Винтажные игрушки советской эпохи

Винтажные игрушки советской эпохи

 

Статья в PDF

В Берлинском частном музее «Collectors Room Berlin» состоялась необычная выставка — «ZOO Москва». Это игрушечные животные, выпущенные в СССР с 1950-х по 1980-е годы и ярко отражающие дух эпохи соцреализма.

Около 100 представленных экспонатов являются частью обширной коллекции немецких фотографов и дизайнеров Себастьяна Kёпке и Фолькера Вайнхольда, которые на протяжении двух десятилетий исследуют исторические темы в повседневной жизни, интерпретируя их в различных выставочных проектах. Игрушки, выполненные по эскизам крупных советских художников и скульпторов, уже путешествовали по разным городам, выставляясь в городских музеях Бранденбурга и Вольфсбурга, Музее текстиля и техники Ноймюнстера, Музее естественной истории Ашаффенбурга, Саксонском музее техники в Криммитшау, Техническом национальном музее Мекленбурга и других.

«ZOO Москва», разместившаяся в залах «Collectors Room Berlin», стала частью проекта «Советские игрушечные животные» и представила не только винтажные предметы, но и персоналии их авторов. Игрушки самых разных цветов и форм, как неотъемлемая часть детства нескольких поколений советских людей, отражают еще и процесс формирования этой индустрии в СССР. Как известно, в дореволюционной России не было собственного производства игрушек. Их привозили в основном из Германии и Франции, и они были доступны только состоятельным семьям. Основная же часть российских детей забавлялась «потешками» кустарного производства из дерева и глины. В 1930-е годы, когда царская Россия стала страной Советов, здесь начали выпускать первые промышленные игрушки, но еще по иностранным образцам. После Великой Отечественной войны, наравне с мерами по восстановлению народного хозяйства, предприятиям по выпуску товаров повседневного спроса предписывалось выпускать еще и детские игрушки.

С начала 1950-х на предприятия пришли выпускники художественных вузов и училищ, и в игрушечной сфере произошли коренные перемены. Пользуясь такими искусственными материалами, как целлулоид и полиэтилен, скульпторы создали целую галерею сказочных образов, которые затем тиражировались в течение нескольких десятилетий. Разработчики концепции «ZOO Москва» представили на отдельных стендах наиболее известных авторов игрушечных животных из коллекции Себастьяна Kёпке и Фолькера Вайнхольда. Например, Бориса Воробьева, ученика знаменитого московского художника В.А. Ватагина, давшего начинающему художнику азы анималистической скульптуры. Воробьев окончил скульптурный факультет Ленинградской академии художеств, много лет работал на Ленинградском фарфоровом заводе, создавая статуэтки по мотивам произведений Крылова, Гоголя, и сегодня его произведения хранятся во многих музейных и частных собраниях. Отдельные игрушки на выставке «ZOO Москва» выполнены по моделям патриарха питерской школы скульпторов Льва Сморгона. Сотрудничая с промышленными комбинатами «Ленигрушка» и «Промигрушка», он создал более ста игрушечных образов, в том числе и невероятно популярного в советское время «Дядю Степу».

Еще один выдающийся автор — скульптор, живописец, график и медальер, писатель Лев Разумовский. Он пережил блокаду Ленинграда, в ноябре 1943 года ушел на фронт, воевал в стрелковом полку 310-й стрелковой дивизии, в боях при наступлении на Петрозаводск был тяжело ранен и потерял руку. Несмотря на это, Лев Самсонович сумел поступить на отделение скульптуры Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной, а его дипломная работа — бронзовая скульптура «Летчик» — была установлена в Московском парке Победы в Ленинграде. В обширном творческом поле Льва Разумовского отдельное место принадлежит детской игрушке. Из 120 разработанных им моделей 80 выпускались массовыми тиражами. Кроме того, он создал пресс-формы исторических наборов солдатиков «Ледовое побоище».

Среди других скульпторов, по чьим эскизам создавались экспонаты выставки «ZOO Москва», — Наталия Туркова, Галина Соколова, Тамара Федорова, Анатолий Борисов, Адольф Нейстат. Поколение мастеров, придумавших особый игрушечный мир советской поры, о котором сегодня говорят как о самостоятельном уникальном направлении советского искусства. И это подтверждает интерес к выставке «ZOO Москва» в самом центре Берлина.

 

Фото автора

 


Фотогалерея


Комментарии

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская