Аромат надежды / Международный театральный фестиваль "Встречи в Одессе"

Аромат надежды / Международный театральный фестиваль "Встречи в Одессе"

 

Международный театральный фестиваль «Встречи в Одессе» стал уже давно не просто традиционным, но и престижным — театры разных городов Украины и России стремятся на него попасть, показать зрителям свои спектакли. И, конечно, стремятся в этот волшебный город в начале сентября, чтобы продлить счастье лета. Ведь щедрое солнце, безоблачное небо, ласковое море, уличные кафе с необычайно вкусным и крепким кофе неотделимы от встреч, узнаваний, общения. Всего того, ради чего и существуют, в конечном счете, эти театральные встречи.
За последние годы традиционным стал приезд на фестиваль Московского драматического театра «Et Сetera» под руководством Александра Калягина — к сожалению одесситов да и зрителей из других городов на этот раз любимый артист не участвовал в спектакле «Моя Марусечка» (режиссер Марина Брусникина), а просто приветствовал зрительный зал перед началом выступления своего театра. Большого ажиотажа «Моя Марусечка» не вызвала — кто-то из зрителей откровенно скучал, несмотря на замечательную игру Марии Скосыревой, кто-то уходил, и это естественно. Хотим мы того или нет, у фестивального спектакля есть свои внутренние законы. Я нередко возмущаюсь тем, что режиссеры ставят так называемый «фестивальный спектакль», но одно дело ставить его, заранее рассчитывая на успех у довольно специфической публики, другое же — продумать, какой именно спектакль из текущего репертуара повезти на фестиваль, чтобы он вызвал у «разношерстного» зрительного зала сочувствие, сопереживание, веселье или другие эмоции.
Второй театр, традиционно участвующий во «Встречах в Одессе», Санкт-Петербургский драматический театр им.В.Ф.Комиссаржевской. В прошлом году он с большим успехом показал спектакль «Шесть блюд из одной курицы», в котором актриса Галина Короткевич в свои 90 лет покоряла зрителей не только мастерством, но и поистине блистательной формой!
Лирическая комедия Майи Тульчинской «Страсти по дивану», показанная в нынешнем году (постановка Георгия Корольчука), вызвала горячий интерес зрительного зала, что неудивительно: история четырех женщин одной семьи, рассказанная в спектакле, что называется, обречена на успех. Сложные отношения матерей и дочерей, абсолютное повторение уже бывшего, пережитого, когда дочери становятся матерями — все это настолько жизненно, достоверно, что не может не вызывать сочувствия и мыслей о своем собственном жизненном опыте. А в театре это, может быть, самое дорогое, когда спектакль дарит возможность задуматься о себе, о своей жизни, о своих ошибках. Тем более что сыграна эта история четырьмя очень хорошими актрисами: Александрой Сыдорук, Нелей Поповой, Валентиной Паниной и Тамарой Абросимовой. И хотя порой спектакль кажется вторичным и в избранной теме, и в способах ее раскрытия, он эмоционально проникает в зрительские души, пробуждая в них так необходимые в наше время «чувства добрые».
Ведь именно от них, от этих чувств, и возникает так необходимое каждому человеку ощущение непоправимости и вины перед теми, кого уже нет...
К сожалению, самые неприятные чувства вызвал безликий и производящий впечатление какой-то безнадежной «нафталинной» устарелости «Конек-Горбунок» Государственного академического центрального театра кукол им.С.В.Образцова (постановка Владимира Беркуна), мало порадовал и спектакль «Куклы» Валерия Беляковича по пьесе Хасинто Грау «Сеньор Пигмалион» Калининградского областного драматического театра (постановка, сценография, музыкальное оформление Вячеслава Виттиха), спектакль, в котором ученик отнюдь не превзошел своего учителя, а старался слепо следовать ему, лишь какие-то отдельные моменты решая по-своему и — как правило — неудачно.
Главной неудачей спектакля стала попытка режиссера и вслед за ним артистов имитировать ритм, органично присущий всем без исключения спектаклям Валерия Беляковича, а ритм, как известно, это внутреннее состояние, не поддающееся имитированию. Но запомнились выразительные работы Николая Захарова (Герцог), Василия Швечкова (Хуан-Болван), которые, как кажется, выстраивали характеры своих персонажей не столько благодаря режиссуре, сколько вопреки ей, утверждая собственное видение характеров персонажей...
Спектакль хозяев фестиваля, Одесского академического русского драматического театра «Блажь» А.Н.Островского и П.М.Невежина в постановке Леонида Хейфеца оказался для меня очень важным сразу с нескольких точек зрения. Я бы осмелилась даже сказать — принципиальным, потому что все, что делает в пространстве театра (любого, где бы он ни находился!) этот замечательный мастер, всегда оказывается драгоценным сплавом времен. Что-то в работах Леонида Хейфеца может нравиться больше, что-то меньше, но особым «росчерком» его режиссерского пера неизменно остается высочайшая культура — та самая культура прошлого, которая никак не прорастет в наш день сегодняшний, оставаясь гриновскими Берегами Несбывшегося, которые зовут и манят нас.
Сегодня крайне редко на российских просторах да и на просторах бывшего Советского Союза удается увидеть столь живой русский психологический театр с тщательно разобранным, а потому органично освоенным артистами текстом, с точно простроенными отношениями персонажей между собой, с поистине ювелирной вязью внешних действий и внутреннего состояния героев... Театр, который мы потеряли. К счастью, как выясняется порой, не совсем.
Леонид Хейфец выстраивает очень точное и многогранное понятие того, что есть блажь. Для Серафимы (глубоко, выразительно играет ее Юлия Скарга) ее чувство к управляющему Степану (Михаил Игнатов) — непреодолимая страсть, бороться с которой она не в силах. Для окружающих — каприз стареющей женщины, отчаянно пытающейся продлить молодость и счастье любви. Мучения Серафимы именно от этого непонимания, от неумения объяснить даже самым близким людям, что она не может противиться темному и, в сущности, страшному чувству, завладевшему ею. А окружающие — насмешливы, презрительны, готовы оттолкнуть ее. И в этом — невымышленная трагедия, потому что женское, человеческое бесконечно унижены, раздавлены в этой женщине. И оскорбительное слово «блажь» бросит ей в лицо именно тот человек, от которого ждала она любви, понимания, которому готова была пожертвовать всем — ее Степан. Это он с жестокостью «поставит диагноз», который и послужит концу всей истории...
В спектакле очень хорош актерский ансамбль, но все же хочется выделить Ларису Коршунову (Прасковья Антоновна), Михаила Дроботова (Семен Гаврилыч), Сергея Юркова (Лизгунов), Николая Шкуратовского (Митрофан).
Пьеса А.Н.Островского и П.М.Невежина ставится не слишком часто, а жаль! Мудрый режиссер и педагог, Леонид Хейфец разглядел и расслышал в ней острую современность и с помощью талантливых артистов рассказал еще одну историю поругания человеческих чувств, историю непонимания даже самыми близкими людьми и безграничного унижения женского достоинства...
После конца спектакля я думала о том, что «Блажь» Леонида Хейфеца могла бы стать очень хорошей иллюстрацией к научно-практической конференции «Репертуарный театр — это прошлое или настоящее?», которая состоялась раньше.
На конференции выступали многие и, конечно, так или иначе все говорили о значении репертуарного театра не только в истории, но и в сегодняшнем театральном процессе. А как может быть иначе? Мы почти постоянно говорим об этом сегодня, пытаясь удержать последний бастион культуры. Когда уже почти сданы в архив истории образование, культура, этика — что остается у нас, кроме театра? Никакие самые продвинутые антрепризы, никакие проекты не могут (хотя и натужно пытаются) подменить идею театра-дома, где собрались единомышленники, ведомые тем, кому они безоговорочно доверяют, не может разрушиться, даже если в этом доме время от времени возникают несогласия, конфликты, кто-то уходит навсегда, а кто-то появляется — как в любой семье. А репертуар — это лицо и почерк любого театра, построенного по законам ансамбля; любая приглашенная звезда, на которую будет ломиться публика, никогда не согласится стать «одной из...», к сожалению, именно по этому принципу построено большинство антрепризных спектаклей: каждый по отдельности, каждый сам себе звезда.
В театре-доме возможны любые эксперименты, любые «пробы пера», потому что любой спектакль, это — заговор единомышленников, это — цель, а разрушение этого понятия делает театр развлечением, отвлечением от бытовых и прочих проблем. Говоря о том, что современный репертуарный театр болен, мы лукавим, он не болен, его пытаются представить больным (или даже мертвым) те, кто, по сути, абсолютно равнодушны к нему. Любые реформы, эксперименты, пробы, ошибки должны быть, но идти они должны изнутри, а не насаждаться квадратно-гнездовым способом.
А вопрос о том, прошлым или настоящим является для нас репертуарный театр, решается каждый вечер в театрах, на фестивалях — и решают его зрители... И именно поэтому спектакль Одесского театра «Блажь» помог бы кому-то из выступавших на конкретном и живом примере ответить на риторический этот вопрос...
Одесса — город, который традиционно связан для всех нас с искрометным юмором, вавилонской смесью языков и акцентов и, конечно, с еврейскими анекдотами, которые нередко, весело начинаясь, грустно завершаются. И у этого фестиваля был свой отчетливо выраженный «еврейский акцент» - трогательный, забавный, заставляющий невольно вспомнить о том поистине неисчерпаемом культурном пласте, что связан с этим уникальным городом.
Еще до официального открытия «Встреч в Одессе» свой спектакль «Якиш и Пупче» по пьесе классика израильской драматургии ХХ века, режиссера и автора замечательных пьес Ханоха Левина сыграл театр из Израиля «Гешер» под руководством хорошо известного и любимого в России режиссера Евгения Арье, а завершился — спектаклем Киевского театра «На Подоле» «Левушка» по рассказу Анатолия Крыма в постановке Игоря Славинского.
Смешная, на грани пошлости, но ни в чем эту грань не переходящая пьеса Ханоха Левина, повествует о молодых людях, лишенных какой бы то ни было привлекательности, но мечтающих о «прекрасной принцессе» и «прекрасном принце». Поженившись, они никак не могут сделать брак «полноценным» — уродство молодой жены мешает Якишу (Юваль Янай) исполнить свои супружеские обязанности, а бедная Пупче (Нэта Шпигельман) так мечтает о ребенке, который рассыпал бы крошки печенья по комнате. Родители молодоженов всячески пытаются им помочь, даже прибегают к помощи старой опытной проститутки (ее виртуозно играет Саша Демидов), но все оказывается бесполезным!.. И лишь во сне, пережив множество унижений и испытаний, молодые люди потянутся друг к другу и — произойдет долгожданное...
Казалось бы, смешная и глуповатая история сродни истинно еврейскому анекдоту, не более того. Но изобретательность и мастерство Евгения Арье и артистов труппы творят подлинные чудеса: перед нами разворачивается во всей своей клоунской беспредельности фантасмагория, решенная в эстетике Федерико Феллини — нелепые одеяния, красные носы на резинке, живой оркестрик, уютно расположившийся сбоку, лысина старой проститутки, покрытые бумагой полы, с которых слой за слоем сдирают «место событий»...
Спектакль Евгения Арье многогранен и сложен именно в сочетаниях, казалось бы, несочетаемого, в воссоздании жизни как постоянного перехода от смешного к грустному и наоборот.
То же сочетание характерно и для спектакля «Левушка», где в пространстве одного небольшого двора в послевоенном Киеве сталкиваются не просто две религии (бабушки мальчика — еврейка и украинка, каждая из которых пытается привести его к своей вере), а два, на первый взгляд, мировоззрения, которое на поверку оказывается единым, нравственным и высоким по своей сути. И тогда смех в зрительном зале постепенно затихает, потому что зрители задумываются о своем — о ценностях жизни, о детстве, о близких, рядом с которыми прошла самая счастливая пора...
Режиссер Игорь Славинский собрал в своем спектакле замечательный актерский ансамбль: София Письман, Лариса Трояновская, Артем Мяус, Роман Халаимов, Василий Кухарский, Мирослав Павличенко — каждый из артистов органичен, по-своему ярок и убедителен. Незатейливый «рассказ о еврейском счастье» (так определен жанр спектакля) вырастает в притчу о формировании цельного, духовно здорового человека, который постепенно приходит к тому, что нет ничего в жизни важнее Любви. К своим близким, даже если они враждуют между собой. К тому месту, где родился, рос и пережил все детские очарования и разочарования. К самой этой жизни, которая оказывается так трагически скоротечна и — мгновенна...
Когда на театральном фестивале возникают такие спектакли, как «Блажь», «Якиш и Пупче», «Левушка», мы, кажется, становимся выше и чище, мы осторожно прикасаемся к утраченной культуре и начинаем вдыхать ее аромат. А вместе с этим ароматом приходит надежда, что, может быть, не так уж невозвратно все утеряно?
Спасибо фестивалю «Встречи в Одессе» за то, что пробуждает эти мысли...
 
 

Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская
24 октября 2012

Дорогие друзья!

Приносим свои извинения в связи с задержкой публикаций на сайте в связи с техническим сбоем.

Мы делаем всё возможное!

15 марта 2010

15 марта пришла весть горькая и страшная — не стало Татьяны Владимировны Загорской, изумительного художника-дизайнера, отличавшегося безукоризненным вкусом, любовью к своему делу, высоким профессионализмом.

На протяжении долгих лет Татьяна Владимировна делала журнал «Страстной бульвар, 10» и делала его с таким пониманием, с таким тонким знанием специфики этого издания, с такой щедрой изобретательностью, что номер от номера становился все более строгим, изящным, привлекательным.

В сентябре 2009 года Татьяна Владимировна перенесла тяжелую операцию и вынуждена была отказаться от работы над «Страстным бульваром», но у нее оставалось еще ее любимое детище — журнал «Иные берега», который она придумала от первой до последней страницы и наполнила его своей высокой культурой, своим щедрым и светлым даром. Каждый читатель журнала отмечал его неповторимое художественное содержание, его стиль и изысканность.

Без Татьяны Владимировны очень трудно представить себе нашу работу, она навсегда останется не только в наших сердцах, но и на страницах журнала, который Татьяна Загорская делала до последнего дня с любовью и надеждой на то, что впереди у нас общее и большое будущее...

Вечная ей память и наша любовь!

25 декабря 2009

Дорогие друзья!
С наступающим Новым Годом и Рождеством!
Позвольте пожелать вам, мои дорогие коллеги, здоровья и благополучия! Радости, которое всегда приносит вдохновенное творчество!
Мы сильны, потому что мы вместе, потому что наше театральное товарищество основано на вере друг в друга. Давайте никогда не терять этой веры, веры в себя и в свое будущее.
Для всех нас наступающий 2010 год — это год особенный, это год А. П. Чехова. И, как говорила чеховская героиня, мы будем жить, будем много трудиться, и мы будем счастливы в своем служении Театру, нашему прекрасному Союзу.
Будьте счастливы, мои родные, с Новым Годом!
Искренне Ваш, Александр Калягин

***
Праздничный бонус:
Новый год в картинке
Главные проекты-2010 в картинке
Сборник Юбилеи-2010 в формате PDF

27 октября 2008

Дорогие друзья, теперь на нашем сайте опубликованы все номера журнала!
К сожалению, архивные выпуски доступны только в формате PDF. Но мы
надеемся, что этот факт не умалит в ваших глазах ценности самих
текстов. Ссылку на PDF-файл вы найдете в Слове редактора, предваряющем
каждый номер. Приятного и полезного вам чтения!