Внучка армянского помещика, соперница Вивьен Ли, переводчица балетных звезд

Внучка армянского помещика, соперница Вивьен Ли, переводчица балетных звезд

 

Эта балерина не получила мирового признания, ее имя не фигурирует в балетных энциклопедиях, однако она прожила богатую и интересную жизнь, которая открывается перед нами в ее автобиографической книге «Танцуя к неизвестному: моя жизнь в «Балле рюс» и после него»…
Данная статья в большей части основана на этой книге. Автор — Тамара Чинарова Финч через свою дочь Аниту любезно разрешила нам использовать информацию и фотографии из книги...

Предки

Свой том балерина завершила словами: «Наконец, я хочу выразить безграничную благодарность Аните и ее супругу Валу Харрисону, они полностью взяли на себя заботу обо мне, оставили Калифорнию и привезли меня в солнечную Испанию. Анита решает мои мельчайшие заботы, а Вал терпим и обладает замечательным чувством юмора, необходимым с русской тещей»... На самом деле, русская теща имела украино-армянское происхождение. Тамара Чинарова родилась в 1919 году в Аккермане в Бессарабии (ныне – Белгород Днестровский). Этот город после Первой мировой войны был передан Румынии, а после Второй — вновь был взят советской армией и присоединен к Украине. Дедом по матери Чинаровой был «энергичный армянин, умный, сильный и очень щедрый» помещик по имени Христафор Чинаров (Кристапор Чинарян), уцелевший во время резни армян в Османской империи в 1895 г. и нашедший приют в Бессарабии. Здесь он женился на украинке и постепенно стал состоятельным человеком, владевшим тремя огромными виноградниками, тремя домами и гостиницей с рестораном. «Моя мать была армянкой,– пишет Чинарова Финч.– Ее отец, как многие армяне, могли бы достичь успеха в бизнесе даже на пустынном острове. Он был практичным, быстро воспринимающим, щедрым, ему завидовали и его любили». В 1905 г. во время еврейских погромов Чинаров приютил многие еврейские семьи в своих подвалах. У него было четверо детей: Павел, Евграф, Анна и Лидия.
Анна Чинарова после окончания школы училась на курсах медсестер. Во время Первой мировой войны в качестве добровольца Красного Креста она служила в госпитале, будучи одной из восьми медсестер, ухаживающих за 4000 пациентов. Во время отступления русских недалеко от Минска Анна познакомилась с Евсевием Тимофеевичем Рекемчуком, штабс-капитаном Русской армии, награжденным семью боевыми орденами. Ее роман с высоким, смуглым, симпатичным Рекемчуком развивался быстро, однако отец Анны был против союза дочери с мечтательным, далеким от делового мира военным. В 1917 г. Анна вновь добровольно ушла на фронт, в этот раз – турецкий, игнорируя просьбы отца не уезжать. «Дед боялся из-за ее армянского происхождения даже несмотря на то, что фамилия была изменена: традиционное окончание армянской фамилии «ян» на русское окончание «ов», — пишет Чинарова.
Проведя некоторое время в Батуми, Анна Чинарова вернулась домой зрелой женщиной, самостоятельно принимавшей решения. В Одессе она вновь встретилась с Евсевием Рекемчуком, который потерял родителей, чей отцовский дом был стерт с лица земли, а сам он не имел профессии: в мире у него осталась лишь Анна. Скоро они поженились против воли родителей Анны: через год родилась дочка Тамара...

... и их печальные кончины

И отец, и дед Тамары Чинаровой стали жертвами сталинской эпохи. В 1940-м, когда советские войска оккупировали Бессарабию, солдаты вторглись в дом Христафора Чинарова, закололи штыком 88-летнего старика, а жену и других членов семьи сослали в Сибирь, где многие из них скончались. Только в начале 1960-х в Лондоне Анне Чинаровой удалось встретиться с родной сестрой, эмигрировавшей из Румынии…
В 1926г. семилетняя Тамара Рекемчук вместе с матерью уехала в Париж, где ее отец сотрудничал с местной русской прессой. Через два года Евсевий Рекемчук, воодушевленный коммунистическими идеями, вернулся в СССР с целью помочь строительству новой государственной системы и работал в советской внешней разведке. Анна, презирающая большевиков, осталась в Париже, а Евсевия Рекемчука расстреляли в 1937-м, обвинив в шпионаже в пользу Франции. Годы спустя Тамару через Интернет нашел его сводный брат – московский писатель и сценарист Александр Рекемчук, и они начали обмениваться семейными реликвиями…

Идиллия детства

Лучшие воспоминания детства у Тамары Чинаровой были связаны с огромной дачей деда, с виноградниками, со сбором урожая, с любимой собакой Нанкой. Она с удовольствием описывает всеобщую радость, когда в золотые сентябрские дни все вместе дружно весь день собирали виноград, а вечером ужинали соленой рыбой с луком («чтобы перебить ощущение сладкого вкуса съеденного за весь день»), собирались вокруг костра, пели под гитару и аккордеон, спали под открытым небом, а в конце, после получения заработных платежек, несколько дней пировали в саду огромными мясными и капустными пирогами и вкусным вином...
Одно из незабываемых воспоминаний Тамары было связано с хромым попрошайкой Карапетом, которому в своей книге мемуаров она посвятила целую главу. Ее богатый дед был связан с этим бездомным нищим, так как оба были соотечественниками, уцелевшими от турецкой резни. Помещик всегда платил штраф полиции, когда они брали под арест Карапета, валявшегося пьяным на улицах. Полунемой Карапет всегда говорил об «Аурарате» (Арарате) и его последними словами были «Верните нам Аурарат!»

«Бейби балерина»

Итак, мать и дочь Чинаровы оказались в Париже (после ухода отца Тамара начала носить фамилию матери). В 10 лет девочка начала ходить в балетную студию известной русской балерины Ольги Преображенской. Очень быстро освоившись в балете, она вместе с другими девочками студии в 1931г. уехала на гастроли в Марокко и Алжир, где ее представили как «самую маленькую балерину мира». В следующем году навестив Румынию, Анна Чинарова организовала выступления дочери в городе, где родилась. Юной Тамаре аккомпанировали цыганские музыканты. Девочка научилась у них некоторым нюансам цыганских танцев, которые в дальнейшем использовала в постановках «Петрушки», в «Славянских и цыганских танцах».
В Париже Тамару и ее подруг заметил молодой хореограф Джордж Баланчин, который выбрал их для выступления в танцевальных номерах своей постановки оперетты «Орфей в аду». Те же самые девочки позже стали членами балетной компании «Балле рюс де Монтэ Карло». Таким образом Тамара Чинарова вместе со своими одноклассницами Ириной Бароновой, Татьяной Рябушинской и Тамарой Тумановой стала одной из четырех «маленьких балерин» («бэйби балерина») Баланчина. Их называли «русскими, которые никогда не танцевали в России». Высокая брюнетка Чинарова с кавказской внешностью (один балетмейстер называл ее «длинноносой») выступала в балетных спектаклях «Голубой Дунай», «Блудный сын», «Удивительная лавка», «Князь Игорь». Из образов, созданных ею, особенно интересными были Актион, в первом симфоническом балете «Предзнаменования», поставленном Леонидом Мясиным, а также Тамара, царица Грузии в одноименном драматическом балете Михаила Фокина.

Пионеры австралийского балета

В 1938г. Чинарова вместе с артистами русской труппы лондонской компании «Ковент-Гарден» гастролировала в Австралии, где она уже побывала в 1936-м. Здесь она решила остаться вместе с матерью. Несколько танцоров из труппы тоже остались в Австралии: Кира Абрикосова, Серж Буслов, Эдуард Борованский, Раиса Кузнецова, Валерий Шаевский, Эдуард Собишевский, Анна Волкова. В Австралии они открывали балетные студии, учили австралийцев, предоставив возможность жителям Австралии и Новой Зеландии познакомиться с классическим балетом и русской балетной школой. Танцор и балетмайстер Эдуард Борованский (чех по национальности), некогда выступавший в труппе Анны Павловой, открыл в Мельбурне балетную компанию («Борованский балле») и школу, таким образом став пионером австралийского балета. Чинарова вместе с ним возобновила некоторые спектакли из репертуара «Балле рюс», а сама выступила в балетах «Жизель», «Фауст», «Шехерезада», «Сильфиды», «Карнавал», «Италянское каприччио», «Дамы с хорошим юмором» и др. Мать балерины, госпожа Анна, открыла собственное ателье и многие годы шила платья для балетных трупп и автралийской оперы...
Тамара была уже молодой девушкой с немного экзотической внешностью и привлекала внимание мужчин. Ее роман с танцовщиком Юреком Лазовским не привел к серьезным отношениям, хотя танцору это чуть ли не стоило жизни, его хотел убить другой танцор труппы – Алексей Козлов, безнадежно влюбленный в Тамару…

Солдат без трусов

В Сиднее в 1943 г. Тамара Чинарова встретила британского актера Питера Финча (1912–1977), находящегося на военной службе. Мать и дочь Чинаровы взяли под свою опеку нуждающего симпатичного военнослужащего, кормили и одевали его (однажды Тамара заметила, что у него даже нету нижнего белья, и Анна Чинарова сшила трусы не только для Питера, но и для его товарищей). Спустя некоторое время Тамара и Питер поженились. Тамара продолжала выступать в балете, Питер работал в театре, один раз вместе с женой снимался в кино... В их жизни решающей была встреча с находившимися в Австралии звездной парой Лоуренсом Оливье и Вивьен Ли. Увидев игру Финча в театре, знаменитые британские актеры настоятельно рекомендовали ему вернуться в Англию и серьезно заняться актерским мастерством. Тамара решила оставить балет ради артистической карьеры мужа. В 1948г. чета Финч обосновалась в Лондоне. Через год родилась их единственная дочь Анита, крестной которой стала сама Вивьен Ли. В Англии Питер Финч быстро стал одним из самых востребованных актеров британской сцены (в частности, в знаменитом «Олд Вике») и большого экрана. Кстати, он сыграл роль генерала Нобиле в советско-итальянской картине «Красная палатка» Михаила Калатозова.

Любовный треугольник

В январскую ночь 1953г. внезапный визит Вивьен Ли изменил судьбу семьи Финч. Прославленная актриса, в два часа ночи ворвавшаяся в квартиру и разбудившая всех, сунула в руки полуспящего Питера сценарий и велела прочитать, а сама открыла окна, несмотря на зимний мороз, включила радиаторы, объявила, что хочет есть, но потом отказалась от предложенной ей еды, заявив, что пища выглядит паршиво, вытерла столик своим платком, и когда Питер дочитал сценарий, предложила ему стать ее партнером в голливудской экранизации этого сценария. Получившая «Оскар» за свою роль в голливудском «Трамвае «Желание», Вивьен Ли спешила сняться в следующей своей американской картине и сама выбирала партнеров. В 4 часа она заявила, что уходит, и Питер вышел вместе с Вивьен, оставив Тамару в смешанных чувствах восторга и тревоги, пробующую успокоить перевозбужденного ребенка...
Питер Финч уехал вместе с Вивьен Ли в США, где удачно снялся в фильме «Шаг слона» режиссера Уильяма Дитерли. Однако роль героини досталась не Вивьен, а более молодой Элизабет Тейлор. А когда через несколько месяцев Тамара вместе с дочерью навестила мужа в Голливуде, она стала свидетельницей любовной связи между Питером и Вивьен Ли. Любовный треугольник Финч-Чинарова-Ли несколько лет был предметом публичных сплетен. Случались даже конфронтации: Вивьен Ли однажды осмеяла унаследованный от армянских предков длинный нос Чинаровой, после чего обиженная Тамара решилась на пластическую операцию. В 1959г., после трехлетней разлуки, Тамара и Питер развелись.

Теперь уже переводчица

Начиная с 1961г. Тамара Чинарова Финч давала уроки балета, но в основном выступала как устный переводчик с русского на английский и наоборот. Она переводила сотрудникам Большого театра во время их лондонских гастролей и английских балетных трупп во время российских выступлений. Ее переводческими услугами пользовались Галина Уланова, Нинетт де Валуа, Алисия Маркова, Энтони Дауэлл, Юрий Григорович и другие балетные знаменитости. У Чинаровой были деловые поездки в СССР и Россию четыре раза (1961–1993 гг.). В 1997 г. в Москве Юрий Григорович торжественно вручил Чинаровой медаль Сергея Дягилева. Кстати, в 1989-м Чинарова в качестве переводчицы участвовала в большом гала-концерте, организованном в Лондоне в память погибших от землетрясения в Армении...
Она выступала также как балетовед и писательница, публикуя статьи и мемуары в лондонском журнале «Дансинг тайм», написала книгу «Маленький король: книга двадцати и одной ночи». Ее живописный портрет создал австралийский художник Фред Бин (с которым балерина была помолвлена, однако он погиб во время войны в Германии), а британский скульптор Том Мерифильд создал ее бронзовую статую в роли Шехерезады.

«Балет – дело жестокое»

В 2007г. Тамара Чинарова вновь оказалась в центре внимания балетоведов и балетоманов не только из-за упомянутой в начале статьи своей автобиографической книги. В том же году вышел документальный фильм «Балле рюс». Здесь Чинарова, в числе двадцати других артистов, рассказывает о деятельности этой балетной компании. Авторы фильма – Дан Геллер и Дайна Голдфайн в 2000 г. были приглашены в Нью-Орлеан для участия в собрании артистов, которые не виделись около сорока лет. В фильме фигурируют прикованная к коляске Мия Славенская, которая смотрит на свою фотографию четырехлетнего возраста, 82-летняя Наталия Красовская (которая осталась той же самой кокеткой и попробовала вместе со своим бывшим партнером Джорджем Зоричем исполнить сцену первой встречи Жизели и Альберта) и другие. На этом собрании Чинарова вновь встретилась с «бейби балеринами» Ириной Бароновой и Татьяной Рябушинской (четвертая, Тамара Туманова, уже была покойной). В фильме «Балле рюс» Чинарова сказала, что балетное дело «жестокое, очень жестокое», вспомнив как однажды Баланчил отказался дать роль Александре Даниловой, считая, что 27-летняя балерина «слышком стара» для нее...

Тихий закат под испанским солнцем

С 2004 года Тамара Чинарова вместе с дочерью Анитой Финч Харрисон и с ее мужем обосновалась в испанском городе Марбелле (штат Малага). Здесь же она написала книгу своих мемуаров «Танцуя к неизвестному: моя жизнь в «Балле рюс» и после него» на английском языке…
Когда писалась эта статья, я позвонил Аните, спросив, есть ли новости, связанные с матерью, на что она ответила: «Да, Тамара живет со мной здесь на юге Испании последние семь лет. Не многое можно сообщить, так как она ведет спокойную жизнь, любит общаться с нашими собаками, смотреть на сад и не пропускает балет по телевизору»...
 


Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская
24 октября 2012

Дорогие друзья!

Приносим свои извинения в связи с задержкой публикаций на сайте в связи с техническим сбоем.

Мы делаем всё возможное!

15 марта 2010

15 марта пришла весть горькая и страшная — не стало Татьяны Владимировны Загорской, изумительного художника-дизайнера, отличавшегося безукоризненным вкусом, любовью к своему делу, высоким профессионализмом.

На протяжении долгих лет Татьяна Владимировна делала журнал «Страстной бульвар, 10» и делала его с таким пониманием, с таким тонким знанием специфики этого издания, с такой щедрой изобретательностью, что номер от номера становился все более строгим, изящным, привлекательным.

В сентябре 2009 года Татьяна Владимировна перенесла тяжелую операцию и вынуждена была отказаться от работы над «Страстным бульваром», но у нее оставалось еще ее любимое детище — журнал «Иные берега», который она придумала от первой до последней страницы и наполнила его своей высокой культурой, своим щедрым и светлым даром. Каждый читатель журнала отмечал его неповторимое художественное содержание, его стиль и изысканность.

Без Татьяны Владимировны очень трудно представить себе нашу работу, она навсегда останется не только в наших сердцах, но и на страницах журнала, который Татьяна Загорская делала до последнего дня с любовью и надеждой на то, что впереди у нас общее и большое будущее...

Вечная ей память и наша любовь!

25 декабря 2009

Дорогие друзья!
С наступающим Новым Годом и Рождеством!
Позвольте пожелать вам, мои дорогие коллеги, здоровья и благополучия! Радости, которое всегда приносит вдохновенное творчество!
Мы сильны, потому что мы вместе, потому что наше театральное товарищество основано на вере друг в друга. Давайте никогда не терять этой веры, веры в себя и в свое будущее.
Для всех нас наступающий 2010 год — это год особенный, это год А. П. Чехова. И, как говорила чеховская героиня, мы будем жить, будем много трудиться, и мы будем счастливы в своем служении Театру, нашему прекрасному Союзу.
Будьте счастливы, мои родные, с Новым Годом!
Искренне Ваш, Александр Калягин

***
Праздничный бонус:
Новый год в картинке
Главные проекты-2010 в картинке
Сборник Юбилеи-2010 в формате PDF

27 октября 2008

Дорогие друзья, теперь на нашем сайте опубликованы все номера журнала!
К сожалению, архивные выпуски доступны только в формате PDF. Но мы
надеемся, что этот факт не умалит в ваших глазах ценности самих
текстов. Ссылку на PDF-файл вы найдете в Слове редактора, предваряющем
каждый номер. Приятного и полезного вам чтения!