Дежурные по апрелю

Дежурные по апрелю

Дом под номером 6 в Малом Кисловском переулке Москвы и дом номер 48 на Греческой улице в Одессе – эти два здания разделяет весьма значительное расстояние – без малого полторы тысячи километров. Но, как заметил в свое время Александр Сергеевич Пушкин (чья биография, к слову сказать, связана как с Москвой, так и с Одессой): «Бывают странные сближенья». И если посмотреть на ситуацию не с географической, а с историко-культурологической точки зрения, два вышеназванных дома достаточно близки между собой – ибо судьба сложилась так, что некоторое количество весьма неординарных людей считало и считает оба эти адреса для себя родными.

Речь идет о зданиях, в которых расположен Российский университет театрального искусства (РУТИ), более известный под ставшей знаковой еще в советские времена аббревиатурой ГИТИС, и Одесский академический русский драматический театр. Конечно, у Одесского русского театра есть некоторое количество исторических и биографических точек пересечения и с другими знаменитыми московскими театральными вузами. Но как-то вот так интересно сложилось, что именно РУТИ постоянно оказывается к Одессе и ее театру ближе других.

Для начала – несколько исторических примеров этого странного (а может, и не столь уж странного?) сближения. Основанный в 1875 году и существовавший до революции 1917 года как частное учреждение, Одесский русский театр обрел статус государственного в 1927 году. И первым художественным руководителем театра при его новом статусе стал режиссер Алексей Грипич – ученик Всеволода Мейерхольда – личности в истории РУТИ знаковой. А первой звездой обновленной одесской труппы стал еще один «птенец гнезда Мейерхольда» — Михаил Астангов, впоследствии актер с всесоюзной славой и преподаватель РУТИ. В 1933 году руководство театром принял на себя еще один мейерхольдовец – Авраам Треплев и руководил им до начала Великой Отечественной.

Как видно из данного примера, уже в те годы институт в Москве и Русский театр в Одессе подпитывались творческим электричеством от общего мейерхольдовского источника.

А теперь перейдем от исторических фактов к современной статистике. В настоящий момент в труппе Одесского русского театра, насчитывающей 49 актеров, служат девять выпускников московских театральных вузов. Из них – один с дипломом школы-студии МХАТ, двое – питомцы Щукинского училища, еще двое – Щепкинского. А выпускников Государственного института театрального искусства – сразу четверо – это заслуженные артистки Украины Лариса Коршунова и Юлия Скарга, звезда телепроекта «Джентельмен-шоу», актриса Ирина Токарчук и актер Валерий Жуков. Как видите, и здесь явный численный перевес за РУТИ.

Далее – последние семь лет художественное руководство театром осуществляет режиссерская коллегия – четыре режиссера школы РУТИ – Алексей Литвин, Михаил Чумаченко, Сергей Голомазов и Алексей Гирба. Костяк сегодняшнего репертуара театра составляют спектакли, поставленные ими.

И, наконец, с 2003 года и по сей день добрым другом и творческим куратором Одесского русского театра является профессор РУТИ, народный артист России и режиссер с мировым именем Леонид Ефимович Хейфец. Под его художественным руководством в театре поставлены чеховские пьесы «Вишневый сад», «Дядя Ваня» и пьеса А. Н. Островского «Блажь».

Именно с фактом дружбы и сотрудничества Одесского русского театра с Леонидом Хейфецем связаны три масштабных события, произошедшие в конце апреля этого года в Одессе. События, которые наверняка останутся как в истории московского РУТИ, так и в истории Одесского русского театра и станут весомыми доказательствами факта этого замечательного «странного сближенья».

 

Итак, с 23 по 29 апреля на базе Одесского академического русского драматического театра работал Российский университет театрального искусства. Эта весенняя неделя пребывания РУТИ в Одессе была максимально насыщена: работа шла сразу по нескольким направлениям.

В «жемчужину у моря» выпускной курс актерско-режиссерского факультета мастерской Леонида Хейфеца прибыл в полном составе. Помимо студентов и педагогов знаменитого московского вуза, на эту неделю в Одессу съехались также опытные практикующие режиссеры и художественные руководители 12 театров российских городов – Брянска, Челябинска, Великих Лук, Нижневартовска, Перми, Шахт, Тамбова, Вышнего Волочка, Нальчика, Жуковского, Северска, Тары. Все они являются участниками Режиссерской лаборатории Союза театральных деятелей России, руководитель которой — профессор РУТИ Леонид Хейфец, а куратор – ответственный секретарь Гильдии театральных режиссеров России, заведующая Кабинетом драматических театров СТД РФ Марина Михайловна Корчак.

Занятия лаборатории также посещали специальные гости из Франции – режиссер Бархати Брахим и переводчик Иван Никитин, а также ряд одесских профессионалов театра, интересующихся режиссурой.

Леонид Хейфец: «Мы продолжаем традицию режиссерских лабораторий, начатую при советской власти. Мне посчастливилось работать в свое время с актерами, которые посещали лаборатории Кедрова, Сахновского. Традиция была прервана, но теперь мы ее возрождаем, я счастлив и горд этим. Лаборатория – это тот же мастер-класс, растянутый, как в нашем случае, на пять дней».

Основной темой одесской лаборатории стала драматургия Александра Николаевича Островского и проблема ее воплощения в условиях современного театра. Занятия носили не только теоретический, но и прикладной характер, поскольку в качестве наглядного примера выступала постановка пьесы А.Н.Островского и П.М.Невежина «Блажь», премьера которой состоялась в Одесском русском театре в начале марта, а специальный показ для участников лаборатории – 26 апреля. Часть занятий лаборатории имели форму открытых репетиций, на которых Хейфец внес ряд существенных корректив в спектакль и произвел дополнительный ввод на роль, в результате которого народный артист Украины Олег Школьник сыграл помещика Бондырева.

Леонид Хейфец: «Категорически настаиваю на том, что тексты Островского сегодня нуждаются в серьезной редакции. В отличие, скажем, от текстов Антона Павловича Чехова, где преступлением будет изменить хотя бы запятую. Но при всем при этом Александр Николаевич Островский для меня — российский Шекспир. Новое время диктует новое прочтение пьес Островского по причине изменения понятия «деньги». В Советском Союзе денег, по большому счету, не было; были талоны, по которым распределялись материальные блага. А когда сегодня заново ставишь Островского, приходит ошеломляющее понимание того, что такое деньги и что такое, когда их нет. «Блажь» — пьеса немножечко про другое, но и в ней есть ситуация — люди загнаны в угол, ищут денег и ради денег совершают много проступков».

Если режиссерская лаборатория представляла интерес для профессионалов театра, то следующее мероприятие РУТИ в Одессе было адресовано непосредственно зрителям. На сцене Одесского русского театра были представлены три спектакля, созданные силами 4-го курса мастерской Леонида Хейфеца в РУТИ, показы которых превратились в своеобразный мини-фестиваль нового театрального поколения.

Леонид Хейфец: «Случай действительно уникальный за всю мою не такую уж маленькую педагогическую практику. Студентов не принято возить на гастроли, на гастроли в наше время возят состоявшихся звезд. Тем более – гастроли в Одессу – сон! Сказка! Уверен, что они запомнят это и будут своим внукам рассказывать».

Первым на суд одесских зрителей 27 апреля был представлен спектакль «Четвероногая ворона» по произведениям Даниила Хармса – дебютная режиссерская работа Павла Артемьева. Спектакль состоит из четырех новелл. Место и время действия – СССР, 30-е годы прошлого века, атмосфера и интонации, знакомые по произведениям Зощенко, Булгакова, Ильфа и Петрова. Узнаваемые ситуации и тонкий юмор, переходящий в знаменитый хармсовский гротеск. Яркий актерский ансамбль, в котором особенно ярко проявила себя Вильма Кутавичюте, исполнившая сразу две разноплановые роли.

Леонид Хейфец: «Вынужден признаться – эта девочка для меня загадка. Я смотрю на то, что Вильма вытворяет в сцене объяснения с мужем – и не понимаю, откуда у этого вчерашнего ребенка эти интонации, этот взгляд, эти жесты? Причем роль создавалась на моих глазах, я слушал, что из нее пытался вытащить Паша Артемьев, сам что-то подсказывал — ситуацию, предлагаемые обстоятельства... Но результат совершенно неожиданный, необъяснимый – но очень яркий».

Из мужского состава «Вороны» любимцами одесской публики сразу же безоговорочно стали Олег Ребров и Руслан Братов, весьма ярко проявившие себя и в двух следующих спектаклях.

В следующий вечер, 28 апреля на смену гротеску классика советского литературного авангарда Даниила Хармса пришел черный юмор авангардиста современной мировой драматургии – ирландца Мартина МакДонаха – его черную комедию «Лейтенант с острова Инишмор» поставил выпускник РУТИ Александр Суворов. Интрига пьесы вертится вокруг трупа невинно убиенного черного кота. Поскольку его хозяином является безжалостный главарь ирландских террористов, к концу спектакля количество трупов на сцене превышает масштаб даже самых кровавых шекспировских трагедий. Впрочем, в отличие от Шекспира, МакДонах убивает своих героев не плача, а смеясь – таковы уж законы жанра. Драматургия такого рода – не частый гость на одесских театральных подмостках. Тем более любопытно было познакомиться с ней в азартной интерпретации студентов. Хотя сами студенты остались не очень довольны собой и ситуацией.

Режиссер спектакля и исполнитель одной из ролей Александр Суворов: «Этот показ «Лейтенанта» был очень большим компромиссом. Постановка рассчитана на другое пространство, на небольшое количество зрителей, причем зрителей посвященных, знающих, что такое драматургия МакДонаха. Если «Четвероногая ворона» перенеслась на большую сцену без потерь, то «Лейтенанта» не стоило играть на огромный зал. Да, одесситы – благодарная публика, но все же это компромисс, который не хотелось бы повторять».

Завершением этого мини-фестиваля стал показанный 29 апреля спектакль «Желтые тюльпаны». В сравнении с двумя предыдущими, эта постановка отличалась рядом особенностей. Во-первых, отсутствием литературной основы – спектакль представляет собой танцевально-пластическое действо на извечную тему взаимоотношения полов с использованием парадоксально разнообразного звукового фона – от дискотечных хитов 90-х до записей голоса Бориса Пастернака. Во-вторых, постановщик «Тюльпанов» — не студент, а преподаватель РУТИ, хореограф Олег Глушков, зарекомендовавший себя в Москве очень серьезными профессиональными работами, в частности спектаклем «Пер Гюнт», который он поставил в «Ленкоме» в соавторстве с самим Марком Захаровым. В-третьих, в «Желтых тюльпанах» выпускной курс РУТИ вышел на сцену практически в полном составе. Необычная постановочная форма спектакля нашла в Одессе как горячих сторонников, так и ярых противников, но юная энергия исполнителей покорила всех без исключения.

Ну а третьим событием стал состоявшийся 29 апреля предварительный отборочный тур для желающих поступить в этот легендарный ВУЗ одесских юношей и девушек. Впрочем, не только одесских: на отбор, который проводил лично Леонид Хейфец и режиссер и педагог РУТИ Алексей Литвин, некоторые соискатели мест в РУТИ приехали даже из Киева, Симферополя и Днепропетровска. Всего к отборочному туру было допущено 27 человек (заявок было в несколько раз больше, однако часть претендентов отсеялась по возрасту, а часть по, увы, объективно-финансовой причине – граждане Украины могут учиться в российском ВУЗе лишь на платной контрактной основе). Из почти трех десятков талантливых ребят профессорский взгляд Леонида Хейфеца выделил двоих.

Леонид Хейфец: «Учитывая реальный сегодняшний конкурс актерского факультета РУТИ (450 человек на место) это весьма впечатляющий результат».

Как знать, может быть спустя четыре-пять лет эти ребята приедут в Одессу в качестве московских выпускников? Ведь сотрудничество Одесского русского театра и Российского университета театрального искусства развивается, и подобные отчетно-выпускные гастроли РУТИ вполне могут стать доброй культурной традицией, крепящей дружбу театральной Москвы и театральной Одессы.

 

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО и Аллы СТЕПОВОЙ


Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская