичная и по-настоящему очаровательная. Противоположность главной героини — циничная и сладострастная маркиза де При — несомненная актерская удача Евгении Тесли-Ярцевой, создающей на сцене яркий и убедительный «вулкан страстей». Одно из самых сильных мест постановки — мастерское воплощение эксцентричного образа придворного распутника герцога Ришелье (Олег Керимов), способного на изощренную интригу, но остающегося при этом истинным дворянином и человеком чести. Его оппонент — жених мадмуазель де Бель-Иль, юный рыцарь без страха и упрека шевалье д’Обиньи — исполнителю этой роли, молодому актеру Роману Гужелю местами не хватает мастерства, но это частично компенсируют яркая фактура и старательный подход к выполнению режиссерской задачи. Квартет центральных героев органично дополняют два дуэта — характерная пара придворных интриганов, герцог д’Омон (точная в каждом штрихе работа опытного Владимира Хомутова) и шевалье д’Овре (колоритный образ, созданный Айдаром Мукашевым) и пара слуг — хитроумная наперсница маркизы де При Мариэтта (еще одно украшение спектакля — Ирина Мальчихина) и честный исполнительный Жермен (маленькая, но запоминающаяся работа Нурлана Ибраева). Однако нельзя не заметить, что избыточной, навязчивой игрой в поддавки со зрителем является пластическое решение спектакля, особенно в первой, экспозиционной части.

Спектакль «Rе: Обломов», жанр которого обозначен как «(Почти) документальная драма» на малой сцене театра стал самой резонансной городской премьерой 2018 года и разделил темиртауских театралов на два полярных лагеря: часть зрителей, особенно представители старшего поколения, спектакль категорически не принимают, другая часть, в большинстве своем молодежная, принимают его с восторгом. Как следует из самого названия, стилизованного под шаблон современной электронной переписки, режиссер Антуан Дукравец и драматург Ольга Малышева были движимы целью дать свои ответы на вопросы, поставленные романом И.А. Гончарова в XIX веке с высоты сегодняшнего дня. В программке спектакля заявлено: «Мы посмотрели на Илью Ильича Обломова с позиции поколения, живущего в десятые годы XXI века. Подходит ли нам его образ жизни, знакомы ли его чувства, понятны ли мотивы поступков? Есть ли нам, что сказать героям романа Гончарова? Мы приглашаем публику на диалог — поговорить о дружбе и любви, лености и героизме, находках и потерях. Вам слово». Ревнителей классического театра спектакль может раздражать многими аспектами — от современного сценического антуража и костюмов (художник Татьяна Ушакова) до системы персонажей: так, Штольц в этом спектакле — женщина (Евгения Тесля-Ярцева), Захара здесь сразу два (Олег Керимов и Вячеслав Пимонов), большая часть действующих лиц (в исполнении Никиты Колесова, Ирины Мальчихиной, Людмилы Гулуевой, Натальи Снегиревой, Екатерины Оришенко) и вовсе не имеют четких романных прообразов. Более-менее традиционно решена лишь пара Илья Обломов — Ольга Ильинская (Айдар Мукашев и Анастасия Агафонова) — несколько эпизодов романа разыгрываются ими во вполне традиционном ключе. Однако большая часть сценического времени здесь отдана не персонажам Гончарова, а актерам, которые от своего имени делятся со зрителями мыслями и ассоциациями, возникшими у них при погружении в роман, рассказывают собственные, зачастую глубоко личные истории, ищут и находят контакт со зрительным залом. Особую функцию в этом спектакле выполняет видеопроекция: на большой экран выводятся фрагменты хрестоматийной статьи Добролюбова «Что такое обломовщина?», являющиеся эпиграфами к каждому эпизоду спектакля. Сценическое действие включает в себя и исполнение современной музыки с применением живых инструментов и ударной установки, и вокальные номера. Удачен ли этот смелый театральный эксперимент? По моему мнению — вполне. При всей неожиданности подачи, уважительное отношение к первоисточнику сохранено, и для зрителей, читавших роман Гончарова, спектакль «Rе: Обломов» действительно служит поводом для размышлений о его актуальности сегодня. Кроме того, привлекает весьма органичный способ актерского существования, на который режиссер вывел исполнителей: все они работают с искренним азартом и удовольствием, и свободная позитивная энергия их существования на сцене передается зрителям.

Ну а для категорических противников современных театральных экспериментов в репертуаре Темиртауского театра есть замечательные альтернативы. Одной из них является постановка знаменитой пьесы Карло Гольдони «Трактирщица» («Хозяйка гостиницы»), осуществленной в 2018 году главным режиссером театра Михаилом Маскалюком. Замысел этого спектакля традиционен в самом положительном смысле: режиссер взял на вооружение приемы классической итальянской комедии дель-арте в русском преломлении (влияние легендарной вахтанговской «Принцессы Турандот» здесь налицо). Персонажи облачены в причудливые яркие костюмы и разноцветные парики, сценическое пространство радует глаз карнавальным буйством красок (художник-постановщик спектакля — Людмила Скокова). Режиссер осуществил удачную сценическую редакцию пьесы — спектакль лишен затянутости и пролетает буквально на одном дыхании. Главная и безусловная удача этого спектакля — исполнительница роли Мирандолины Ольга Зверьева. От начала и до конца действия она ведет свою партию замечательно, радуя глаз красотой и впечатляя мастерством владения комедийными приемами. Под стать главной героине и остальной женский состав постановки: постоянные взрывы смеха вызывает колоритная Светлана Свищева в роли Ортензии, прекрасной партнершей ей является Наталья Паскова в роли Деяниры. Эта комедийная пара способна выдержать конкуренцию с любыми столичными звездами. Увы, но добившись столь замечательного результата с женскими персонажами, режиссер не сумел сделать того же с персонажами мужскими. И трио ухажеров Мирандолины здесь вызывает ассоциации с басенными лебедем, раком и щукой: каждый актер существует сам по себе, вне общего ансамбля. Владимир Хомутов в роли Графа мастерски придерживается предложенной режиссером стилистики, создавая цельный яркий утрированно-комедийный образ. А вот для замечательно работающего в других спектаклях театра Вячеслава Пимонова предложенная жанровая стилистика пока не стала органичной, словно бы яркий костюм его персонажа Маркиза — с чужого плеча: ему удались лишь отдельные эпизоды, но линия роли в целом, увы, не выдержана. И до странности неожиданно выбивается из общего ансамбля исполнитель роли Кавалера, один из самых опытных и харизматичных актеров театра Леонид Кирличенко. Он почти полностью лишает своего персонажа комедийных черт, его Кавалер чрезмерно серьезен, а местами и вовсе откровенно скучен, что создает большой диссонанс с общей атмосферой действия и идет вразрез с самим жанром пьесы. И это весьма странно — ведь в других спектаклях театра Леонид Кирличенко комедийные роли играет просто блистательно. Так или иначе — мужской ансамбль «Хозяйки гостиницы» в этот раз не сложился, его не спасли ни юное обаяние и искренние старания Романа Гужеля в роли Фабрицио, ни яркие проявления самобытного Нурлана Ибраева в маленькой роли Слуги. И этот факт искренне огорчает: ведь изначальная режиссерская задумка, сценографическое решение и отдельные актерские работы в этой постановке демонстрируют потенциал для совершенно другого результата.

Именно такими, по-настоящему удачными результатами являются три детских сказки в постановке того же Михаила Маскалюка.

Спектакль «Молодильные яблоки» по мотивам русских народных сказок с успехом идет в репертуаре уже 5 лет — с 2014 года. Он выдержан в веселой и яркой русской лубочной стилистике (сценография Татьяны Ушаковой), темпоритм спектакля выверен с математической точностью, все без исключения персонажи сыграны замечательно. Поистине бенефисным проявлением радует детей и родителей Олег Керимов в острохарактерной роли коварного Стольника. Мгновенно завоевывает симпатии зала невероятно обаятельный и смешной Царь Горох (Леонид Кирличенко). Органично сочетает героические и комические черты Иван-царевич (Айдар Мукашева). Неожиданной оригинальной трактовкой образа Бабы Яги впечатляет Людмила Гулуева. С замечательным юмором и заразительным азартом играет Аленку Евгения Тесля-Ярцева. Колоритен и забавен Владимир Хомутов в роли Злодея Злодеича. «Молодильные яблоки» точно попадают в свою зрительскую аудиторию, дошкольники и школьники младших классов следят за происходящим на сцене, не отрываясь ни на секунду.

Для этой же аудитории в театре поставлена знаменитая сказка Шарля Перро «Кот в сапогах». Здесь режиссер Михаил Маскалюк в качестве основы использует традицию европейских площадных мистерий: актеры активно используют плащи и маски, на глазах зрителей перевоплощаются из площадных актеров в сказочных персонажей, периодически вовлекают в активное общение зрительный зал. Радуют глаз живописные декорации и интересные костюмы (художник Людмила Скокова). Неунывающего энергичного Кота в мушкетерском облике играет Нурлан Ибраев, в роли его хозяина Жана неплохо показывает себя перспективный молодой актер Никита Колесов. Новые краски из своей богатой актерской палитры находит для папы-Короля Олег Керимов. По-настоящему очаровательна Принцесса — Ирина Мальчихина. Веселые улыбки вызывает яркий дуэт Поваров — Наталья Ершова и Ольга Зверьева. Впечатляет замечательное острохарактерное решение образа Людоеда, блистательно воплощенное Леонидом Кирличенко.

Географическое положение театра обязывает главного режиссера владеть не только русской и европейской, но, в первую очередь, национальной казахской театральной традицией. И Михаил Маскалюк наглядно демонстрирует замечательное владение этой традицией в своей постановке «Песню пой, моя домбра» по пьесе Л. Карасая. Пьеса основана на казахских народных мотивах, сочетает в себе элементы волшебной истории и героического степного эпоса. Юный Айдар владеет волшебной домброй, доставшейся ему по наследству от деда. Да вот только злые силы отняли у домбры ее чудесное звучание, и чтобы вернуть инструменту голос, юный герой пускается в далекий путь, на котором, как и положено в сказке, встречает помощников и противников. Роль Айдара — пожалуй, лучшая на сегодняшний день актерская работа Романа Гужеля: порукой тому его молодой возраст, обаятельная внешность, прекрасная физическая форма, искренняя увлеченность материалом и замечательные партнеры. Людмила Гулуева создает запоминающийся образ Зере — бабушки главного героя. Украшением спектакля во всех смыслах являются три живые души — лунная душа тетушка Айжан (Светлана Свищева), солнечная душа тетушка Кунсулу (Ольга Зверьева) и чистая душа тетушка Тогжан (Ирина Мальчихина). Очень интересно проявляет себя в роли грозного, но доброго пса Салабака Никита Колесов. Но пальма первенства в данном актерском ансамбле, на мой взгляд, принадлежит Нурлану Ибраеву: он предстает в роли главного злодея, хозяина ночи, повелителя волков Бурихана. Актер преображается в истинного степняка-кочевника, управляя пространством на каком-то почти шаманском уровне. Чем убедительней злодей, тем значительней выглядит финальная победа юного героя над ним. На успех спектакля работает и сценография Татьяны Ушаковой, и музыкальное оформление Надежды Гермес, и хореография Оксаны Квасневской.

Еще одна постановка Михаила Маскалюка, которую можно смело назвать «визитной карточкой» театра адресована широкой аудитории — и юным, и взрослым театралам. Это комедия-сказка «Коляда в Диканьке» по мотивам повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (автор пьесы Василий Лоза). Премьера состоялась в 2016 году, спектакль многонаселенный, на сцене почти вся труппа театра. Здесь режиссер демонстрирует владение еще одной культурной традицией, украинской. Традиция украинских рождественских вертепов знакома ему не понаслышке — ведь Михаил Маскалюк уроженец западной Украины. Спектакль очень точен в этнографических деталях, атмосферный и яркий. Известный всем сюжет гоголевского произведения в этой постановке дополнен новыми неожиданными подробностями и новыми персонажами, в числе которых древнее языческое божество Колядо и юный православный святой Микола, будущий Николай-Угодник (прекрасный актерский дуэт опытного Леонида Кирличенко и молодого Романа Гужеля). Главный представитель злых сил — знаменитый гоголевский Черт здесь назван украинским синонимом Козяка (в этой острохарактерной роли в который раз приятно удивляет Олег Керимов). Своеобразен и убедителен кузнец Вакула в исполнении Айдара Мукашева. В полном соответствии с первоисточником «чудо, как хороша» Оксана — Ирина Мальчихина. Под стать первой красавице Диканьки и ее окружение — очаровательные кумушки Катруся, Дуся и Маруся (Ольга Зверьева, Наталья Ершова, Наталья Снегирева). Высший актерский пилотаж демонстрирует Владимир Хомутов в роли Чуба, замечателен Вячеслав Пимонов в роли Головы, очень комичен Дьяк в исполнении Нурлана Ибраева. Добрых слов заслуживают все эпизодические персонажи и представители массовки (в числе которых на сцену выходят даже монтировщики сцены). Но главная жемчужина этой постановки — роль Солохи в очень сильном эмоциональном исполнении Нины Сытиной. В этой сценической версии линия Солохи значительно развита: если в «Ночи перед Рождеством» мать Вакулы в середине повествования полностью исчезает из сюжета, то здесь, напротив, именно Солоха является инициатором и движущей силой всех последующих событий. И сам полет Вакулы на Козяке-Черте в Санкт-Петербург с последующей аудиенцией у императрицы Екатерины — это постановочная мистификация Солохи: благодаря именно ее ведьмовским усилиям жители Диканьки преображаются в запорожских казаков и петербургских царственно-вельможных особ, внушая наивному Вакуле, что он действительно совершил фантастическое путешествие и добыл заветные черевички для ненаглядной Оксаны, хотя на самом деле он вовсе и не покидал родного села. Ведьма Солоха движима самым естественным и сильным человеческим чувством — материнской любовью, она желает любимому сыну счастья всей душой в прямом смысле — то есть ради благополучия Вакулы готова пожертвовать своей душой, взяв в союзники Черта, и претерпеть впоследствии за это адские муки. Нина Сытина не играет, а проживает эту роль, органично преображаясь из комической ведьмы в истинно трагическую героиню. Ее предфинальный прощальный монолог вызывает мурашки и слезы у взрослых зрителей. Но поскольку это рождественская сказка, все заканчивается хорошо, светлые силы побеждают, влюбленные соединяются, Солоха прощена. И спектакль в целом звучит как пронзительный гимн материнству и вере в подлинные чудеса любви.

Закончить обзор сегодняшнего репертуара театра-юбиляра из Темиртау мне, как одесситу, хочется рассказом о ярком спектакле с одесской генетикой, неожиданно обнаруженном мною на казахстанской земле. Этот спектакль — «Муха-Цокотуха», созданный по инициативе актеров театра: его постановщиками выступили неоднократно упоминаемые выше Олег Керимов и Евгения Тесля-Ярцева, сыгравшая Муху. Сказку Корнея Чуковского адаптировал для сцены драматург Юрий Дунаев. Как известно, молодость Николая Корнейчукова, прославившегося впоследствии как Корней Чуковский, связана с Одессой — и создатели спектакля сознательно или подсознательно оттолкнулись от этого факта, взяв в качестве жанровой основы своей постановки стилистику одесского варьете первой четверти прошлого века. В спектакле использован ряд популярных мелодий той эпохи, в частности знаменитая песня «У самовара я и моя Маша» из репертуара Петра Лещенко и Леонида Утесова. Танцы, достойные лучших образцов жанра варьете поставила Оксана Квасневская, яркую визуальную картинку обеспечила художник Татьяна Ушакова. Результат получился совершенно очаровательным: этот веселый спектакль с удовольствием смотрят и совсем маленькие дети, и взрослые, которые считывают и тонкую режиссерскую иронию в проекции мира насекомых на мир людей, и легкий, очень деликатно поданный эротический подтекст в истории взаимоотношений доверчивой, жаждущей любви Мухи с роковым инфернальным красавцем Пауком (Айдар Мукашев) и бесстрашным авиатором Комаром (Роман Гужель). Лаконичными точными штрихами обозначены характеры Клопа (Нурлан Ибраев) и Таракана (Никита Колесов). Ну а все женские персонажи этой истории — просто радость для мужского глаза: очаровательная Бабочка (Екатерина Орищенко), трогательный Кузнечик (Анастасия Агафонова), эксцентричная Пчела (Наталья Снегирева), стильные Блохи (Людмила Гулуева и Анастасия Денисова). И, конечно, Евгения Тесля-Ярцева в роли Мухи-Цокотухи — это настоящий праздник женского обаяния и актерского юмора. Спектакль оставляет очень приятное послевкусие и запоминается надолго.

Тридцать лет — возраст расцвета — и Темиртауский театр для детей и юношества, действительно, находится в расцвете сил. Конечно, у этого театра, как и у всякого другого, хватает внутренних проблем. Но лицедеи Железной горы с честью держат марку театрального дела, даря зрителям своего города живые искренние эмоции. Впрочем, не только своего — время от времени театр находит возможность выезжать на гастроли и фестивали. В частности, свежая декабрьская премьера театра — комедия «К барьеру!» по пьесам-шуткам А.П. Чехова «Предложение» и «Медведь» в постановке Владимира Дроздецкого включена в программу Международного театрального фестиваля «Мелиховская весна». И есть все основания надеяться на успех — этот коллектив его действительно достоин.

Фото предоставлены театром


Фотогалерея


Комментарии

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская