С акцентом и без него

С акцентом и без него
Сразу по окончании Третьего по счету фестиваля российского кино и других стран СНГ, организованного Международным фондом искусств и межкультурного диалога (Тбилиси) и Продюсерским центром «Кинопроцесс» (Москва) при поддержке Министерства культуры РФ и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ (МФГС), средства массовой информации стали активно тиражировать новость: режиссер Алексей Балабанов собирается снимать в Тбилиси фильм о молодом Сталине. В разговоре с режиссером – гостем фестиваля — я не могла скрыть удивления: «А разве можно заранее, еще до начала съемок, делиться своими планами?!» Но, как оказалось, очарованный Грузией Алексей Октябринович совершенно не суеверен…
Третий фестиваль российского кино и других стран СНГ в Тбилиси стал в определенном смысле переломным. «Мы, можно сказать, вышли из какого-то подполья, ведь долгое время судьба фестиваля была неизвестна», — заявил генеральный продюсер фестиваля Константин Лузиньян-Рижинашвили. Естественно, эти сдвиги были связаны, прежде всего, с изменением политической ситуации в Грузии… Но не только – проявились глубинные связи между двумя культурами, народами. Уместно привести слова Василия Розанова: «Сухая дружба на политической почве не принесет того плода, который может принести взаимное тяготение народов в целях высшей культуры».
Несомненно, с русским философом согласились организаторы фестиваля, в сложных политических обстоятельствах решившие провести первый фестиваль российского кино. Это было три года назад… И вот новые встречи! В столицу Грузии приехала блистательная компания кинематографистов: Вадим Абдрашитов, Алексей Балабанов, Александр и Андрей Прошкины, Ираклий Квирикадзе, Алла Сурикова, Никита Высоцкий, Александр Лазарев-младший, Анна и Надежда Михалковы, Резо Гигинеишвили, Василий Сигарев, Алексей Федорченко… Общее настроение кинодесанта замечательно выразила Анна Михалкова: «У меня смешанные чувства. Я езжу в Грузию уже несколько лет, у меня здесь огромное количество друзей. С одной стороны, у меня страстное желание поделиться этим всем в Москве. А с другой стороны, совершенно не хочется, чтобы все вдруг поняли, как здесь хорошо, замечательно, вкусно, какие здесь люди хорошие, чувство юмора отличное, как здесь прекрасно сниматься. Мне радостно, что приехало так много людей, а я здесь уже практически местный житель. Использую любую возможность приехать сюда».
В Тбилиси привезли тридцать лучших картин, снятых, в основном, российскими кинематографистами за последние годы. Они были объединены в рубрики: «Большой экран», «Фестивальный мейнстрим», «Режиссеры 2000-х», «Киносоюз», «Документальный экран», а также «Кино с акцентом» — программа, отражающая тему грузино-российских культурных и человеческих связей.
ОТ «ОРДЫ» ДО «МАГНИТНЫХ БУРЬ»
Открыла фестиваль масштабная картина «Орда» Андрея Прошкина (продолжатель известной династии). Действие картины происходит в Золотой Орде, в XIV веке. Фильм снят в стилистике авантюрного эпоса, с потрясающей фантазией оператора Юрия Райского и художника Сергея Февралева и выразительной звуковой стихией композитора Алексея Айги.
Для многих тбилисцев открытием стал замечательный актер Максим Суханов. Он сыграл в фильме «Орда» митрополита Алексия, прошедшего через танталовы муки и проявившего невероятную силу духа в плену у ордынцев. Суханов предстал еще в одной фестивальной ленте – постмодернистской картине «Борис Годунов» Владимира Мирзоева.
Фильм «Борис Годунов» стал одним из наиболее ярких событий фестиваля. Режиссер актуализировал пушкинскую трагедию – перенес ее в современные реалии. На «стыке» эпох по-иному заиграли смыслы.
В.Мирзоев разыграл «Бориса Годунова» в театральном интерьере, виртуозно соединив эстетику кино с искусством сцены, с крупными планами актеров и даже прямыми «включениями» театрального действа в структуру фильма. Чего стоит хотя бы известный монолог Бориса Годунова, начинающийся словами «Достиг я высшей власти»... Герой в интересном, глубоком прочтении М. Суханова обращает свои слова… к убиенному царевичу Димитрию, который стал неотъемлемой частью его внутреннего кошмара. В исполнении актера Борис Годунов – недюжинная, сильная личность, мучимая при этом страхами и угрызениями совести. Этот узурпатор власти вне эпох и границ, чем-то напоминающий шекспировского Клавдия, – наш современник, запятнавший свое доброе имя политик высшего ранга. Он, да и остальные персонажи картины (в первую очередь, авантюрист Гришка Отрепьев в остром исполнении Андрея Мерзликина), представляющие день сегодняшний, в то же время соединяют в нашем сознании прошлое и будущее человечества. Откуда и куда мы, собственно, идем?
Произвела сильное впечатление картина Кирилла Серебренникова «Измена». Это типичный пример европейской эстетики, которой свойственна особая магия и изысканность. История неоднозначных, эмоционально насыщенных взаимоотношений героев фильма напомнила сюжеты столь любимых нами французских лент. То же самое можно сказать и о стилистике «Измены». Вообще этот фильм киноведы считают вершиной режиссерского мастерства Кирилла Серебренникова, больше известного в качестве режиссера театра. Интересно, что в «Измене» снялись актеры из разных стран. В главных ролях этого «фильма-катастрофы» (так называет свою работу режиссер) предстали: немка Франциска Петри, македонец Деян Лилич, россияне Андрей Щенников, Альбина Джанабаева и латышка Гуна Зариня.
Ажиотаж вызвал фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» в постановке Петра Буслова. Фильм создан по канонам американского кино: всеми любимый поэт и актер вырастает до размеров мифологического персонажа, героя легенды. «Супермен» Высоцкий, владеющий умами и сердцами сотен тысяч людей, побеждает смерть. Это произошло на самом деле во время гастролей артиста в Ташкенте. Чудо воскресения Владимира Семеновича, какое-то время находившегося «по ту сторону», потрясает до глубины души. И все это происходит на фоне политических интриг гэбэшников. Картину представил актер, режиссер, сценарист Никита Высоцкий.
В стилистике картины «Духless» молодого режиссера Романа Прыгунова (сын «того самого» Льва Прыгунова) тоже ощущается влияние эстетики американского кино. Хотя фильм, снятый по мотивам популярной книги Сергея Минаева, отражает современные российские реалии: огромный мегаполис, в котором мир потребления нивелирует духовные ценности, уничтожает личность. Молодой топ-менеджер крупного международного банка Макс (его играет обаятельный Данила Козловский, обладающий поистине голливудской улыбкой), достигший, по обычным меркам, сверхблагополучия, в одночасье теряет все и оказывается, в буквальном смысле, на помойке… Пройдя это своеобразное чистилище, герой словно воскресает из мертвых. Надо сказать, фильм оказался намного жестче книги. Тем не менее «воскресение» произошло.
Мэтр российского кино Вадим Абдрашитов показал на фестивале свою отнюдь не новую картину «Магнитные бури». В основе, как обычно, сценарий Александра Миндадзе. Создатели фильма осмысливают важные события жизни с точки зрения социальной философии. Это картина о том, как толстосумы делят огромный завод «руками» простых работяг, как социум убивает любовь, разрушает связи между людьми, делает их «колесиками» и «винтиками» какого-то огромного бездушного механизма. Здесь отражаются реальные катаклизмы эпохи больших перемен, сломавшей многие человеческие судьбы. Главную роль в «Магнитных бурях» сыграл популярный сегодня «глухарь» Максим Аверин.
На фестивале демонстрировали и так называемое «народное» кино. К нему относится фильм «Бульварное кольцо» в постановке Дмитрия Барщевского, в котором снялся наш соотечественник актер Ника Тавадзе. Еще один наш земляк Резо Гигинеишвили, зять Никиты Михалкова, привез романтическую комедию «Любовь с акцентом».
Свое слово сказали и документалисты – так, Ирина Изволова представила свою картину «Тарковские. Осколки зеркала».
Трагикомедия «Кококо» в постановке Авдотьи Смирновой завершила фестиваль. Это ироничная, тонкая картина о непонимании между интеллигенцией и так называемым «народом». «Народ» в фильме – приехавшая из провинции Вика, «интеллигенция» — петербурженка Лиза. Их конфликтная дружба (такой вот оксюморон!) едва не завершается катастрофой…
В одной из главных ролей выступила Анна Михалкова, которой на фестивале был вручен приз имени Софико Чиаурели «За вклад в киноискусство». Его также получил сценарист и режиссер Ираклий Квирикадзе. Памятный приз был присужден и почетному президенту фестиваля, юбиляру этого года Эльдару Рязанову. Увы, великий комедиограф не смог приехать в Тбилиси… но сердцем был с участниками и зрителями фестиваля.
 
«ЖИТЬ» – ЧЕСТНОЕ КИНО
Настоящим шоком (многие зрители во время сеанса рыдали, а потом, уже после картины, долго не могли оправиться от шока) стало артхаусное кино Василия Сигарева под названием «Жить». В фильме рассказывается о тяжелых переживаниях, неизбежно связанных с трагическим уходом самых близких людей, – показаны три истории: женщина теряет детей – девочки погибают в аварии; другая остается без мужа – его насмерть забивают в электричке какие-то отморозки; у мальчика умирает отец… По сюжету картины в какой-то момент каждому из персонажей привидится чудесное воскресение ушедших. В это, как в чудо, поверим и мы, зрители. Но чудес не бывает…
После просмотра многие задавались вопросом: «А нужно ли нам такое депрессивное кино, не оставляющее никакой надежды, заставляющее усомниться в том, что жизнь имеет хоть какой-то смысл?» Мнения разошлись. Одно признавали все: этот фильм о смерти поражает в самое сердце и заставляет вспомнить, вспомнить в подробностях, собственные потери… В финале картины забрезжил рассвет, и мы видим высокие деревья с птичьими гнездами. Жизнь-то продолжается, но почему-то светлее на сердце не становится.
Авторское кино – это честное высказывание. В России сейчас хотят запретить авторское кино, называют его чернухой, — говорит исполнительница одной из главных ролей актриса Яна Троянова. — Как можно запретить снимать честное кино? Эти картины, якобы очерняющие Россию, не хотят финансировать. Картина «Жить» — о людях. Смерть сегодня вообще обесценена, трагедия человека — ничто. Убили человека – ну и ладно! Вот такое кино они хотят видеть. Как можно автору запретить говорить о том, что болит? Мы с Василием Сигаревым говорим, что с удовольствием не снимали бы такое страшное кино, если бы зла не было на земле, если бы мир был лучше. Невозможно не снимать фильмы о человеческих трагедиях. Мы не знаем, что будет завтра, но гайки уже закручивают, особенно режиссерам авторского кино. Потому что считают, что Россию нужно показывать с той стороны, где она хорошая, отремонтированная. Им стыдно за такую Россию, но она у нас такая! Ты ее либо любишь, либо нет – другой родины не дано! Я считаю, что новая волна авторского кино отражает мир неприлизанный, непридуманный. Картина «Жить» — фильм не только о России. Он может касаться любой страны, каждого человека.
 
МЫ ТОЖЕ ХОТИМ
Фильм «Я тоже хочу» Алексея Балабанова затрагивает ту же тему – тему смерти, но раскрывает ее совершенно по-другому. Ретроспектива фильмов этого мастера, одного из наиболее загадочных, эпатажных и обсуждаемых режиссеров российского кино, вызвала на фестивале большой интерес. Да и сам Алексей Балабанов был буквально покорен Тбилиси и тбилисцами!
Зрители увидели нашумевшую картину режиссера «Груз 200», черную комедию «Жмурки», криминальную драму «Кочегар» и последнюю работу мастера «Я тоже хочу», показанную в сентябре на Венецианском кинофестивале.
Каждый видит в работах Алексея Балабанова что-то свое. Некоторые зрители бросают ему обвинения в очернении реальности, другие благодарят режиссера за художественную правду и признают гением. «Балабанов должен понять, что он гений. А у гения жизнь не простая. Он должен слушать свой талант, а не толпу и не верха, которые диктуют ему, как надо. В свое время критиковали Гоголя, Толстого, Чехова – за то, что они слишком мрачно описывают русскую действительность. Но они остались верны своему таланту. Того же желаю и Балабанову – мужества оставаться верным таланту, который дал ему Бог. Если режиссер изменит таланту в угоду конъюнктуре — он совершит предательство» — пишет Алексею Октябриновичу поклонник его творчества… Общаясь с Балабановым, поняла: даже если он очень захочет изменить самому себе, у него это не получится – слишком уж режиссер по-особенному воспринимает этот мир. Год назад тбилисцы увидели «особенного» Балабанова в его инсценировке «Морфий» по Булгакову. Сказать, что он просто мрачно смотрит на мир, — не сказать ничего! Опять сошлюсь на мнение зрителя: «Балабанов реалистичен до невероятности. Реальность, которую создает автор «Груза 200» и «Морфия», стопроцентная».
После тбилисского показа «Груза 200», на котором присутствовал сам режиссер, высказывались мнения, кардинально противоположные – от полного отрицания до восторга. Балабанова, вновь посмотревшего фильм спустя десять лет, он удивил – режиссер считает, что это его лучшая картина. «Насколько нынешняя реальность отличается от той, что отражена в вашей картине?» — спрашиваю. «Она совсем другая!» — уверен Балабанов.
Тем не менее, в последних картинах мастера мир так же трагичен и страшен, как и в фильме «Груз 200». И так же непреодолимо стремление человека к счастью! Об этом – последняя работа Алексея Балабанова «Я тоже хочу!», воспринимаемая неоднозначно – как и другие фильмы режиссера. Сюжет необычен: пять человек отправляются к мистической Колокольне Счастья, которая, как говорят, находится где-то между Санкт-Петербургом и Угличем, рядом с уже давно неработающей атомной станцией. Музыкант, бандит с другом Матвеем и его престарелым отцом, а также проститутка пытаются отыскать это загадочное место и обрести счастье. Но Колокольня «забирает» не всех, хотя каждый верит, что будет выбран именно он. В финале все мертвы, и рассказанная история воспринимается как путешествие к смерти… Едут-то герои за счастьем, а обретают смерть!
Впервые в своей кинематографической практике Балабанов выступает и в качестве актера – одного из тех, кто отправляется на поиски Колокольни Счастья... И играет он в фильме самого себя!
Балабанов, по его признанию, не любит объяснять зрителям свои картины – предлагает им самим размышлять над фильмами. «Так было всегда, — говорит режиссер, — «Я тоже хочу» – моя четырнадцатая по счету работа! Я всегда снимал фильмы по собственным сценариям». «Кроме фильма «Морфий» по Михаилу Булгакову», — уточняю я. На что следует возражение: «Причем тут Булгаков? Булгаков умер давно. А сценарий написал я!» «А почему именно эта история вас зацепила?» — «Я Булгакова люблю. И хотел бы…» Но диалог прерывается восторженными признаниями в любви одной из «армии» поклонников творчества Алексея Балабанова.
 
И ЕЩЕ…
В рамках фестиваля был отмечен 100-летний юбилей картины «Путешествие Акакия Церетели в Рача-Лечхуми». Это первый грузинский полнометражный документальный фильм режиссера и оператора Василия Амашукели, рассказывающий о поездке поэта Акакия Церетели в регион Рача-Лечхуми в 1912 году. Режиссер запечатлел эпизоды этого путешествия. Им было отснято около 1500 м пленки, а после монтажа осталось 1200 м. До нашего времени дошло около 400 м. Автору удалось отразить всенародную любовь к поэту, показать уклад жизни в Грузии, грузинские традиции и природу. Как сообщают источники, фильм был впервые показан в кинотеатре «Радиум» в Кутаиси20 сентября 1912 года. На премьере присутствовал сам Акакий Церетели. В течение двух недель картина шла в Кутаиси при аншлагах. Копия фильма хранится в Национальном архиве Министерства юстиции Грузии.
Организаторы фестиваля Вячеслав Шмыров и Константин Лузиньян-Рижинашвили передали в подарок грузинскому фонду «Первый шаг» так называемый «Волшебный ящик». Это жесткий диск, на который записана вся коллекция «Союзмультфильма» и лицензия на ее многоразовый публичный показ. Фонд «Первый шаг» распределит по 20 экземпляров «Волшебного ящика» детским домам, школам и больницам.
 

Фотогалерея


Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.

Новости

16 февраля 2015

Дорогие друзья!

К сожалению, непростое с точки зрения сегодняшней экономики время, так или иначе отозвавшееся во всем, коснулось и нас. Начиная с 2015 года журнал «Иные берега» будет выходить только в электронном виде.
Надеемся, что это не помешает вам следить за нашими публикациями с прежним интересом и вниманием. Конечно, всегда приятно взять в руки с любовью изданный журнал и слушать шелест страниц, но... молодые поколения уже настолько привыкли к электронному способу общения и получения информации, что, может быть, и многие из них станут такими же верными поклонниками «Иных берегов», какими стали за годы существования журнала представители старших поколений.
До встречи в виртуальной реальности!
 
Наталья Старосельская