Радость встречи

Радость встречи

О московских гастролях Национального академического театра русской драмы им. Леси Украинки 

Каждая встреча с Национальным Академическим театром русской драмы имени Леси Украинки — это глоток чистой воды, которая растекается по твоим жилам, и ты выходишь после каждого увиденного спектакля обновленным, с согретым сердцем и душой.

В прекрасном зале Малого театра, на сцене которого проходили гастроли киевлян, после каждого представления зрители цветами и криками «браво», «спасибо» приветствовали полюбившихся актеров, хотя не лишне будет заметить, что гастролям этого театра всегда очень «везет» в Москве. В предыдущий приезд в 2002 году они играли во время захвата террористами театрального центра на Дубровке, а нынче — во время «захвата» театральной территории Москвы другими крупными фестивалями — «Золотой Маской» и Международным фестивалем Нового Европейского театра («NET»).

Я не ошибусь, если скажу, что среди всех русских театров стран СНГ и Балтии Театр имени Леси Украинки занимает особое место. Художественный руководитель театра народный артист Украины, заслуженный деятель искусств России, профессор, заведующий кафедрой актерского мастерства и режиссуры киевского Национального Университета Театра, Кино и Телевидения имени И. К. Карпенко-Карого, Михаил Резникович смог сохранить традиции и высокую культуру театра в самые лихие годы и построить Театр-Дом.

В театре прекрасная труппа, много молодежи. При театре есть студия, куда приглашаются молодые актеры после окончания института на два-три года, где они, как и остальные актеры театра, занимаются тренингом, сценической речью, вокалом, танцами, движением. По истечении этого времени их зачисляют в труппу или отсеивают.

Нынешние гастроли театр посвятил талантливейшему художнику, замечательному человеку, лауреату всех мыслимых и немыслимых премий Давиду Боровскому, ушедшему из жизни два года назад, но оставившему великую память — огромное количество спектаклей, которые идут в его оформлении до сих пор во многих городах России и за рубежом.

Вот и все спектакли киевлян игрались в декорациях Давида Боровского, начинавшего свой творческий путь в стенах этого театра.

Легендарный спектакль «Насмешливое мое счастье» Леонида Малюгина можно считать визитной карточкой Театра имени Леси Украинки. Он был поставлен молодым Михаилом Резниковичем в 1966 году и оставался в репертуаре 18 лет. А в 2004 году, к 100-летию со дня смерти А. П. Чехова был возобновлен Резниковичем в новой редакции.

Пьеса и спектакль киевлян — это лирическая исповедь, пронизанная тонким драматизмом.

Я смотрела спектакль три раза — в Киеве, Санкт-Петербурге и в Москве. И мне кажется, что с каждым годом в нем появляются новые неуловимые изменения и детали. В спектакле все больше чеховского духа, строгости мысли, человеческой боли и красоты.

Несмотря на прошедшие годы, исполнитель роли Чехова Вячеслав Езепов (актер московского Малого театра) как-то помолодел, в нем появилось больше жизненной энергии, силы, искрящегося юмора. А ведь спектакль о том, что великий писатель, рожденный для счастья, был лишен его. В письмах Чехова мы угадываем бесконечное одиночество, обостренное тяжелой болезнью, и одновременно необыкновенный юмор и любовь к жизни.

Езепов не стремится к внешнему сходству, он хочет воссоздать сложную чеховскую натуру, раскрыть его душу, чуткую и тонкую. Думается, что главное в спектакле Резниковича, особенно в первой его части — это хрупкие лирические отношения с Ликой Мизиновой и как их итог его письмо из Ялты: «Я не совсем здоров. У меня почти непрерывный кашель. Очевидно, я здоровье прозевал так же, как Вас...» Наталья Доля создает очаровательный образ Лики Мизиновой, этой по существу непреходящей любви Чехова в течении всей его жизни, его незаживающей боли, его несбыточной мечты. Лика-Доля обаятельна, порывиста, воздушна, тонка, словно натянутая струна, она с самого начала несет в себе безысходную трагедию любви, в которую окунается всем своим существом. Ей, пожалуй, лучше всех удалось показать внутреннее развитие своей героини — переход от лирической грусти к веселому озорству, от отчаяния к надежде. Николай Рушковский, актер, отдавший всю свою не короткую жизнь этому театру, снова продемонстрировал высокий профессионализм «старой гвардии». Поначалу он играл Чехова, а нынче его брата Александра, совсем непростой образ, полный противоречий, находящий в себе силы для иронии над своей неудавшейся жизнью и над самим собой.

Ольга Леонардовна Книппер, жена Чехова, у Ларисы Кадочниковой сыграна, к сожалению, облегченно, прямолинейно, лишена своей драматической судьбы.

Знаменитая декорация Боровского представляет орган, состоящий из тонких березовых стволов, периодически выполняющих разные функции — то напоминая милую Чехову Россию, то глухой стены, за которой проходят годы его тяжелого труда, борьбы и бесконечного одиночества.

Резникович смог скупыми режиссерскими средствами, с прекрасным музыкальным оформлением (композитор Юрий Шевченко), с великолепным актерским ансамблем создать удивительно чистый спектакль, пронизанный чеховской атмосферой, звучащий очень современно и сегодня.

Думаю, что большим событием и в киевской театральной жизни, и на гастролях в Москве стала постановка М. Резниковичем спектакля «Дон Кихот», куда кроме пьесы М. Булгакова вошли отрывки из других его пьес, выдержки из его дневников, воспоминаний, а так же материалы советской хроники 1938 года.

Об этом спектакле было подробно написано в предыдущем номере журнала «Иные берега» (№ 1(9) за 2008 год). Пьеса «Деревья умирают стоя» испанского драматурга Алехандро Касоны впервые увидела свет в 1950 году в Буэнос-Айресе и с тех пор обошла чуть ли не все сцены мира. В Театре имени Леси Украинки ее в 1956 году поставил с большим успехом известный режиссер Леонид Варпаховский, а теперь, почти через пять десятилетий к ней обратилась молодой режиссер Ирина Барковская, посвятив свою постановку памяти Л. В. Варпаховского.

В центре этой парадоксальной изящной пьесы и спектакля — игра, затеянная старым сеньором Бальбоа — Юрий Мажуга, пытающимся вернуть веру и надежду любимой жене Эухении — Валерии Заклунной, 20 лет ожидающей встречи со своим единственном внуком, которого дед выгнал из дома.

Директор некоего предприятия под названием «Благотворительное общество духа» — Кирилл Кашликов (отличная актерская работа), считая, что важно дарить обездоленным иллюзию счастья, соглашается сыграть роль внука сеньора Бальбоа, а девушка, которую он только что принял на работу, роль его молодой жены Изабеллы (Елена Нещерет).

С первой минуты сценического действия невозможно не любоваться бабушкой — Валерией Заклунной, которая гордо восседает в кресле — красивая, величественная, спрятавшая в глубину души и свое горе и ожидание. Встреча с мнимым «внуком» и его «женой» приносит ей так много счастья, что она молодеет на глазах. В ней столько трогательной заботы, тепла, душевного такта. Вместе с так называемыми «потомками» они поддерживают иллюзию счастья. Когда же неожиданно для всех появляется ее настоящий внук (Дмитрий Савченко), ведущий беспутную жизнь и приехавший обобрать стариков, то бабушка-Заклунная преподносит всем урок мужества. Оценив благородство одних и низость и бессердечие родного внука, она выгоняет его из дома и вырывает из своего сердца.

Правда надломила ее, но, собрав остаток сил, она уходит из жизни, высоко подняв голову, выпрямившись как дерево, которое умирает стоя.

Чешский драматург Иржи Губач создал вольную фантазию на историческую тему «Наполеон и корсиканка», а Михаил Резникович поставил умную, добрую комедию о событиях на острове Святой Елены в 1819 году, где уже 4 года томился в плену у англичан великий император Наполеон, завоевавший в свое время полмира.

У очень интересного, многогранного и очень колоритного актера Давида Бабаева задача была не из легких. Как говорится, у истории и у каждого из нас в воображении «свой Наполеон» — легендарный французский император, слава которого дошла до наших дней. Бабаев играет обыкновенного человека, уже больного, который живет в сыром хлеву, где полчища крыс поедают все, где кормят протухшим мясом и поят отравленным вином. Его охраняют 3000 английских солдат, ему не разрешают свободно передвигаться по острову, читать газеты, принимать посетителей. Наполеон — Бабаев мрачен, хвор, к тому же сбежал его камердинер, а крысы не оставили ему на завтрак даже куска хлеба.

Неожиданно в его жизнь врывается простая кухарка, корсиканка, смелая и озорная Жозефина Пантеу, которая проплыла на пароходе тысячи миль, чтобы увидеть кумира, которым восторгалась вся страна. В честь него она назвала своих четырех сыновей, а близкие прозвали ее Жозефиной.

Татьяна Назарова играет Жозефину очень ярко, сочно. И если поначалу это энергичная, деловая, крикливая корсиканка, нахально требующая от Наполеона 20 000 франков за убитого на войне мужа, то в дальнейшем, с развитием действия происходят необыкновенные перемены и с ней самой и с Наполеоном.

Жозефина — Назарова, увидев, что Наполеона окружают лицемерие, ложь и предательство, пытается поддержать его, научив радоваться простым вещам, и возвращает ему давно забытое ощущение счастья.

Поначалу необузданная, спонтанная, она становится мягкой и лиричной. А переходы настроения у Наполеона сыграны Бабаевым замечательно — от ярости и колючей жесткости — к юмору, к задумчивости и философствованию. И знаменитое выражение Наполеона: «От великого до смешного только один шаг» — замечательно отыгрывает в течение всего спектакля Давид Бабаев.

Очень тонко режиссер показывает как возникает чувство между Наполеоном и Жозефиной. Ясно, что они родственные души, которые нуждаются друг в друге, но, понимая, что не могут быть вместе, они сдерживают себя, боясь коснуться друг друга, боясь поцеловать друг друга. Жозефина — Назарова молча уходит навсегда, а Наполеон — Бабаев тушит свечи, понимая, что это конец. Можно спорить о щемящем финале спектакля, когда оба героя выходят на авансцену и тихо и грустно поют песни Эдит Пиаф и Джо Дассена. Но я считаю, что Резникович умело поставил точку в этой не такой уж смешной истории.

Лирическая и трогательная комедия «Бабье лето» известного американского комедиографа Айвена Менчелла, представленная на гастролях в Москве в рамках совместного международного театрального проекта «Украина — Канада — Россия» — это сценическая версия театра имени известнейшего российского режиссера Леонида Варпаховского. Этот театр был создан как антрепризный в Монреале (Канада) в 1995 году его дочерью Анной Варпаховской и режиссером Григорием Зискиным. В театре играют на русском языке профессиональные актеры, живущие в Канаде, в России и в Украине.

Спектакль «Бабье лето» (режиссер Григорий Зискин) вошел в репертуарную афишу Театра Русской драмы имени Леси Украинки и имел на московских гастролях большой успех у зрителей, которые не могли остаться равнодушными к бесхитростной грустно-смешной истории о трех одиноких женщинах, живущих в Нью-Йорке.

Три женские судьбы прожиты на сцене актрисами Анной Варпаховской (Монреаль), Лидией Яремчук (Киев) и Екатериной Райкиной (Москва) так пронзительно, что нашли отклик в душе каждого сидящего в зрительном зале и вызвали у всех смех сквозь слезы.

Они все очень разные, и объединяет их только одно — раз в неделю они втроем ходят на кладбище, где похоронены их мужья.

Чуткую, нежную, чуть меланхоличную Иду — Яремчук и энергичную, «без тормозов» Люсиль — Варпаховскую, рассказывающую подругам вымышленные истории своих любовных похождений, подавляет старшая Дорис — Райкина, строгая и молчаливая. Она уже четыре года без мужа и живет только воспоминаниями о нем и разговорами с ним на его могиле, исключая всякую возможность видеть рядом какого-либо другого мужчину и отказывая в этом своим подругам, еще полным сил и плотских желаний.

Но неумолимая действительность жизни опрокидывает привычный и заорганизованный порядок их существования. Скоропостижно умирает Дорис-Райкина, а у Иды-Яремчук возникает серьезный роман с Сэмом, кстати появившемся там же на кладбище у могилы своей жены. Сэма замечательно играет Михаил Янушкевич (Москва), с достоинством, легко, элегантно, без нажима, хотя возможности для этого были так же, как и у всех остальных актеров в смешных сюжетных перепитиях и парадоксальных ситуациях, но они счастливо избежали этого.

Изящно музыкальное оформление спектакля из произведений Леонарда Бернстайна и, конечно, как всегда очень проста, но очень выразительна декорация Давида Боровского. На сцене только стулья в светлых полотняных чехлах, которые, сдвигаясь, превращаются то в диван и кресла, то, поворачиваясь спинками к зрительному залу, создают полное ощущение надгробных плит. Обрамлена сцена черной сеткой, на которой много ярких, красивых листьев, еще не увядших, но уже предвещающих осеннюю пору «бабьего лета».

Новая встреча с Театром русской драмы имени Леси Украинки — это новые размышления, новые впечатления и новая любовь к театру живому, ищущему и прекрасно осваивающему новые жанры, новые режиссерские поиски, новый театральный язык.


Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская