Александр III и театральное искусство в России в конце XIX века

Александр III и театральное искусство в России в конце XIX века

 

Статья в PDF

В годы царствования Александра III большие успехи сделало театральное искусство. В 1882 г. по личному распоряжению императора была отменена монополия на Императорские театры.

Александр III и Мария Федоровна были заядлыми театралами. Царская чета почти еженедельно посещала драматический театр или оперу. В тетрадях по русскому языку и литературе юной Дагмар можно найти записи о развитии театрального искусства в России: «Краткий очерк истории русского театра. Театральные представления в России имеют свое начало в XVII столетии. Студенты Киевской духовной Академии разыгрывали по праздникам пьесы духовного содержания, называемые комедиями. Это почти то же, что в Западной Европе были мистерии». Театральная тема, как видно, была интересна для Дагмар уже в те годы.

В 1869 г. августейшими супругами в Аничковом дворце был организован свой театр. По проекту придворного архитектора Н.А. Монигетти зал Аничкова дворца был превращен в большой театральный салон со сценой и зрительным залом. Цесаревич и Цесаревна выступали здесь в качестве актеров. На сцене Аничкова дворца были поставлены «Аве, Мария» Ф. Шуберта, «Ангел» М.Ю. Лермонтова, «Дуэль» Жерома и «Комната с обществом времен Людовика ХV». В спектаклях были заняты также великие князья Алексей Александрович, Николай Константинович, граф И.И. Воронцов-Дашков, Саша Жуковская, Юрий Лейхтенбергский и другие.

Дневниковые записи цесаревича Александра Александровича также свидетельствуют о том, что театр всегда интересовал великого князя. Из дневников Александра Александровича за 1875/1876 гг: за один театральный сезон 1875/76 гг. «посетили: театр — 34 раза. Из них: итальянскую оперу — 9 раз, балет — 1, русскую оперу — 2, французский театр — 16, русский театр — 4, цирк — 2».

К концу XIX в. почти во всех губернских городах: в Киеве, Одессе, Нижнем Новгороде, Астрахани, Харькове, Саратове, Казани, Иркутске — существовали свои театры. Театральные сцены находились под руководством губернаторов и городских чиновников.

Состояние театрального дела в 80-х годах XIX века требовало проведения широкой театральной реформы. Уменьшение расходных статей императорского театра, проведенное директором Императорских театров К.К. Кистером, привело к резкому сокращению расходов на постановочно-монтировочную часть и на все массовые элементы театральной труппы: оркестры, хор, кордебалет и т.д.

А.Н. Островский по этому поводу писал: «Все стало умаляться, уменьшаться, начиная с труппы; внешняя обстановка стала постепенно понижаться до такого минимума, спускаться ниже которого уже не позволяло достоинство императорских театров».

12 марта 1881 г. согласно указу Александра III К.К. Кистер на посту директора Императорских театров был заменен поклонником русской оперы И.А. Всеволожским, на докладе которого министру Двора с изложением необходимых реформ император написал: «Вот к чему привела знаменитая кистеровская экономия. Нечего делать, надо непременно привести все исподволь в должный и приличный вид».

Согласно новой театральной реформе, поддержанной Александром III, императорский театр рассматривался «отныне как государственное педагогическое учреждение, отвечающее воспитательным задачам правительства; как придворное учреждение является постоянной точкой прикосновения царской щедрости с эстетическими вкусами подданных».

Отсюда вытекал третий экономический принцип: театр должен быть хозяйственным учреждением, «где расходование экономно, а щедрость производительна».

В 1882 г. были утверждены «Правила для управления русско-драматическими труппами», «Временное положение об авторском вознаграждении и Театрально-литературном комитете», а также «Временный устав оперного Комитета».

Вышеназванные реформы были направлены на повышение статуса театрального дела в России и улучшение положения театральных служащих всех рангов.

Была отменена монополия Императорских театров и разрешены частные антрепризы в столицах. Тем самым открылась дорога созданию рынка артистического труда, который способствовал широкому привлечению в театр молодых талантов. Развитию театрального дела в России был дан серьезный толчок.

Значительно увеличен бюджет театров. В конце сезона 1881-82 г. для русской оперы он составил 284.00 рублей (вместо 169.00). Количество оркестрантов было увеличено до 165 (вместо 124), хористов до 120 (вместо 8), состав солистов оперы достиг 60 человек.

Ставка годового оклада для артистов сценических масс была значительно увеличена с 140 до 600 рублей. Отныне к декорациям и костюмам предъявлялось требование не только «блеска и художественности», но и «исторической и бытовой правды».

По высочайшему распоряжению императора оперы в Императорских театрах должны были идти только на русском языке. Оперы отечественных композиторов заняли главное место в репертуаре.

Главные цели театральной реформы Александра III состояли в повышении имиджа Императорских театров, поддержке отечественных авторов, драматических писателей и русских композиторов, предоставлении широких возможностей для молодых актеров. В соответствии с главными целями театральной реформы с начала 1880 г. были введены абонементы, что давало Дирекции театров стабильный доход. В 1892/93 гг. при Императорских театрах были созданы экипажные заведения для провозки декораций и артистов после спектаклей. Была создана театральная библиотека, а с 1891 г. стал издаваться собственный иллюстрированный печатный орган «Ежегодник Императорских театров».

Император Александр III лично просматривал репертуар на будущий сезон. По его требованию министр Двора и директор Императорских театров регулярно посылали императору отчеты о состоянии дел. В особых случаях император занимался вопросами артистических ангажементов. Император и императрица регулярно присутствовали на генеральных репетициях и проводили встречи и беседы с директорами и артистами. Все это благоприятно отражалось на уровне спектаклей и опер, о чем свидетельствовали многие современники.

Инспектор оркестров Императорских театров в Петербурге Е.К. Альбрехт писал, что Александр III как-то сказал ему: «Было бы приятно, если бы музыканты были бы по возможности русскими».

Театральная реформа Александра III, начатая в стране «сверху», была подхвачена и проведена в жизнь силами широкой театральной общественности страны, и способствовала широкому привлечению в театры талантливой артистической молодежи со всех концов Российской империи.

Яркий представитель русского театра, родоначальник русского национального театра А.Н. Островский, естественно, не остался без царского внимания. Александр III высоко ценил драматургические произведения великого писателя. Вместе с Марией Федоровной вечерами супруги читали Островского. В ученических тетрадях по русскому языку принцессы Дагмар можно найти выдержки из произведений Островского, переписанные рукой юной принцессы.

В репертуарах русских драматических театров в то время была широко представлена классическая драматургия западных писателей — пьесы Шекспира, Шиллера, Гюго и других драматургов. Но русский зритель хотел видеть на сцене и русскую действительность. А.Н. Островский писал: «Иногородняя публика, наезжавшая в Москву посмотреть Кремль и исторические достопримечательности, прежде всего, желает видеть на сцене русскую жизнь и русскую историю». Правдивое воспроизведение русской жизни, показ ее темных сторон и низменных людских страстей в пьесах «Свои люди — сочтемся» (1850), «Не в свои сани не садись» (1850), «Бедность не порок» (1854), «Не так живи как хочется» (1854), «Бешеные деньги» (1870), «Волки и овцы» (1875) были представлены наряду с изображением судеб положительных героев — людей честных, духовно красивых и благородных. Особенно ярко были нарисованы писателем женские образы в пьесах «Гроза», «Последняя жертва», «Бесприданница» и других произведениях. В оригинальных пьесах Островского (их было сорок восемь) действовало более шестисот персонажей, «целая говорящая страна», голоса разных сословий и эпох. Автор множества пьес, около полутора столетий составляющих основу классического репертуара русских театров, Александр Николаевич Островский был еще и крупным общественным и театральным деятелем, и в течение многих лет главой созданного по его инициативе Общества русских драматических писателей и оперных композиторов. Благодаря его деятельности стала развиваться самобытная русская драматургия, сложилась школа актерского мастерства.

Императорской волей А.Н. Островский был назначен на должность, специально для него учрежденную, — заведующего репертуарной частью московских императорских театров. «Поручаю вашему ведению свои театры, — сказал ему Александр III, — я уверен, что они будут в хороших руках. Делайте все, что найдете полезным для их процветания».

Личный секретарь Островского Н.А. Кропачев в своих воспоминаниях подробно описал, как много труда вложил Островский в дело театрального искусства, как работал он над преобразованием Театрального училища, посещал экзамены, спектакли, поднимал балет, пришедший в упадок. Он поддерживал начинающих писателей, заботился об их материальном обеспечении, устраивал конкурсы пьес и спектаклей. Островский первый выступил с идеей создания в России русского национального театра.

И.А. Гончаров в день 35-летней деятельности А.Н. Островского написал ему: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни: Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: у нас есть свой русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться “Театр Островского”».

Когда была уничтожена монополия казенных театров, которую Островский считал злом для развития сценического дела, он подал Александру III записку об основании в Москве русского народного театра и составил проект устава товарищества на паях с капиталом в 750 тыс. рублей. Несколько крупных московских благотворителей согласились стать пайщиками Товарищества по созданию народного театра. Император Александр III без колебаний поддержал идею Островского. Когда записка-прошение писателя была передана императору, тот поставил на ней резолюцию: «Было бы весьма желательно осуществление этой мысли, которую разделяю совершенно».

В 1884 г. Александр III назначил Островскому государственную пенсию, хотя писатель и не являлся государственным служащим. Драматург П.М. Невежин, являвшийся соавтором А.Н. Островского по пьесам «Блажь» и «Старое по-новому», в «Воспоминаниях об А.Н. Островском» рассказал о том, что предшествовало этому решению государя. Невежин писал: «Каким-то образом император Александр III узнал, что Островский находится в тягостном материальном положении, и при первой встрече с братом драматурга, Михаилом Николаевичем Островским (министром государственных имуществ в 1881-1893 гг. — Ю.К.), обратился к нему:

Как живет ваш брат?

Островский молча поклонился. Государь продолжал:

Как его материальное состояние?

Очень дурное, Ваше Величество. Своих средств у него почти никаких, за труды же он получает очень мало, а у него жена и шесть человек детей.

Странно, — с неудовольствием сказал император, — что до сих пор об этом никто не сказал. Я сделаю, что нужно».

Через несколько дней состоялся высочайший указ о назначении губернскому секретарю А.Н. Островскому пенсии в 3 000 рублей в год. Особой награды А.Н. Островский был удостоен за участие в 1881 г. в комиссии «для пересмотра законоположений по всем частям театрального ведомства», выработавшей, между прочим, новое положение о вознаграждении драматических писателей. От имени императора Островскому была преподнесена массивная золотая табакерка с бриллиантовым вензелем государя. 5 марта 1884 г. состоялась встреча писателя с императором в Гатчинском дворце.

Из дневника А.С. Суворина от 7 марта 1884г.: «7 марта. Сегодня был Островский… Он рассказывал свою аудиенцию у государя, который произвел на него хорошее впечатление своей простотой и улыбкою. Он встал и шел навстречу, когда Островский входил, взял его за руку и посадил, спрашивал, почему так мало хороших пьес, говорил, что надо поощрять молодые таланты и проч. Раза четыре повторил, как ему приятно познакомиться с Островским».

А.Н. Островский высоко оценил деятельность императора Александра III на поприще русской культуры. Во время встречи Александр Николаевич благодарил государя за назначение ему пенсии, а также за разрешение такого важного вопроса, как вопрос о создании в России русского национального театра. Н.А. Кропачев со слов Островского вспоминал: «...Принят был маститый драматург весьма благосклонно, и, как лицу уже “знакомому” по своим сочинениям, государь подал ему руку. Беседа все время, около четверти часа, происходила на ногах: оба они прохаживались по кабинету, убранному без особенной претензии на роскошь. Государь, между прочим, сказал Александру Николаевичу, что он присутствовал на представлении его пьесы "Красавец мужчина", и спросил, почему он взял для своей пьесы “такой” сюжет.

Очевидно, — добавлял Александр Николаевич, — государю не понравился сюжет. На это я ему ответил: "Дух времени такой, ваше Величество». Далее из своей беседы с государем Александр Николаевич заключил, что государь живо интересовался современною драматическою сценой и внимательно следил не только за русскими, но и за иностранными современными авторами. Из последних более всех других понравился ему норвежский драматический писатель Бьёрнсон, пьеса которого (название ее я забыл), по словам царя, произвела на него сильное впечатление, и он сообщил Александру Николаевичу сюжет ее. В заключение государь выразил желание, чтобы между русскими молодыми писателями нашлись у Бьёрнсона подражатели. Где давалась пьеса и на каком языке, Александр Николаевич не пояснил мне, а я упустил из виду узнать об этом».

В конце 1885 г. Островский получил предложение принять в свое ведомство Императорский Московский театр и Театральное училище. Последовавшая весной 1886 г. внезапная смерть великого драматурга помешала осуществлению задуманных планов. На погребение писателя Александр III пожаловал из сумм Кабинета 3 тыс. рублей. Вдове была назначена пенсия в 3 тыс. рублей, а на воспитание троих сыновей и дочери писателя — 2 400 рублей в год. Решением Московской Думы в Москве была создана читальня им. А.Н. Островского.

 

 

***

С начала 80-х г. в практику вошло устройство так называемых бесплатных спектаклей. Первый такой спектакль состоялся 26 февраля 1883 г. по повелению императора Александра III для воспитанников учебных заведений. С тех пор бесплатные спектакли ежегодно устраивались на масляной неделе и в день именин императрицы Марии Федоровны — 14 ноября.

Императорский Мариинский театр продолжал оставаться оплотом аристократии. Билеты были нарасхват. Количество претендентов доходило до 15 тысяч ежедневно. Особенным успехом пользовались оперы и балеты Чайковского, который был признан национальным гением. По личному распоряжению Александра III, который с семьей регулярно посещал Мариинский театр, там были поставлены: «Африканка» Мейербера, «Мефистофель» Бойто, «Манон» Массне, «Паяцы» Леонкавалло, «Ромео и Джульетта» Гуно, «Сельская честь» Масканьи.

30 августа 1882 г. присяжный поверенный Ф.А. Корш основал в Москве частный Драматический театр, которым он руководил в течение 40 лет. Первым спектаклем театра был «Ревизор» Н.В. Гоголя. Со временем каждую пятницу в театре ставились премьеры, а на утренние спектакли для учащихся продавались дешевые билеты. Частные театры появились и в других российских городах.

Александр Александрович внимательно следил и всячески помогал молодым талантам в театральном искусстве, как режиссерам, так и артистам. Высочайшего внимания при постановке в Петербурге комедии «Новое дело» был удостоен молодой драматург В.И. Немирович-Данченко. С особым вниманием и благосклонностью относился император и к заслуженным актерам и актрисам, ветеранам сцены, и всегда пытался помочь разрешению конфликтных ситуаций, которые возникали в театральных сообществах.

Ярким примером этого явилась история с известной актрисой Малого театра Надеждой Медведевой (1832-1899). Ученица М.С. Щепкина, она способствовала утверждению щепкинских традиций в Малом театре. Некоторые роли, как, например, Гурмыжская в «Лесе» и Мурзавецкая в «Волках и овцах», были написаны А.Н. Островским специально для нее. Н.М. Медведева руководила первыми шагами М.Н. Ермоловой. В 1887 г. монаршей волей ей была назначена пенсия в 3 тыс. рублей. В октябре 1898 г. театральной общественностью был отмечен 65-летний юбилей актрисы.

Когда в 1892 г. в театре возник конфликт, и Н.М. Медведева вынуждена была подать прошение об отставке, по распоряжению императора Александра III она была вызвана в Петербург и принята им в частной аудиенции. Ей было присуждено звание заслуженной артистки. Император подарил ей браслет с бриллиантами, а после аудиенции проводил до передней под руку, сказав на прощание, что он «просит ее ввиду преклонного возраста играть по своему усмотрению и независимо от того, будет она играть или нет, сохранить пожизненно свой оклад». Автор книги «Театральная Москва. Сорок лет московских театров» В.А. Нелидов отмечал: «С этого момента коренным образом изменилось положение русского актера. Начальство призадумалось, “служащие драмы” принимаются царем в часовой аудиенции, их сажают (директора театров — нет), награждают как людей, имеющих государственные заслуги, нечто небывалое».

Особое внимание привлекла Александра Александровича молодая актриса Малого театра — М.Н. Ермолова. В письме супруге Марии Федоровне от 13 июля 1879 г. цесаревич рассказывал: «Вчера вечером мы были в театре и давали новую пьесу “В духе времени”, в которой играла молодая актриса из Москвы, г-жа Ермолова, и мы все были в восхищении от ее игры, просто прелесть, и говорит отлично, и играет натурально». Граф С.Д. Шереметев вспоминал: «Но памятен мне один спектакль, когда играла приехавшая из Москвы актриса Ермолова. Она была еще молода и играла бесподобно. Она произвела на всех сильное впечатление, и долго потом за ужином у цесаревича говорили о ней, и он также ею восхищался».

Благодаря покровительству императора русский театр поднялся на большую высоту. В апреле 1894 г. по высочайшему повелению императора было принято решение об установлении в городе Судже Курской губернии памятника выдающемуся театральному деятелю М.С Щепкину. Открытие памятника состоялось в 1895 г.

Император постоянно оказывал материальную поддержку писателям, театральным деятелям, артистам. Об этом писали многие современники, в том числе Боголюбов, Чайковский, Бенуа, Садовский, Дубровин и другие. В архиве Александра III сохранились письма обращения к нему различных лиц и, в частности, писателей с просьбой разрешить их материальные трудности. В ответ на прошения писателя А.В. Сухово-Кобылина от 15 декабря 1887 г. «о восстановлении авторской собственности» император распорядился о выделении ему единовременно пяти тысяч рублей.

Современники высоко оценивали вклад императора во всех областях культурной жизни России. П.И. Чайковский 5 марта 1885 г. писал Н.Ф. фон Мекк: «Было время, когда я совершенно искренно верил в то, что для устранения произвола и водворения законности и порядка необходимы политические учреждения вроде земских соборов, парламентов, палат и т.д. и что стоит только завести что-нибудь подобное, и все у нас будет великолепно и все почувствуют себя счастливыми. Теперь, не то чтобы я перешел в лагерь ультраконсерваторов, но, по крайней мере, я усомнился в безусловной пригодности этих учреждений. Всматриваясь в то, что происходит в других странах, я вижу, что везде есть масса недовольных, везде борьба партий, взаимная ненависть и все тот же произвол и тот же беспорядок в большей или меньшей степени. Из этого я заключаю, что идеала правительственного нет, и что люди осуждены в этом отношении до конца веков испытывать разочарования. Изредка появляются великие люди, благодетели человечества, управляющие справедливо, благодушно, пекущиеся об общем благосостоянии, а не о своем благе. Но это редкие исключения. Во всяком случае, я убедился, что благополучие больших политических единиц зависит не от принципов и теорий, а от случайно попадающих по рождению или вследствие других причин во главу правления личностей. Одним словом, человечеству оказывает услугу человек же, а не олицетворяемый им принцип. Теперь спрашивается: есть ли у нас человек, на которого можно возлагать надежды? Я отвечаю: да, и человек этот — Государь. Он произвел на меня обаятельное впечатление как личность, но я и независимо от этих личных впечатлений склонен видеть в нем хорошего государя. Мне нравится осторожность, с коей он вводит новое и ломает старое. Мне нравится, что он не ищет популярности, мне нравится его безупречная жизнь и вообще то, что это честный и добрый человек <...>».

Известный художник А. Бенуа принадлежавший к другому поколению деятелей российской культуры, писал после смерти Александра III: «Несомненно, его (Александра III. — Ю.К.) слишком кратковременное царствование было, в общем, чрезвычайно значительным и благотворным. Оно подготовило тот расцвет русской культуры, который, начавшись еще при нем, продлился затем в течение всего царствования Николая II...»


Фотогалерея


Комментарии

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская