Belkanto в Баку. Позавидовал бы даже Орфей

Belkanto в Баку. Позавидовал бы даже Орфей
Сегодняшний Баку поражает с первых минут прилета. В дороге от аэропорта имени Гейдара Алиева по-прежнему ощущается характерный запах нефти, но ярко освещенные художественной подсветкой здания, выросшие, словно по волшебству, из стекла и бетона, и при этом сохраняющие в своей архитектуре восточные мотивы, восхищают.
Баку всегда был культурным центром Азербайджана, городом поэтов и музыкантов. Солнце, море, мелодии старинных улочек, извивающихся за древней крепостной стеной, создают неповторимую романтическую атмосферу, благотворную для расцвета художественных дарований. Не случайно, уже в шестой раз город на Каспии стал местом проведения международного конкурса вокалистов.
Творческое соревнование молодых певцов носит имя великого азербайджанского певца Муртузы Мамедова, нареченного народом сладкоголосым Бюльбюлем – соловьем.
В дни конкурса в присутствии Президента Азербайджана Ильгама Алиева состоялась церемония открытия памятника Бюльбюля. Место выбрано удачно. Бронзовый Бюльбюль в элегантной и непринужденной позе навсегда расположился на центральном проспекте своего имени, неподалеку от дома, где жил. Впрочем, куда более грандиозный духовный мемориал воздвиг отцу Полад Бюльбюль оглы. Именно он стоял у истоков зарождения конкурса в 1997 году, когда отмечалось 100-летие со дня рождения Бюльбюля, и конкурс его имени стал не просто вдохновенным творческим памятником, но данью уважения и восхищения сына - талантливого композитора и самобытного певца - своему гениальному родителю-музыканту.
Сегодня организаторами конкурса значатся Министерство культуры и туризма Азербайджанской Республики и Международный Фонд Бюльбюля.
Красивейшее здание Азербайджанской филармонии с ее кружевным белым залом и великолепной акустикой на неделю было отдано оперным певцам. Побороться за звание лауреата конкурса собрались вокалисты из Азербайджана, Белоруссии, Болгарии, Грузии, России, Соединенных Штатов Америки, Турции, Узбекистана, Украины.
Состав участников оказался столь сильным, что невольно пришлось посочувствовать жюри, оказавшемуся перед непростым выбором. Возглавил судейскую коллегию знаменитый баритон Сергей Лейферкус, представлявший сразу две страны – Россию и Великобританию. Впрочем, такое «двуединство» было и у других арбитров. Поломать голову, оценивая конкурсантов, предстояло ректору Бакинской Музыкальной Академии Фархаду Бадалбейли, музыкальному руководителю и дирижеру оперного фестиваля в Гимау Гут Иммлинг Корнелии фон Керссенброк (Германия и Австрия), директору организационного отдела театра в Дортмунде Роберту Кёрнеру (Франция), художественному руководитель оперной труппы Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Александру Тителю (Россия), генеральному и художественному директору театра в Бремене Хансу-Йоахиму Фрею (Германия), солистке Национальной оперы Марии Стефюк (Украина), дирижеру Александру Самуиле (Молдова), директору художественного планирования в Опере Лос-Анджелеса Джошуа Вайногрейду (США), профессору Тбилисской Государственной Консерватории Теймуразу Гугушвили (Грузия), главному дирижеру Королевской фламандской оперы в Антверпене и Генте Дмитрию Юровскому (Россия и Бельгия).
Конкурс открылся одновременно торжественно и делово.
С приветственным словом выступил министр культуры и туризма Азербайджанской Республики Абульфаз Караев, легко переходивший с азербайджанского на русский и английский языки. Было особенно приятно, что устроители конкурса подтвердили славу Баку, как интернационального города, не стали кичиться ложно понятым патриотизмом, «независимостью», «самостийностью». Буклеты подготовили с «трилингвальными» текстами, а языком общения абсолютно естественно стал общедоступный русский.
Первым рабочим мероприятием конкурса, как водится, стала жеребьевка участников. С особым вниманием ожидали собравшиеся появления двух «заветных» номеров – первого и тринадцатого, встреченных смехом, вздохами облегчения и аплодисментами тех, кого миновала чаша сия. Открыть конкурс выпало азербайджанскому сопрано Юлии Гейдаровой, а талон с № 13 вытянула звонкая болгарская певица Эмилия Иванова, дошедшая до второго тура и запомнившаяся исполнением арии Памины из «Волшебной флейты» и фиоритурами алябьевского «Соловья».
Разобравшись с порядком выступлений, конкурсанты разошлись на репетиции со своими концертмейстерами. Оргкомитет предоставил и азербайджанских пианисток, свою помощь многим оказали Тамара Халилова, Илаха Садыхзаде, Наргиз Алиева, Наргиз Агаева, Роза Мамедова, Элнура Абдуллаева. Ну а Диляра Керимова, кажется, и вовсе могла не уходить со сцены, потому, что едва закончив аккомпанемент одному певцу, приступала к следующему.
Прослушивания конкурсантов проходили три раза в день. Сразу определились и фавориты зрителей – зал филармонии заполнили студенты и педагоги консерватории, музыкального училища имени Асафа Зейналлы, меломаны. С особым пристрастием слушали они выступления баритона Романа Боброва, сопрано Альбины Латиповой, баса Валентина Аникина (Россия), теноров Фелипе Гачава (Грузия), Юсифа Эйвазова (Азербайджан), меццо-сопрано Ирину Поспелову (Украина).
Солистка Екатеринбургского театра оперы и балета Ирина Боженко ответственно подошла к подготовке к Баку. Разучивая в подлиннике романс Фикрета Амирова «Улдуз» из обязательной программы, она обратилась за помощью к консулу Азербайджана в Екатеринбурге. Ее тщательная проработка слов произведения вкупе с природной красотой голоса и умелым им владением принесли свои плоды: певица была удостоена приза за лучшее исполнение романса из репертуара Бюльбюля, уже не говоря о том, что стала лауреатом II премии.
Конкурсную интригу обострил неожиданный сюжет. С первых выступлений симпатии зрителей вызвал белорусский бас-баритон Анатолий Сивко. Он отлично исполнил каватину Рудольфа из оперы «Сомнамбула» Беллини и белорусскую народную песню «Шумные березы». На втором туре, куда жюри допустило двадцать семь человек, он представил «Серенаду» Мусоргского, третий романс Демона из одноименной оперы А.Рубинштейна и амировский романс «Улдуз». Похоже, Анатолий был явным претендентом на высокую награду. Но случилось непредвиденное. В день третьего тура двадцатисемиградусная жара, несвойственная для «бархатного» бакинского октября, сменилась проливным дождем. Чтобы добраться до филармонии, Анатолий вызвал такси, но, едва отъехав от отеля, машина застряла в пробке. Простояв сорок минут, взволнованный юноша выскочил из машины и, прикрываясь портпледом с концертным фраком, бегом кинулся к метро. Гостеприимные бакинцы избавили его от необходимости выстоять очередь за проездной карточкой, пропустили через турникет. Проехав перегон от станции «Сахил» до станции «Ичери Шехер», Сивко бросился к зданию филармонии через парк, когда-то называемый Губернаторским садом. Прибежал за несколько минут до выхода на сцену. Конечно, от нервного напряжения и погоды голос подсел. Выступление с оркестром, руководимым Рауфом Абдуллаевым, оказалось в общем-то не плохим, но не столь ярким, как ожидалось. В итоге, Анатолий Сивко в число лауреатов, увы, не попал. Более удачливой оказалась турчанка Дениз Етим. Певица сразу вызвала восхищение и своим мощным красивым голосом, и репертуаром, в который включила сложнейшие арии Лизы из «Пиковой дамы», Адриенны из оперы «Адриенна Лекуврер» Чилеа, Манон из оперы «Манон Леско» Пуччини и Амелии из «Бала-маскарада» Верди, «Von Liebe Ewiger» Брамса, Ровно пройдя от тура к туру, она завоевала Гран при конкурса и 10 000 долларов США.
Жюри подвело итоги:
Первой премии удостоен тенор Юсиф Эйвазов (Азербайджан), вторая премия досталась Ирине Боженко (Россия), а третья- сопрано Ольге Кульчинской (Украина). У ее соотечественницы, сопрано Дарьи Князевой, а также россиянина, баритона Валентина Аникина – четвертая премия.
Звания «Лучший тенор конкурса» не присудили, зато отметили «лучший аккомпанемент» Натальи Королько (Украина) и Евгении Лопухиной (Россия). Призы «За лучшее исполнение народной песни» вручили грузинскому баритону Алуда Тодуа и спрано Афаг Аббасовой (Азербайджан).
Однако в дни конкурса состоялось событие, не знающее мировых аналогов. Жанр «Ярмарки певцов», конечно, не нов. Но, во-первых, в Азербайджане такое мероприятие прошло впервые, а главное никогда еще «Ярмарки» не включались в расписание конкурса. Организованная усилиями нидерландского импрессарского агентства «TACT International Art Management», «Ярмарка» предоставила замечательную возможность презентовать себя певцам, которые по тем или иным причинам не могли принять участия в конкурсе. Например, едва перешли допустимую возрастную черту…
 
Выступление перед специальным жюри, состоявшим из продюсеров и директоров театров, открывало артистам перспективы заключения международных контрактов с лучшими театрами и оркестрами.
На участие в «Ярмарке» подали заявки вокалисты из Азербайджана, Великобритании, Испании, Молдовы, России, США, Турции, Украины,
К наслаждению от выступлений конкурсантов, радовавших и силой, и тембральной окраской голосов, добавились восторги от мастерства более опытных вокалистов «Ярмарки». Яркое впечатление произвели два контр-тенора Ильхам Назаров (Азербайджан) и Артем Крутко (Россия), виртуозное сопрано Элисандра Мелиан (Испания). О каждом из выступивших в репетиционном зале Капеллы сразу три музы – Каллиопа, чье имя переводится с древнегреческого, как «имеющая прекрасный голос» Полигимния и Эрато могли бы сложить восторженные поэтические строфы. Но в данном случае куда важнее было то, что соискателей оценили генеральный директор Женевской оперы Тобиас Рихтер, кастинг-директор театра в австрийском Клагенфурте Кристиан Карлштедт или заместитель генерального директора по художественным вопросам театра в Бонне Кристиан Фирмбах, директор оперного театра в Граце Михаэль Баробек…
Конкурс и «Ярмарка певцов» выполнили свои задачи. Их участники и гости разъезжались, увозя не только эмоции от собственных выступлений. Конечно же, в их памяти останутся и прогулки по великолепному бакинскому бульвару, и осмотр достопримечательностей, в обязательных список которых вошли места съемок любимых с советских времен кинофильмов «Человек-амфибия» и «Бриллиантовая рука».

Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская