Русская православная церковь Святого Благоверного князя Александра Невского в Копенгагене

Русская православная церковь Святого Благоверного князя Александра Невского в Копенгагене
История русской православной церкви Святого Благоверного князя Александра Невского в Копенгагене тесно связана с именем Императора Александра III и Императрицы Марии Федоровны.
Строительство церкви началось в 80-е годы XIX столетия, после того как в 1866 году был заключен брак между великим князем Александром Александровичем и датской принцессой Дагмар, принявшей в православии имя Марии Федоровны. До этого православные люди, проживавшие в датской столице, молились в небольшой церкви при Российском посольстве в Копенгагене.
Для строительства храма российским правительством в центре Копенгагена, недалеко от королевского дворца Амалиенборг, был куплен участок земли. Александр Александрович первоначально намеревался построить русскую церковь на свободном пространстве недалеко от гавани вне городской застройки, однако на этом месте по желанию старшей дочери короля Кристиана IX, вышедшей в 1863 году замуж за британского принца Эдуарда (впоследствии ставшего английским королем Эдуардом VII), была возведена англиканская церковь.
На строительство храма русским правительством было выделено 300 тысяч рублей. Из личной казны императорской семьи было передано 70 тысяч рублей.
Проектировку храма Александр III поручил известному русскому архитектору профессору Петербургской Академии художеств Д.И. Гримму. С датской стороны его помощниками были выбраны директор Датской Академии Художеств профессор Фердинанд Мелдал и архитектор А.Х. Иенсен.
Немец по происхождению, лютеранец по вероисповеданию, Д.И. Гримм (1823-1898) явился одним из создателей т.н. «русского стиля» в архитектуре в эпоху царствования Александра III. В 1855 г. он получил звание академика архитектуры, в 1866 стал профессором Академии художеств. По проектам Гримма были выстроены русские православные церкви: Святой Марии Магдалины в Иерусалиме, часовня в память о наследнике цесаревиче Николае Александровиче в Ницце, Русская православная церковь в Женеве.
На территории России им были возведены: Владимирский собор в Херсонесе (близ Севастополя), Александро-Невский храм a Тифлисе в память покорения Кавказа 1866-1897 гг., храм Святого Николая в Брестской крепости (1876), Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Егерской Слободе в Гатчине (1886), церковь святой Ольги близ Стрельны в Петергофе (1861-1863) и многие другие. Одним из его выдающихся творений был «Памятник Славы» на Троицкой площади в Санкт-Петербурге, воздвигнутый в 1884-1885 гг. в память героев русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
Вместе с известными русскими архитекторами: М.О. Микешиным, А.М. Опекушиным и М.А. Чижовым, Д.И. Гримм участвовал в работе (1862-1873) над архитектурной частью памятника Екатерине II на площади Островского в Санкт-Петербурге, а также над проектом памятника Петру I в Житомире и Воронеже. Д.И. Гримму также принадлежит оформление великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости.
При подготовке строительства храма в Копенгагене, Александр III входил во все детали оформления храма. С архитектором Д.И. Гриммом он обсуждал общий замысел, вид иконостаса, рисунки церковной утвари, паникадил.
Здание церкви в Копенгагене было возведено из красного кирпича с украшениями из белого камня-песчаника с гранитной облицовкой нижнего этажа. Лестница, ведущая на второй этаж, была выполнена из белого гранита в старорусском стиле. Декоративная часть церкви, в первую очередь ее стены, была оформлена художником Фишером в византийском стиле. Резной иконостас из темного американского ореха работы Шредера. С потолка главного зала церкви свисала массивная бронзовая люстра — подарок Императора Александра III. Пол в главном церковном зале выполнен из мозаичного мрамора.
Освящение церкви состоялось в 1883. На нем присутствовали члены царской семьи: Император Александр III с Императрицей Марией Федоровной, наследник цесаревич Николай Александрович, великий князь Георгий Александрович, великая княгиня Ксения Александровна. С датской стороны — король Дании Кристиан IX, король Греции Георг V, он же датский принц Вильгельм, королева эллинов Ольга Константиновна и их дети.
Среди художников, внесших свой вклад в оформление церкви, были известные русские живописцы: А.П. Боголюбов, И.Н. Крамской и Ф.А. Бронников.
 «Великий маринист», как его называли современники, А.П. Боголюбов происходил из дворянской семьи и приходился внуком знаменитому А.Н. Радищеву. При Императоре Александре II он был приближен к трону и стал преподавателем рисования у цесаревича Николая Александровича, которого не раз сопровождал во время поездок по России. Позже он руководил занятиями живописи у цесаревича Александра Александровича и цесаревны Марии Федоровны.
Боголюбов знакомил их с историей искусств и внес большой вклад в их духовное развитие. По его рекомендации для чтения лекций по искусствам были приглашены известный литератор Д.В. Григорович и профессор Академии художеств архитектор И.И. Горностаев. А.П. Боголюбов сопровождал Александра Александровича во время его поездок в 1863 по России и поездок августейших супругов по России в 1866, 1869 гг., а также поездки их в 1867 г. в Данию. За время этих поездок им было написано сорок пять картин, около двухсот этюдов и рисунков, на которых были запечатлены места пребывания.
С годами А.П. Боголюбов стал наставником и советником Александра Александровича в области художеств. Будучи приверженцем радикальных идей, он помогал императору в реформировании Академии художеств. По его совету при Академии было создано Высшее художественное училище, куда в качестве руководителей были приглашены художники: И.Е. Репин, И.И. Шишкин, В.Е. Маковский, А.И. Куинджи, В.В. Матэ и другие. Пользуясь доверием императора, Боголюбов, по словам известного искусствоведа профессора А.В. Прахова, содействовал «сближению государя с тогдашней передовой реальной русской школой».
При создании Императором будущего Русского музея, Боголюбов, выполняя высочайшие заказы, помогал формировать музей. Со своей стороны, Александр III ангажировал художника для написания картин на тему «Крымской войны». «Государь приказал мне разработать в картинах нашу славную боевую историю начиная с Петра Великого», — отмечал в своих воспоминаниях Боголюбов. При поддержке Императора Александра III А.П. Боголюбов создал в г. Саратове первый художественно-промышленный музей, названный именем его великого деда — А.Н. Радищева.
На закате своих дней Боголюбов напишет в воспоминаниях: «...умирая буду благословлять Бога, что он даровал мне счастье узнать близко все величие души незабвенного в Бозе почившего Императора Александра III».
Кисти известного русского художника И.Н. Крамского принадлежат три картины, написанные им специально для Русской церкви в Копенгагене, мало известные в России.
Император Александр III постоянно оказывал материальную поддержку художникам, принадлежавшим к «Товариществу передвижников», которых он, как отмечал А.В. Прахов, считал «представителями передового русского искусства». «Симпатии к новой русской школе, — по его словам — привели к тому, что Государь совершенно самостоятельно, решительно и открыто встал на сторону «передвижников», в ту пору еще боровшихся под знаменем самостоятельности русского искусства, отождествляя ее принадлежность к реализму».
Крамской не раз выполнял заказы Императора. Именно ему принадлежат, по мнению современников, наиболее профессионально выполненные портреты Императора Александра III и Императрицы Марии Федоровны.
При написании И. Крамским трех фресок для Русской церкви и жития Александра Невского, большую поддержку художнику оказал известный русский промышленник, меценат Юрий Нечаев-Мальцов. На выделенные им средства были созданы вышеупомянутые картины И.Н. Крамского. На одной — Александр Невский со своим войском во время молитвы в Софийском Соборе в Новгороде перед битвой со шведами на Неве в 1240 г. На второй, по другую сторону алтаря, — сцена завершения Александром Невским своей мирской жизни при снятии им схимы в Федоровском монастыре маленького городка Волжска.
Третьим художником, чьи великолепные работы находятся в храме Александра Невского в Копенгагене, явился профессор исторической живописи Петербургской Академии художеств Федор Бронников. Сын простого торговца рыбой из небольшого городка Шадринска Пермской губернии еще в юношеские годы стал делать гравюры на липовых досках, а затем отпечатки с помощью ваксы на бумаге.
Попав в Санкт-Петербург с рыбным обозом, он пять лет работал за харчи и одежду в мастерской известного гравера Евстафия Бернардского, пока по требованию барона П.К. Клодта не был отпущен на учебу в Петербургскую Академию художеств. Его кисти принадлежат лучшие гравюры «Мертвых душ» Гоголя.
Окончив Академию, Ф. Бронников стал талантливым портретистом и написал целый ряд картин на исторические темы. По рекомендации Боголюбова, который всегда поддерживал Боронникова, Император поручил художнику исполнить для Русской церкви запрестольный образ «Иисус утишает бурю». На полотне Боронникова был изображен Иисус, идущий по Генисаретскому озеру к лодке со своими учениками. Автор работал над этим образом в парижской мастерской Боголюбова, чьим близким другом он стал. С 1876 художник примкнул к «Товариществу передвижников» и создал в родном городе Шадринске музей, которому подарил многие свои картины.
Все иконы в Русской церкви были исполнены, по желанию Императора, по золотому фону. Доверяя А. Боголюбову в выборе художников-оформителей, Император в одной из бесед сказал ему: «Вы знаете, что я строю в Копенгагене православную церковь, по проекту архитектора Гримма? У Вас будет в Париже барон Моренгейм, русский посол, он поговорит с Вами о росписи ее стен и иконостаса. Так Вы выберите из Ваших товарищей художника, который их бы исполнил. Я люблю и хочу здесь светлую живопись, ибо будущий храм не очень хорош по освещению».
Боголюбов вспоминал также о том, что Александр III обсуждал с ним и оформление алтарной части храма. «Его Величество меня подробно расспросил об иконостасе для церкви, сказав: ”Помните, я говорил, что желаю светлого образа”. — “Такими и увидите, Государь, ибо они все исполнены по Вашему требованию, кроме Запрестольного, где пришлось употребить темный фон, ибо это буря”».
Золоченый фон икон, расположенных в алтарной стене, прекрасно сочетается с орнаментом расположенных по бокам арок на массивных черных колоннах, придавая им особую торжественность.
Ф.Бронникову принадлежал и образ Святого Благоверного князя Александра Невского, выполненный им в верхней части церковного здания на пластине из лавы. «Его Величество, — вспоминал Боголюбов, — убедясь в пригодности лавы для замены дорогостоящей мозаики, повелел устроить при Императорском фарфоровом заводе мастерскую для лавного производства».
Ниже образа Александра Невского помещалась колокольня с шестью колоколами. На воротах, ведущих в небольшой двор церкви, ажурные решетки с вензелями Александра III и Марии Федоровны на золоченом орнаменте.
Церковь Святого Благоверного князя Александра Невского в Копенгагене, часто посещаемая императорской семьей, была одной из богатых зарубежных православных церквей. Она часто получала богатые украшения. Массивный серебряный алтарный крест с украшениями золотом и эмалью, расшитые жемчугом воздухи были подарены Императором Александром III. Плащаница, содержащая 320 разных драгоценных камней, преимущественно аметистов — подарок церкви от камергера Императорского двора Ю. Нечаева-Мальцова.
Одной из реликвий церкви явилась икона Святого Николая Чудотворца, попавшая в церковь в годы Первой мировой войны с русского корабля «Паллада». Судно было потоплено немцами, экипаж погиб в море, а икона всплыла. Архимандрит Антоний, служивший в храме после революции, которому была принесена икона, передал ее в храм.
В годы революции и гражданской войны на датской земле нашли пристанище три с половиной тысячи русских эмигрантов, из которых две тысячи жили в Копенгагене. Среди них была и Императрица Мария Федоровна с дочерьми великими княгинями Ксенией Александровной и Ольгой Александровной и их детьми. Вынужденная в 1919 г. покинуть на английском крейсере «Мальборо» Россию, она проживала в окрестностях Копенгагена в замке Видёре. Каждое воскресенье Императрица приезжала на богослужение в Русскую церковь, которая в те годы была центром объединения русских людей.
В Дании в то время продолжала действовать российская царская миссия во главе с бароном Мейендорфом, которая оставалась на позициях непризнания большевистской власти. Вместе с тем действовала и большевистская миссия Ц. Гейна.
Датскому правительству в течение некоторого времени приходилось иметь дело с двумя миссиями одновременно. В 1920 г. советское правительство выступило с требованием передачи Советской России здания храма Александра Невского и немедленного выселения притча из здания церкви, помещавшегося на первом этаже.
Большевикам в те годы, видимо, было известно, что в храме Александра Невского в Копенгагене находились тогда великие святыни — Десная рука и часть Древа Иоанна Предтечи, спасенные и вывезенные из гатчинской церкви Святого Павла настоятелем Собора протоиереем Иоанном Богоявленским. 13 сентября 1920 г. святыни сначала были доставлены в Таллин, а затем переданы законной владелице — Императрице Марии Федоровне, супруге Александра III и матери Николая II.
Дело о судьбе храма Александра Невского было передано на рассмотрение в Датский суд. Суд прошел несколько инстанций. Первое решение суда признавало, что большевики не являются собственниками здания. Вторая судебная инстанция — окружной суд — вынесла постановление, что так как церковь является казенным имуществом, то собственником его является советское правительство. Третья инстанция — Верховный суд Дании — вынесла окончательное решение, согласно которому законным владельцем церкви является церковная община. Решение Датского Верховного суда под председательством господина Тролле было основано на том, что в свое время храм строился не только на государственные деньги, но и на личные деньги императорской семьи.
25 октября 1925 года в храме состоялся торжественный благодарственный молебен по случаю передачи решением Верховного суда Дании храма русской церковной общине. В благодарственном адресе, написанном рукою великой княгини Ольги Александровны, за подписью представителей русской церковной общины в Копенгагене, в том числе Императрицы Марии Федоровны, на имя председателя Верховного суда господина Тролле говорилось: « Господин Защитник, когда в незабвенный день 22 октября прозвучал голос датского Верховного суда, отстранивший от нашего Храма дерзновенную руку врага, весь Копенгагенский приход, воздав хвалу и благодарение Богу и небесному своему Покровителю, Святому Благоверному князю Александру Невскому — с горячей признательностью обратил свои взоры к Вам, нашему верному защитнику и другу.
Вооруженный верой и знанием, мужественно встали Вы на оборону Святыни Нашей от натиска безбожников. Казалось, непреодолимые трудности стояли на Вашем пути, но вы сохранили непреклонную волю победить во имя Истины и Света. В сознании правоты Вашего дела, в живом сочувствии своих соотечественников, в молитвах наших черпали Вы свою надежду и силу.
И ныне Господь, избравший Вас своим орудием, увенчал Ваш бескорыстный подвиг блестящим успехом. Благодаря Вам по-прежнему будет сиять Святой Крест на Православной Александро-Невской церкви в Копенгагене; далеко за пределами Вашей гостеприимной страны разольется это короткое сияние и в лучах его весь мир почтит и Ваше имя — святое имя бескровно победившего Христианского Витязя под знаменем Креста».
Девятнадцать подписей офицеров бывших российских императорских армий и флота, проживавших в Дании, стояли на втором благодарственном адресе, переданном господину Тролле после богослужения.
С Русской церковью связаны и скорбные дни ухода из жизни Императрицы Марии Федоровны. Она умерла в замке Видёре 30 сентября (13 октября) 1928 г. 16 октября тело Императрицы было перевезено в Русскую церковь на Бредгаде. Маленький гроб был установлен на низком помосте посреди церкви. Он был покрыт датским государственным флагом и Андреевским флагом. Великая княгиня Мария Павловна (младшая) вспоминала: «Не было почетного караула, короны, гербов, все чрезвычайно скромно. Цветов, однако, было такое множество, словно церковь готовили к венчанию. Не уместившись на помосте, они обложили его кругом, пышной пестрой грядой. Венки от правительства Франции, Англии, Бельгии, Японии, Китая и Бразилии были торжественно разложены у гроба и развешены на стенах. Для совершения чина погребения по православному обычаю из Парижа прибыл управляющий русскими приходами в Западной Европе митрополит Евлогий. Три дня шло прощание, три дня шел неиссякаемый людской поток. Дважды в день в храме Благоверного Александра Невского проходили службы. 19 октября в 10 часов в храме началась литургия, которую служил митрополит Евлогий. На отпевании были граждане Российской Империи, вынужденные покинуть свою Родину, многие из них прежде принадлежали к царскому двору, входили в свиту Императрицы и сотрудничали с Императрицей на ниве благотворительности. Все были в черных костюмах, дамы в черных вуалях». В церковном зале стояли великие княгини Ксения и Ольга со своими мужьями — великим князем Александром Михайловичем и полковником Николаем Александровичем Куликовским, великий князь Кирилл Владимирович, великая княгиня Мария Павловна, ее брат великий князь Дмитрий Павлович с женой, княгиня Татьяна Константиновна и ее братья — князья Георгий и Гавриил Константиновичи. Присутствовали также четверо сыновей Ксении — князья Федор, Андрей, Никита и Василий, и сыновья Ольги — Тихон и Гурий; приехали из Франции князь Феликс Юсупов с женой Ириной, внучкой Марии Федоровны. Это были остатки большой семьи Романовых, которым удалось вырваться из России. Среди приближенных Императрицы были князь Долгорукий, княгиня Вяземская, адмирал Римский-Корсаков с супругой, а также приехавшие из Европы представители старых русских фамилий и дипломатического корпуса и сенаторы. «Русский храм вновь вместил блистательное собрание: мундиры на мужчинах — российские ордена Святой Екатерины, возложенные на них самим царем. За десять лет изгнания мы впервые присутствовали на церемонии, в мельчайших подробностях воскрешавшей прошлое, впервые — и в последний раз. Уже никогда не будет случая надеть эти ордена и медали», — вспоминала княгиня Мария Павловна.
В 13.45 был подан траурный катафалк. Белый гроб с телом Императрицы торжественно вынесли из храма, и траурная колесница, запряженная четырьмя лошадьми, под звуки похоронного марша медленно двинулась по улице Бредгаде к станции Естепорт. Процессию возглавляли служители русских церквей в сопровождении эскорта датской гусарской гвардии с обнаженными саблями... Как писал великий князь Александр Михайлович: «В последний раз в своей жизни и первый раз после революции Мария Федоровна оказалась во главе столь блестящей процессии... Со своей смертью она обрела то, что потеряла в тот день, когда ее сын отрекся от престола — свое почетное место». Императрица была похоронена в Росскильском соборе под Копенгагеном.
Прошло около 80 лет. Имя Императрицы Марии Федоровны вернулось в Россию. По обоюдному согласию датской и российской стороны, прах Императрицы в 2006 г. был привезен в Россию. У стен Русской церкви в Копенгагене состоялось торжественное прощание и 28 сентября 2006 г. прах Марии Федоровны был торжественно захоронен в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге рядом с могилой ее супруга, Императора Александра III.

Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская
24 октября 2012

Дорогие друзья!

Приносим свои извинения в связи с задержкой публикаций на сайте в связи с техническим сбоем.

Мы делаем всё возможное!

15 марта 2010

15 марта пришла весть горькая и страшная — не стало Татьяны Владимировны Загорской, изумительного художника-дизайнера, отличавшегося безукоризненным вкусом, любовью к своему делу, высоким профессионализмом.

На протяжении долгих лет Татьяна Владимировна делала журнал «Страстной бульвар, 10» и делала его с таким пониманием, с таким тонким знанием специфики этого издания, с такой щедрой изобретательностью, что номер от номера становился все более строгим, изящным, привлекательным.

В сентябре 2009 года Татьяна Владимировна перенесла тяжелую операцию и вынуждена была отказаться от работы над «Страстным бульваром», но у нее оставалось еще ее любимое детище — журнал «Иные берега», который она придумала от первой до последней страницы и наполнила его своей высокой культурой, своим щедрым и светлым даром. Каждый читатель журнала отмечал его неповторимое художественное содержание, его стиль и изысканность.

Без Татьяны Владимировны очень трудно представить себе нашу работу, она навсегда останется не только в наших сердцах, но и на страницах журнала, который Татьяна Загорская делала до последнего дня с любовью и надеждой на то, что впереди у нас общее и большое будущее...

Вечная ей память и наша любовь!

25 декабря 2009

Дорогие друзья!
С наступающим Новым Годом и Рождеством!
Позвольте пожелать вам, мои дорогие коллеги, здоровья и благополучия! Радости, которое всегда приносит вдохновенное творчество!
Мы сильны, потому что мы вместе, потому что наше театральное товарищество основано на вере друг в друга. Давайте никогда не терять этой веры, веры в себя и в свое будущее.
Для всех нас наступающий 2010 год — это год особенный, это год А. П. Чехова. И, как говорила чеховская героиня, мы будем жить, будем много трудиться, и мы будем счастливы в своем служении Театру, нашему прекрасному Союзу.
Будьте счастливы, мои родные, с Новым Годом!
Искренне Ваш, Александр Калягин

***
Праздничный бонус:
Новый год в картинке
Главные проекты-2010 в картинке
Сборник Юбилеи-2010 в формате PDF

27 октября 2008

Дорогие друзья, теперь на нашем сайте опубликованы все номера журнала!
К сожалению, архивные выпуски доступны только в формате PDF. Но мы
надеемся, что этот факт не умалит в ваших глазах ценности самих
текстов. Ссылку на PDF-файл вы найдете в Слове редактора, предваряющем
каждый номер. Приятного и полезного вам чтения!