К столетию Свято-Николаевского храма в Ницце

К столетию Свято-Николаевского храма в Ницце

 

Свято-Николаевский храм в Ницце был построен царской семьей в честь великого князя Николая Александровича.

 

Из двух храмов, построенных императорской семьей

в С.-Петербурге и Ницце в память о цесаревиче

Николае Александровиче, сохранился

только Свято-Николаевский собор в Ницце.

 

История создания Свято-Николаевского собора, построенного в 1912 г. на деньги царской семьи – императрицы Марии Федоровны и ее сына, императора Николая II в честь великого князя Николая Александровича, связана с драматическими событиями 1865 г. – внезапной кончиной на французской земле наследника Цесаревича Николая Александровича, старшего сына императора Александра II, первого жениха датской принцессы Дагмар (императрицы Марии Федоровны).

Великий князь Николай Александрович родился 8/20 сентября 1843 г. Когда ему было 17 лет, он упал с лошади и повредил себе позвоночник. По другой версии во время игры с двоюродными братьями цесаревич ушибся об острый угол мраморной мебели. Ни родители, ни врачи не придали тогда этому факту должного внимания.

В 1861–1864 гг. Николай Александрович совершил большую поездку по России – от Петрозаводска до Крыма и в 1864 г. впервые выехал за пределы России. Домой он больше не вернулся. Летом 1864 г. наследник российского престола Николай Александрович приехал в Данию с целью познакомиться с датской принцессой Дагмар, которая очень понравилась его отцу. Дагмар произвела неотразимое впечатление на молодого князя. Цесаревич решил сделать предложение датской принцессе.

В разговоре с молодым князем В.А.Мещерским, состоявшимся в Дармштадте, куда приехал за благословением находившихся там родителей, цесаревич сказал: «...Вот дайте мне только жениться. Как бы то ни было, а до сих пор и я жил за китайской стеной. Мы выезжали в свет в эту зиму с Сашею (великий князь Александр Александрович, император Александр III. – Ю.К.), а много ли толку было. Все сплетни, да сплетни... А когда я женюсь, и у меня будет свой дом, китайская стена провалится, и мы будем искать и принимать людей... Некоторые говорят, что людей создает конституционный образ правления. Я об этом не раз думал и ни с кем не разговаривал. По-моему, вряд ли это верно... Посмотрите век Екатерины... Ведь это был век богатейших людей, не только у нас, но сравнительно во всей Европе. Возьмите эпоху Николая I. Сколько людей замечательных он вокруг себя создал... Во всяком случае, это доказывает, что образ правления тут не причем. Это мое твердое убеждение. И я надеюсь, что никто меня в этом отношении не разубедит. Мне представляется, что неограниченный монарх может гораздо более сделать для блага своего народа, чем ограниченный, потому что в каждой палате гораздо более интересов личных и партийных, чем может их быть в самодержавном государстве».

В один из дней цесаревич вновь почувствовал резкую боль в спине. Это был уже третий болевой приступ с того рокового падения, на этот раз боль была гораздо сильнее. Но никто не придал этому значения и уже на следующий день с семи утра до шести часов вечера цесаревич верхом сопровождал своего отца в Потсдам на военные маневры.

15 сентября 1864 г. великий князь возвратился в Копенгаген. Датская принцесса согласилась стать его женой. 24 сентября 1864 года он писал своему отцу: «Ближе знакомясь друг с другом, я с каждым днем более и более ее люблю, сильнее к ней привязываюсь. Конечно, найду в ней свое счастье; прошу Бога, чтобы она привязалась к новому своему Отечеству и полюбила его так же горячо, как мы любим нашу милую Родину. Когда она узнает Россию, то увидит, что ее нельзя не любить. Всякий любит свое отечество, но мы, русские, любим его по-своему, теплее и глубже, потому что с этим связано высоко религиозное чувство, которого нет у иностранцев, и которым мы справедливо гордимся. Пока будет в России это чувство к Родине, мы будем сильны. Я буду счастлив, если передам моей будущей жене эту любовь к России, которая так укоренилась в нашем семействе, и которая составляет залог нашего счастья, силы и могущества. Надеюсь, что Dagmar душою предастся нашей вере и нашей церкви; это теперь главный вопрос, и, сколько могу судить, дело пойдет хорошо».

24 сентября 1864 г. было объявлено о помолвке. Свадьбу решено было отложить до дня рождения цесаревича 8 сентября.

Полный радостных эмоций, цесаревич направился к матери в Ниццу. Забыв о своих прежних недомоганиях, 21 ноября на корвете «Витязь» из Вильфранша он отправился в Ливорно, а на следующий день во Флоренцию. В поезде цесаревич почувствовал резкую боль в спине. Врачи поставили диагноз: «нарыв в спинных мышцах».

1 января 1865 г. Николай Александрович едет в Ливорно, а оттуда в Ниццу. Боли усиливаются, и он, которого никак не устраивает постельный режим, вынужден совершать свои вояжи и прогулки только в коляске, согнувшись.

28 января 1865 г. французские врачи, настаивавшие на диагнозе ревматизм, прописали цесаревичу паровые бани и лечение на водах. Итальянский профессор Бурчи считал причиной заболевания воспаление спинного мозга. Российские врачи – Шестов и Гартман приняли диагноз французов: ревматизм и легкий приступ малярии. Эти разногласия в оценке диагноза оказались для больного роковыми.

3 апреля 1865 г. в Ниццу по просьбе цесаревича и настоянию императрицы Марии Александровны приехал его любимый брат великий князь Александр Александрович.

6 апреля состояние цесаревича ухудшилось. 8 апреля на совете врачей венский профессор Рехберг впервые произнес действительный диагноз «Meningitis cerebro-spinalis». Позже при вскрытии диагноз подтвердился. Но с уточнением – «tuberculosis» – туберкулезный менингит.

Император Александр II со своими младшими сыновьями мчался на другой конец Европы, чтобы успеть застать в живых умирающего сына. Цесаревича, несмотря на нестерпимые боли, по настоянию матери усадили в кресло для принятия Святых Таинств. Священник Прилежаев был поражен необыкновенным поведением умирающего. Он был спокоен, мужественен и воспринимал судьбу как... данность. Священник неоднократно повторял: «Этот молодой человек – святой».

10 апреля, когда приехали император Александр II и Дагмар с королевой Луизой, положение больного было уже безнадежным.

Невеста цесаревича стояла у ложа умирающего рядом с его братом великим князем Александром Александровичем. Цесаревич долго и задумчиво держал одной рукой руку невесты, а другой – брата. Он нежно обнял любимого брата и, посмотрев с кроткой улыбкой на других, сказал: «Прощайте». 12 апреля цесаревич тихо скончался.

Ницца погрузилась в глубокий траур. У виллы Бермонт в парке стоял траурный почетный караул – пятьдесят стрелков французской императорской армии. Кавалерийский эскадрон из Марселя и русские матросы из Вильфранша. Все вокруг было в траурных лентах; сабли офицеров были покрыты черным крепом. На всех общественных зданиях были приспущены флаги. Корабли, стоявшие на рейде Ниццы и Вильфранша, также застыли в траурном молчании, приспустив свои флаги.

16 апреля гроб с телом цесаревича для прощания с покойным был выставлен в церкви Святого Николая и Александры. 18 апреля тело цесаревича на фрегате «Александр Невский» было отправлено в Санкт-Петербург. Плавание длилось пять недель, в течение всего этого времени неустанно служили панихиду за упокой души великого князя.

21 мая «Александр Невский» вошел в Кронштадский порт. Николая Александровича встречала вся императорская семья. В те дни в Петербурге стояли прекрасные белые ночи, и толпы людей отовсюду шли проститься с юным наследником престола, с тем, кто мог бы составить славу русской истории. Из Санкт-Петербурга постоянно прибывала бесконечная вереница пароходов, шлюпок, яхт и лодок. Приезжали люди самых разных сословий и общественного положения. Было много священников и монахов, как из столицы, так и из разных далеких городов Российской империи, было много паломников, военных. Богослужения шли не переставая.

25 мая утром в присутствии императора гроб торжественно был перенесен на палубу яхты «Александрия» и установлен под богато украшенным балдахином. Нескончаемая похоронная процессия протянулась от Английской набережной до Зимнего Дворца. Пройдя вверх по течению Невы, яхта остановилась у ворот Петропавловского собора. Здесь было отслужено последнее заупокойное богослужение. Во второй половине дня похороны закончились.

Трагедия юного цесаревича и его датской невесты со временем сложилась в красивую легенду, которая передавалась из уст в уста. Много лет спустя, весной 1892 г., за два года до своей кончины император Александр III в письме Марии Федоровне вспоминал: «Мои мысли все время рядом с тобой, а в воскресенье – в крепости – (Петропавловской крепости. – Ю.К.) мои молитвы соединяются с твоими, когда ты будешь у могилы нашего Незабываемого Никсы! Когда думаешь, что с этого страшного, ужасного дня прошло уже 27 лет, в это трудно поверить, правда... Эти ужасные и печальные часы 27 лет тому назад в Ницце! Боже, сколько времени прошло, а воспоминания столь же свежи и грусть все та же. Что за перемена произошла во всей моей жизни, и какая страшная ответственность разом свалилась на мои плечи, и вместе с тем решилась дальнейшая моя судьба и счастье всей моей семейной жизни».

54 года спустя, перенеся много горя и несчастий на русской земле, находясь на пути из России в Англию, Мария Федоровна 15 апреля 1919 года сделала в своем дневнике следующую запись: «Смерть Никсы 54 года назад... Незабвенный Никса до последнего вздоха держал мою руку в своей руке...».

 

***

В 1867 г. по повелению императора Александра II в Ницце у виллы Бермонт, где скончался великий князь Николай Александрович, была воздвигнута красивая часовня. Земля под часовней была куплена царской семьей. На освящении часовни, состоявшемся 26 марта 1868 г., присутствовал цесаревич Александр Александрович, будущий император Александр III и его брат – великий князь Владимир Александрович. В своих письмах матери и отцу он передавал свои впечатления и делился переживаниями, которые он испытывал, приезжая в Ниццу, где на его руках умер старший брат Никса. Из письма Александра Александровича отцу императору Александру II (лето 1870 г.): «Я всякий раз с особым чувством приезжаю туда, где я взял в жены себе подругу жизни, завещанную мне милейшим душкой Никсой...», «Тяжело было снова увидеть этот город, который всем напоминает мне самые ужасные минуты моей молодой жизни потому, что я не мог себе представить, что я могу сделаться наследником и заменить моего милого друга Никсу...». Из письма Александра Александровича матери императрице Марии Александровне: «В 12 часов я отправился в часовню со всеми моими спутниками. Я взошел в часовню, где ожидали меня Прилежаев с другим священником и дьяконом. Началось с молебна и освящения, и потом мы обошли крестным ходом кругом часовни. После этого началась панихида, и мне было до того грустно и тяжело на душе, что я даже плакать не мог. Все происходящее снова воскресло в моей памяти».

Часовня понравилась Александру Александровичу: «Часовня внутри удивительна мила и работа мраморная замечательная». Из гранита и мрамора в строго византийском стиле по чертежам архитектора Д.Гримма, полукруглая внутри, со стенами, облицованными каррарским мрамором, она представляла редкое по красоте произведение архитектуры и искусства. На стенах большие иконы работы петербургского художника Тимофея Неффа. Т.Нефф получил звание придворного живописца еще при императоре Николае I, который уже тогда высоко оценивал способности прибалтийского юноши, и дал возможность этим способностям полностью развиться. Иконы, искусно выполненные Неффом, были подарком гвардейских императорских полков.

Алтарь был расположен на месте, где находилось смертное ложе цесаревича. В алтаре иконы Святого Николая, Рождества Богородицы и Воскресения Христова. Наверху надпись: «Аще живем, аще умираем господни есьмы на сие Христос умре и воскресе и живее, да и мертвыми и живыми обладает». Фрески и позолота на стенах и потолке выполнены петербургским художником Фишером.

В 1896 г. императрица Мария Федоровна приехала в г. Ниццу – город, где ей, еще юной датской принцессе, пришлось пережить первую драму своей жизни – внезапную потерю своей первой любви – цесаревича Николая Александровича. С ней были ее дети – больной туберкулезом сын Георгий, младший сын Михаил и младшая дочь Ольга. Мария Федоровна надеялась, что мягкий морской климат приведет к улучшению состояния сына Георгия.

Неподалеку от Ниццы отдыхала в то время сестра Марии Федоровны – датская принцесса Александра, жена наследника английского престола принца Уэльского. Приезд в Ниццу был для Марии Федоровны также поводом увидеться с сестрой.

В октябре 1894 г. ушел из жизни муж, с которым Мария Федоровна прожила в любви 28 лет. «...Уже два года прошло с того времени..., кто мог тогда подумать, что мы его так скоро потеряем, а мне придется пережить это ни с чем несравнимое и ужасное несчастье», – писала Мария Федоровна в одном из своих писем 1896 г.

В Ницце воспоминания о рано ушедшем из жизни цесаревиче Николае Александровиче императрице пришлось переживать одной, ибо всегда на его могиле в Петропавловском соборе она молилась вместе с мужем, Александром Александровичем.

Во время пребывания в Ницце Мария Федоровна неоднократно встречалась с протоиереем Сергием Любимовым, в то время настоятелем русского православного храма Святого Николая и Святой Александры (освящ. 31 дек. 1859 г.), позже – с духовником императрицы и часто беседовала с ним. С.Любимов поведал Марии Федоровне о желании русской колонии построить в Ницце новую православную церковь.

Вернувшись в Петербург, Мария Федоровна заручилась поддержкой сына, императора Николая II, и сообщила в Ниццу о своем решении покровительствовать идее создания храма. По ее инициативе был создан строительный Комитет. Проект храма был поручен архитектору Михаилу Преображенскому.

М.Преображенский выбрал старорусский стиль московских и ярославских храмов конца XIV в. – начала XVII в., тот стиль, который любил император Александр III. После одобрения проекта Священным Синодом Николай II по совету матери отдал парк Бермонт, где находилась мемориальная часовня Святого Николая, для постройки церкви. В 1903 г. состоялась закладка нового здания церкви в присутствии французских властей, членов императорской семьи, православного клира, а также огромного количества народа.

Большая часть расходов на возведение здания взяли на себя император Николай II и императрица Мария Федоровна. Были также внесены пожертвования со стороны российских благотворителей, в частности, князя Сергея Голицына.

Торжественное освящение нового храма, который получил название Свято-Николаевский или Свято-Никольский собор, состоялось в 1912 г. Храм представлял собой ансамбль, в котором гармонично сочетались красота, своеобразие и величие русского церковного искусства XVI и XVII вв. Внешнее оформление храма было выполнено из разных материалов. Здесь был кирпич, камень, мрамор, изразцы, резные украшения. Вход в церковь был разделен на две паперти под углом. Шатровую кровлю украшал золотой двухглавый орел.

Храм имел богатое убранство, великолепные росписи иконы. Иконостас в церкви работы художника Л.Пиановского, воспитанника Строгановской школы в Москве. Царские врата были сделаны в духе церкви пророка Ильи в Ярославле. Иконы написаны художником Глазуновым, учеником школы Симона Ушакова. Роспись алтаря выполнена художником М.Н.Васильевым. Иконостас и царские врата изготовили мастера мастерской Хлебникова в Москве. Плащаница работы Хлебникова представляла собой удивительное творение – художественное литье из позолоченной бронзы, украшенное разноцветной эмалью.

В дар церкви было преподнесено большое количество икон. В храме находилась личная икона великого князя Николая Александровича. В храме хранились также предметы, находившиеся ранее в часовне: святцы – икона миниатюрного изображения святых на каждый день года, дар лейб-гвардии Конно-гренадерского полка, а также большой серебряный крест с эмалью – дар лейб-гвардии Донского казачьего полка.

Одной из реликвий храма стала переданная потомками императора Александра II окровавленная рубашка, которая была на императоре в день его смерти 1 марта 1881 г.

В 1867 г. по повелению императора Александра II в Ницце было открыто русское православное кладбище, получившее официальное название «Ниццкое православное Николаевское кладбище» – в честь умершего здесь наследника российского престола. На территории кладбища на средства графини А.М.Толстой была сооружена часовня, которая впоследствии стараниями фон Дервиза была обращена в церковь Святого Николая чудотворца. На кладбище нашли свой покой более 2000 русских людей, большую часть которых составляли эмигранты первой волны.

***

В 1866 г. в С.-Петербурге на набережной Большой Невки (Выборгская набережная) в месте, где в нее впадает Черная речка, под патронатом великого князя Александра Александровича в память цесаревича Николая Александровича началось строительство церкви Святителя Николая Чудотворца. Деньги на строительство храма собирались по всей России, но значительную сумму внесла царская семья.

Автором проекта был известный профессор Петербургской Академии Художеств Александр Кракау. По его проекту в С.-Петербурге были построены особняк крупного банкира и мецената барона Александра Штиглица на Английской набережной и сохранившееся до наших дней здание Балтийского вокзала.

В оформлении церкви, ее интерьеров, церковной утвари принимали участие известные русские мастера. Профессором Павлом Плешаковым были написаны образа для иконостаса. В мастерской Гаэтано Ботта были созданы из разноцветного мрамора иконостас, а также две мраморные колонны, которые поддерживали алтарную резную сень, увенчанную короной. Цветные витражи нижнего ряда окон были сделаны в мюнхенской мастерской Владимира Сверчкова.

17 августа 1891 г. состоялось торжественное освящение церкви Святителя Николая Чудотворца, на котором присутствовали члены императорской семьи, среди которых были: цесаревич Александр Александрович и цесаревна Мария Федоровна. Рядом с церковью был установлен бюст Николая Александровича работы скульптора Опекушина. Храм красиво, гармонично вписывался в окрестности и служил доминантой набережной. В годы большевистской власти храм был снесен, как не представлявший художественной ценности.

***

Храм Николая Чудотворца – второй храм, воздвигнутый императорской семьей в память великого князя Николая Александровича в Ницце, сохранило для истории французское государство.

 

После октябрьских событий в России в 1917 г. Свято-Николаевский (или Свято-Никольский) храм и прилегающая к нему земля находились в распоряжении Русской православной культовой ассоциации Ниццы (ACOR1) на основании договора аренды, заключенного Министерством Императорского Двора с Санкт-Петербургской епархией, которая владела русскими церквами за пределами Российской империи сроком на 99 лет. Срок аренды истекал 1 января 2008 года.

20 января 2010 г. Городской суд в Ницце вынес решение, по которому признал единственным собственником здания храма Святителя Николая Чудотворца (или Свято-Никольского собора) в Ницце – Российскую Федерацию.

Франция и французский народ высоко чтут память, связанную с историей русско-французских связей и историей самой России. В течение уже 115 лет один из красивейших мостов Парижа носит имя русского императора Александра III, заключившего в 1892 г. русско-французский союз. Французские политические деятели в прошлом и настоящем не раз заявляли о признании Европой исторических заслуг императора, его международного авторитета как «Царя-Миротворца».

Известный русский историк В.О.Ключевский, современник императора, назовет Александра III «государем международного мира», «Европейская цивилизация, – напишет он, – помещалась на пороховом погребе. Горящий факел не раз с разных сторон приближался к этому опасному оборонительному складу, и каждый раз заботливая и терпеливая рука русского царя тихо и осторожно отводила его... Европа признала, что Царь русского народа был и Государем Международного мира, и этим признанием подтвердила историческое призвание России...».

Именем императора Александра III, который, по словам великого русского ученого Д.И.Менделеева, «провидел суть русских и мировых судеб более и далее многих своих современников», названы улицы в Париже, Тулоне и Шербуре.

В память о покойном великом князе Николае Александровиче, скончавшемся на французской земле, муниципальный совет Ниццы назвал близлежащую к вилле Бермонт улицу Бульваром Цесаревича. Эту память о покойном наследнике престола город Ницца хранит и по сей день, о чем свидетельствует и воздвигнутый здесь памятный знак с датой его кончины.

1 Lassociation culturelle orthdoxe russe de Nice


Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская
24 октября 2012

Дорогие друзья!

Приносим свои извинения в связи с задержкой публикаций на сайте в связи с техническим сбоем.

Мы делаем всё возможное!

15 марта 2010

15 марта пришла весть горькая и страшная — не стало Татьяны Владимировны Загорской, изумительного художника-дизайнера, отличавшегося безукоризненным вкусом, любовью к своему делу, высоким профессионализмом.

На протяжении долгих лет Татьяна Владимировна делала журнал «Страстной бульвар, 10» и делала его с таким пониманием, с таким тонким знанием специфики этого издания, с такой щедрой изобретательностью, что номер от номера становился все более строгим, изящным, привлекательным.

В сентябре 2009 года Татьяна Владимировна перенесла тяжелую операцию и вынуждена была отказаться от работы над «Страстным бульваром», но у нее оставалось еще ее любимое детище — журнал «Иные берега», который она придумала от первой до последней страницы и наполнила его своей высокой культурой, своим щедрым и светлым даром. Каждый читатель журнала отмечал его неповторимое художественное содержание, его стиль и изысканность.

Без Татьяны Владимировны очень трудно представить себе нашу работу, она навсегда останется не только в наших сердцах, но и на страницах журнала, который Татьяна Загорская делала до последнего дня с любовью и надеждой на то, что впереди у нас общее и большое будущее...

Вечная ей память и наша любовь!

25 декабря 2009

Дорогие друзья!
С наступающим Новым Годом и Рождеством!
Позвольте пожелать вам, мои дорогие коллеги, здоровья и благополучия! Радости, которое всегда приносит вдохновенное творчество!
Мы сильны, потому что мы вместе, потому что наше театральное товарищество основано на вере друг в друга. Давайте никогда не терять этой веры, веры в себя и в свое будущее.
Для всех нас наступающий 2010 год — это год особенный, это год А. П. Чехова. И, как говорила чеховская героиня, мы будем жить, будем много трудиться, и мы будем счастливы в своем служении Театру, нашему прекрасному Союзу.
Будьте счастливы, мои родные, с Новым Годом!
Искренне Ваш, Александр Калягин

***
Праздничный бонус:
Новый год в картинке
Главные проекты-2010 в картинке
Сборник Юбилеи-2010 в формате PDF

27 октября 2008

Дорогие друзья, теперь на нашем сайте опубликованы все номера журнала!
К сожалению, архивные выпуски доступны только в формате PDF. Но мы
надеемся, что этот факт не умалит в ваших глазах ценности самих
текстов. Ссылку на PDF-файл вы найдете в Слове редактора, предваряющем
каждый номер. Приятного и полезного вам чтения!