"Во имя духовных благ..." Отечественная война 1812 года в творчестве современных российских художников.

"Во имя духовных благ..." Отечественная война 1812 года в творчестве современных российских художников.
«Копье России» — так назвал Виктор Степашкин свое многофигурное аллегорическое батальное полотно, напоминающее нам, что именно русские воины разрушили миф о непобедимости Наполеона. Рассматривая его, вспоминаешь знаменитые слова Ивана Крамского: «все дело не в красках и холсте, не в скоблении и мазке – в достоинстве идеи и концепции».
Спустя двести лет победа в Отечественной войне 1812 года ассоциируется с образами конкретных людей – в первую очередь, фельдмаршала М.И. Кутузова. Именно его портрет представила АйседораСтуденцова. Кутузов – герой парных портретов, выполненных Петром Козьминым, – «Кутузов и Наполеон» и Виктором Степашкиным – «Барклай де Толли» и «Багратион»(один из 16русских генералов, убитых или умерших от ран в 1812 году). В диптихе Степашкина Михаил Илларионович стал главным действующим лицом именно потому, что только ему удалось смягчить воинственное противостояние этих двух прославленных полководцев. Да, перед нами не заказные официальные изображения, а «портреты эпохи» с ярко выраженной концептуальностью.
Образ пожилого Кутузова, каким его увидели подмосковные художники, приводит на память свидетельство знаменитой французской писательницы Ж. де Сталь: «Это был старец весьма любезный в обращении; в его лице было много жизни, хотя он лишился одного глаза и получил много ран в продолжении пятидесяти лет военной службы. Глядя на него, я боялась, что он не в силе будет бороться с людьми суровыми и молодыми, устремившимися на Россию со всех концов Европы. Но русские, изнеженные царедворцы в Петербурге, в войсках становятся татарами, и мы видели на Суворове, что ни возраст, ни почести не могут ослабить их телесную и нравственную энергию. Растроганная, покинула я знаменитого полководца. Не знаю, обняла ли я победителя или мученика, но я видела, что он понимал величие подвига, возложенного на него. Перед ним стояла задача восстановить добродетели, насажденные христианством, защитить человеческое достоинство и его независимость; ему предстояло выхватить эти блага из когтей одного человека, ибо французы, немцы и итальянцы, следовавшие за ним, не повинны в преступлении его полчищ. Перед отъездом Кутузов отправился помолиться в церковь Казанской Божией Матери, и весь народ, следовавший за ним, громко называл его спасителем России. Какие мгновения для простого смертного! Его годы не позволяли ему надеяться пережить труды похода; однако в жизни человека бывают минуты, когда он готов пожертвовать жизнь во имя духовных благ».
Война – это всегда и интеллектуальное противостояние воюющих сторон, стратегов и полководцев. Об этом напоминает решенное в импрессионистическом ключе полотно Лианы Моисеевой «1812», в котором действие развертывается… на шахматной доске. Но силуэты златокупольных церквей на заднем плане утверждают: русские воины чувствовали поддержку Богородицы – той самой, которой молился старый фельдмаршал перед тем, как выехать в действующую армию.
Сегодня, когда православная церковь все активнее участвует в духовной жизни страны, художники напоминают нам о том, сколь значительна была ее вдохновляющая роль в годы отечественных войн. В полотне А.Н.Чернова «Молитва перед боем» благословение на русское воинство, казалось, снисходит с небес на глазах у зрителей.
Е.Лебедянская выразила знаковое «Противостояние» (она так и назвала свою работу), которое двести лет назад обсуждала вся Европа: Александра 1 и Наполеона, представленных на ее полотне фрагментами узнаваемых стилизованных профилей. Своеобразие композиционного решения напоминает ранние работы Мстислава Добужинского. Причина соперничества двух императоров глубже, чем спор о политическом лидерстве в Европе. Феномен Наполеона — многие считали его «человеком века», олицетворял новую судьбу и новое «счастье»: образец новых вариантов самореализации, живое воплощение мечты о головокружительной жизненной удаче. Александр 1 противопоставлял этой самоупоенной индивидуальной фортуне иную нравственную систему – свободная личность выбирает успех государства из побуждений чести. Очевидно, поэтому именно ему дается благословение свыше – на заднем плане, за русскими воинами на небесах можно увидеть парящую в воздухе фигуру Георгия Победоносца на коне – знак явного духовного превосходства русской стороны.
«Ключом от Москвы» считал Кутузов старинный Смоленск, оборонявшийся 30 тысячами русских воинов и 5 августа 1812 года атакованный 140-тысячной французской армией, расстреливавшей его из 150 орудий. Помня об этом, одном из самых кровопролитных сражений за всю историю Отечественной войны, Ольга Мелкова пишет «Успенский собор. Смоленск», решая архитектурную композицию в грустновато-лирических тонах, виртуозно разрабатывая различные оттенки изумрудно-зеленого цвета и чуть заметно рифмуя ее с поздними пейзажами Клода Моне.
Глядя на пронизанное мрачной иронией полотно Юрия Кручинкина «Москва – Париж. Все включено», вспоминаешь гравюры первых русских карикатуристов – Алексея Венецианова, Теребенева, посвященные борьбе с галломанией и высмеивающие Наполеона. Кстати, рождение русской политической карикатуры связывают именно с войной 1812 года.
Именно после завершения войны с французами в дворянских домах появились кружки, тарелки с медальонами батальных сцен, портретами героев, выпущенных на Императорском и Бахметьевском стекольных заводах. В 1830-х годах была гравирована целая серия стеклянных тарелок с аллегорическими изображениями битв Отечественной войны, образцами для которых послужили барельефы скульптора и медальера Ф.П.Толстого — ими был украшен Александровский зал Зимнего дворца. В этой традиции сегодня работает уже упоминавшийся Петр Козьмин, выполнивший парный портрет «Кутузов и Наполеон» в виде медали в керамической рамке.
Лирико-драматическим хочется назвать живописный портрет «Гусара Ахтырского полка Дементьева Александра», выполненный Александром Бегловым. Неожиданный ракурс говорит о творческом использовании опыта кинематографа, а за суровым, усталым, изможденным лицом – точность психологической характеристики, наводящая зрителя на мысль, столь высока была цена победы в той далекой войне. Сложные оттенки цвета – синего, багрового, черного, золотого подчеркиваются белоснежными перчатками на первом плане. Спокойным достоинством веет от фигуры пожилого гусара. Ахтырский гусарский полк – один из старейших полков русской армии, сформированный еще при государе Алексее Михайловиче в 1651 году как слободской казачий полк, охранявший южные границы Московского царства, в 1665 – преобразован в гусарский, в 1784 — переименован в Ахтырский легкоконный полк, а в 1800 – вновь стал гусарским. Полковником Ахтырского полка был Денис Давыдов. Полковая форма, точно изображенная Бегловым, — отдаленно напоминала лейб-гусарскую: чакчиры также были синие, ментик и доломан – коричневые, с золотым шитьем.
Скульптор Роман Фашаян обратился к легендарной фигуре Дениса Давыдова, талантливого писателя и отважного воина, предложив оригинальное решение этой заметной в галерее героев 1812 года фигуры. Эпиграфом к ладной, добродушно-воинственной статуе знаменитого всадника с обнаженной гусарской саблей в руке вполне может стать афоризм известного кавалерийского писателя: «Сабля офицера не тупее солдатской, конь – лучше, и честь должна указать ему место».
Два портрета русских воинов, выполненных еще десять лет назад в смешанных материалах – пластик, ткань, дерево — представила на выставку С.Г.Александрова. Это «Флигель-адъютант, полковник лейб-гвардии Конного полка» и «Обер-офицер Елисаветградского Гусарского полка». Из 103 тысяч регулярного войска и 7 тысяч казаков 50 тысяч русских воинов полегли на Бородинском поле, и важно сегодня напомнить об этом их потомкам, россиянам ХХ1 века. Эти страшные цифры поневоле всплывают в памяти, и когда смотришь на портрет, написанный Евгением Баклановым на черном фоне молодого рыжеволосого русского офицера, отважно, задумчиво и обреченно глядящего на нас с полотна, многозначительно озаглавленного автором — «Взгляд из прошлого».
Русская воинская традиция призывала быть милосердными к побежденным врагам – ей следует Владимир Орлов, не без симпатии изображая на сером безнадежном фоне настороженное, полное скрытой внутренней тревоги лицо «Французского офицера», не представляющего, но чувствующего, какой достойный отпор и какие суровые испытания ожидают его в России.На Бородинском поле навсегда остались не менее 45 тысяч солдат и офицеров французской армии, возглавляемой сорокадвухлетним Наполеоном, в которой все – от солдата до маршала — гордились молодостью и удачливостью.
В многофигурных композициях и среди портретов на этой выставке нечасто встретишь женское лицо. О героических крестьянках с вилами на перевес, отважно берущих в плен щеголеватых французских всадников, напомнил В.Д.Степанов своим жанровым полотном «Попали в плен». Правда на стороне смелых женщин, осмелившихся поднять если не дубину, то вилы народной войны. В этом убеждают золотящиеся на заднем плане луковки белоснежных церквей. Но и мужеству русских воинов художник также отдал дань – в картине «Гусары на марше».
Искусно стилизованный триптихБуганова «Он. Поход. Она»,заставляющий вспомнить мирискусников, дает иной повороттрадиционной женской теме. Он напоминает о тех, чьи локоны и миниатюрные портреты отважные воины хранили рядом с нательным крестом: о верных женах, готовых ждать и молиться, провожая единственного на войну. И в памяти зрителя звучат стихи Дениса Давыдова, написанные в 1826 году: «Мы оба в дальний путь летим, товарищ мой, // Туда, где бой кипит, где русский штык бушует, // Но о тебе любовь горюет, // Счастливец! О тебе – я видел сам – тоской // Заныли… влажный взор стремился за тобой… // А обо мне хотя б вздохнули, // Хотя б в окошечко взглянули…»
Рассказать о войне 1812 года на языке века предыдущего попытался В.Н.Сильянов, использовав жанр натюрморта в его популярном в ХУШ веке обличии – «обманки»: картина «Мемуары о войне 1812 года», выдержанная в теплых коричневых тонах, — безусловная удача художника.
Ринат Курамшин и Ильдар Акжигитов многофигурными живописными полотнами «Перед боем» и «Намаз в Париже», написанными празднично-ярко и в то же время с этнографической точностью, заставляют вспомнить среднеазиатские циклы В.В.Верещагина. Эти две картины обращены к сегодняшним борцам за расовую чистоту россиян, которым явно незнакомо давнее свидетельство С.Н.Глинки: «Не только стародавние сыны России, но и народы, отличные языком, нравами, верою и образом жизни, народы кочующие – и те, наравне с природными россиянами, готовы были умереть за землю русскую. Мордва, тептяри, мещеряки, черемисы ревностно и охотно шли на службу; башкиры оренбургские сами собою вызывались и спрашивали у правительства: не нужны ли их полки». Художникихотят, чтобы мы не забывали о том, что после победоносного вступления российской армии в Париж воинов 9-го башкирского, 2-го тептярского, 2-го мишарского полков наградили серебряной медалью «За взятие Парижа 19 марта 1814 года». В память о героизме российских солдат, проявленном в Отечественной войне, ее участники, включая мусульман, получили серебряную медаль «В память войны 1812-1814 гг.». Многим воинам-мусульманам из тех, кого мы видим на картинах «Перед боем» и «Намаз в Париже», были вручены и ордена!
…Талантливые работы подмосковных художников убеждают: в период, когда бесславью и забытью предаются многие из прежних идеалов, обращение к эпохе 1812 года – «времени славы и восторга» — способно подарить и зрителям, и авторам этих оригинальных полотен и скульптур минуты творческого вдохновения и веры в великое будущее свой страны.
 

Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская
24 октября 2012

Дорогие друзья!

Приносим свои извинения в связи с задержкой публикаций на сайте в связи с техническим сбоем.

Мы делаем всё возможное!

15 марта 2010

15 марта пришла весть горькая и страшная — не стало Татьяны Владимировны Загорской, изумительного художника-дизайнера, отличавшегося безукоризненным вкусом, любовью к своему делу, высоким профессионализмом.

На протяжении долгих лет Татьяна Владимировна делала журнал «Страстной бульвар, 10» и делала его с таким пониманием, с таким тонким знанием специфики этого издания, с такой щедрой изобретательностью, что номер от номера становился все более строгим, изящным, привлекательным.

В сентябре 2009 года Татьяна Владимировна перенесла тяжелую операцию и вынуждена была отказаться от работы над «Страстным бульваром», но у нее оставалось еще ее любимое детище — журнал «Иные берега», который она придумала от первой до последней страницы и наполнила его своей высокой культурой, своим щедрым и светлым даром. Каждый читатель журнала отмечал его неповторимое художественное содержание, его стиль и изысканность.

Без Татьяны Владимировны очень трудно представить себе нашу работу, она навсегда останется не только в наших сердцах, но и на страницах журнала, который Татьяна Загорская делала до последнего дня с любовью и надеждой на то, что впереди у нас общее и большое будущее...

Вечная ей память и наша любовь!

25 декабря 2009

Дорогие друзья!
С наступающим Новым Годом и Рождеством!
Позвольте пожелать вам, мои дорогие коллеги, здоровья и благополучия! Радости, которое всегда приносит вдохновенное творчество!
Мы сильны, потому что мы вместе, потому что наше театральное товарищество основано на вере друг в друга. Давайте никогда не терять этой веры, веры в себя и в свое будущее.
Для всех нас наступающий 2010 год — это год особенный, это год А. П. Чехова. И, как говорила чеховская героиня, мы будем жить, будем много трудиться, и мы будем счастливы в своем служении Театру, нашему прекрасному Союзу.
Будьте счастливы, мои родные, с Новым Годом!
Искренне Ваш, Александр Калягин

***
Праздничный бонус:
Новый год в картинке
Главные проекты-2010 в картинке
Сборник Юбилеи-2010 в формате PDF

27 октября 2008

Дорогие друзья, теперь на нашем сайте опубликованы все номера журнала!
К сожалению, архивные выпуски доступны только в формате PDF. Но мы
надеемся, что этот факт не умалит в ваших глазах ценности самих
текстов. Ссылку на PDF-файл вы найдете в Слове редактора, предваряющем
каждый номер. Приятного и полезного вам чтения!