75-я весна романтика

75-я весна романтика

В мае 2012 года в Большом зале Московской консерватории впервые звучала музыка народного артиста СССР, лауреата Государственной премии СССР, обладателя ордена «За заслуги перед Отечеством» 4 степени и обладателя множества других международных наград, академика пяти академий, композитора Евгения Доги.

«Я всегда мечтал выступить в этом намоленном зале с богатейшей историей, связанной с выдающимися именами российской и мировой музыки и очень рад, что моя давняя мечта наконец-то осуществилась», — говорит Евгений Дога.

«75-я весна романтика» — именно так назвал популярный композитор и неутомимый романтик свой новый авторский концерт. На сегодняшний день в творческой копилке маэстро собрано более 70 вальсов, масса эстрадной и симфонической музыки, огромный пласт музыки для кино, а также кантаты, оратории и три балета.

На юбилейном концерте Евгения Доги в Москве буквально все было внове – композитор, дирижер, солисты, хор, артисты впервые выступали в этом обновленном зале главной колыбели музыкального искусства России, а публика впервые открывала для себя иного Е. Догу – наряду с хорошо знакомым и любимым кинокомпозитором в первом отделении концерта он открылся публике как серьезный мастер сложной современной симфонической музыки, в которой прекрасно сочетаются современные композиторские технологии и яркий мелодизм, присущий только ему одному и который, как всегда, сразу узнаваем.

Первое открытие нового Е.Доги для публики произошло в тот момент, когда в исполнении академического большого хора «Мастера хорового пения» и симфонического оркестра Москвы «Русская филармония» под управлением дирижера из Румынии Иосифа Иона Прунера зазвучали первые аккорды сюиты из балета «Венансия» и московский зал наполнился необычным латиноамериканским колоритом.

Публика замерла в ожидании, осознавая, что такого Е.Догу она прежде еще не слышала. Бесспорно, премьера сюиты из балета «Венансия» Евгения Доги в Москве стала настоящей сенсацией для многих почитателей творчества маэстро. Работу над этим балетом композитор осуществлял по заказу Министерства культуры СССР для дальнейшей постановки в Пермском театре оперы и балета (либретто к балету написал талантливый журналист и писатель Лев Новиков) и закончил работу в 1989 году. Однако наступившая в стране перестройка нарушила прежние благие намерения – в итоге балет «Венансия» так и не был поставлен.

Премьера первой части балета «Венансия» в концертном исполнении состоялась в 2008 году в Бухаресте в Королевском зале румынской филармонии ATENEU ROMÂN с участием оркестра Бухаресткой филармонии имени Джорже Энеску под управлением Иосифа Иона Прунера. Овации публики после исполнения не смолкали более 15 минут. Это был большой успех и композитора, и дирижера. Дело в том, что Иосиф Ион Прунер выучил первую часть партитуры балета «Венансия» за одну ночь и с этого момента буквально влюбился во все творчество Евгения Доги. Кстати, талантливый маэстро И. Прунер более 25 лет назад выступал в Москве как пианист, а теперь, спустя четверть века приехал в столицу России в качестве дирижера.

По мнению Иосифа Иона Прунера, Евгений Дога как кинокомпозитор уверенно стоит в одном ряду с известнейшими мастерами мирового сообщества, с такими, в частности, как Владимир Косма, но по симфонизму и по оркестровкам Е. Дога, конечно же, намного выше.

Следующей сенсацией для московской публики стала премьера «Реквиема» Е. Доги. После взмаха дирижерской палочки в едином порыве слились звуки симфонического оркестра, многоголосье хора и солистки — народной артистки республики Коми Альфии Коротаевой. «Я написал этот «Реквием» более четверти века назад к одному из художественных фильмов, сейчас даже не помню к какому, — комментирует Евгений Дога. — Впервые его исполняла прекрасная солистка Ольга Басистюк, затем «Реквием» звучал в исполнении Марии Биешу, Маргареты Ивануш и Светланы Стрезевой. На концерте в Москве его великолепно спела Альфия Коротаева».

С маэстро абсолютно согласен кинорежиссер Андрей Разенков, присутствующий на концерте, он буквально с первых нот влюбился в особую и неповторимую магию «Реквиема» Евгения Доги, а вот 16-летнему сыну режиссера пришлась по сердцу сюита из балета «Венансия». «Я, признаться, был удивлен, что мой младший сын понял и принял эту серьезную симфоническую музыку, — рассказывает Андрей Разенков. – Сегодня не все взрослые способны понять такое сложное произведение, ведь это работа души — к такой музыке надо быть готовым, надо уметь в нее войти, присутствовать в ней и раствориться в ней».

Нынешняя весна в Москве задержалась, словно специально ожидая концерта Евгения Доги, где прозвучал его красивейший вокализ «Весенние переливы» в исполнении Альфии Коротаевой, симфонического оркестра и хора. И сразу подумалось: «Да, именно этим вокализом можно «кликать весну». «Вокализ «Весенние переливы» Евгения Доги – это одно из моих самых любимых произведений, — призналась Альфия Коротаева. — Сначала я думала, что не осилю эту молдавскую пентатонику, но освоила. Помогает то, что во время исполнения я ясно вижу эти неповторимые поля, луга, горы Молдовы. Вернее, музыкальная палитра произведения меня туда переносит».

Считается, что композитор Евгений Дога вошел в историю мировой музыки, прежде всего, как прекрасный мелодист. Но на авторском концерте в Москве публика поняла, насколько разнообразна творческая палитра маэстро и насколько неповторим и многогранен его талант. С одной стороны, музыка Евгения Доги проста для восприятия и в то же время она невероятно сложна по своему философскому наполнению. Маэстро всегда придирчиво и тщательно подбирает стихи для своих песен, примечая особую поэтичность. Один из его любимых поэтов периода Серебряного века – Константин Бальмонт. Именно поэтому в программу своего концерта Евгений Дога включил песню «Лестница любви», прозвучавшую в исполнении артистов Государственного академического театра «Московская оперетта» Максима Катырева и Юлии Гончаровой, и песню «Смотри, как звезды в вышине», необычно свежо прозвучавшую в исполнении заслуженной артистки России Екатерины Гусевой.

Давнее сотрудничество композитора Евгения Доги с поэтом Владимиром Лазаревым помогло рождению многих прекрасных произведений. Одно из них — песня «Дети войны» в исполнении симфонического оркестра и хора эхом памяти прозвучала на юбилейном концерте маэстро. Другую песню — «Пришла любовь», написанную Евгением Догой на стихи Владимира Лазарева на концерте в сопровождении симфонического оркестра тепло исполнила Юлия Гончарова.

А когда на сцену вышел сам маэстро, то зал встречал его стоя. Евгений Дога в сопровождении симфонического оркестра исполнил композицию «Ламенто». Лиричность этой красивой музыки мгновенно разлетелась по залу, в который раз очаровывая и зрителей, и оркестрантов.

Уже много лет композитор Евгений Дога пишет оперу «Диалоги любви», в теме которой звучат стихи поэтов Вероники Микле и Михая Эминеску. Ария из оперы «Диалоги любви» — « Не плачь» на стихи Вероники Микле исполнила заслуженный деятель искусств Республики Молдова, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов Светлана Мареева.

«У меня все произведения Е. Доги перебывали в любимых, — призналась Светлана. – Сейчас мне по сердцу песня, написанная маэстро на стихи Андрея Дементьева – «Не оставляйте матерей одних». Впервые я исполнила ее на юбилейном вечере Андрея Дементьева в Кремле, потом на сцене дворца NAŢIONAL в Кишиневе и теперь в зале Московской консерватории. Это очень пронзительная, очень искренняя песня. Она цепляет своей откровенностью. В своей простоте, в своем порыве это эмоциональный и взволнованный разговор, это диалог души».

Песня «Не оставляйте матерей одних» — это призыв, это мощное, потрясающее, фантастическое произведение, которое никого не оставляет равнодушным. Откровенность, заложенная в стихах Андрея Дементьева, в гармоничном сочетании с музыкой Евгения Доги сделали невероятное – во время исполнения мурашки бегут по телу от невероятной силы воздействия этого произведения. Самое удивительное, что эта песня одинаково сильно действует и на зрителей, и на оркестрантов, и на солистов. Песня покорила и румынского дирижера Иосифа Иона Прунера — он привез из Бухареста в Москву свою 87-летнюю маму донну Елену, которая мужественно присутствовала и на всех репетициях оркестра, и на концерте.

Особыми гостями и очередной сенсацией стали на концерте Евгения Доги солисты Венской оперы — обладательница гран-при BBC Award Валентина Нафорница и Михай Доготарь. Криками «Браво!», «Бис» встретила публика романс «Я знала тебя только по имени», написанный на стихи Вероники Микле, которую спела Валентина Нафорница. Такой же восторг вызвала у публики ария «Если б ты знал, любимый» на стихи Вероники Микле, которую спели Валентина и Михай.

Нынешний 2012 год для композитора Евгения Доги знаменателен тремя датами – помимо 75-летнего юбилея со дня рождения, в этом году исполняется 45 лет его работы в кино и 35 лет с момента написания знаменитого вальса к кинофильму «Мой ласковый и нежный зверь».

Отдавая дань киномузыке, маэстро включил в программу концерта песню «Мария, Мирабелла», прозвучавшую в исполнении симфонического оркестра, хора и Екатерины Гусевой. «Для меня большая честь, что маэстро доверил мне исполнение этой песни, — призналась Екатерина Гусева. – Музыка Евгения Доги перевернула мое сознание еще в раннем детстве, когда я впервые услышала его знаменитый «Вальс». Но за несколько репетиций к этому концерту я открыла для себя много нового в творчестве маэстро».

Так повелось, что без знаменитого «Вальса» Евгения Доги сегодня не обходится ни один концерт маэстро.

«Вальс» Евгения Доги – это музыка, которую каждый проживает в себе», — уверен Иосиф Ион Прунер. «Вальс» Евгения Доги — это не русский «Вальс», а нечто иное, это произведение, способное объединить и Запад, и Восток. «Вальс» Евгения Доги интернационален по своей сути, это международный «Вальс» и в этом состоит и его особенность, и его магнетизм».

Волшебными звуками «Вальса» завершился авторский концерт Евгения Доги. Симфонический оркестр, хор и солисты ансамбля танца Центра культуры, эстетики и красоты «Катюша» заставили публику трепетать от восторга, потому что удачное сочетание музыки, танца и хорового пения придали легендарному «Вальсу» еще больше очарования и поистине магическое волшебство. А в завершении вечера вышедший на поклон виновник торжества утопал в цветах от поклонников, которым он выразил свою благодарность за теплый прием, а также всем артистам и творческой группе за прекрасно проведенный концерт. Особую признательность композитор выразил Правительству Москвы за постоянную поддержку в пропаганде его творчества.


Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская
24 октября 2012

Дорогие друзья!

Приносим свои извинения в связи с задержкой публикаций на сайте в связи с техническим сбоем.

Мы делаем всё возможное!

15 марта 2010

15 марта пришла весть горькая и страшная — не стало Татьяны Владимировны Загорской, изумительного художника-дизайнера, отличавшегося безукоризненным вкусом, любовью к своему делу, высоким профессионализмом.

На протяжении долгих лет Татьяна Владимировна делала журнал «Страстной бульвар, 10» и делала его с таким пониманием, с таким тонким знанием специфики этого издания, с такой щедрой изобретательностью, что номер от номера становился все более строгим, изящным, привлекательным.

В сентябре 2009 года Татьяна Владимировна перенесла тяжелую операцию и вынуждена была отказаться от работы над «Страстным бульваром», но у нее оставалось еще ее любимое детище — журнал «Иные берега», который она придумала от первой до последней страницы и наполнила его своей высокой культурой, своим щедрым и светлым даром. Каждый читатель журнала отмечал его неповторимое художественное содержание, его стиль и изысканность.

Без Татьяны Владимировны очень трудно представить себе нашу работу, она навсегда останется не только в наших сердцах, но и на страницах журнала, который Татьяна Загорская делала до последнего дня с любовью и надеждой на то, что впереди у нас общее и большое будущее...

Вечная ей память и наша любовь!

25 декабря 2009

Дорогие друзья!
С наступающим Новым Годом и Рождеством!
Позвольте пожелать вам, мои дорогие коллеги, здоровья и благополучия! Радости, которое всегда приносит вдохновенное творчество!
Мы сильны, потому что мы вместе, потому что наше театральное товарищество основано на вере друг в друга. Давайте никогда не терять этой веры, веры в себя и в свое будущее.
Для всех нас наступающий 2010 год — это год особенный, это год А. П. Чехова. И, как говорила чеховская героиня, мы будем жить, будем много трудиться, и мы будем счастливы в своем служении Театру, нашему прекрасному Союзу.
Будьте счастливы, мои родные, с Новым Годом!
Искренне Ваш, Александр Калягин

***
Праздничный бонус:
Новый год в картинке
Главные проекты-2010 в картинке
Сборник Юбилеи-2010 в формате PDF

27 октября 2008

Дорогие друзья, теперь на нашем сайте опубликованы все номера журнала!
К сожалению, архивные выпуски доступны только в формате PDF. Но мы
надеемся, что этот факт не умалит в ваших глазах ценности самих
текстов. Ссылку на PDF-файл вы найдете в Слове редактора, предваряющем
каждый номер. Приятного и полезного вам чтения!