Искусство на кончиках пальцев

Искусство на кончиках пальцев

Когда Сергей Логинов с командой возвращается в Хабаровск с очередного конкурса ледовых и снежных скульптур, вопрос: «Со щитом или на щите?» — можно не задавать. Все и так знают: они возвращаются с победой.

Двенадцатикратный чемпион мира, победитель и призер международных конкурсов и фестивалей по ледовой и снежной скульптуре в США, Канаде, Японии, Китае и Италии, участник Зимних Олимпийских фестивалей в Солт Лейк Сити штат Юта (США) и в городе Праджелато (Италия), Логинов по праву считается родоначальником ледового искусства на Дальнем Востоке. Ибо параллельно с участием в чемпионатах и конкурсах, ледовых дел мастер в течение десятка лет разрабатывает проекты новогоднего оформления главной городской площади и парка. И насколько неотъемлемы друг от друга понятия «Новый год» и «елка», так, благодаря Логинову, Новый год у каждого хабаровчанина ассоциируется с волшебными скульптурными композициями и ледовыми городками вокруг красавицы-елки.

Обязательной частью зимнего праздника стали ежегодные фестивали ледовой скульптуры, которые, зародившись в рамках города, очень скоро вышли на региональный и международный уровень. Конкурс – это не только обмен секретами и приемами обработки льда, для молодых художников работать бок о бок с такими известными резчиками льда, как Накано и Казучика из Японии — отличная школа.

Гудят пилы, взметается в воздух снежная пыль, и из белых ледяных блоков под руками мастеров из Китая, Японии, Якутии, Бурятии возникает нечто волшебное, прозрачное — сказка.

Трудно сказать, когда ледовая скульптура смотрится эффектнее: вечером при свете огней, когда причудливые фигуры вспыхивают и тают в воздухе, как мираж, или при дневном солнце, которое вдруг высветит в толще льда кусочек водорослей, прошлогодний листок, а то и уснувшую рыбку – веселый привет от художников.

– Создание ледовых композиций – это увлекательное путешествие в мир детства, память о котором живет на кончиках наших пальцев, – говорит Сергей Логинов. – Думаю, не за горами время, когда Хабаровск станет столицей ледового искусства не только Дальнего Востока, но и всей России.

 

 

Лед в жизни Сергея Логинова появился в далеком 1990 году, когда в Хабаровск для создания «Хрустальной аллеи» в зимнем парке впервые пригласили китайских мастеров под руководством народного художника КНР Чао Чан И (известно, что родиной ледового искусства считается север Китая). Вместе с другом и главным художником города Николаем Заверяевым, который отвечал за праздничное убранство краевого центра, Сергей внимательно наблюдал за работой китайских мастеров. В то время он профессионально занимался резьбой по дереву, хорошо чувствовал пластику и сразу полюбил необычный для себя материал – лед.

Чао Чан И, заметив заинтересованность в глазах российского художника, протянул Сергею стамеску и показал на лед: мол, давай, попробуй.

Логинов взял инструмент, коснулся им ледяной глыбы и удивился, насколько лед идеальный материал для резьбы. Очень пластичный, режется, словно масло, и полируется теплом руки. Художник до такой степени увлекся новым для себя видом творчества, что китайский мастер по окончании работы в знак поощрения подарил ему стамеску.

Когда зимой 1992-го в администрацию города пришло приглашение на международный конкурс по ледовой скульптуре, традиционно проходящий в Харбине, Николай Заверяев предложил Сергею принять в нем участие. И вот, с топорами и единственной профессиональной стамеской, в валенках и полушубках, хабаровские художники, или «русские медведи», как их впоследствии окрестили на Аляске, отправились в Харбин, где каждый год знаменитый парк Дзяолинь расцветает удивительными ледовыми композициями — от традиционных китайских фанз и пагод до копий мировых шедевров. Захватывающее зрелище!

В этом парке, в центральной его части, и проходят ежегодные конкурсы по ледовой скульптуре, на которые съезжаются художники более чем из 20 стран мира, имеющие серьезную подготовку. Так что удивить искушенное в ледовом творчестве китайское жюри не просто. Поэтому бронзовая медаль, которую хабаровские художники Сергей Логинов и Николай Заверяев получили за скульптурную композицию, посвященную Хабаровску, была особенна дорога. Замечу, что в августе 1991 года в администрации города был официально утвержден проект герба Хабаровска, разработанный и выполненный художником Логиновым.

Серебряные медали, завоеванные командой под руководством Сергея Логинова в последующие годы за композиции «Возрождение», «Древо жизни», «Золотая рыбка», «Новая жизнь» – долгий и нелегкий путь к «золоту».

В 1998-м году Логинову пришло приглашение участвовать в самом престижном чемпионате мира – Фэрбенксе, сердце Аляски, где среди 39 зарубежных команд-участниц Россию представляла команда из Хабаровска.

Был март, лучший в мире аляскинский лед сверкал и поражал толщиной и прозрачностью. Соревнования проходили по двум номинациям: «Single Blok» – огромный блок льда, на создание композиции из которого двум художникам давалось три дня, и «Multi Blok» – 10 блоков весом более 30 тонн, из них команда художников в количестве 4 человек за пять дней и ночей должна была представить готовую скульптурную композицию.

В первой номинации за композицию «Здравствуй, Аляска!» Сергей Логинов и Николай Заверяев получили дипломы и серебряную медаль. «Запретный плод», представленный во второй номинации, также был удостоен призового места (бронзовая медаль).

Первый раз попасть на чемпионат мира и сразу оказаться в тройке призеров, ай да «русские медведи»! Так началась череда побед.

Первое «золото» хабаровские мастера завоевали в 1999-м за скульптуру «Впечатление» — золотая медаль с кубком и переходящим флагом, который по традиции целый год до следующего конкурса должен храниться в городе победителей.

Следующий год принес новую золотую медаль (абстрактная композиция «Рождение стихии», над которой Логинов трудился уже совместно с художником Павлом Барсуковым). Конкурсы, чемпионаты, фестивали различного уровня…

Случались курьезы. Однажды на Аляске, на стенде заявленных эскизов, хабаровская команда увидела свой проект «Древо жизни», который они представляли в прошлом году в Харбине. Налицо явный плагиат. Те, кто позаимствовал чужую идею, не ожидали встречи, стали торопливо переделывать начатую композицию, но поздно было что-то менять. В результате провал и стыд.

Были и досадные неудачи. Так, март 1999-го, когда все, начиная с отъезда, не ладилось, вспоминается как кошмарный. В результате опоздание почти на сутки и «Прекрасная катастрофа» в номинации «Single Blok» заняла только 4-е место. Правда, реванш удалось взять в другой номинации, когда работали над композицией «Обратная сторона луны».

— Работали дружно и слаженно, применив новую технику: напыление от куска льда. Это давало необычную матовую фактуру, которая при определенной подсветке смотрелась потрясающе эффектно. Лед без изъянов, площадка под номером один компенсировали нам неудачу в первом состязании и когда нас объявили победителями, мы закричали от счастья! — говорит Логинов.

Золотые медали, заработанные в последующие годы на Аляске, открыли дорогу Логинову и его товарищам на зимний Олимпийский фестиваль в Солт Лейк Сити. За всю историю ледового искусства они были первыми из России, удостоенными чести представлять свою страну.

Правда, и здесь не обошлось без недоразумений. Хотя «недоразумение» — это мягко сказано. Это как обратная сторона луны – полная непредсказуемость.

…Живописный город Прово, где проходил фестиваль, расположен в нескольких километрах от Солт Лейк Сити. Температура плюсовая, площадка на открытом газоне, не защищенная от солнечных лучей – в отличие от канадских, французских и американских художников, которым предоставили площадку в тени. На вопрос, почему не было жеребьевки, ответили лаконично: таково решение организационного комитета. И все, без комментариев.

Всю ночь мастера работали на одном дыхании. В шесть тридцать утра «Несущая мир и радость» приняла на себе первые яркие лучи солнца, а к приходу жюри ее прекрасный лик стек в лужицу у основания композиции. Где-то рядом с грохотом обрушилась работа коллег, которые так и не дождались жюри.

Не было сил и слов. Но долго переживать некогда, впереди чемпионат мира на Аляске, надо быть в форме.

— Золотая медаль, и знак «Признание художников» за «Пламя на ветру», полученные на чемпионате мира, немного зарубцевали рану от выступления на Олимпике, но осадок остался…

На следующем Олимпийском фестивале, который состоялся спустя четыре года в Праджелато, что близ Турина, Логинов оказался единственным из хабаровских ледовых резчиков, кто получил официальное приглашение.

К нему он готовился заранее, до мелочей продумал эскиз и модель, до минуты рассчитал время. В этот раз условия чемпионата изменились: вместо команды из двух участников представлять свою страну должен только один. Всего в Праджелато собралось 40 участников из 30 стран мира. В жюри представители из Италии, Японии, США.

Наконец, прозвучало короткое сообщение главного судьи об условиях проведения чемпионата, и время пошло.

— На создание композиции отводилось 19 часов. В первый день половина времени ушла на обрубовку и монтаж будущей композиции, следующий был посвящен проработке деталей и нанесению орнамента. Движения отработаны до автоматизма. Когда появилось жюри, все затаили дыхание. Вот сейчас судьи объявят свой вердикт. Увы, за композицию «Любовь и жизнь» у меня только пятое место. Обидно, но с судьями не поспоришь.

Каково же было удивление художника, когда, вернувшись в Хабаровск, он зашел в интернет и на знакомом сайте http://www.nica.org увидел фотографию своей композиции с комментарием: «Любовь и жизнь», абстрактная категория: 2-ое место, автор Jirka Genser, Сsech Republic.

Невероятно, но факт! Что это, ошибка? Логинов послал опровержение, но его протест остался без ответа. А ведь это уже не плагиат, это открытое воровство. Или таковы издержки международного признания – чьи-то игры, отнюдь не Олимпийские.

И все-таки лед – удивительный материал, открывающий для художников новую плоскость для воплощения своих творческих замыслов.

Художник, занимающийся ледовым творчеством, всегда испытывает восхищение и удивление от того, что он создает, будь то сложная реалистическая или абстрактная скульптура. Работая со льдом, он всегда переживает и радуется, и эти чувства, воплощаясь в работе, пробуждают в людях ощущение сопричастности и полета.

Постепенно в Хабаровске сложилась целая плеяда молодых резчиков из числа студентов художественно-графического факультета Гуманитарного университета, института архитектуры и строительства Тихоокеанского университета и колледжа искусств, которые выбрали этот непростой, подчас экстремальный вид творчества. Все, кто впоследствии добился в нем успехов, прошли через ледовую школу на площади и в парке — школу Сергея Логинова.

Когда пришла пора выводить ребят на международный уровень, Сергей Николаевич вместе с учениками Натальей Панасенко, Денисом Абдулиным и Наталией Нечаевой полетел в Харбин, где разделил с ними радость первой настоящей победы — первое место и переходящий флаг!

Через год новая команда в составе Юлия Продана и Александра Рябинова получила серебряную медаль за «Рождение звезды». А в конкурсе снежной скульптуры ребята, объединившись в команду с выпускницами художественно–графического факультета Еленой Неродовой и Еленой Якимовой под руководством Сергея Логинова, завоевали первое место за композицию «Русская сказка».

Уникальный случай в истории харбинского конкурса, когда одна страна два года подряд увозила флаг к себе на родину!

– Я стараюсь научить ребят мыслить, выражая свои чувства через линию, форму и пластику, – размышляет Сергей Николаевич. – Я всегда придумываю свои образы в среде и пространстве. Пытаться сделать скульптурную композицию максимально реалистичной – для меня дело праздное и неинтересное. Мне хочется, чтобы люди, занимающиеся творчеством, не боялись экспериментировать, постоянно искали новые формы, не задумываясь о том, как это будет воспринято.

Успехи наших художников заставили говорить о хабаровской школе ледового искусства, как о своеобразной и высокопрофессиональной.

Огромный опыт и мастерство Сергея Логинова по достоинству ценят во многих странах мира, поэтому последние два года он прилетает в Харбин в качестве члена международного жюри. Но у творческого человека голова не отдыхает – новые идеи, новые проекты, планы. Минувшей зимой его с командой художников пригласили принять участие в первом международном многоблочном конкурсе, который проходил в Харбине на Солнечном Острове. Пригласили как участника, и он не мог отказаться. Совместно с Александром Кузнецовым, Виктором и Никитой Андреевыми художник работал над композицией, навеянной великим Шекспиром. Сюжет о веронских возлюбленных давно зрел в душе мастера. Но как передать в хрупком и необычном материале не только вспыхнувшее чувство и радость узнавания двух юных людей, но и обреченность их встречи?

…Две полудетские фигуры возникают, словно со страниц книги, которая лежит на первом плане, образуя подмостки для будущей драмы, разыгрываемой на наших глазах при свете канделябров. Над головами детей высокое стрельчатое окно, откуда льется свет. И, кажется, впереди только радость, которая трепещет в первой робкой улыбке, в прикосновении пальцев к цветку, во взглядах. Но мрачные, застывшие фигуры монахов по сторонам, плоские и безликие, словно гасят свет, сулят несчастье.

Композиция «Ромео и Джульетта» заняла первое место на конкурсе в Харбине, она очень понравилась искушенной публике своей глубиной и неоднозначным решением. Оказывается, в Китае есть похожая история о двух влюбленных. Впрочем, в каждой стране своя история на этот вечный и прекрасный сюжет, свои сказки, которые побуждают каждое следующее поколение к новым прочтениям и воплощениям. И пусть лед растает, остается на кончиках пальцев память прикосновения к чуду, недолговечному, хрупкому, ускользающему, которое потом долго живет в душе – до следующей зимы.

— В наши дни ледовая скульптура – это не просто народная забава, это серьезные произведения изобразительного искусства. А недолговечность ледовых композиций побуждает человека обратить внимание на нетленное, духовное начало в нем самом и в окружающем мире, — убежден Сергей Логинов.


Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская