О! Баку!

О! Баку!

 

С самого детства все столкновения с культурой Азербайджана были необыкновенно остры и навсегда остались в памяти. В первую очередь, как у читающего ребенка, это была литература. Проза Анара поразила тем, что была, помимо всех других достоинств, очень Интересна. В то время к литературе, как я понимаю, не предъявлялось требования быть интересной. От этой, случайно взятой с полки книги, включающей в себя и лирическую прозу, и фантастику, просто дух захватывало, и оторваться было невозможно. Таким же потрясением был фильм Расима Оджагова «Допрос». Таких фильмов я еще не видела, он был первым в моей зрительской биографии, таким пронзительно настоящим, неназидательным и простым, как все гениальное. И открыл мне навсегда любимого артиста Александра Калягина. Проза Максуда и драматургия Рустама Ибрагимбековых несли высокую художественную сладость правды, опять же без воспитания и насаждения этой самой правды. Просто она была. Вы понимаете, о каком времени идет речь. Впервые собираюсь в Баку. Все знакомые, побывавшие там, абсолютно одинаково туманятся очами и как-то неопределенно-мечтательно говорят: «О…Баку…». Наряду с напевно женственными именами соседних стран - Грузия, Армения – звонко, ритмично, решительно: А-зер-бай-джан! И как будто все время звучит музыка, задавая определенный ритм и настрой для жизни насыщенной и радостной. Пребывание здесь очаровывает сразу, наотмашь и навсегда. Уже прилетев обратно, добравшись до дома, распаковав вещи, я спросила себя: «Что это было?» Сказка, сон, приключение? Не зря Альфред Нобель – покровитель всего выдающегося – отдал несколько лет жизни этому городу и оставил в его архитектуре в частности (Дом Нобеля) следы своего пребывания. Историю здесь чтят. И любят красоту. Вот просто любят, чтобы было красиво. И поэтому старые дома берегут, а новые строят под стать самым лучшим старым образцам. Бульвар, бесконечно тянущийся вдоль моря, застроен самыми разными вещами – рестораны, карусели, теннисные корты, концертные площадки. Здесь же рядом удивительное здание, к которому мне все время хотелось вернуться. Это – дом, посвященный музыкальному стилю «мугам», построенный из голубовато-зеленого стекла в форме инструмента «тар». Внутрь попасть не удалось – еще не было официального открытия – но через стекло видно множество белых мраморных скульптур – красиво и величественно. А напротив – Башня невест, имеющая, разумеется, свою историю, грустную и романтическую. Чуть дальше - очаровательное небольшое здание театра «UNS» (общение), которым руководит профессор Наргиз Пашаева (сестра первой леди) — ректор бакинского филиала МГУ имени Ломоносова, созданного по ее инициативе. Афиша самая разнообразная. Само собой, театр охотно посещается всеми первыми лицами. В отличие от нравов российской интеллигенции, традиционно пребывающей в перманентной оппозиции, здесь правительство критиковать не принято. И не чтобы опасно, а как-то неприлично. Как выехать на улицу в грязной машине. Нет в Баку грязных машин. Совсем. Вечером в центре все подсвечено – тротуары, дома. Сопровождавший нас в этот раз, безмерно обаятельный и надежный как все бакинцы, Фуад вдруг неожиданно мрачно заметил на все наши восторги, что вот конкретно этот прекрасный дом можно было бы осветить и поменьше. Мы сразу отнесли это к повышенному художественному вкусу, но все оказалось проще – в доме живут его родители, и свет несколько утомляет иногда. Я здесь впервые, отчего же ощущение, что вернулась? Все оно – искусство. Если Рига – народная артистка СССР в кино, то Баку – народный артист. Рига играла нам Запад, а Баку – таинственный восточный мир. Вот они, экранно-знакомые узкие улицы Старого города, ныне почти повсеместно превращенного в музей. Низкие проемы ведут в караван-сараи, переделанные в рестораны, сохранившие полностью весь средневековый колорит. Бакинским ресторанам стоило бы посвятить отдельную статью, если не книгу. Помимо того, что изумительно вкусно, еще и радостно, и красиво, и разнообразно. За краткое свое пребывание побывала и в почти домашнем заведении для богемы, и в караван-сараях, и в европейском шике, и даже в таком месте, где в центре зала росло громадное дерево сквозь крышу. Требования к общепиту предъявляются серьезные: в поисках «правильных» кутабов мы сменили несколько точек. Официанты отменно вежливы и несколько покровительственны в то же время, что совсем не обидно, а даже и очень приятно и (опять этот термин) надежно. Но что это я все о ресторанах. Не хлебом единым, в самом деле! В Баку, кроме уже хорошего знакомого и любимого «Ибруса» под руководством Рустама Ибрагимбекова, есть множество разнообразных театров. Достойное место среди них занимает Государственный Русский драматический театр имени Самеда Вургуна. Красивое здание, не так давно открытое после ремонта. (Все театры города были отремонтированы по президентской программе, а русский — один из первых). Прекрасный зал с удобнейшими креслами. (Обладатели длинных ног знают, как тяжело бывает выдержать спектакль из-за непродуманного расстояния между рядами. Не из-за узости ли этих расстояний я равнодушна к Таганке и Ленкому?) Обширный репертуар, включающий и современную драматургию, и Шекспира, и Чехова. Нашему вниманию была предложена премьера «Жаворонка» Ануя. Актерский лакомый кусочек, женский «Гамлет». Какая актриса не мечтает сыграть Жанну д'Арк? Редкий актерский курс обходится без отрывков из этой пьесы. Сложная конструкция, обилие монологов, трагический финал. Режиссер Кямран Шахмардан, явно любящий жанр именно трагедии, использовал все возможные средства воздействия на зрителя и, надо сказать, весьма в этом преуспел. Сначала кадры старого черно-белого французского фильма (1928 года) о Жанне д'Арк. Такая старая пленка, что воспринимается чуть ли не как хроника – дескать, давно дело было. Демонстрация фильма в начале заявляет некоторую кинематографичность спектакля. Он состоит из очень ярких и визуально выразительных эпизодов. До сих пор стоят перед глазами картинки: Жанна в белоснежной смирительной рубашке спиной к залу, Жанна с крестом, Жанна с ребенком, Жанна с флагом. Замечательна работа питерской художницы Татьяны Мельниковой. Сценография лаконичная, изобретательная и выразительная. Мастерски поставлен свет Николаем Рудычевым, работает мощно, даже агрессивно местами. Натурально, не обошлось без дыма. Есть претензии к хореографии, в частности к сцене боя, где одним светом и дымом картинку было не решить. Мечи были маленькими и картонными, движения однообразными – не впечатляло, а должно бы. Отмечая сокращения в пьесе, удаление всех второстепенных женских образов, я все же не разгадала глобальную идею постановщика, состоящую, оказывается, в наличии двенадцати мужчин (апостолов) и одной Жанны (Христа). Предполагаю, что и зритель так не углубился в замысел. Лично мне недоставало матери и придворных дам, которые все же вносили необходимое оживление и человечность в эту страшную историю. Мужчины играют отлично – никаких претензий, молодцы. Хороша, безусловно, и героиня Мелек Абас-заде. Она красива, трогательна, убедительна во всех проявлениях. И девочка, и девушка, ставшая воином, не успев стать женщиной. Доверчивая и непреклонная. Но мне показалось, что подчеркнутая фрагментарность помешала Мелек довести роль до совершенства. Слишком жестко обрубались картины, слишком быстрыми были переходы. Остальным персонажам ничего, но Жанна-то несет на своих хрупких плечах весь спектакль. Ей просто необходим сквозной стержень. Вынесла, конечно, но к финалу несколько растерялась, по-моему. А может быть такой, отчасти «открытый» финал, был замыслом постановщика? Что ж, это его право. Я люблю открытые финалы. Всегда интересно поразмышлять в конце спектакля. То есть, ее сожгут, разумеется, и Франция получит свою героиню на века. Но что это была за личность? С чем и за что пошла на костер? Спектакль, он ведь живой, когда хороший - растет, развивается. И пусть остаются вопросы. Будем вместе искать ответы. В антракте вдруг отворилась дверь в комнату, где мы пили чай, и вошел Эдвард Радзинский. В Москве его поймать довольно сложно, а в Баку все может случиться. Оказывается, прилетел на собственный творческий вечер в театре «UNS». Тут же рассказал, как водится, о репетициях новой пьесы в Москве в театре Моссовета. Пошел вместе с нами смотреть второй акт. Всю жизнь меня завораживают его близкие отношения с историческими личностями. Жаль, не успела спросить мнения о Жанне. Уж он-то точно знает, какой она была на самом деле.

Следующий спектакль нам показал продюсерский центр «Procent», организованный, насколько я поняла, на базе Союза театральных деятелей. Деятельность центра достаточно разнообразна, судя по буклету. Организация встреч с известными артистами, всевозможные концерты, особое внимание уделяется джазу. Но настало время заняться и театром. Тоже премьера. Пьеса Берроуза «Цветок кактуса» в постановке руководителя центра Алекпера Таги-заде. Откровенная комедия, призванная обеспечить веселый вечер, не задумываясь особенно. Все понимаю – касса, зритель хочет смеяться, надо привлечь и т.д. Играют опять же все очень хорошо. Так хорошо, что даже обидно. Такие таланты да на достойную бы пьесу. Простите театроведческое брюзжание. Завораживающе обаятелен, как всегда, Фуад Поладов. Ей-богу, не знаю сегодня артиста, чей голос, помимо всего прочего, действовал бы так гипнотически. Отменно хороши девушки Любава Гринева и Наталья Пышкина – и хороши собой и играют точно, органично, азартно. Стильная сценография – и в смысле хорошая и в стиле данного контекста. Хорошие костюмы. Ну, не рассказывать же вам содержание? И артисты и зрители веселились от души. Это ли не хорошее начало славного дела? Я знаю, все у них получится: сложится репертуар, полюбят горожане, поедут на гастроли. В декорациях этого роскошного города, где все хорошее слегка преувеличено («театр – это не зеркало, а увеличивающее стекло»), где не проходит ощущение праздника, где живет красота, где люди обаятельны и решительны, культуре привольно и вольготно. Я всю мелочь высыпала в море, потому что даже не мыслю не вернуться сюда еще хотя бы раз. Еще раз прогуляться по Бульвару, посмотреть с высокого берега на яхты в порту, подняться, наконец, на Башню невест, посидеть в караван-сарае, поплутать по киношным улочкам, возможно, увидеть новые спектакли, вернуться и опять не знать – что это было: сказка? Сон? Приключение? И таинственно-мечтательно говорить непосвященным: «О…Баку!»


Фотогалерея


Комментарии

Anonymous, 25 ноября 2009

"...подняться, наконец, на Башню невест..."
Я очень извиняюсь, но это Девичья башня...

Leonid, 16 апреля 2010

спасибо вам!!!Передали всю теплоту нашего города!!Это очень приятно!!Баку всегда готов вас принять еще и еще)

Али, 30 июня 2011

Спасибо Вам! Было очень приятно! Приезжайте еще!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская