Александр Ивашкевич. Актер, которому мало театра

Александр Ивашкевич. Актер, которому мало театра

На ХIII Международном фестивале русских театров за рубежом «Встречи в России»», который в апреле прошел в «Балтийском доме» города Санкт-Петербурга, традиционно принял участие и Русский театр Эстонии. Однако популярного и известного артиста Александра Ивашкевича зрители на сцене не увидели, в спектакле «Лес» он не занят – зато в фойе артист открыл выставку своих фоторабот. Фотография стала такой же неотъемлемой частью его жизни как театр. И не только фотография.

Для российского зрителя имя Александра Ивашкевича стало широко известным в прошлом году, когда на большой экран вышел фильм «Ярослав. Тысячу лет назад», где заглавную роль как раз и играл артист Таллиннского русского театра. Хотя эта новость в интернете обсуждалась еще до начала съемок, как только стало известно, что на роль молодого Ярослава Мудрого, русского князя, выбран эстонец (именно так и писали все, кому не лень). «Открыли» же этого фактурного и харизматичного актера еще раньше - он уже сыграл Андрея Курбского в многосерийном телефильме «Иван Грозный». После выхода этих фильмов у Александра Ивашкевича появились и российские фанаты.

А в Таллинне он давно человек суперизвестный – как любимый и популярный актер, как создатель и руководитель детской Duff Tap Studio, как танцор степа и как фотограф. Он все успевает.

Герои и негерои

В театре он ведущий актер, успешно сыгравший короля Георга в «Кине», князя Мышкина в «Идиоте», Чацкого в «Горе от ума», Дени Дидро в «Развратнике» Шмидта (в Таллинне спектакль шел под названием «Голая правда»), Элханона в «Тойбеле и ее демоне», Вальмона в «Опасных связях», мольеровского Дон Жуана, Фредерика Леметра в «Фредерике, или Бульваре преступлений», и много других ролей. Есть в его послужном списке и роль совершенно особая – слепого мальчика в спектакле «Эти свободные бабочки». Особая, потому что спектакль шел 13 лет – зрители не позволяли ему уйти из репертуара. История о слепом мальчике, который сам ищет свою дорогу в жизни, находит и теряет любовь, и не сдается – стала источником жизненных сил для нескольких зрительских поколений, на спектакль шли дети и подростки, молодые люди, родители, бабушки и дедушки… Взрослые видели пример, как следует доверять своим детям, дети – как не сдаваться и не терять веру и силу духа. В этом спектакле всего четыре роли, и все 13 лет их играли одни и те же актеры. Кстати, девушку, в которую влюбился герой, играла Лариса Саванкова, которая тоже в прошлом году стала известной российскому зрителю, исполнив главную роль в телесериале «Слово женщине». Так что прошлый год стал удачным сразу для двоих ведущих актеров Таллиннского Русского театра.

Александр Ивашкевич словно создан для костюмных ролей – высокий, стройный, ловкий, владеет шпагой и рапирой так, что ставит бои и в других эстонских театрах… И для ролей героев – темперамент и решительность только подчеркивают ум и актерскую интуицию… За роль Мышкина он получил ежегодную премию Театрального союза Эстонии как лучший исполнитель мужской роли – первый и пока последний раз за все время восстановленной независимости актер Русского театра удостоился такой высокой оценки. Конечно, он мечтает о Сирано – можно только представить себе, как с его данными можно сделать сцену боя, во время которого сочиняются стихи! Но вот в спектакле по пьесе Разумовской «Французские страсти на подмосковной даче» он сыграл этакого обаятельно, себе на уме и совершенно бессовестного Сергея Ивановича – оказывается, и как характерный актер он может проявиться очень неожиданно. Дал бы ему Бог хорошего режиссера, как Юрий Иванович Еремин, с которым он сделал Мышкина и Чацкого, и я уверена, что мы еще узнаем совсем другого актера Александра Ивашкевича…

STEP как профессия

Duff Tap Studio Александр Ивашкевич организовал вскоре после того, как вернулся из Америки, где учился степу в нью-йоркском центре степа «Woodpekers». Он уехал туда в 1993 году, когда не было понятно, что будет с театром да и с самой привычной жизнью. Сейчас модно говорить, что кризис – это и новые возможности, а тогда никто так не теоретизировал, Но Александр, по его собственным словам, еще в юности решил, что, став актером, никогда не станет ждать милостей от судьбы и режиссеров – если сейчас нет ролей, то станет заниматься чем-то другим, чтобы не терять формы и чтобы было интересно. Так как он всегда увлекался танцем и сцендвижением, то возможность уехать в Америку использовал в тот же момент, как она появилась. Правда, приехал туда не зная толком языка и без гроша в кармане, так как деньги у него вытащили еще дома возле кассы авиабилетов, но не пропал – работал как проклятый, приобрел новую профессию и нашел новых друзей, которые, кстати, до сих пор приезжают к нему в Таллинн на фестиваль степа, который он время от времени устраивает на радость поклонникам этого жанра. А его ученики из Duff Tap Studio давно завоевывают различные награды на многочисленных международных конкурсах и фестивалях.

Необычная гримерка

В Русском театре у него, наверное, самая необычная гримерная на свете – там стоят еще осветительная аппаратура и помост для съемки. И в театре везде можно увидеть сделанные им фотографии, в том числе портреты коллег-актеров. Когда я увидела впервые его фотовыставку, то подумала, что Ивашкевичу не хватает театра, он еще не наигрался. Сам замечательный актер, он искал в своих коллегах актерскую тайну, тайну рожденных ими образов, тайну их индивидуальностей, и знакомые лица представали словно незнакомые – в них появлялось что-то похожее на момент истины… Фотография стала его страстью Рассказывал, что даже на съемках «Ярослава» в свободные минуты прямо в гриме метался по площадке с фотоаппаратом – дух захватывало и от темы, и от масштабов поставленной задачи, и от ярославских просторов… Количество уже состоявшихся фотовыставок Александра Ивашкевича приближается к двузначному числу, но он еще не наигрался…

Сам себе судьбой обязан

На его странице в интернете можно найти девиз, которым Александр Ивашкевич руководствуется: «Все в жизни зависит от того, какие требования мы ставим перед собой, и как выбираем то, на что тратим свою жизнь». Удивительно, но ему удается жить именно так. Конечно, сейчас, когда все удалось и все сложилось, об этом легко рассуждать. Но надо было иметь решимость не тосковать – особенно в годы перестройки и за ними, оказавшись невольным эмигрантом — в ожидании ролей, мрачно констатируя, что годы уходят, а учиться, придумывать работу самому себе, делать эту работу так, что она становилась еще одним жизненным стержнем. Сегодня он жалеет только об одном – сегодня в Русском театре нет лидера, который мог бы повести за собой, особенно молодых актеров. Как они будут расти профессионально, если не будут работать с хорошими режиссерами и над серьезным репертуаром? Ему, считает, повезло и с режиссерами, и с ролями, и с кино, но… Гамлета он так и не сыграл, и вообще с Шекспиром не встретился. И ни разу (!) не был занят ни в одной из чеховских пьес, что тоже до крайности несправедливо… Впрочем, еще не все потеряно.


Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская