Фильмы без границ. IX МКФ "Золотой абрикос" в Ереване

Фильмы без границ. IX МКФ "Золотой абрикос" в Ереване
Основанный в 2004г. известным в мировом фестивальном сообществе режиссером, документалистом Арутюном Хачатряном и кинокритиками Микаэлом Стамболцяном и Сусанной Арутюнян (почетным президентом фестиваля является признанный в мире канадский режиссер, армянин Атом Эгоян) Международный кинофестиваль «Золотой абрикос» бесспорно стал национальным брендом, наряду с армянским коньяком и самим абрикосом, который уже традиционно, каждый год освящается в церкви в день открытия фестиваля.
С каждым годом увеличивается количество программ и гостей. Кинофестиваль расширяется благодаря солидарности с ним государства и спонсоров. В 2005-ом «Золотой абрикос» потряс Никиту Михалкова своим неслыханно низким бюджетом и тем фактом, что всемирно известные кинематографисты приезжают сюда не за деньги. Выдающийся русский режиссер был удостоен специального приза фестиваля за вклад в мировое киноискусство наряду с такими режиссерами, как Абас Киаростами, Кшиштоф Занусси и Йос Стеллинг. Еще в самом начале девизом фестиваля были избраны слова «Перекресток культур и цивилизаций». И это не случайно. Ведь действительно, Армения географически расположена на перекрестке Европы и Азии, Востока и Запада. В рамках фестиваля, параллельно с международными конкурсными программами игрового и неигрового кино, а также с национальным конкурсом — «Армянской панорамой», уже 8 лет работает программа «Режиссеры без границ», и уже который раз состоялся Региональный форум копродукции. Кавказский регион — это свежее пространство для продюсеров и режиссеров, а копродукция — лучший выход для небольших национальных кинематографий, чтобы суметь выжить в нынешних условиях. Итак, зимой 2006 в Роттердаме был подписан «тройственный союз» между Роттердамским киносмотром, Пусанским фестивалем (Южная Корея) и «Золотым абрикосом». «Так через Ереван связались самая классическо-передовая Европа и самая далекая и развитая Азия»,- говоря словами Ольги Шервуд.
Кстати, в национальном конкурсе в этом году был представлен кинодебют молодого режиссера Микаэла Ватиняна «Жанна и голоса», мировая премьера которого состоялась в конкурсе Пусанского МКФ. Следует отметить, фильм как кинопроект был осуществлен благодаря тому, что на рынке проектов Азии получил финасовую поддержку Гетеборгского и Пусанского фестивалей.    
IX Международный кинофестиваль «Золотой абрикос» был примечателен расширяющимся сотрудничеством с Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ (МФГС). В рамках фестиваля, при поддержке МФГС, уже второй год действует специальная программа «Кино стран СНГ», которая представляет лучшие фильмы последних лет, снятые в странах Содружества. В прошлом году в кинопрограмму стран СНГ «20 лет независимости» было отобрано 11 фильмов, созданных за последние 2-3 года и получивших международный резонанс, среди которых были две российские картины: «Край» Алексея Учителя и «Я тебя люблю» Павла Костомарова и Александра Расторгуева.
 Очевидно, что за последние два десятилетия сильно ослабели творческие связи, почти утеряно некогда общее культурное пространство. Цель программы способствовать восстановлению, содействовать диалогу культур, установлению постоянных творческих, культурных, деловых и просто человеческих связей на всем пространстве Содружества, способствовать налаживанию сотрудничества между кинематографистами стран СНГ и представить современное киноискусство этих стран армянскому зрителю. Гости и участники программы были вовлечены во все основные мероприятия фестиваля: была организована специальная пресс-конференция, встречи со зрителями, мастер-классы, приемы. Для действенного и полновесного освещения программы СНГ и фестиваля в целом приехали российские журналисты. В рамках программы был организован круглый стол, который состоялся в конференц-зале МИД Армении. Здесь впервые за минувшие 20 лет независимости приняли участие кинематографисты почти из всех стран СНГ, собравшиеся в Ереване, - около 30-ти человек в окружении десятков представителей печатных и электронных СМИ из России, Армении и зарубежья. В беседе и обмене мнениями приняла участие известный киновед из России Елена Стишова, которая была приглашена на фестиваль в качестве члена жюри «Армянской панорамы» – национального конкурса.
В нынешнем, 2012, Круглый стол прошел в конференц-зале гостиницы «Ани» по теме «В зеркале Тарковского: общая культурная память и индивидуальный мир», в нем приняли участие кинематографисты и представители СМИ из Армении и стран СНГ. Модераторами выступали Давид Мурадян (президент Национальной киноакадемии) и Сусанна Арутюнян (арт-директор МКФ «Золотой абрикос»). Свои доклады и выступления представили: член Российской академии кинематографических искусств, секретарь юбилейного общественного комитета по празднованию 80-летия со дня рождения Андрея Тарковского, лауреат премии Москвы Вячеслав Шмыров; кинорежиссер, сценарист и актер Александр Гордон;культуролог, историк, писатель Рубен Ангаладян; директор Музея Параджанова Завен Саркисян; автор настоящей статьи; кинокритик Владимир Бадасян и др. По материалам Круглого стола будет выпущен сборник.
Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ (МФГС) спонсировал и специальнуюпрограмму «Дань уважения», посвященную памяти Андрея Тарковского и приуроченную к 80-летию Мастера. В рамках программы были представлены авторские версии самых знаковых фильмов Тарковского «Страсти по Андрею» и «Солярис», а также его малоизвестные картины «Сегодня увольнения не будет» и дипломная работа «Каток и скрипка», частично снятая в Ереване. Когда-то отец великого режиссера, один из самых самобытных русских поэтов Арсений Тарковский написал:
                                                                                 CLVII
                                                Мне приснился Ереван, мне приснился Ереван,
                                                И когда мне дали номер с Араратом за окном,
                                                Посмотрел я и подумал – что за город у армян
                                               С этим Ноевым ковчегом, синим шелковым огнем
                                               И водой водопроводной, как сопрано ледяной,
                                               И гортанной крупной речью, как священная скрижаль.
 
                                               В старый город Ереван ты приехала со мной.
                                               Поздно вспомнили о нем, больше ничего не жаль…
                                                                                                              14 ноября 1958
В программу памяти Тарковского были включены также фильм «Терпкий виноград» (реж. Баграт Оганесян), снятый в 1973-м под художественным руководством Тарковского, и фильмы о Тарковском: «Московская элегия» (реж. Александр Сокуров) и «Андрей» (реж. Арсен Азатян и Нарине Мкртчян). Вечер памяти Тарковского состоялся и в Музее Параджанова, можно сказать, в память дружбы двух великих режиссеров.
В рамках программы «Кино стран СНГ» прошли встречи кинематографической общественности Армении и зрителей с видными кинематографистами Александром Сокуровым, Вадимом Абдрашитовым и др. Были проведены мастер-классы Марины Разбежкиной, Роланда Казаряна, Вадима Абдрашитова.Также в «Доме кино» состоялась встреча кинематографистов Содружества с членами Союза кинематографистов Армении, где по традиции свои подписи на стенах оставили Вадим Абдрашитов и Александр Сокуров.
На фестивале и прежде были показаны фильмы Сокурова: «Отец и сын», «Александра» (с Галиной Вишневской в заглавной роли), «Элегия жизни. Ростропович. Вишневская», а «Солнце» знаменитого режиссера было удостоено Гран-при в 2005-м. В этот раз в рамках программы «Кино стран СНГ» была организована ретроспектива фильмов Александра Сокурова, в которую вошла тетралогия Мастера: «Молох», «Телец», «Солнце» и «Фауст».
Творчество режиссера отмечено высокой оценкой – он награжден премией Армянской Апостольской Церкви «Да будет Свет!».
Высокой оценки удостоился также Вадим Абдрашитов, получивший «Золотую медаль» Министерства культуры РА за вклад в развитие международного киноискусства. Альберт Мкртчян автор известной картины «Танго нашего детства», вручил режиссеру премию «Мастер», учрежденную кинофестивалем. Этой же премии был удостоен Сергей Соловьев на V МКФ «Золотой абрикос» в 2008г.
Вдобавок отметим, что фильм В.Абдрашитова «Время танцора», представленный армянскому зрителю в программе «Ереванские премьеры», в конце показа был сопровожден овациями. На вопрос армянской журналистки Карине Рафаэлян, как удалось воссоздать чудовищный образ войны, с безмерным состраданием ко всем героям и без единого подчеркнуто-отрицательного персонажа, режиссер ответил: «Да, это фильм о войне – без войны. Это фильм о возможном начале мирной жизни, жизни, которая никак не удается, потому что позади война...».
За девять лет существования фестиваля в рамках «Золотого абрикоса» было представлено достаточно российских картин и режиссеров. Фестиваль посещают такие известные киноведы, как Кирилл Разлогов, Ольга Шервуд, Армен Медведев, Андрей Плахов, Сергей Лаврентьев и др. У нас гостил один из самых известных представителей нового русского кино Андрей Звягинцев, «Изгнанием» которого закрылся IV МКФ «Золотой абрикос» в 2007-м. Любители документального кино благодаря фестивалю хорошо знакомы с фильмами Виктора Косаковского и Сергея Лозницы, игровой фильм которого «В тумане» (совместное производство Беларусь/Россия/Германия/Латвия) завоевал высшую награду IX международного кинофестиваля «Золотой абрикос» в номинации лучший игровой фильм. Жюри фестиваля, в составе которого были выдающийся испанский кинорежиссер Виктор Эрисе, известные кинокритики Януш Газда (Польша), Шарль Тессон (Франция), Кирил Разлогов и звукорежиссер Роланд Казарян из России, оценили своеобразный взгляд режиссера на историю Великой Отечественной войны и совершенно иной способ изображения человеческих взаимоотношений этого трагического времени.  
Можно сказать, что «русское присутствие» было обеспечено ежегодно, несмотря на обширную географию фестиваля (от Европы до Афганистана, от Египта и Ливана до Соединенных Штатов и стран Латинской Америки).
Возвращаясь к специальной программе фестиваля «Кино стран СНГ: Фильмы без границ», следует отметить, что в этом году в нее вошли 20 фильмов из России, Украины, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Киргизии. Российское игровое кино было представлено в программе тремя фильмами:«Бездельники» (реж. Андрей Зайцев), «Мой папа Барышников» (реж. Дмитрий Поволоцкий и Сергей Мокрицкий) и «Другое небо» (реж. Дмитрий Мамулия).  
Ереванской премьеройфильма «Другое небо» в кинотеатре «Москва» и открылась программа «Кино стран СНГ». Это достаточно известная картина, снятая в 2010г. и получившая множество призов в России и за рубежом. Кроме кинематографических достоинств, она примечательна тем, что автор, Дмитрий Мамулия, не прибегая к помощи диалогов, сумел спроецировать на экран свой философский взгляд, философский подход к проблеме гастербайтеров. Об этом снято и снимается немало, но «Другое небо» это другой фильм. И проблема тут представлена не как общественная или социально-психологическая, а как касающаяся проблемы человеческого бытия, т.е. чисто человеческая – антропологическая. Мы буквально видим как человек с совершенно иным биоритмом и дыханием оказывается в мегаполисе, и насколько это катастрофично для него. Он не живет, а лишь передвигается в чужом абсолютно пространстве, где даже небо «другое». И теряет все…    
На открытии присутствовал продюсер фильма, Арсен Готлиб, который рассказал не только о фильме и его создании, но и о других своих проектах, которые связывают представителей российского и армянскогокиноискусства, в том числе и о большом международном проекте анимационного кино «Колыбельные мира», среди которых одной из первых прозвучала армянская колыбельная в исполнении певицы Асмик Арутюнян, присутствовшей в зале.
Российскоедокументальное кино было представлено фильмами«Победа» (реж. Александр Куприн), «Крысы-мутанты, или Репортаж о Сквоте» (реж. Нуша Алтуфьева), «Армянское наследие Европы» (реж. Валерий Балаян), «Дыхание Тундры» (реж. Михаил Горобчук), «Завтра» (реж.Андрей Грязев).
Еще 10 фильмов, созданные в странах Содружества, были продемонстрированы в конкурсных программах игрового и документального кино и в конкурсе короткометражных фильмов «Абрикосовая косточка». А вот полнометражная картина «Перед грозой» (The First rains of Spring, совместное производство Япония/Казахстан) режиссера Ерланa Нурмухамбетовa (поставленная в содружестве с японским продюсером Сано Синдзю), который приехал из Алматы для представления фильма и, как оказалось не зря, так как фильм был удостоен здесь, на ереванском 9-ом кинофестивале престижной премии Международной федерации кинокритиков и киножурналистов -FIPRESCI.
Какими путями выживают и развиваются кинематографии на постсоветском пространстве? Как отразилась независимость на национальном самовыражении в области кино? Есть ли какие перспективы для сотрудничества, совместного кинопроизводства? Такого рода вопросы волнуют не только кинематографистов, но и зрителей, которые с большим интересом смотрели фильмы стран СНГ, и надо сказать, многие из этих картин стали настоящим откровением. Действительно, многое познается в сравнении, делается понятным. Кто-то назовет это ностальгией... Но речь вовсе не об этом. Просто человеческие связи, общее культурное пространство было самым ценным в той неоднозначной стране, которой уже нет. И интересное, самобытное кино, которое снимается сейчас отдельными личностями, ни в коем случае не могло возникнуть, если бы все осталось по-старому. Но имея некий общий отрезок истории (70 лет!), с помощью творчества, искусства между совершенно разными странами и народами безусловно можно строить более глубокие человеческие отношения и достигнуть большего взаимопонимания.

Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская