В Одессе горы копают в театре

В Одессе горы копают в театре
Фото Олега Владимирского, Никиты Ермакова, Аллы Степовой и из личного архива А. Е. Копайгоры
 
 
 
Вместо эпиграфа, или несколько фактов из истории одесских гор
 
Конечно, Одесса куда более знаменита своими пляжами, нежели своими горами. Но все-таки – какие-никакие, но горы в Одессе есть.
Так, в северо-западной части города, на территории той самой «обожающей Костю-моряка» Пересыпи (района, отделяющего Черное море от Куяльницкого и Хаджибеевского лиманов), расположены две небольшие горы Жевахова и Шкодова.
Первая получила свое названия от фамилии бывшей владелицы этой территории – княгини Екатерины Жеваховой.
Название второй горы более любопытно, и, можно сказать, тенденциозно для Одессы – оно образовано от украинского слова «шкода» — вред, ущерб. В первый период существования Одессы, когда бездорожье было страшным бичом города, Пересыпская низина значительную часть года вообще являлась недоступным районом, ибо ее заливало водой (и ныне такое случается). Поэтому Пересыпь часто приходилось объезжать через находящуюся рядом гору. Но и при объезде возки, телеги и кареты нередко застревали в размытой почве и ломались на многочисленных ухабах. «Сама шкода, а не шлях», – то и дело с огорчением восклицали проезжие. Так и повелось называть сию возвышенность Шкодовой горой.
Название третьей одесской горы имеет еще более печальную семантику. Расположенная недалеко от Железнодорожного вокзала гора Чумка, в отличие от Жеваховой и Шкодовой гор, является не природной, а рукотворной. В неблагополучном 1812 году в Россию пришел Наполеон, а в Одессу – эпидемия чумы. Эта страшная болезнь буквально опустошала город. Трупы на телегах вывозили за городскую черту и поспешно зарывали на специальном чумном кладбище. Впоследствии, чтобы избежать новой вспышки страшного заболевания, кладбище решили засыпать мусором. Так возник холм, который, в свою очередь, засыпали землей, посадили на нем деревья и стали называть горой Чумкой.
Как видите, горы в Одессе хоть и не отличаются гигантскими размерами, но традиционно ассоциируются с маленькими или большими проблемами.
Но Одесса не была бы Одессой, если бы здесь не находились незаурядные люди, способные шутя справляться с горами проблем в любой сфере жизни – от бизнеса и политики до культуры и искусства.
Именно таким человеком и является герой этой статьи – одессит с «говорящей» украинской фамилией: АЛЕКСАНДР КОПАЙГОРА – директор Одесского академического русского драматического театра.
 
 
ПРИШЕДШИЙ В НУЛЕВЫХ
 
Он пришел на эту должность в декабре 2002 года. Как сейчас модно говорить, в начале нулевых. И очень многое Александру Копайгоре пришлось буквально начинать с ноля. Случилось так, что на рубеже тысячелетий, с 2000 по 2002 год одесский Русский театр переживал капитальную реконструкцию здания и практически не функционировал как творческий коллектив. В силу объективных, и, увы, очень печальных причин (предыдущий директор театра Виктор Михайлович Митник после стремительно развившейся тяжелой болезни ушел из жизни) к концу 2002 года театр оказался поистине в отчаянном положении: реконструкция до конца не окончена, труппа давно не обновлялась (средний возраст актеров в коллективе в то время был 50 (!) лет), репертуар устарел, два новых спектакля репетируются приглашенным режиссером Борисом Мильграмом с перерывами в течение двух с половиной (!) лет и все никак не могут дойти до премьеры…
Вот такая «шкодова гора» проблем досталось Александру Евгеньевичу вместе с директорской должностью в Одесском Русском театре.
Но человек, первая часть фамилии которого представляет прямой призыв к активному действию, не привык пасовать перед трудностями.
Тем более, что к моменту назначения на эту должность за плечами Александра Копайгоры уже был большой опыт руководящей театральной работы и солидный актив творческих побед.
 
ОН БЫЛ РОЖДЕН НА МОЛДАВАНКЕ, ОН НАЧИНАЛСЯ С КВН
 
Говорит Александр Копайгора:
Я родился на улице Степовой – это центр знаменитого одесского района Молдаванка – вотчина бабелевского Бени Крика. Район очень сложный – много моих друзей детства впоследствии отсидели в тюрьме, умерли от алкоголизма. И все же это удивительный период, детство и молодость вспоминаются с трепетом – у нас все впереди… Люблю свой двор и всегда проходя мимо, захожу. Двор стареет, ветшает, а раньше казался самым красивым, самым лучшим. Все меньше и меньше знакомых. Те, кто узнают меня, радуются, что в их дворе родился человек, который выбился в люди. Я один из немногих в своем дворе, кто поступил в институт – в нархоз. Тогда это было модно – восемь человек на место…
Первая большая творческая победа Александра Копайгоры случилась в студенческие годы и была, одновременно, победой всей Одессы на всесоюзном уровне. Одесский институт народного хозяйства, в котором учился наш герой, славился не только серьезными специалистами, но и веселыми шутниками из собственной команды КВН «Бухгалтеры». В сезоне 1971-72 годов (выпускном для нашего героя) эта команда стала чемпионом СССР, уверенно обыграв очень сильные команды политехнических институтов Фрунзе и Еревана.
К этому времени все игры КВН на Центральном телевидении уже шли в записи, и телезрители не всегда имели возможность видеть объективную картину происходящего на сцене. Самые смелые и острые шутки нещадно вырезались цензурой. Но кое-что все-таки оставалось. Одесские студенты, выступая в образе деловых людей, покорили телезрителей всей огромной страны. Обаятельный обладатель густых черных усов и заразительной улыбки Саша Копайгора был одним из самых запоминающихся (или, как сказали бы сейчас, харизматичных) игроков чемпионской команды.
Свое приветствие в решающей финальной игре одесские студенты завершили следующими словами: «Во Фрунзе и Ереване есть обычай — самого умного сына отдавать в политехнический институт. А в Одессе — наоборот: самую красивую дочь — в институт народного хозяйства. Потому что красота с годами проходит, а народное хозяйство крепнет и развивается!» (Спустя годы эта командная шутка стала подлинным фактом биографии Александра Копайгоры – его единственная красавица-дочь Алена пошла по папиным стопам, окончив тот же Одесский институт народного хозяйства, успевший к этому времени стать университетом).
КВН дал путевку в творческую жизнь множеству талантливых людей. Можно только гадать, каких высот мог бы достигнуть на этом поприще наш герой. Но — увы и ах – в том же 1972 году КВН на Центральном телевидении закрыли на долгих 15 лет. И Александру Копайгоре пришлось применять свои таланты в иных культурных сферах.
 
ПОРА НАМ В ОПЕРУ СКОРЕЙ…
 
Несколько последующих лет Александр работал по линии комсомола. Работал весьма успешно, прошел путь от секретаря комсомольского комитета до инструктора Одесского обкома комсомола в секторе культуры. Энергичного инициативного молодого человека не могли не заметить во властных структурах. И в 1977 году он получил предложение занять должность заместителя директора Одесского театра оперы и балета. Для 29-летнего Александра это была очень серьезная ступень в карьере – и он решительно ступил на нее.
Говорит Александр Копайгора:
Там я научился многим премудростям театрального искусства. Когда были трехмесячные гастроли одесской оперы по США и Канаде и директор театра, Валентин Петрович Семенов, уехал, театр он оставил на меня. Вот когда я прошел школу директора! Самым сложным было обрести доверие артистов, контакт с ними, — чтобы они верили в тебя, а ты верил в них.
Во время пребывания в этой должности Копайгора заявил о себе, как об одном из самых крепких театральных хозяйственников города. Само здание Оперного театра является одной из главных «визитных карточек» Одессы, и содержать его в надлежащем порядке, следить за бесперебойной работой сценического оборудования – задача для настоящего профессионала. Помимо решения производственных задач, Александр Копайгора активно занимался творческими вопросами, общался и сотрудничал с выдающимися людьми эпохи. Так, художником поставленного при нем спектакля «Маскарад» был Илья Глазунов, причем это была его первая работа на театральной сцене, а автором оперы «Петр Первый» — композитор Андрей Петров. В те времена он пересекся и подружился на долгие годы с Марисом Лиепой, Станиславом Гаудасинским, Ириной Богачевой и многими другими. Четыре года жизни, связанные с Оперным театром, Александр Евгеньевич вспоминает с особой любовью. Возможно, это была бы его единственная театральная любовь на всю жизнь, но…
 
 
ПЕРЕВОД НА УКРАИНСКИЙ
 
…но в 1981 году Одесскому Управлению культуры пришлось решать новую проблему: стало вакантным место директора Одесского украинского музыкально-драматического театра имени Октябрьской революции, необходим был достойный кандидат на эту должность. И 34-летнего Александра Копайгору «перевели на Украинский». Последующие восемь лет стали важным этапом его биографии и ярким отрезком театральной истории Одессы.
Говорит Александр Копайгора:
Украинский театр тогда переживал нелегкий период. Я не представлял, как пойду в театр сложный, проблемный…Но дал добро и абсолютно не жалею об этом. Я ему благодарен. Он перевернул мою жизнь. Первое лицо в творческом коллективе! Когда определяешь репертуарную политику, жизнь театра, гастроли (а мы объездили пол-СССР). Оперный театр – это начало, основное мастерство как руководителя творческого коллектива мне дал Украинский.
Закат эпохи застоя, преддверие перестройки, первые слабые проблески гласности, первые по-настоящему смелые шаги в репертуарной политике…. Одесский Украинский театр в этом смысле был на шаг впереди других: в период директорства Александра Копайгоры здесь, впервые за долгие годы, открыто обратились к творчеству Шолом-Алейхема, создав спектакль «Тевье-молочник», впервые в Советском Союзе поставили запрещенную «Матросскую тишину» Александра Галича.
В те годы с Украинским театром сотрудничали выдающиеся режиссеры Изакин Гриншпун, Борис Зайденберг, Бронислав Мешкис, Владимир Туманов, Константин Пивоваров, Николай Тараненко. Именно при Копайгоре в театр впервые пришел его нынешний художественный руководитель, режиссер Игорь Равицкий.
Директором Одесского Украинского театра Александр Копайгора прослужил до 1989 года.
Затем на некоторое время судьба увела его в сторону от непосредственной театральной деятельности. В 90-х Александр Копайгора был заведующим отделом культуры и воспитательной работы одесского Облсофпрофа и руководителем ряда бизнес-структур. С 2000 по 2002 – советником Первого заместителя Одесского городского головы.
И вот, как уже было сказано выше, в конце 2002 года он берет на себя руководство Одесским русским театром, сталкивается со скопившейся в нем «шкодовой горой» проблем — и начинает копать, копать, копать…
 
КОПАЙ – ГЛАГОЛ ТЕАТРАЛЬНЫЙ
 
В считанные месяцы незаконченный ремонт театрального здания доводится до благополучного финала. Начинается активная работа по пополнению труппы молодыми исполнителями: Копайгора принимает в театр большую группу выпускников Днепропетровского театрального колледжа, молодых актеров из Симферополя и Ашхабада, несколько одесских юных талантов.
Наконец-то благополучно выходят премьеры двух спектаклей, запущенных в производство при предыдущем руководителе театра (из-за сложившейся до прихода Копайгоры ситуации режиссер Борис Мильграм установил своеобразный рекорд, работая в Одессе над постановками пьес «Школа жен» Мольера и «Пизанская башня» Надежды Птушкиной почти три года).
Производится капитальное восстановление лучших спектаклей прошлых лет: «Ричард III» Шекспира в режиссуре Александра Дзекуна, «Конкурс» и «Аккомпаниатор» Александра Галина в собственной постановке драматурга, «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана в постановке Аллы Бабенко, «Анна Каренина» в постановке Эдуарда Митницкого.
И – самое главное – начинается отсчет времени новой репертуарной политики театра.
В этом плане два первых спектакля, выпущенных по инициативе Александра Копайгоры, с позиций сегодняшнего дня представляются весьма символичными. Ибо сквозной темой обеих этих постановок стало расставание с прошлым, последнее «прости» навсегда ушедшему времени.
 
ВСЕ В САД
 
Теме прощания и прощения был посвящен вышедший в мае 2003 спектакль по пьесе Р. Харвуда «Квартет» режиссера Анатолия Антонюка — трагикомедия о былых кумирах оперной сцены, коротающих оставшиеся им в этой жизни дни в доме престарелых. В этом спектакле последнюю большую роль в своей жизни сыграла великая одесская актриса Людмила Сатосова. Ее партнерами были ведущие актеры труппы театра – Тамара Мороз, Валерий Апраксин, Андрей Гончар.
А еще звонче и пронзительнее эта тема прозвучала в состоявшейся в октябре того же года следующей премьере – чеховском «Вишневом саде».
«Вишневый сад» стал программным спектаклем для обновленного театра и принципиальным для репертуарной политики Александра Копайгоры. В нем впервые предстали перед одесской публикой молодые новобранцы труппы, а также опытные мастера — специально приглашенные в театр новым директором бывшие премьеры Украинского театра Анатолий Антонюк и Орыся Бурда. В нем с новой силой заиграли сторожилы труппы, в числе которых особенно выделялся Андрей Гончар в роли Гаева и любимец одесской публики, незабвенный Семен Крупник в роли Фирса.
Для работы над этой постановкой Александр Копайгора пригласил выдающегося режиссера современности, мастера с мировым именем Леонида Хейфеца. Тот, в свою очередь, взял себе в соавторы собственного ученика, питомца РУТИ (ГИТИС) режиссера Алексея Литвина. Так было положено начало многолетней дружбе и плодотворному сотрудничеству Одесского Русского театра с Российским университетом театрального искусства. Вслед за Литвиным в Одессу подтянулись его товарищи, режиссеры Алексей Гирба, Сергей Голомазов, позднее — Михаил Чумаченко. Они объединились в режиссерскую коллегию театра и приступили к активной работе.
 
НОВЫЕ ИМЕНА В АФИШЕ
 
Афиша театра стала стремительно пополняться знаковыми названиями: в репертуаре появились лучшие образцы русской и мировой классики: «Женитьба» Гоголя, «Чайка» и «Дядя Ваня» Чехова, «Красное и черное» Стендаля, «Пиковая дама» Пушкина, «Гамлет» Шекспира, «Человек, который смеется» Гюго, «Забавный случай» Гольдони, «Последняя остановка» Э.М.Ремарка, «Капитаны песка» Ж.Амаду, «Пятеро» В. Жаботинского, «Блажь» А.Островского, «Двадцать минут с ангелом» А. Вампилова.
Наряду с классикой ставились, конечно, и так называемые «кассовые» комедии, однако откровенно бульварной драматургии (вроде творений ставшего ныне притчей во языцех Рэя Куни) в афише театра не появилось. А появились: из зарубежных драматургов — Алан Милн, Том Стоппард, Вуди Аллен, из отечественных (применительно к Одессе политкорректнее будет слово «русскоязычных») – Александр Мардань, Родион Феденев, Алексей Дударев, Виктор Шендерович.
Особо следует отметить во многом судьбоносное решение Александра Копайгоры о сотрудничестве с творческим тандемом режиссера Георгия Ковтуна и композитора Евгения Лапейко. Для безвременно ушедшего из жизни в 2007 году Евгения Лапейко четыре года сотрудничества с Русским театром стали одним из самых продуктивных этапов творческой биографии. Сочиненные им мюзиклы «Пеппи» по А.Линдгрен, «Вий» по Н.Гоголю, «Степан Разин» по В.Шукшину обеспечили театру мощнейший приток молодежной зрительской аудитории.
Театр последовательно и уверено обрел свое новое лицо.
И – неожиданно для многих – новый возраст.
 
НА ХЛЕБНОМ МЕСТЕ
 
Официальной датой рождения Русского театра в Одессе в советское время считался 1926 год: именно в этом году театр обрел статус государственного предприятия молодой советской республики.
Говорит Александр Копайгора:
— Вопрос, который меня, как коренного одессита, заинтересовал сразу же после вступления в должность директора: а что, до революции Русского театра в нашем городе не было? Однако и в нашем краеведческом музее, и в собственных архивах мы обнаружили афиши конца XIX–начала XX века с названием Русский театр и нашим адресом: улица Греческая, угол Колодезного переулка. Мы нашли целый ряд других свидетельств о функционировании Русского театра в дореволюционной Одессе. И послали запрос в наш Областной архив. Как оказалось, в путеводителях по Одессе официальный адрес «Русский театр, Греческая, угол Колодезного» появился в 1875 году! В этом театре работала труппа под руководством выходца из знаменитой петербургской «Александринки» Николая Милославского. В этом театре гастролировали величайшие мировые театральные звезды того времени – Сара Бернар, Элеонора Дузе, Владимир Давыдов, Марк Кропивницкий, Эрнст Поссарт и другие. А построено это театральное здание было годом раньше, в 1874 году. Точнее, не построено, а перестроено: как оказалось, на этом месте в свое время располагался крупный хлебный склад купца Великанова, который он затем перестроил в театральное здание. Таким образом, наш театр имеет уникальную ауру: он стоит на «хлебном месте»! «Хлеба и зрелищ!» — эта древнеримская формула обрела у нас в Одессе новое звучание. Ведь мы находимся в той точке пространства, которая сначала давала людям хлеб, а затем, вплоть до нынешнего дня – достойные зрелища.
Таким образом, благодаря усилиям Александра Копайгоры, в 2005 году Русский театр в Одессе отметил свой истинный юбилей – 130 лет со дня основания.
 
ОДЕССКИЙ ВСТРЕЧНЫЙ
 
Как директор, сейчас всерьез я жалею только об одном: нынешняя финансовая ситуация не позволяет нам гастролировать так, как это бывало в советские времена. Уверен, что наши спектакли произвели бы фурор в любом городе,говорит Александр Копайгора. – Но все же мы не сидим сиднем в Одессе: альтернативой являются фестивальные поездки. За годы моего директорства мы показали наши спектакли в Москве, Санкт-Петербурге, Варшаве, Алма-Ате, Саранске, Оренбурге, Орле, Белгороде, Звенигороде, Николаеве, Херсоне, Брянске, Калининграде, регулярно ездим на фестиваль чеховских спектаклей в подмосковное Мелихово. И главное – проводим собственный фестиваль «Встречи в Одессе».
Об этом детище директора Русского театра следует сказать особо. «Встречи в Одессе» — уникальный театральный форум. Придумали и организовали его два одессита – Александр Копайгора и драматург Александр Мардань. Это самый крупный фестиваль русских театров за пределами России, причем проводится он ежегодно, на протяжении вот уже семи лет. Более 50 театров из 30 городов 13 государств от России, Молдовы и Грузии до Австрии, Германии и Израиля – вот итог организаторской деятельности Александра Копайгоры. Эта деятельность была оценена на самом высшем уровне: в 2007 году директор Одесского русского театра по указу Президента Владимира Путина стал кавалером российского Ордена Дружбы, а также обладателем Золотого Знака СТД, а в 2009 году на Международном фестивале «Дягилевские сезоны: Пермь-Петербург-Париж» был награжден Большой Золотой медалью и дипломом продюсерского конкурса «За консолидацию русских театров зарубежья».
 
ПЕРЕХОДЯ НА ЛИЧНОСТИ
 
Еще один проект, осуществленный Александром Копайгорой на посту директора Русского театра – неоценимый подарок для одесской интеллигенции – цикл вечеров «Русские встречи».
Герои этих встреч – уникальные личности, всесоюзные и мировые величины, уходящая натура, — говорит Александр Копайгора. — Подарить городу встречу с ними – счастье. Ведь, увы, учитывая возраст многих из них, она может стать последней. Именно такими стали встречи в Русском театре с ушедшими навсегда великими поэтами эпохи – Андреем Вознесенским, Бэллой Ахмадулиной, всенародно любимым актером Михаилом Козаковым, историком и телеведущим Виталием Вульфом. И дай Бог здоровья ныне здравствующим – поэтам Евгению Евтушенко, Олжасу Сулейменову, актерам Сергею Юрскому, Александру Калягину, Владимиру Симонову, Алле Демидовой, Александру Филиппенко и многим другим.
Памятные фото с автографами этих личностей, наряду с театральными афишами и многочисленными дипломами фестивалей украшают стены директорского кабинета. На отдельном месте – православные иконы. Кабинет Копайгоры – это вообще особенное пространство. Лучше всего об этом сказал мэтр российской режиссуры Леонид Ефимович Хейфец: — За всю мою долгую жизнь я работал во множестве театров и видел множество директорских кабинетов. И мне всегда хотелось поскорее выйти из них. И только в Одессе, в единственном театре мне, наоборот, хочется прийти в кабинет директора, чтобы отдохнуть между репетициями. Здесь особая аура, здесь хорошо.
 
 
СОВПАДАЯ С ФАМИЛИЕЙ
 
В кабинете Копайгоры хорошо себя чувствуют многие. Но, конечно, не все. Случались в директорстве Александра Евгеньевича и принципиальные противостояния, и жесткие конфликты. В первые годы его руководства несколько актеров, не приняв политики нового директора, предпочли покинуть труппу. Некий довольно известный московский режиссер, осуществивший в Русском театре единственную постановку еще в 2004 году и не нашедший общий язык с директором, по сей день не может успокоиться, и почти в каждом своем интервью к месту и не к месту, как заведенный, твердит об «ужасном одесском Копайгоре». — Меня часто спрашивают, сколько же я ему плачу за такую мощную рекламу в российских СМИ, — отшучивается Александр Евгеньевич.
Он не стремится нравиться всем, он такой, каков есть. Но он стремится, чтобы зрителям нравился возглавляемый им театр. Соответствуя первой, глагольной части своей фамилии, Копайгора неустанно «роет землю», чтобы театр всегда был на острие атаки, в фокусе зрительского внимания. А соответствуя второй, существительной ее части, все время старается вывести театр на гору, на новую вершину в творчестве и благополучном существовании. Ряд серьезных вершин им уже взят: например, в 2009 году руководимый им театр обрел статус «Академический». Другие вершины – впереди.
 
 
 
P. S: В июле 2012 года Александр Копайгора отметил 65-летие со дня рождения, а в декабре 2012 – 10-летие на посту директора Одесского академического русского драматического театра.

Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская
24 октября 2012

Дорогие друзья!

Приносим свои извинения в связи с задержкой публикаций на сайте в связи с техническим сбоем.

Мы делаем всё возможное!

15 марта 2010

15 марта пришла весть горькая и страшная — не стало Татьяны Владимировны Загорской, изумительного художника-дизайнера, отличавшегося безукоризненным вкусом, любовью к своему делу, высоким профессионализмом.

На протяжении долгих лет Татьяна Владимировна делала журнал «Страстной бульвар, 10» и делала его с таким пониманием, с таким тонким знанием специфики этого издания, с такой щедрой изобретательностью, что номер от номера становился все более строгим, изящным, привлекательным.

В сентябре 2009 года Татьяна Владимировна перенесла тяжелую операцию и вынуждена была отказаться от работы над «Страстным бульваром», но у нее оставалось еще ее любимое детище — журнал «Иные берега», который она придумала от первой до последней страницы и наполнила его своей высокой культурой, своим щедрым и светлым даром. Каждый читатель журнала отмечал его неповторимое художественное содержание, его стиль и изысканность.

Без Татьяны Владимировны очень трудно представить себе нашу работу, она навсегда останется не только в наших сердцах, но и на страницах журнала, который Татьяна Загорская делала до последнего дня с любовью и надеждой на то, что впереди у нас общее и большое будущее...

Вечная ей память и наша любовь!

25 декабря 2009

Дорогие друзья!
С наступающим Новым Годом и Рождеством!
Позвольте пожелать вам, мои дорогие коллеги, здоровья и благополучия! Радости, которое всегда приносит вдохновенное творчество!
Мы сильны, потому что мы вместе, потому что наше театральное товарищество основано на вере друг в друга. Давайте никогда не терять этой веры, веры в себя и в свое будущее.
Для всех нас наступающий 2010 год — это год особенный, это год А. П. Чехова. И, как говорила чеховская героиня, мы будем жить, будем много трудиться, и мы будем счастливы в своем служении Театру, нашему прекрасному Союзу.
Будьте счастливы, мои родные, с Новым Годом!
Искренне Ваш, Александр Калягин

***
Праздничный бонус:
Новый год в картинке
Главные проекты-2010 в картинке
Сборник Юбилеи-2010 в формате PDF

27 октября 2008

Дорогие друзья, теперь на нашем сайте опубликованы все номера журнала!
К сожалению, архивные выпуски доступны только в формате PDF. Но мы
надеемся, что этот факт не умалит в ваших глазах ценности самих
текстов. Ссылку на PDF-файл вы найдете в Слове редактора, предваряющем
каждый номер. Приятного и полезного вам чтения!